Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Теория содержательного обобщения в обучении В. В. Давыдова

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На первой стадии учащиеся знакомятся с предлагаемой учителем учебной ситуацией задачи (математической, лингвистической и т. д.) и ориентируются в ней. На второй стадии они овладевают образцом такого преобразования материала, который выявляет наиболее существенные отношения, служащие для решения задач. На третьей стадии эти отношения фиксируются в форме предметной или знаковой модели. На четвертой… Читать ещё >

Теория содержательного обобщения в обучении В. В. Давыдова (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Теория содержательного обобщения в обучении В. В. Давыдова также основывается на идеях Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева. Любое приобретение опыта трактуется как усвоение. Усвоение включает три основных компонента:

  • 1) предметная культура, воплощенная в знаниях, умениях и навыках;
  • 2) способы усвоения содержания в соответствии с формой усвоения;
  • 3) практическая и познавательная деятельность, возникающая в ходе собственной деятельности индивида с объектами.

Основное положения теории Давыдова заключается в том, что обучение обобщающим способом связано с абстракцией, с содержательным обобщением, с усвоением теоретических понятий. В этом смысле обучение обобщенным способом противоположно обучению в современной школе, которое построено на эмпирическом подходе и эмпирическом мышлении.

Эмпирическое мышление отражает поверхностные связи объектов, не способно проникнуть в их сущность. Оно используется в обыденной жизни, в быту. Главным способом умозаключения в эмпирическом мышлении является индукция.

Теоретическое мышление отражает внутренние связи объектов, законы развития этих связей. Оно проникает в сущность объектов и процессов. Такой тин мышления используется в науке. Главным способом умозаключения в теоретическом мышлении является дедукция.

Теория содержательного обобщения в обучении В. В. Давыдова, исходя из примата теоретического мышления, позволяет уточнить содержание компонентов учения.

Учебная ситуация, учебная задача — усвоение эмпирических и теоретических понятий, соответствующих им способов исследования эмпирических и теоретических задач.

Учебные действия, различающиеся для описательного материала (смысловая перегруппировка материала, смысловое выделение опорных пунктов, составление плана, логической схемы) и фундаментальных понятий (выделение всеобщих отношений, ведущих принципов, ключевых идей, моделирование этих отношений, овладение способами перехода от всеобщих отношений к их конкретизации и обратно).

Действия контроля — регулирование действий, описанных выше.

Введения нового понятия, по данным экспериментов В. В. Давыдова, проходит следующие основные стадии.

На первой стадии учащиеся знакомятся с предлагаемой учителем учебной ситуацией задачи (математической, лингвистической и т. д.) и ориентируются в ней. На второй стадии они овладевают образцом такого преобразования материала, который выявляет наиболее существенные отношения, служащие для решения задач. На третьей стадии эти отношения фиксируются в форме предметной или знаковой модели. На четвертой стадии выявляются те свойства, благодаря которым можно вывести условия и способы решения задачи.

При практической реализации содержательного обобщения в обучении появляется возможность замены концентрической системы преподавания линейной и отказа от наглядности как универсального средства обучения на начальной стадии. В первую очередь учащимися должна быть усвоена система теоретических понятий, выражающих собой наиболее общие и существенные знания предмета. Эти понятия должны именно усваиваться учащимися, а не даваться им в готовом виде. Усвоение понятий должно предшествовать знакомству с конкретными фактами. Частные знания, в свою очередь, должны выводиться из всеобщих и представляться как конкретное проявление всеобщего закона.

При изучении (усвоении) понятий и законов на основе тех или иных материалов учащиеся в первую очередь должны обнаружить в них генетически исходную связь, определяющую объект, отраженный в соответствующем понятии. Эту связь, пишет Давыдов, необходимо воспроизвести в графических, предметных и знаковых моделях, позволяющих изучить ее в «чистом» виде. Для этого у учащихся надо сформировать специальные предметные действия, с помощью которых они смогут в учебном материале выявить и далее воспроизвести искомую зависимость, изучая ее собственные свойства. А это предполагает постепенный переход от внешних предметных действий к их выполнению в умственном плане.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой