Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Взаимосвязь уровня агрессивности и социального статуса у младших школьников

Дипломная Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

На основании подсчетов были определены статусные группы учащихся коллектива, большинство членов класса состоят в группе «Предпочитаемые» и в группе «Принятые». В группе «Непринятые» 4 ребёнка, в группе «Звезды» 3 человека. А в группу «Непринятые» попали дети, у которых была выявлена агрессивность. Это — Алла, Лиза, Ильяс и Саша. Они неуспешны в обучении, нарушают дисциплину. Расположение учащихся… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Теоретические основы проблемы агрессивности младших школьников
    • 1. 1. Сущность и структура понятия «агрессивность»
    • 1. 2. Психологическая характеристика младших школьников
    • 1. 3. Факторы, влияющие на агрессивность младших школьников
  • Глава 2. Социальный статус младших школьников в коллективе
    • 2. 1. Сущность и структура понятия «социальный статус»
    • 2. 2. Социальные статусы в коллективе младших школьников и их значение в личностном развитии
  • Глава 3. Экспериментальное исследование взаимосвязи агрессивности и социального статуса младших школьников
    • 3. 1. Описание выборки и методик исследования
    • 3. 2. Анализ результатов исследования
    • 3. 3. Выводы и рекомендации
  • Заключение
  • Список литературы

Взаимосвязь уровня агрессивности и социального статуса у младших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проективная методика «Кактус» позволила выявить следующее: в рисунках 5 человек есть признаки агрессивности: длинные иглы, торчащие в разные стороны, часто расположенные. В качестве дополнительной информации были использованы ответы детей на вопросы. Среди ответов были такие:-«кактус домашний» -3 ребенка, «дикий».

— 2,"ему нравится, когда его любят", «он ни с кем не по соседству» -2 человека, «он с колючками»,"подрастет, и у него будут очень большие иголки", «иголки будут острые».Таким образом, анализ рисунков и комментариев к ним позволяет говорить о наличии агрессивности у детей младшего школьного возраста. Обращает на себя внимание то, что в комментариях детей можно увидеть ряд важных моментов — одиночество, апатия, низкая самооценка, попытки выстроить свои детские системы психологической защиты. В результате изучения социальных статусов у детей этого класса были выявленыᅟлидеры,ᅟ предпочитаемые,ᅟ принятые,ᅟ изолированные, отверженные младшие школьники по социометрической методике в адаптации М. А. Панфиловой, составлены социоматрицы. Все учащиеся 2 класса распределились на группы:

1. Группа «Звёзды» — дети, получившие наибольшее количество выборов от 5до7 (3 человека);2. Группа «Предпочитаемые» — дети, получившие 3−4 выбора (9 человек);3. Группа «Принятые» — дети, получившие 2−1 выбора (9 человек).

4. Группа «Непринятые» — 4 человека.

На основании подсчетов были определены статусные группы учащихся коллектива, большинство членов класса состоят в группе «Предпочитаемые» и в группе «Принятые». В группе «Непринятые» 4 ребёнка, в группе «Звезды» 3 человека. А в группу «Непринятые» попали дети, у которых была выявлена агрессивность. Это — Алла, Лиза, Ильяс и Саша. Они неуспешны в обучении, нарушают дисциплину. Расположение учащихся в салоне автобуса по другой проективной методике («Автобус») в целом подтвердило результаты, полученные в социометрической методике: на последнем сидении оказалась часть учащихся (Лиза, Саша, Ильяс), которые имели статус непринятых, впереди — «звезды», в середине салона — принятые и предпочитаемые. В таблице 4 на стр.

49 отражены результаты исследования по двум методикам, а на стр.

50 представлена сводная таблица по всем результатам эксперимента. Как видно из таблицы, у четверых младших школьников высокий уровень агрессивности по двум методикам и одновременно выявлен низкий социальный статус (Лиза, Ильяс, Саша), в то же время у одного ученика (Андрея) высокий уровень агрессивности, но статус «Принятые», а у девочки (Оксаны) — высокий уровень агрессивности, а статус — «Предпочитаемые».В то же время анализ полученных результатов приводит к выводу о том, что существует взаимосвязь агрессивности и социального статуса младших школьников. По итогам работы были сформулированы выводы и рекомендации для учителя этого класса и психолога. Таким образом, выполненное нами исследование проблемы взаимосвязи агрессивности и социального статуса младших школьников вносит определённый вклад в теорию и практику деятельности психолога. В то же время мы понимаем, что сложность и социальная острота проблемы требует дальнейших исследований на более широкой выборке, кроме того, интересным и результативным может быть формирующий эксперимент. Спасибо за внимание!

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ананьев Б.Г.О проблемах современногочеловекознания/Б.Г.Ананьев — Спб.: ПИТЕР, 2002
  2. Агрессия детей и подростков // под ред. Н. М. Платоновой. — СПб.: Питер, 2008.
  3. , М.В. Психогенетика агрессивности / М. В. Алфимова, В. И. Трубников //Вопросы психологии. — 2000. — № 6
  4. П. П. Психология младшего школьника/П.П.Блонский.- М., 1997
  5. , Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль / Л.Берковиц. — СПб., 2001, 245 с.
  6. А. Агрессия: социальный анализ изучения/А.Бандура — М.: Генезис, 2005.
  7. , Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. — СПб., 1997, 342 стр
  8. Г. М. Психотерапия агрессивного поведения детей и подростков : метод. пособие для врачей / Г. М. Бреслав. — СПб.: Комздрав, 2004. — 334 с.
  9. К. Жить с агрессивными детьми/К.Бютнер — М.: Педагогика, 2005.
  10. А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников/А.Л. Венгер, Г. А.Цукерман- М.: Владос-Пресс, 2005. — 159 с.
  11. .С. Младший школьник: как помочь ему учиться./Б.С.Волков- М.: Академический Проект, 2004. — 142 с.
  12. Ю.Б. Введение в общую психологию/Ю.Б.Гипенрейтер -М., изд-во МГУ, 1988.
  13. В.А. Психология общения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений /Горянина В. А — М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  14. А.И. Психология коллектива /А.И.Донцов- М.: изд. МГУ, 2000.
  15. А.Г. Агрессия в младшем школьном возрасте. Диагностика и коррекция. / А. Г. Долгова. — М.: Генезис, 2009. — 216 с.
  16. , С.Н. Понятие агрессии в современной психологии / С. Н. Ениколопов //Прикладная психология. — 2001. — № 16.
  17. , И.С. Детская агрессивность как предмет педагогического исследования [Текст] / И. С. Зимина // Педагогика.- 2012.- № 5.- С. 14−18.
  18. Г. Психология развития /Г.Крайг.-СПб.: Питер, 2000.
  19. С.Л. Детская агрессия/ СПБ: Питер, издание первое, 2004 г, 224 стр.
  20. Ковалев
  21. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П./ С. В Кульневич., Т.П.ЛакоценинаСовременная работа в школе. От формирования к развитию.- М. Учитель, 2000.
  22. Ю. В. Особенности формирования межличностных отношений младших школьников на игровых занятиях // Молодой ученый. — 2014. — № 20.
  23. Кон И. С. Ребенок и общество: Учеб. пособие для студ;. высш. учеб. заведений/И.С.Кон — М.: Издательский центр «Академия», 2003.
  24. , Н.И. Актуальные проблемы развития воли у младших школьников [Текст] Н.И. Корытченкова, Т. И. Кувшинова, Ю. А. Кувшинов, В. П. Михайлова // Педагогика: семья-школа-общество: монография/ под общ.ред. проф.О. И. Кирикова. — Книга 20. — Воронеж: ВГПУ, 2010. Глава 25. — с. 363−378
  25. , Е.К. Шпаргалка для взрослых [Текст]: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми / Е. К. Лютова, Г. Б. Монина. — М.: Генезис, 2010.- 192с.
  26. Н.Д. Проблема характера в современной психологии./Н.Д.Левитов.-М.Академия, 2000.
  27. М. В., Михальчик Т. С., Парина К. П. Психология младшего школьника./М. В Матюхина, Т. С. Михальчик, К. П Парина. -М., 1976.
  28. Дж. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе./Дж. Морено -М., 2008.
  29. В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество./В.С.Мухина — М.: Академия 2000.
  30. Р.С., Кирпичник А. Г. Путь к коллективу./Р.С. Немов, А. Г. Кирпичник — М., 1988
  31. Н.Т. Методы активного социально-психологического обучения: тренинги, дискуссии, игры. — М.: Издательство «Ось -89», 2002.
  32. Ожегов С. И. Толковый словарь./С.И.Ожегов.-М, 1988.
  33. М. Графическая методика «Кактус» // Обруч. 2000. № 5. 34. Платонова, Н. М. Агрессия у детей и подростков: Учеб. пособие / Н. М. Платонова.- СПб.: Речь, 2004.- 336 с.
  34. А.В. Личность, деятельность, коллектив./А.В. Петровский — М., 1982.
  35. . Д. Социальная психология./Парыгин Б. Д. — СПб.: СПбГУП, 2003. — С.333−376
  36. Психологические тесты / Под ред. А. А. Карелина: В 2 т. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Т.2. — 248 с.
  37. Практическая психология образования [Текст]: учеб. пособие 4-е изд. / под ред. И. В. Дубровиной.- СПб.: Питер, 2007.- 592с.
  38. Психология человека от рождения до смерти [Текст] психологическая энциклопедия / под общей редакцией А. А. Реана.- СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002.- 656 с.
  39. Психологический словарь /под ред.Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко.-М., 2003.
  40. А.А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология./ А. А. Реан, Я.Л. Коломинский- СПб., 2008.
  41. , Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей [Текст] / Т. П. Смирнова.- Ростов н/Д.: Феникс, 2007.- 154 с.
  42. , Е.О. Психологические особенности и варианты детской агрессивности [Текст] / Е. О. Смирнова, Г. Р. Хузеева // Вопросы психологии.- 2002.- № 1.- С. 17−26
  43. , И. Школьники с девиантнымповедением:особенности воспитания [Текст] / И. Трус // Воспитание школьников.- 2012.- № 10.-С.31−32
  44. Н.Е. Работа с детьми: школа доверия./Сальникова Н. Е — СПб.: Питер, 2003. — 281 с.
  45. Л. Ю., Хузиахметов А. И. Младший школьник, его развитие и воспитание./Л.Ю.Сироткин, А. И. Хузиахметов- Казань, 1998.
  46. В.А. Воспитание коллективизма у школьников —. М. Избранные педагогические сочинения. — М., 1981. — Т.3. — С. 208.
  47. И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция / И. А. Фурманов. — Мн.: НИО, 1996. — 216 с.
  48. Фрейд, З. Недовольство культурой/ З.Фрейд. — М., 1998.-С.358.
  49. Н.С. Характер младшего школьника: Учеб. пособие. -М.: Флинта; Наука, 2006. — 306 с.
  50. , С. Ю. Детская агрессивность: 100 ответов на родительские «почему?» / С. Ю. Чижова, О. В. Калинина — Ярославль: Академия развития, 2003.- 160 с.
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ