Рабочая память.
Общая психология
Рабочая память — это блок памяти, в котором «циркулирует» информация, необходимая для осуществления текущей деятельности и/или присутствующая в сознании. Содержание рабочей памяти — это то, что человек вспоминает, думает, чувствует, делает сейчас, в данный момент времени. Концепция рабочей памяти была предложена А. Бэддели и Г. Хитчем в 1974 г. Она пришла на смену более ранней концепции… Читать ещё >
Рабочая память. Общая психология (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Рабочая память — это блок памяти, в котором «циркулирует» информация, необходимая для осуществления текущей деятельности и/или присутствующая в сознании. Содержание рабочей памяти — это то, что человек вспоминает, думает, чувствует, делает сейчас, в данный момент времени. Концепция рабочей памяти была предложена А. Бэддели и Г. Хитчем в 1974 г. Она пришла на смену более ранней концепции кратковременной памяти Д. Нормана и Н. Во (D. Norman, W. Waugn, 1965). В данном разделе мы будем пользоваться и тем и другим термином, в зависимости от позиции излагаемых авторов.
Ограниченная емкость рабочей памяти
Объем рабочей памяти ограничен: мы не можем выполнять слишком много дел одновременно! Ограниченность емкости рабочей (кратковременной) памяти была показана С. Стернбергом (1966) с помощью метода вычитания. Поясним идею этого метода на простом примере. Как учителю проверить, заучил ли ученик таблицу умножения или он при выполнении задания последовательно складывает числа в уме? Можно просто спросить его об этом. Но на искренность ученика полагаться трудно. Можно исходить из предположения, что ученик, заучивший таблицу, будет решать примеры быстрее, чем тот, кто не выполнил домашнего задания. Однако возможно, что ученик, не блистающий усердием, окажется проворней медлительного «зубрилки». Справиться с проблемой легче всего при помощи метода вычитания. Надо дать ученику два задания, включающие различное количество последовательных действий, например 7×3 и 8×6, и сравнить временные интервалы (назовем их время 1 и время 2), которые потребуются на решение одного и другого задания. Если ученик знает таблицу умножения наизусть, время 1 и время 2 будут равны. Если же ему приходится последовательно складывать числа (7 + 7 + 7 и т. д.), то время 2 окажется больше.
Стернберг, интересовавшийся стратегией извлечения информации из кратковременной памяти, мыслил аналогично. Первая проблема формулировалась им так: каким образом человек «сканирует» информацию в кратковременном хранилище — параллельно или последовательно? Другими словами, вынужден ли он «перебирать» элементы в памяти по одному или способен просматривать все элементы одновременно, как бы «единым внутренним взором»? Представьте себе, что испытуемому предъявляют два слова различной длины, например «корова» и «лес», и затем спрашивают «была ли в слове буква Д?» В каком случае он ответит быстрее? Поскольку целевой буквы нет ни в том, ни в другом слове, для решения задачи требуется мысленно просмотреть все буквы этих слов. Если поиск носит параллельный характер, т. е. все элементы проверяются одновременно, на «сканирование» первого и второго слов должно было уйти одинаковое количество времени. Однако на самом деле испытуемым требовалось больше времени, чтобы ответить, что буквы Д не было в слове «корова», т. е. когда ряд был длиннее. На основании этого Стернберг сделал вывод о последовательном сканировании информации в кратковременной памяти.
Вторая проблема заключалась в выяснении того, какой характер носит сканирование — полный или самопрекращающийся? Работает ли система до тех нор, пока не будут обследованы все доступные элементы, или выдает ответ, как только наталкивается на искомый элемент? Например, человека просят ответить, есть ли буква О в словах «корова» и «гитара»? Если поиск носит самопрекращающийся характер, т. е. человек перестает сканировать информацию после того, как искомый элемент обнаружен, то время, затраченное на решение задачи в том случае, когда в ряду есть буква О («корова»), должно быть меньше, чем в том случае, когда этой буквы в ряду нет («гитара»). Однако Стернберг получил противоположный результат. Время в первом и во втором случаях оказалось равным. Таким образом, ученый установил, что в кратковременной памяти имеет место полный последовательный перебор всей находящейся там информации. Очевидно, что такая стратегия эффективна (да и вообще возможна), если только объем кратковременной памяти ограничен. В противном случае человек бесконечно долго перебирал бы информацию и не пришел бы к какому-либо конечному результату.
Подтверждение положения об ограниченной емкости кратковременной памяти тем не менее нс даст основания установить, каков конкретно се объем. Что означает предложенная еще В. Вундтом и воспроизведенная С. Стсрнбсргом формула «шесть единиц»? Можно ли данные, полученные для цифрового и буквенного материала, распространить на слова, многозначные числа, осмысленные фразы и т. п. Нам действительно трудно удержать в памяти номер телефона, превосходящий шесть-семь элементов, но мы легко можем мгновенно узнавать многобуквенные слова (например, слово «достопримечательность» — 21 буква или слово «восьмидесятичетырехлетний» — 25 букв)[1].
- [1] В других языках существуют еще более длинные слова. Например, в немецком языке составные числительные обозначаются одним словом. 957 по-немецки — Neunhundertsiebenundfunfzig (63 буквы).