Упущенные аспекты развития
Такая кризисная ситуация, включающая массовые выступления населения, в силу деморализации беднейших слоев общества и отсутствия у него реальных лидеров скорее всего не сможет сложиться в ближайшие 3—5 лет. А поскольку эта группа пока не способна к активному протесту, никто не принимает ее во внимание. Не просто устранение административных барьеров, а государственное побуждение малоактивных или… Читать ещё >
Упущенные аспекты развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Вторая группа экспертов, которых можно было бы назвать «оптимисты», считает, что бедность может быть преодолена (то есть снижена до естественной нормы в 10—12%) в течение 10—15 лет путем упущенного ранее развития малого и среднего бизнеса. И не просто развития, а развития как основного и даже главного приоритета государственного строительства! Что для этого нужно?
- 1) Принятие этой задачи как приоритетной прежде всего законодателями.
- 2) Пропаганда этого решения и организация всероссийского экономического всеобуча (бесплатного и без возрастных ограничений) с обеспечением успешно завершивших курс и защитивших тот или иной экономический проект будущей деятельности (предпринимательства или самозанятости) государственным или внебюджетным микрокредитованием (менее успешные после завершения курса могли бы стать сотрудниками новых частных предприятий).
- 3) Не просто устранение административных барьеров, а государственное побуждение малоактивных или разуверившихся (то есть уже имеющих опыт деятельности в новых экономических условиях) граждан к предпринимательству, самозанятости и т. д. — мы слишком долго уповали на самоорганизацию экономики.
Можно дополнить этот тезис. Это просто непонятно, когда в прошлом году было констатировано, что за год количество малых предприятий, которые прекратили свое существование или приостановили свою деятельность, составило несколько десятков тысяч. Должно быть наоборот. Вплоть до обязательного — административно утвержденного — плана на каждый год каждому региону по открытию предприятий малого и среднего бизнеса.
Частично, считают эксперты-«оптимисты», такие же задачи могут быть приданы в нагрузку крупнейшим естественным монополиям. Почему Китай смог в рамках программы борьбы с бедностью ввести систему, когда в каждой семье должен быть хотя бы один работающий? Почему они смогли перевести тысячи сельских школ на баланс преуспевающих городских предприятий и фирм? Бедность и неграмотность, как известно, идут рука об руку. Почему у них передача земельных наделов в наследственное пользование позволила увеличить урожаи хлопка, зерна, мяса, птицы в 3—5 раз? Неужели у нас нет политической воли для достижения таких целей?
Еще один тезис относительно административных барьеров. Равенство форм собственности у нас существует в основном декларативно. Это сугубо психологическая и политическая проблема, но она требует решения: абсолютное большинство государственных чиновников всех уровней делят предприятия на государственные и негосударственные, при этом последние оцениваются как «не наши», вплоть до таких фактов, когда выпускники аккредитованных негосударственных вузов не принимаются на работу по специальности в государственные учреждения! И это лишь частный пример того, что — за исключением высокодоходных естественных монополий — государство не демонстрирует заинтересованности в развитии негосударственного сектора услуг, образования и экономики.
- 4) Пересмотр системы налогообложения малого и среднего бизнеса и восстановление доверия к государству — правила игры и налоги не должны перманентно пересматриваться.
- 5) Требуется мощный государственный протекционизм для внутреннего рынка.
- 6) Самое важное (по мнению этой группы экспертов) — приоритетное обеспечение малого и среднего бизнеса вспомогательными социальными инфраструктурами, а также внутренними рынками сбыта его продукции и услуг.
Хорошо известно, что до 50% предприятий малого и среднего бизнеса спотыкаются именно об этот барьер. И государство могло бы здесь выступить не столько в роли закупщика, сколько в роли честного оптовика, берущего товары и услуги под реализацию.
О моральной бедности власти Третья группа экспертов («пессимисты») считают:
- 1) малый и средний бизнес мог активно формироваться в период первоначального накопления капитала, а сейчас его время прошло;
- 2) обеспечением рынками сбыта мелкооптовой и мало конкурентоспособной продукции никто заниматься не будет;
- 3) экономический всеобуч бесполезен, так как местные «микромонополии», сросшиеся с государственным аппаратом, не позволят развиваться малому и среднему бизнесу;
- 4) в России активно идет «латиноамериканизация» экономики и общества, но власть не будет ничего делать до тех пор, пока не возникнет кризисная ситуация;
- 5) такая кризисная ситуация, включающая массовые выступления населения, в силу деморализации беднейших слоев общества и отсутствия у него реальных лидеров скорее всего не сможет сложиться в ближайшие 3—5 лет. А поскольку эта группа пока не способна к активному протесту, никто не принимает ее во внимание.
Эта группа экспертов особенно подчеркнула тезис о «моральной бедности власти» и отсутствии у последней политической воли для преодоления сложившейся в стране ситуации. Было также отмечено, что общий экономический рост, отражающийся преимущественно на мегаполисах, ни в коей мере не приведет к снижению уровня бедности.