Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Актуализация интеллектуально-личностных характеристик студентов-психологов как субъектов саморазвития в процессе вузовской подготовки

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

К профессионально-важным качествам психолога относятся когнитивные (высокие интеллектуальные способности, предприимчивость, критичность мышления, неприверженность стандартам, творческое мышление, фантазия, гибкость, спонтанная любознательность), регулятивные (умение анализировать свое поведение, интерес к собственной личности, собственным проблемам, самоуважение, уверенность в себе, самоконтроль… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения интеллектуальных и личностных характеристик студентов как субъектов саморазвития в процессе вузовской подготовки
    • 1. 1. Необходимость учета личностных особенностей студентов в процессе вузовской подготовки
    • 1. 2. Функциональный, системно-целевой и субъектный подходы в исследовании понятия саморазвития
    • 1. 3. Интеллектуальные и личностные характеристики человека как субъекта саморазвития
    • 1. 4. Профессионально важные качества психологов как субъектов саморазвития
    • 1. 5. Выводы по Главе 1
  • Глава 2. Экспериментальное изучение психологических характеристик студентов-психологов как субъектов саморазвития в процессе вузовской подготовки
    • 2. 1. Эмпирическое исследование психологических характеристик студентов-психологов как субъектов саморазвития
      • 2. 1. 1. Обоснование выбора методик и выборки испытуемых
      • 2. 1. 2. Обоснование выделенных характеристик студентов-психологов и анализ предварительных результатов исследования для последующего изучения
    • 2. 2. Экспериментальное изучение становления субъекта саморазвития в процессе вузовской подготовки (на примере студентов-психологов)
      • 2. 2. 1. Описание экспериментальной базы и процедуры выделения характеристик для исследования
      • 2. 2. 2. Формирующий эксперимент как фактор актуализации способности студентов-психологов к саморазвитию
    • 2. 3. Выводы по Главе 2
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Актуализация интеллектуально-личностных характеристик студентов-психологов как субъектов саморазвития в процессе вузовской подготовки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Современное общество испытывает потребность в активных людях, стремящихся к саморазвитию, в силу чего на образование возлагается задача по развитию субъектной позиции и субъектных качеств учащихся в различных видах деятельности. Особая роль в аспекте актуализации интеллектуально-личностных характеристик субъекта саморазвития принадлежит периоду обучения в вузе.

В то же время анализ существующей практики образования показывает, что целенаправленному становлению субъекта саморазвития в процессе вузовской подготовки не уделяется достаточного внимания. В связи с этим актуальной становится задача развития психологических (интеллектуально-личностных) характеристик студентов как субъектов саморазвития.

В настоящее время в науке имеются определенные теоретические предпосылки для решения исследуемой проблемы. Зарубежными психологами (А.Адлером, А. Маслоу, К. Роджерсом, В. Франклом, З. Фрейдом, Э. Фроммом, Э. Эриксоном, К. Юнгом) изучены проявления и источники «самости» человека, перспективы и барьеры личностного роста. Отечественными учеными разработаны теоретико-методологические подходы к анализу категории «субъект», определены сущностные характеристики и субъектные качества развивающейся личности (К.А.Абульханова, Л. И. Божович, А. В. Брушлинский, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, В. А. Петровский, С. Л. Рубинштейн, Е.А.Сергиенко).

На данный момент в психологии сложились три направления исследования проблемы развития и саморазвития личности: функциональное, рассматривающее человека как сугубо функциональное существо во всех сферах его жизнедеятельности (Б.Г.Ананьев, Л. И. Анцыферова, В. Г. Асеев, Л. И. Божович, М. И. Лисина, В. Н. Мясищев, В. А. Петровский, Д.Н.Узнадзе) — субъектно-целевое, делающее акцент на ценностно-смысловых и регулятивных характеристиках личности (А.Г.Асмолов, А. А. Баранов, Д. А. Леонтьев, В. М. Розин, Б. А. Сосновский, В.В.Столин) и системное, объединяющее два предыдущих подхода на основе принципа системной детерминации любого события (А.А.Бодалев, A.B.Запорожец, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, Л. М. Попов, С.Л.Рубинштейн). Особое внимание в научных исследованиях уделяется периоду профессионального становления личности. Отмечается необходимость ориентации подготовки современного специалиста не только на непрерывный прирост осваиваемых знаний, но на способность к их самостоятельному овладению, сопутствующему саморазвитию личности (Н.Р.Битянова, Л. М. Попов, С. Л. Рубинштейн, И. И. Чеснокова и др.). Методологически верно организованный учебный процесс не только способствует максимально эффективному усвоению материала, но и развитию студентов как творческих личностей (В.И.Андреев, Д. Б. Богоявленская, Я. А. Пономарев и др.). Определенные перспективы организации процесса саморазвития связаны с идеей Л. С. Выготского о «зонах ближайшего развития» и ее дальнейшей проработкой в работах Л. М. Попова, описавшего механизм «взаимопереходов» внешнеплановых и внутриплановых интеллектуально-деятельностных процессов.

Проблема настоящего исследования заключается в необходимости вскрытия особенностей личностных механизмов саморазвития и их актуализации в процессе обучения в вузе.

Цель исследования — выявить интеллектуально-личностные характеристики студентов как субъектов саморазвития, а также уровень актуализации этих характеристик в естественных условиях и в результате использования специально разработанной технологии.

Объект исследования — интеллектуально-личностные (когнитивные, регулятивные и коммуникативные) характеристики студентов как субъектов саморазвития на этапах вузовской подготовки.

Предмет исследования — актуализация интеллектуально-личностных характеристик студентов-психологов как субъектов саморазвития в процессе их бучения в вузе.

В качестве гипотезы исследования выступило предположение о том, что в процессе вузовской подготовки актуализация способности студентов к саморазвитию возможна в двух диапазонах: в условиях спонтанно формирующейся способности к саморазвитию основных проявлений психического она актуализируется в пределах среднего уровняв условиях применения экспериментатором специальной технологии ее показатели могут достигать высокого уровня.

Стержнем развивающей технологии может являться косвенное воздействие (осуществляемое с помощью упражнений и занятий с элементами тренинга) на выявляемые в ходе диагностики структурообразующие характеристики когнитивного, регулятивного или коммуникативного планов.

Для реализации цели исследования и подтверждения высказанного предположения, были сформулированы и последовательно решались следующие задачи:

1. На основе теоретического исследования выявить основные подходы к определению особенностей вузовской подготовки как этапа профессионального становления специалиста и его саморазвития.

2. Выделить в числе профессионально-важных качеств студентов-психологов их интеллектуально-личностные характеристики как субъектов саморазвития.

3. Теоретически обосновать и эмпирически определить комплекс диагностических методик для оценки психологических характеристик студентов-психологов как субъектов саморазвития.

4. Разработать технологию актуализации способности к саморазвитию и путем лонгитюдного исследования выявить ее эффективность на всех этапах вузовской подготовки студентов-психологов.

Теоретико-методологическую основу исследования составили основные положения теорий, посвященных личностно-профессиональному развитию, представленные в работах К. А. Абульхановой, А. А. Баранова,.

A.А.Бодалева, А. А. Деркача, Э. Ф. Зеера, М. В. Каминской, Е. А. Климова, Т. В. Кудрявцева, Н. В. Кузьминой, Л. Г. Лаптева, А. К. Марковой, Л. М. Митиной, Н. С. Пряжникова, Е. Ю. Пряжниковой, А. Р. Фонаревапредставления.

B.Г.Асеева, Л. И. Божович, М. И. Лисиной, В. Н. Мясищева, Д. Н. Узнадзе о саморазвитии личности, сложившиеся в рамках функционального подходазнания о системно-структурной организации психического как единства когнитивных, регулятивных и коммуникативных характеристик (Б.Ф.Ломов) — отношение к личности как к совокупности черт, определяющих постоянство, наблюдаемое в поведении человека (Р.Кеттелл) — модель психологической организации человека как субъекта развития и саморазвития (Л.М.Попов).

Методы исследования: логико-теоретический анализ проблемы и возможностей ее решения, комплекс психодиагностических средств, а также формирующий эксперимент. Для обработки данных использовались методы математической статистики (вычислялись средние значения, осуществлялось статистическое сравнение покритерию Стьюдента и корреляционный анализ).

Методики исследования:

1. Многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла (16 РБ).

2. «Интеллектуальный тест» Р.Кеттелла.

3. Тест на измерение самооценки личности студента (И.Я.Киселев).

4.Тест-опросник «Коммуникативные и организаторские склонности (КОС-2)» В. В. Синявского и Б. А. Федоришина.

5. Методика оценки способности к саморазвитию «Интервью с самим собой» Л. М. Попова.

Эмпирическая база: в исследовании приняли участие 360 респондентов — студенты-психологи (с I по V курс), обучающиеся по специальности 30 301.65 «Психология». Из числа студентов первого курса были сформированы экспериментальная и контрольная группы, которые участвовали в лонгитюдном экспериментальном исследовании (на протяжении всех пяти лет вузовского обучения). В экспериментальную группу вошли 32 студента в возрасте от 17 до 18 лет. Из них женского пола 20 человек, мужского — 12. В контрольную группу вошли 30 студентов в возрасте от 17 до 18 лет (женского пола 20 человек, мужского — 10). Однородность групп обеспечивалась сходством испытуемых по результатам констатирующего эксперимента (достоверных различий по диагностируемым признакам на первом курсе не было обнаружено).

Надежность и достоверность полученных результатов и обоснованность выводов обеспечены разносторонним анализом психологической литературы по проблеме исследования, теоретической обоснованностью и непротиворечивостью методологических положений, адекватностью используемых методов исследования и их соответствием целям и задачам, репрезентативностью и однородностью выборки испытуемых, применением апробированных статистических методов обработки, анализа и интерпретации эмпирических данных.

Научная новизна исследования:

1. Эмпирически установлено, что способность студентов к саморазвитию взаимосвязана со следующими психологическими (интеллектуально-личностными) характеристиками: когнитивными (общий интеллект, гибкость, проницательность) — коммуникативными (коммуникативные склонности) — регулятивными (организованность, эмоциональная уравновешенность, доброжелательность, мягкосердечность, самодостаточность, высокая самооценка, организаторские склонности, низкий уровень озабоченности и фрустрированности).

2. Обнаружено, что в период обучения в вузе к III и IV курсам количество связей и взаимосвязанных показателей уменьшается, что позволяет сделать вывод о том, что это некий переходный этап, когда субъект саморазвития еще не в полной мере сформирован, а к V курсу интеллектуально-личностные качества субъекта интегрируются, увеличивается число структурообразующих характеристик.

3. Разработана и получила положительное экспериментальное подтверждение авторская технология формирующего эксперимента, способствующая позитивному изменению уровня развития интеллектуально-личностных характеристик субъекта, что проявляется в актуализации его способности к саморазвитию.

4. Установлено, что в условиях естественного развития показатели способности к саморазвитию и связанных с ней интеллектуально-личностных характеристик студентов-психологов с I по V курс меняются в пределах от низкого к среднему уровням. В условиях формирующего эксперимента, в ходе которого основные развивающие усилия экспериментатора направлены на актуализацию структурообразующих черт с помощью упражнений тренингого плана, данные показатели развиваются от низкого до высокого уровня.

5. Выявлена специфика и характер связей интеллектуально-личностных характеристик студентов-психологов как субъектов саморазвития на всем периоде вузовской подготовки: на младших курсах структурообразующими являются регулятивные характеристики, на старших, — в условиях формирующего эксперимента, — коммуникативные и когнитивные.

Теоретическая значимость исследования: полученные результаты расширяют научные представления в области исследования человека как субъекта саморазвития, доказывая возможность оптимизации развития субъектов на основе специальных формирующих технологий. Полученные данные о структурообразующих психологических характеристиках детализируют теоретические положения системного подхода о соотношении отдельных элементов структуры, их взаимосвязи и развитии. В таких научных направлениях, как психология развития, психология личности и др., результаты настоящего исследования могут послужить посылом для систематизации и обобщения интеллектуально-личностных характеристик субъектов саморазвития, а также для описания процессов их актуализации в студенческом возрасте.

Практическая значимость исследования: достоверный эмпирический материал, полученный в лонгитюдном исследовании, можно применять на психологических факультетах вузов, включая этапы бакалавриата и магистратуры, для регулируемой актуализации когнитивных, регулятивных и коммуникативных характеристик, обусловливающих способность студента к саморазвитию. Выявленные особенности актуализации способности к саморазвитию могут применяться в системе вузовских психологических служб. Теоретические и эмпирические положения исследования могут быть учтены при разработке и чтении спецкурсов по психологии развития и саморазвития субъекта. Полученные результаты используются в образовательном процессе вуза, в частности в рамках преподавания дисциплины «Практикум специализации» в Альметьевском государственном институте муниципальной службы.

Апробация результатов исследования проводилась в ходе обсуждений на круглых столах и заседаниях кафедры психологии и педагогики Альметьевского государственного института муниципальной службы, а также кафедры психологии личности Казанского (Приволжского) федерального университета. Основные положения и результаты исследования докладывались, обсуждались и были одобрены на Всероссийских и Республиканских конференциях с международным участием (Казань, 2007, 2009, 2011; Тамбов, 2009; Йошкар-Ола, 2009; Альметьевск, 2011). Содержание диссертации отражено в 12 публикациях, в том числе 3 — в рецензируемых журналах.

Положения, выносимые на защиту:

1. К числу интеллектуально-личностных относятся следующие характеристики субъекта саморазвития: коммуникативные (высокие коммуникативные склонности), когнитивные (высокий уровень общего интеллекта, гибкости, проницательности) и регулятивные (высокая организованность, эмоциональная уравновешенность, доброжелательность, мягкосердечность, самооценка, самодостаточность, организаторские склонности, низкий тревожный фон: озабоченность и фрустрированность).

2. Субъектное начало как важнейшая характеристика субъекта саморазвития слабо выражено у студентов-психологов с низким и средним уровнем способности к саморазвитию. Оно отчетливо проявляется лишь в действиях студентов с высоким уровнем этой способности.

3. В процессе использования специально разработанной технологии, включающей диагностику и выявление структурообразующих характеристик личности на каждом курсе обучения, а также подбор приемов и упражнений, направленных на формирование значимых интеллектуально-личностных характеристик, достигается положительный эффект, связанный с повышением способности к саморазвитию от низкого до высокого уровня. Тогда как без направленного воздействия, то есть спонтанно, способность к саморазвитию повышается стихийно от низкого лишь до среднего уровня, что позволяет говорить о существовании актуальной и потенциальной зон развития субъекта: студенты-психологи контрольной группы действуют в зоне актуального саморазвития, а студенты экспериментальной группы с помощью экспериментатора выходят в зону своего потенциального саморазвития.

4. В результате внедрения формирующего эксперимента в процесс вузовской подготовки студентов-психологов как субъектов саморазвития происходит не только повышение уровня интеллектуально-личностных характеристик, но и их интегрированность, а также изменение структурообразующих показателей: от регулятивных на начальном этапе до коммуникативных и когнитивных составляющих на заключительном этапе.

Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы и приложений. Текст изложен на 135 страницах, содержит 23 таблицы, 7 рисунков. В списке литературы источников, из них 5 на иностранном языке.

2.3. Выводы по Главе 2.

В целом, результаты экспериментального исследования показывают:

1. К числу интеллектуально-личностных относятся следующие характеристики субъекта саморазвития: коммуникативные (высокие коммуникативные склонности), когнитивные (высокий уровень общего интеллекта, гибкости, проницательности) и регулятивные (высокая организованность, эмоциональная уравновешенность, доброжелательность, мягкосердечность, самооценка, самодостаточность, организаторские склонности, низкий тревожный фон: озабоченность и фрустрированность).

2. С целью нахождения опорных характеристик для актуализации способности студентов к саморазвитию, на основе корреляционного анализа, выделены следующие характеристики в экспериментальной и контрольной группах на 1 — 5 курсах:

• На первом курсе структурообразующими в комплексе выделенных качеств студентов-психологов как в экспериментальной, так и в контрольной группах являются регулятивные характеристики (эмоциональная уравновешенность, озабоченность, организованность, фрустрированность).

• На втором курсе структурообразующими в экспериментальной группе становятся такие регулятивные характеристики, как доброжелательность, совестливость, самооценка. В контрольной группе структурообразующей стала также регулятивная характеристика (эмоциональная уравновешенность).

• На третьем курсе в экспериментальной группе структурообразующими являются регулятивные характеристики (самодостаточность и организаторские склонности). В контрольной группе структурообразующие характеристики отсутствуют, что позволяет делать вывод о неопределенности факторов, побуждающих студентов-психологов к самостоятельности в развитии.

• На четвертом курсе в экспериментальной группе на первый план выходят такие структурообразующие когнитивные характеристики, как проницательность и гибкость, а также коммуникативные характеристики (коммуникативные склонности). В контрольной группе студентов и на этом этапе обучения структурообразующие показатели отсутствуют.

• На пятом курсе в экспериментальной группе в качестве структурообразующих выделяются как регулятивные (мягкосердечность, самодостаточность, фрустрированность, организаторские склонности), коммуникативные (коммуникативные склонности), так и когнитивные (общий интеллект, гибкость, проницательность) характеристики. В контрольной группе — регулятивные характеристики (озабоченность и самооценка).

3. В экспериментальной группе ко второму курсу отмечается рост таких психологических характеристик студентов, как эмоциональная устойчивость, совестливость, смелость, мягкосердечность, организованность, общий интеллект, снижается озабоченность и фрустрированность. К третьему курсу отмечается повышение доброжелательности, совестливости, общего интеллекта, организаторских склонностей и самооценки. К четвертому курсу повышаются эмоциональная уравновешенность, смелость, мягкосердечность, гибкость, организованность, общий интеллект, коммуникативные и организаторские склонности, самооценка. К пятому курсу отмечается рост мягкосердечности, проницательности, гибкости, общего интеллекта и коммуникативных склонностей.

4. В контрольной группе ко второму курсу повышается смелость, мягкосердечность, общий интеллект, снижаются совестливость и организаторские склонности. К третьему курсу повышается гибкость, организованность, общий интеллект, снижается проницательность. К четвертому курсу повышаются показатели доброжелательности, интеллекта, совестливости, смелости, проницательности, общего интеллекта, понижается гибкость и озабоченность. К пятому курсу снижается совестливость, повышаются коммуникативные склонности.

5. В экспериментальной группе более выраженная динамика психологических характеристик студентов-психологов как субъектов саморазвития по сравнению с контрольной группой.

6. В экспериментальной группе происходит постепенное изменение структурообразующих характеристик. На младших курсах ими являются только регулятивные характеристики, а на последующих курсах в качестве структурообразующих выступают как коммуникативные, так и когнитивные характеристики. В контрольной группе структурообразующие либо вовсе отсутствуют (на третьем и четвертом курсах), либо ими являются только регулятивные характеристики.

7. Специально организованная программа, по форме и содержанию соответствующая структурообразующим характеристикам на каждом курсе вузовской подготовки, способствует развитию комплекса выделенных характеристик, повышению способности субъекта к саморазвитию и становлению студента как субъекта саморазвития.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

На этапе вузовской подготовки основными показателями личностно-профессионального развития студентов являются когнитивные, регулятивные и коммуникативные характеристики. Особое значение приобретают готовность и способность к саморазвитию, что в целом предполагает развитие студентов как субъектов деятельности.

В связи с включением человека в разнообразные социальные сферы жизнедеятельности (в том числе профессиональное обучение) в условиях самостоятельного выбора своего жизненного пути ему необходимы не только знания, но и выработка сознательного отношения к различным сторонам жизни, формирование определенной позиции.

Саморазвитие — это основной внутренний механизм развития личности. Оно может приводить как к личностному росту (самосовершенствованию), так и к деформации или деградации личности. Значимость саморазвития личности определяется его регулирующей функцией. Человек принимает то или иное решение именно на основе учета субъективного отношения к разным сторонам окружающей действительности, что включает также отношение к себе как к субъекту социальных отношений и как к личности в целом.

К профессионально-важным качествам психолога относятся когнитивные (высокие интеллектуальные способности, предприимчивость, критичность мышления, неприверженность стандартам, творческое мышление, фантазия, гибкость, спонтанная любознательность), регулятивные (умение анализировать свое поведение, интерес к собственной личности, собственным проблемам, самоуважение, уверенность в себе, самоконтроль, высокая ответственность, эмоциональная устойчивость, сочувствие, доброта и уважение к человеку, принятие, сопереживание, энтузиазм, независимость, настойчивость, недоверие авторитетам, терпимость к противоречиям и неясностям, способность к критике и самокритике, наблюдательность) и коммуникативные (высокий уровень сензитивности, способность к сопереживанию, эмпатия, общительность, смелость в социальных контактах) характеристики. Способность к саморазвитию выступает важным профессионально-значимым качеством психолога.

Качества субъекта саморазвития являются еще и профессионально важными качествами для психологов. В связи с этим развитие студентов-психологов как субъектов на этапе вузовской подготовки приобретает особую значимость.

По результатам эмпирического исследования по уровню способности к саморазвитию (низкий, средний и высокий) сформированы три группы испытуемых, выявлен характер их когнитивных, регулятивных и коммуникативных характеристик личности. Группа с низкой способностью к саморазвитию имеет повышенный тревожный фон (высокие значения озабоченности и фрустрированности). Чем в меньшей степени студенты самодостаточны, доброжелательны и мягкосердечны, тем выраженее у них состояние фрустрации, озабоченности, организованности, совестливости, эмоциональной неуравновешенности, робости. Самооценка, как проявление регулятивности, имеет прямую взаимосвязь с гибкостью, чего не наблюдается в группах с высокой и средней способностью к саморазвитию. Это говорит о способности к гибкому восприятию, новому взгляду на знакомые объекты. Человек, уверенный в себе, более гибок в восприятии, и, наоборот, негибкость — это следствие неуверенности в себе. Коммуникативные склонности прямо связаны с организаторскими склонностями. Когнитивные характеристики, такие как общий интеллект, проницательность, гибкость — в этой группе низкие. В группе со средним уровнем способности к саморазвитию, несмотря на интегрированность характеристик, характер связей довольно противоречив. Наблюдаются следующие взаимосвязи регулятивных характеристик: чем выше фрустрированность, тем выше показатели проницательности, организаторских склонностейчем выше самооценка, тем ниже эмоциональная уравновешенность и гибкостьчем выше самодостаточность, тем ниже доброжелательность. Таким образом, отсутствие гибкости и эмоциональной уравновешенности компенсируется декларируемой уверенностью в себе. Самооценка носит декларативный характер. Все это позволяет сделать вывод о том, что это некий переходный этап, когда субъект саморазвития еще не в полной мере сформирован.

Студенты-психологи с высокой способностью к саморазвитию проявляют следующие характеристики: регулятивные (такие как высокая организованность, эмоциональная уравновешенность, смелость, совестливость, доброжелательность, мягкосердечность, адекватная самооценка, самодостаточность, организаторские склонности, низкие озабоченность и фрустрированность) — когнитивные (общий интеллект, гибкость, проницательность) — коммуникативные (развитые коммуникативные склонности).

Создана технология формирующего эксперимента, направленного на актуализацию способности студентов к саморазвитию. Она представляет собой процесс длительной работы экспериментатора со студентами в процессе учебной и внеучебной деятельности. Технология включает в себя выявление структурообразующих характеристик на каждом курсе обучения, подбор приемов и упражнений, побуждающих студентов к актуализации регулятивных, коммуникативных и когнитивных характеристик (выделенных у студентов группы с высокой способностью к саморазвитию) и включение их исследователем путем кружковой работы в жизнедеятельность студентов экспериментальной группы.

В результате корреляционного анализа на первом курсе выявлено, что структурообразующими в комплексе выделенных качеств студентов-психологов и в экспериментальной, и в контрольной группах являются такие регулятивные характеристики, как эмоциональная уравновешенность, озабоченность, организованность, фрустрированность.

На втором курсе структурообразующими в экспериментальной группе являются такие регулятивные характеристики, как доброжелательность, совестливость, самооценка, а в контрольной группе — эмоциональная уравновешенность.

На третьем курсе в экспериментальной группе структурообразующими являются такие регулятивные характеристики, как самодостаточность и организаторские склонности, в контрольной группе структурообразующие характеристики отсутствуют.

На четвертом курсе в экспериментальной группе структурообразующими становятся такие когнитивные характеристики, как проницательность и гибкость, а также коммуникативные характеристики (коммуникативные склонности), в контрольной группе структурообразующие показатели отсутствуют.

На пятом курсе в экспериментальной группе структурообразующими являются регулятивные (мягкосердечность, самодостаточность, фрустрированность, организаторские склонности), коммуникативные (коммуникативные склонности) и когнитивные (общий интеллект, гибкость, проницательность) характеристикив контрольной группе — такие регулятивные характеристики, как озабоченность и самооценка.

В процессе вузовской подготовки в экспериментальной группе происходит постепенное усложнение структурообразующих характеристик. Если на младших курсах ими являются только регулятивные характеристики, то на последующих курсах в качестве структурообразующих выступают как коммуникативные, так и когнитивные характеристики. В контрольной группе структурообразующие либо вовсе отсутствуют, либо ими являются только регулятивные характеристики.

Количество связей и структурообразующих характеристик в экспериментальной группе выше во время всего процессе вузовской подготовки. Реализация программы повышает интегрированность интеллектуально-личностных характеристик и обусловливает смену структурообразующих от регулятивных до коммуникативных и когнитивных характеристик.

В экспериментальной группе более выраженная динамика интеллектуально-личностных характеристик по сравнению с контрольной группой.

И в экспериментальной, и в контрольной группах в процессе вузовской подготовки способность к саморазвитию повышается. К пятому курсу в контрольной группе уровень ее развития повышается с низкого до среднего. В экспериментальной группе к пятому курсу способность к саморазвитию с низкого уровня повышается до высокого уровня развития.

Подводя общие итоги исследования, можно констатировать, что выдвинутые гипотезы в целом нашли свое экспериментальное подтверждение, поставленная цель достигнута, решены все исследовательские задачи.

Предложенный подход к развитию интеллектуальных и личностных характеристик субъекта саморазвития может совершенствоваться, дополняться новым содержанием в соответствии с развитием высшего психологического образования, требованиями рынка труда к подготовке конкурентоспособных специалистов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Практическая психология / Г. С. Абрамова. -М.: Академия, 1997. 368 с.
  2. Л. О. Реализация идей личностно-ориентированного образования в негосударственном вузе: автореф.. канд. пед. наук / Л. О. Абрекова- Сев.-Кавк.гос.техн.ун-т. Ставрополь, 2000. — 30 с.
  3. К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова. М.: Мысль, 1991.-299 с.
  4. К. А. Личностная регуляция времени / К. А. Абульханова // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб., 2000. — С.279−297.
  5. К. А. О субъекте психической деятельности: методологические проблемы психологии / К. А. Абульханова. М.: Наука, 1973.-288 с.
  6. А. Аналитическая психология / А. Адлер // История зарубежной психологии: тексты. М., МГУ, 1986. — С. 52−68.
  7. А. Практика и теория индивидуальной психологии /А. Адлер. М., Академический проект, 2011. — 240 с.
  8. Г. Г. Психологические критерии социальной зрелости личности в условиях современного российского общества: автореф. дис.. канд. психол. наук. / Г. Г. Александрова- Казан.гос.ун-т. Казань, 2004. — 26 с.
  9. Е. Консультирование и психотерапия сочетание методов, теории и практики: Пер. с англ. /Е. Аллен. -Новосибирск: Сибиздат, 1987. -274 с.
  10. Н. А. Социально-психологические предпосылки специальных способностей школьных психологов / Н. А. Аминов, М. В. Молоканов // Вопросы психологии. 1992. — № 1−2. — С.73−84.
  11. Н. А. О компонентах специальных способностей будущихшкольных психологов / Н. А. Аминов, М. В. Молоканов // Психологический журнал. 1992. -Т. 13. — № 5. — С. 17−22.
  12. . Г. Психология и проблемы человекопознания /Б. Г. Ананьев. М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1996. -384 с.
  13. . Г. К психофизиологии студенческого возраста / Б. Г. Ананьев // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Л., 1974. — С.3−15.
  14. В. И. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс: учеб. пособие / В. И. Андреев. Казань: Центр инновационных технологий, 2005. 500 с.
  15. Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. М.: Прогресс, 1990.-325 с.
  16. Л. И. Психология формирования и развития личности / Л. И. Анцыферова // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб., 2000. — С. 207−213.
  17. Л. И. Личность в динамике: некоторые итоги исследования / Л. И. Анцыферова // Психологический журнал. -1992. № 5. -С. 12−25.
  18. С. Л. Изучение процесса адаптации психолога в промышленности: автореф. дис.. канд. психол. наук / С. Л. Арефьев Л., 1978.-26 с.
  19. В. Г. Личность и значимость побуждений / В. Г. Асеев. -М.: ИПРАН, 1993.-223 с.
  20. В. Г. Мотивация поведения и формирования личности / В. Г. Асеев. М.: Мысль, 1976. -158 с.
  21. А. Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа / А. Г. Асмолов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990.-367 с.
  22. А. А. Психология стрессоустойчивости педагога (Теоретические и прикладные аспекты): дис.. д-ра психол. наук /А. А. Баранов. Санкт-Петербург, 2002. — 405 с.
  23. А. В. Психодиагностика способности к общению /А. В. Батаршев. -М.: Владос, 2001.- 176 с.
  24. Н. В. К вопросу о профессиональных способностях психолога / Н. В. Бачманова, Н. А. Сафурина // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Вып. 5. Л., 1985 — С.78−86
  25. Г. М. Профессиональное становление студентов-психологов: автореф. дис.. канд. псих, наук / Г. М. Белокрылова- Мос.гос.ун-т. М., 1997. — 26 с.
  26. Т. В. Психологические закономерности динамики субъектных свойств в структуре индивидуальности: автореф. дис.. докт. психол. наук / Т. В. Белых- Ставроп. гос. ун-т. Ставрополь, 2004. — 38 с.
  27. В. А. Психология жизненного пути / В. А. Богданов. -С-Пб., 1994.-247 с.
  28. В. А. Причинный и целевой подходы в развитии теории личности / В. А. Богданов // Вопросы психологии. 1991. № 3. С. 45−53.
  29. А. А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения / А. А. Бодалев М., 1998. — 168с.
  30. А. А. Изучение зрелого человека ажная задача акмеологической науки / А. А. Бодалев // Высшая школоа России: научные исследования и передовой опыт. Вып.7. — М., 1993. — С.24−34.
  31. Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. Спб: Питер, 2008. — 387 с.
  32. А. В. Проблема субъекта в психологической науке / А. В. Брушлинский // Психологический журнал. 1991, № 6. — С.6−10.
  33. А. В. Психология субъекта это психология созидания / А. В. Брушлинский // Ежегодник РПО. — Казань, 2000. — Том 7. -Вып. 1.-С.261−263.
  34. А. В. Проблемы психологии субъекта / А. В. Брушлинский. М., 1994. — 109 с.
  35. Г. В. Современная американская психология развития / Г. В. Бурменская, J1. Ф. Обухова. -М., 1986. 128 с.
  36. Ф. Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций / Ф. Е. Василюк. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 200 с.
  37. И. В. Введение в профессию психолог / И. В. Вачков, И. Б. Грипшпун, Н. С. Пряжников. М., 2002. — 464 с.
  38. JI. А. Педагогика способностей / JI. А. Венгер М.: Издательство «Знание», 1973. — 96 с.
  39. JI. С. Собр.соч.: в 6-ти томах. T.l. / JI. С. Выготский- под ред. А. Р. Лурия, М. Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1982. — 488 с.
  40. О. Ю. Развитие характеристик духовности личности в условиях социально организованной деятельности: автореф. дис.. канд. психол. наук. / О. Ю. Голубева- Казан.гос.ун-т. Казань, 2005. — 19 с.
  41. Р. М. Творчество и преодоление стереотипов / P. M Грановская, Ю. С. Крижанская. Спб.: OMS, 1994. — 192 с.
  42. К. М. Проблемы дифференциальной психологии / К. М. Гуревич.- М.: НПО «МОДЭК», 1998. 384 с.
  43. А. А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований / А. А. Деркач. М.: Наука, 1999. — 392 с.
  44. А. А. Акмеология / А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин. СПб.: Питер, 2003.-256 с.
  45. А. А. Методология акмеологии / А. А. Деркач // Прикладная психология и психоанализ. 1997. № 3. — С.4−10.
  46. И. Б. Индивидуальные стили жизни и деятельности: общий контур / И. Б. Дерманова // Психологические проблемы самореализации личности. Вып.4. СПб.: Изд-во С.-Петерб.ун-та, 2000. -С.62−74.
  47. В. Н. Экспериментальная психология / В. Н. Дружинин. СПб.: Питер, 2003. — 319 с.
  48. А. В. Психология формирования самооценки / А. В. Захарова. Минск, Изд-во РУП, 1993.- 100 с.
  49. Л. Н. Личностные особенности, стили поведения и типы профессиональной самоидентификации у студентов педвуза / Л. Н. Захарова // Вопросы психологии. № 2, 1991. С.60−66.
  50. В. П. Человек развивающийся: очерки российской психологии/В. П. Зинченко-М.: Тривола, 1994. -304 с.
  51. В. В. Психология субъекта как методология понимания человеческого бытия / В. В. Знаков // Психологический журнал. 2003. Т.24, № 2. — С.95−106.
  52. Е. Н. Способность субъекта учебной деятельности к профессиональному саморазвитию: автореф. дис.. канд. психол. наук. / Е. Н. Ибрагимова- Казан.гос.ун-т. Казань, 2003. — 25 с.
  53. Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. Спб., 2001.752 с.
  54. А. Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла: учеб-метод, пособие / А. Н. Капустина. СПб.: Речь, 2004. — 104 с.
  55. Дж. Теория личности: психология личностных конструктов / Дж. Келли. СПб.: Речь, 2000. — 248 с.
  56. Е. А. Пути в профессионализм: учебное пособие / Е. А. Климов. М.: Флинта, 2003. — 320 с.
  57. Л. Н. Цель и смысл жизни человека / Л. Н. Коган. М.: Мысль, 1984. — 116 с.
  58. Кон И. С. Жизненный путь как предмет междисциплинарного исследования / И. С. Кон // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, 2000. — С.269−279.
  59. Ю. А. Влияние коммуникативного тренинга на компетентность учителя в общении: дис.. канд.психол.наук / Ю. А. Конев. -СПб., 1998.-260 с.
  60. Е. Ю. Развитие личности в контексте жизненной ситуации / Е. Ю. Коржова // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 4. СПб., 2000. — С. 155−159.
  61. И. Б. Идея личности в российской психологии: автореф. дис.. д-ра психол. наук / И.Б. Котова- Ин-т развития личности Рос. акад. образования. М., 1994. — 42 с.
  62. И. Б. Социализация и воспитание. / И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов. Ростов-на-Дону, 1997. — 144 с.
  63. Г. Психология развития. / Г Крайг. СПб.: Питер, 2000.992 с.
  64. Т. В. Исследование психологических особенностей профессионального становления / Т. В. Кудрявцев // Психологические основы профессионально-технического обучения. М., 1988. — С. 1−13.
  65. Н. В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища / Н. В. Кузьмина. -М.: Высшая школа, 1989. 166 с.
  66. О. Г. Профессиональное взаимодействие психолога и педагога: автореф.дис.. канд. психол. наук / О. Г. Кукосян. М., 1981. -30 с.
  67. И. М. Дидактические условия формирования профессиональной компетентности будущих психологов в процессе производственной практики: автореф.. дис. канд. пед. наук / И. М. Курбанбаева- КГПУ. Казань, 2008. — 30 с.
  68. А. Б. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития: Хрестоматия. / А. Б. Леонова, О. Н. Чернышева-М., 1995.-441 с.
  69. А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
  70. Д. А. Внутренний мир личности / Д. А. Леонтьев //Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, 2000. — С.372−377.
  71. М. И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками / М. И. Лисина // Вопросы психологии. 1982. № 4. — С. 18−35.
  72. В. И. Теоретические основы формирования профессиональной направленности личности учителя физической культуры /В. И. Липатов //Проблемы педагогического образования: сборник научных статей. Вып.8. М.: МПГУ, 2001. — С.67−69.
  73. . Ф. Личность в системе общественных отношений / Б. Ф. Ломов // Психологический журнал. 1981. — Т.2. — № 1. — С.3−17.
  74. . Ф. Системность в психологии / Б. Ф. Ломов. М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1996. — 384 с.
  75. В. В. Образ-Я как детерминанта профессионального роста личности студента: автореф.. канд. психол. наук / В. В. Лунина. -Ставрополь, 2000. 18с.
  76. В. Я. Методика преподавания психологии: учебное пособие. 4-е изд. / В. Я. Ляудис. — М.: Психология, 2003. — 192 с.
  77. Д. Социальная психология. Спб.: Питер, 1997. — 682 с.
  78. А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. -М.: Междунар. гуманит. фонд «Знание», 1996. 308 с.
  79. А. Дальние пределы человеческой психики / А. Маслоу. -СПб.: Евразия, 1997. 430 с.
  80. А. Мотивация и личность / А. Маслоу. СПб.: Питер. 2003. -352с.
  81. А. Психология бытия / А. Маслоу.- М.: Рефл-бук: Ваклер, 1997.-304с.
  82. B.C. Очерки инегрального исследования индивидуальностьи /B.C. Мерлин. М.: Педагогика, 1986.
  83. В. С. Личность как предмет психологического исследования / В. С. Мерлин. Пермь: ПГПИ, 1998. — 79 с.
  84. А. Психология жизни / А. Манегетти. Спб.: Питер, 1992. — 84с.
  85. М. В. Изучение соотношения показателей теппинг-теста с профессионально значимыми качествами практического психолога / М. В. Молоканов // Психологический журнал. 1995.Т.16.№ 1- С.75−83.
  86. В. Н. Психология отношений / В. Н. Мясищев- под ред. А. А. Бодалева. М.: Институт практической психологии, 1995. 365с.
  87. В. Н. Структура личности и отношения человека к действительности / В. Н. Мясищев // Психология личности. В 2 т.- Самара, 1999. Т. 2 С.223−226.
  88. Ш. А. Понятие установки в общей и социальной психологии / Ш. А. Надирашвили. Тбилиси: Мецниереба, 1974. — 170 с.
  89. Р. С. Психология: Учеб. В 3 кн. Кн.2 / Р. С. Немов. М.: ВЛАДОС, 1994.-496 с.
  90. Р. С. Психология: Учеб. В 3 кн. Кн. З: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика / Р. С. Немов. М.: ВЛАДОС, 1995.-512с.
  91. Л. Ф. Возрастная психология / Л. Ф. Обухова. М.: Российское педагогическое агентство, 1996. — 374 с.
  92. К. Психологическая теория строения и развития личности / К. Обуховский // Психология формирования и развития личности -М., 1981.-С. 45−67.
  93. В. П. Некоторые теоретические и прикладные проблемы современной психологии / В. П. Озеров // Теоретические и прикладные проблемы психологии. Ставрополь, 1997. — С.3−7.
  94. М. Н. Закономерности динамики психических явлений / М. Н. Пейсахов. Казань: Изд-во КГУ, 1984. — 235 с.
  95. Н. М. Практическая психология: научные основы / Н. М. Пейсахов, М. Н. Шевцов. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1991. — 119 с.
  96. В. А. Личность в психологии: Парадигма субъектности: учебное пособие для студентов вузов / В. А. Петровский. -Ростов н/Д: Феникс, 1996. 512с.
  97. . Избранные психологические труды / Ж. Пиаже
  98. К. К. Проблемы способностей / К. К. Платонов. М.: Наука, 1972.-312 с.
  99. Ю. П. Психология становления профессионала: учебное пособие / Ю. П. Поваренков. Ярославль: Изд-во ЯРГПУ, 2000. -98с.
  100. Я. А. Психология творчества / Я. А. Пономарев. М.: Наука, 1976.-303с.
  101. Я. А. Психология творчества: перспективы развития / Я. А. Пономарев // Психологический журнал. 1994. — № 6. — С. 38−50.
  102. В. В. Психологическая подготовка студентов педагогического вуза к осуществлению личностно-развивающего образования: автореф.. канд психол. наук / В. В. Пономарева. -Ставрополь, 2001. 20 с.
  103. Л. М. Добро и зло в психологии человека / Л. М. Попов, А. П. Кашин, Т. А. Старшинова. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1990. — 237с.
  104. Л. М. Концепция человека как субъекта развития и саморазвития / Л. М. Попов // Ученые записки Казанского государственного университета. 2005. Т. 147, кн. 2. — С. 123−138.
  105. Л. М. Психология самодеятельного творчества студентов / Л. М. Попов. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1990. — 237 с.
  106. Jl. М. Человек как субъект развития и саморазвития / Л. М. Попов // Психология в казанском университете: сб. науч. трудов. -Казань, 2004. С. 133−159.
  107. A.C. Потребность, мотив и установка / А. С. Прангишвили // Проблема формирования социогенных потребностей. -Тбилиси, 1974. С. 32−35.
  108. А. О. Особенности психических состояний личности в обучении / А. О. Прохоров // Психологический журнал. 1991. № 1. — С.47−55.
  109. А. О. Функциональные структуры саморегуляции психических состояний / А. О. Прохоров // Психология в казанском университете: сб. науч. трудов. Казань, 2004. — С.46−68.
  110. Н. С. Психология труда и человеческого достоинства: учеб. пособие для студентов вузов / Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова. -М.: Академия, 2003. 476с.
  111. Психология: словарь / под общ. ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  112. Психология человека от рождения до смерти. Полный курс психологии развития / под ред. А. А. Реана. СПб.: Прайм, 2005. — 416с.
  113. Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райе. СПб., 2000. — 624 с.
  114. К. А. О психологии ученого и, в частности, о психологии ученого-психолога / К. А. Рамуль // Вопросы психологии. 1965. № 6. -С.126−135
  115. А. Системный подход в психологии / А. Раппопорт // Психологический журнал. 1994. Т.15.№ 3. — С.3−16
  116. А. А. Социальная педагогическая психология / А. А. Реан, Я. Л. Коломинский. СПб: Питер, 1999. — 107 с.
  117. A.A. Психология познания педагогом личности учащихся /А. А. Реан. -М.: Высшая школа, 1990. 188 с.
  118. K.P. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Р. Роджерс. М.: Гелиос, 1994. — 480 с.
  119. В. М. Психическое и культурное развие человека: Учебное пособие / В. М. Розин М.: Издательство Рос. откр. Университета, 1994. -144 с.
  120. K.M. Особенности профессионального мышления будущих психологов / К. М. Романов // Психологический журнал. 1996. -№ 4 — С.14−18.
  121. С. Л. Проблемы общей психологии / С. J1. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1973. — 423 с.
  122. С. JI. Основы общей психологии / С. JI. Рубинштейн. -СПб.: Питер, 2003. 720с.
  123. РябикинаЗ. И. Личность. Личностное развитие. Профессиональный рост / 3. И. Рябикина. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 1995.- 170 с.
  124. Н. И. Самоотношение личности / Н. И. Саржвеладзе // Психология самосознания. Хрестоматия. Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2000. — 308 с.
  125. Е. А. Ранние этапы развития субъекта / Е. А. Сергиенко // Психология индивидуального и группового субъекта / под ред. А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой. М.: ПЕР СЭ, 2002. -С.270−309.
  126. Н. Е. Практикум по общей психологии / Н. Е. Столяренко. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998 г. — 580 с.
  127. ТерсаковаА. А Психологическая поддержка личностно-профессионального развития студента вуза: автореф.. канд. психол. наук. / А. А. Терсакова. Ставрополь, 2002. — 21с.
  128. Д. В. Психология интеллекта и одаренности / Д. В. Ушаков. Москва, Изд-во: Институт психологии РАН, 2011. — 464 с.
  129. Д. Н. Теория установки / Д. Н. Узнадзе. М.: Ин-т практ. психологии, 1997. 448 с.
  130. Д., Теория и практика личностно-ориентированной психологии. Тома 1, 2 / Д. Фейдимен, Р. Фрейгер. Тома 1, 2 — М.: Изд-во. Рос. откр. ун-та, 1996. — 405 с.
  131. Е. К. Формирование готовности к личностному самоопределению в процессе профессионализации личности: автореф. дис.. канд. психол. наук / Е. К. Фоминых- Казан.гос.ун-т. Казань, 2000. — 24с.
  132. Т. А. Диалог в практической психологии / Т. А. Флоренская М.: Владос, 1995. — 334 с.
  133. А. Р. Формы становления личности в процессе профессионализации / А. Р. Фонарев // Вопросы психологии. 1997, № 2. -С.88.
  134. Формирование самостоятельности личности студента / Под ред. Ляудиса В. А. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 240 с.
  135. В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. М., 1990.368 с.
  136. М. А. Когнитивные стили и интеллектуальные способности / М. А. Холодная // Психологический журнал. 1992. Т.13.№ 3. -С.84−93.
  137. К. Теории личности. / К. Холл, Г. М. Линдсей. 1997.
  138. А. Г. Психологическое обеспечение личностно-ориентированного образования в педагогическом училище: автореф.. канд. психол. наук. / А. Г. Чухно. Ростов-на-Дону, Рост.гос.ун-т, 1999. — 23с.
  139. ШадриковВ.Д. От способностей природных к духовным способностям // Прикладная психология. 2000. № 1. С.1−15
  140. ШадриковВ.Д. Проблема профессиональных способностей / В. Д. Шадриков // Психологический журнал. 1991. Т.12. № 5. — С.3−17.
  141. Е.Н. Аналитическая модель психологической практики /Е. Н. Шиянов, С. В. Недбаева // Материалы II Всероссийской научной конференции. Ставрополь, 2001. — С.28−30.
  142. Д.Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. М.: Педагогика, 1989. — 554с.
  143. Э. Идентичность: Юность и кризис. М.: Изд. группа «Прогресс», — 344 с.
  144. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени / К. Г. Юнг. М.: Прогресс, 1993. — 336 с.
  145. Юнг К. Г. Психологические типы / К. Г. Юнг. СПб.: Ювента-Прогресс: Универс, 1995. — 715 с.
  146. В. А. Социологическое исследование: методология, программы, методы / В. А. Ядов. Самара: Изд-во Самар. ун-та, 1995. — 331 с.
  147. И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. М.: Прогресс, 1996. — 112 с.
  148. Е. Л. Психология развития творческого потенциала личности / Е. Л. Яковлева. М: Наука, 1997. — 224 с.
  149. Cattell R. B. The analysis of human abilities: A Study of Differentiale Metntal Abilities / R. В Cattell, J. E. Drevdahl. Boston, 1983.
  150. Jackins H. Elements of psychologu / H. Jackins. New York, 1970.
  151. L. В. Roots of an approach to studying child development / L. B. Murphy // The psychologists. T. S. Krawies. Brandon, 1978. vol. 3. IX, p.167- 181.
  152. Positive versus negative mood influences on problem solving: A review / Abele Andrea // Pol. psychol. bull. 1992. — 23, № 3. — p. 187−202.
  153. Roe A. The Psychology off Occupations / A. Roe 1964. — 340 p.
  154. Н 0,56 0,52 0,52 0,39 -0 0,01 0,22 11.0,36 0,33 0,42 0,36 0,11 -0 0,26 0,36 1 ь -ОД -0,2 -од 0,05 0,09 0,08 -0 -0,1 -од 1 м -0 -0 0,03 0,07 -0,2 0,09 0,03 0,06 -0 од 1
  155. N 0,34 0,26 0,31 0,32 0,22 0,05 0,12 0,34 0,22 -0 -0,1 1
  156. КС 0,61 0,37 0,34 0,23 0,15 -0,2 0,21 0,34 0,31 -0,1 -од 0,25 -0,3 0,56 0,3 0,27 -0,1 0,47 1
  157. ОС 0,63 0,34 0,43 0,31 0,24 -0,2 0,14 0,43 0,31 -од 0,01 0,34 -0,2 0,64 0,29 0,3 -0,1 0,49 0,69 1
  158. С-ка 0,46 0,2 0,26 0,07 0,05 -ОД 0,09 0,27 0,23 -0 -0,1 0,2 -0,3 0,27 0,32 0,21 -0,3 0,41 0,28 0,34 1
  159. Ср. 16,29 5,13 3,78 4,78 5,86 6,49 6,12 3,88 4,16 7,42 6,82 5,78 7,38 3,04 4,92 5Д1 8,20 91,01 10,84 10,70 0,21
  160. Ср. 37,32 6,00 5,08 5,03 5,76 6,51 5,98 5,47 3,96 7,59 6,98 5,91 6,64 5,03 6,09 6,02 6,72 103,8 13,48 13,66 0,38
  161. Ср. 61,94 8,83 7,50 7,03 5,98 6,66 7,45 8,59 7,02 7,14 7,03 7,77 4,58 7,31 7,58 7,22 4,97 135,78 17,17 16,66 0,62
  162. Корреляционная матрица по показателям студентов с низкой способностью к саморазвитию (группа I)
  163. А В С О Н I N О 01 <22 <23 <24 10 КС ОС С-ка1. А 1 1. В 0,55 1 1. С 0,04 0,32 1 в 0,2 -0,02 0,06 1 н 0,11 0,21 0,28 0,14 1 1.0,19 0,22 0,35 0,26 0,13 1
  164. N -0,14 0,06 0,51 0,08 0,21 -0,02 1
  165. КС 0,04 0,17 0,27 -0,12 0,14 -0,02 0,19 -0,09 0,11 0,06 од 0,02 0,12 1
  166. ОС -0,16 0,07 0,25 -0,16 0,21 0,01 0,35 -0,13 0,32 0,14 0,18 -0,01 0,22 0,39 1
  167. С-ка -0,07 -0,04 0,18 -0,05 0,11 0,23 0,15 -0,2 0,44 -0,02 0,25 -0,02 0,18 0,19 0,23 1
  168. Корреляционная матрица по показателям студентов со средней способностью к саморазвитию (группа II)
  169. А В с в Н I N О 01 02 03 04 10 КС ОС С-ка1. А 1 1. В 0,13 1 1. С 0,26 0,29 1 в 0,11 -0,04 0,06 1 1. Н 0,34 0,29 0,34 од 1 1.0,13 0,37 0,13 0,14 0,26 1
  170. N 0,13 0,23 0,11 0,01 0,22 0,09 1
  171. КС 0,08 0 0,01 0,13 -0,02 0,24 0,08 -0,29 0,46 0,06 0,08 0,19 0,12 1
  172. ОС 0,12 0,13 0,19 0,12 0,13 0,3 0,21 -0,26 0,48 -0,05 0,12 0,29 0,12 0,66 1
  173. С-ка -0,04 0,03 -0,25 0,01 0,01 0,05 0,08 -0,4 -0,13 0,24 0,01 -0,09 0,12 -0,01 0,06 1
  174. Корреляционная матрица по показателям студентов с высокой способностью к саморазвитию (группа III)
  175. А В С в Н I N 0 01 02 03 04 10 КС ОС С-ка1. А 1 1. В 0,33 1 1. С 0,09 -0,07 1 1. О 0,24 0,15 0,17 1 н 0,48 0,34 -0,03 0,25 1 1.0,4 ОД 0,07 0,27 0,2 1
  176. N 0,25 -од 0,25 0,02 0,04 0,31 1
  177. КС 0,52 0,29 0,12 0,27 0,49 0,36 0,12 -0,32 0,32 0,31 0,2 од 0,37 1
  178. ОС 0,31 0,36 -0,06 0,09 0,29 0,25 0,02 -0,08 0,63 0,36 од -0,03 0,29 0,52 1
  179. С-ка 0,32 0,39 -0,07 0,25 0,36 0,19 -0,06 -0,14 0,28 0,4 0,14 -0,07 0,29 0,58 0,51 1
  180. Корреляционная плеяда по характеристикам, входящим в базовый комплекс субъекта саморазвития в группе с высокимизначениями способности к саморазвитию (Группа III)
  181. Корреляционная плеяда по характеристикам, входящим в базовый комплекс субъекта саморазвития в группе со
  182. Корреляционная плеяда по характеристикам, входящим в базовый комплекс субъекта саморазвития в группе с низкими
  183. А В С О н I N О 01 02 03 04 10 КС ОС С-ка1. А 1 1. В -0,02 1 1. С 0,04 0,38 1 в -0,26 -0,23 -0,13 1 1. Н -0,06 0,27 0,7 -0,15 1 1.0,09 -0,02 -0,01 -0,02 -0,13 1
  184. N -0,05 0,1 0,37 -0,03 0,12 -0,05 1
  185. КС 0,01 0,05 0,01 0,11 0,13 0,18 -0,32 -0,21 0,36 0,07 0,06 -0,03 -0,01 1
  186. ОС -0,16 0,19 0,22 -0,1 0,37 0,04 -0,04 -0,3 0,3 -0,11 0,02 0,13 -0,17 0,53 1
  187. С-ка -0,08 -0,02 -0,21 -0,23 0,06 0,07 0,04 0,12 0,29 -0,29 -0,03 0,1 0,09 0,13 0,35 1
  188. А В С в Н I N О 01 02 03 04 10 КС ОС С-ка1. А 1 1. В 0,219 1 1. С 0,36 0,38 1 в 0,38 0,138 0,067 1 н 0,38 -0,03 0,239 0,282 1 1.0,171 0,028 -0,09 0,215 0,35 1
  189. N 0,191 0,34 -0,07 0,274 0,195 0,101 1
  190. КС 0,258 0,1 0,154 0,36 0,203 0,058 0,16 -0,11 -0,01 0,124 0,293 -0,4 -0,16 1
  191. ОС 0,31 0,33 0,332 0,341 0,244 -0,22 0,48 -0,4 0,302 0,31 0,43 -0,06 0,141 0,47 1
  192. С-ка 0,064 0,076 0,178 -0,18 0,032 -0,03 0,218 -0,23 -0,06 0,35 0,064 -0,01 0,275 0,009 -0,02 1
  193. Корреляционная плеяда по характеристикам, входящим в базовый комплекс субъекта саморазвития вэкспериментальной группе на I курсе
  194. Корреляционная плеяда по характеристикам-, входящим в базовый комплекс субъекта саморазвития в контрольнойгруппе на I курсе
  195. А В С в Н I N О 01 02 03 04 10 КС ОС сам-ка1. А 1 1. В 0,35 1 1. С -0,11 0,37 1 в 0,57 0,019 -0,09 1 н 0,113 0,308 0,41 0,091 1 1.-0,26 -0,26 -0,01 -0,06 0,062 1
  196. N -0,06 0,177 0,167 -0,19 0,04 -0,2 1
  197. КС 0,05 0,22 0,256 0,271 0,311 -0,08 0,089 -0,4 0,001 0,32 0,15 -0,05 0,188 1
  198. ОС 0,101 0,153 0,205 0,331 0,45 0,01 -0,07 -0,29 0,199 0,4 0,177 -0,04 0,144 0,8 1
  199. С-ка 0,35 0,191 0,236 0,48 0,135 -0,3 0,024 -0,4 0,122 0,44 0,205 0,182 0,28 0,241 0,268 1
  200. А В С в Н I N О 01 02 03 04 10 КС ОС самка1. А 1 1. В 0,305 1 1. С 0,35 0,45 1 в 0,325 0,11 0,235 1 н 0,212 0,102 0,41 0,162 1 1.-0,14 0,101 -0 -0,08 0,174 1
  201. N 0,38 -0,03 0,48 0,287 0,245 -0,29 1
  202. КС -0,12 -0,07 -0,29 -0,11 -0,09 0,185 -0,17 0,131 -0,15 -0,19 0,255 0,057 -0,08 1
  203. ОС 0,142 0,044 -0,16 0,074 0,045 0,085 -0,01 0,087 -0,06 -0 0,237 0,171 0,048 0,82 1
  204. С-ка 0,23 0,033 0,257 0,245 -0 0,107 0,153 -0,01 0,019 -0,27 -0,09 0,018 0,43 -0,17 -0,18 1
  205. Корреляционная плеяда по характеристикам, входящим в базовый комплекс субъекта саморазвития вэкспериментальной группе на II курсе
  206. Корреляционная плеяда по характеристикам, входящим в базовый комплекс субъекта саморазвития в контрольнойгруппе на II курсе
  207. А В С в Н I N О 01 02 03 04 Ю КС ОС самка1. А 1 1. В -0,26 1 1. С 0,169 0,312 1 в -0,12 -0,16 0,052 1
  208. Н -0,29 0,024 0,113 0,329 11.-0,01 -0,12 -0,09 -0,26 -0,19 1
  209. N 0,165 -0,06 -0,33 -0,31 -0,07 -0,07 1
  210. КС -0,19 -0,15 -0,01 0,088 0,299 0,306 0,022 0,088 0,231 0,65 0,325 -0,15 0,188 1
  211. ОС -0,11 -0,06 0,103 -0,04 0,34 0,4 -0,11 -0,01 0,42 0,76 0,35 -0,05 0,252 0,86 1
  212. С-ка -0,19 0,274 -0,34 -0,02 -0,03 0,204 -0,08 -0,52 0,252 0,226 0,24 -0,28 -0,13 0,248 0,34 1
  213. А в С в Н I N О (31 02 03 04 10 КС ос самка1. А 1 1. В -0,25 1 1. С 0,021 -0,02 1 в 0,1 0,043 0,181 1
  214. Н -0,17 -0,08 0,019 0,126 11.0,014 -0,13 -0,23 0,063 0,027 1
  215. N 0,284 0,36 0,071 0,312 -0,19 0,012 1
  216. КС 0,124 -0,34 0,058 0,134 0,255 -0,16 -0,22 0,101 -0,14 0,186 0,41 0,19 0,061 1
  217. ОС 0,35 -0,15 0,072 0,067 0,029 0,173 -0,04 0,249 0,045 0,077 0,15 0,073 0,183 0,66 1
  218. С-ка -0,01 0,12 0,176 0,227 0,189 -0,07 0,175 -0,14 -0,33 0,065 0,29 -0,15 0,147 0,35 0,37 1
  219. Корреляционная плеяда по характеристикам, входящим в базовый комплекс субъекта саморазвития вэкспериментальной группе на III курсе
  220. Корреляционная плеяда по характеристикам, входящим в базовый комплекс субъекта саморазвития в контрольнойгруппе на III курсе
  221. А В С в Н I N О 01 02 03 04 Ю КС ОС самка1. А 1 1. В 0,37 1 1. С 0,2 -0,05 1 в 0,271 -0,16 -0,33 1 н 0,052 -0,08 0,48 -0,18 1 1.0,079 -0,12 -0,31 0,67 -0,28 1
  222. N 0,125 -0,18 0,34 -0,18 0,37 0,013 1
  223. КС 0,154 0,43 -0,1 -0,07 0,214 0,109 0,35 -0,25 0,71 0,41 0,036 -0,1 0,206 1
  224. ОС -0,28 -0,01 -0,11 -0,21 -0,12 -0,1 0,084 -0,21 0,076 -0,01 -0,14 0,086 0,051 0,12 1
  225. С-ка 0,176 0,069 -0,16 0,16 -0,03 0,36 0,129 -0,25 0,111 0,07 -0,5 -0,16 0,324 0,318 0,35 1
  226. А В С в Н I N О 01 02 03 04 10 КС ОС сам-ка1. А 1 1. В 0,015 1 1. С -0,05 0,194 1 в 0,177 -0,1 0,002 1 1. Н 0,086 -0,2 0,228 -0,2 1 1.0,39 0,022 -0,3 0,279 -0,4 1
  227. N 0,002 0,16 0,209 -0,19 0,128 -0,4 1
  228. КС -0,12 -0,1 0,234 0,068 -0,15 -0,02 0,065 -0,06 0,35 0,225 0,064 -0,2 0,324 1
  229. ОС -0,22 -0,03 0,17 -0,05 0,141 -0,06 -0,13 0,021 0,156 -0,08 0,138 0,117 0,263 0,38 1
  230. С-ка -0,16 -0,13 0,35 -0,04 0,228 -0,08 -0,23 -0,07 0 -0,23 0,156 -0,11 0,095 0,121 0,194 1
  231. Корреляционная плеяда по характеристикам, входящим в базовый комплекс субъекта саморазвития вэкспериментальной группе на IV курсе0.2
Заполнить форму текущей работой