Неуспевающие учащиеся: индивидуальный подход
В самом общем виде дети с нарушениями (или с недостатками) развития — это дети, у которых вследствие врожденной недостаточности или приобретенного (во время родов или в результате травмы или заболевания в первые годы жизни) органического повреждения сенсорных органов, двигательного аппарата или центральной нервной системы нарушается развитие соответствующих психических функций. 1] Дети… Читать ещё >
Неуспевающие учащиеся: индивидуальный подход (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Неуспевающие учащиеся всегда представляли собой предмет специальной заботы педагогов и психологов. В немалом количестве источников анализируются проблемы неуспевающих, приводится их типология и излагаются способы поддержки неуспевающих в борьбе с трудностями учения. В зависимости от степени детализации выявляется разное количество причин неуспеваемости, но во всех случаях они связаны с тремя факторами: физиологическим, психологическим и социальным. Следует подчеркнуть, что любой случай неуспеваемости, несмотря на тот или иной вклад каждого из перечисленных трех факторов, всегда остается сугубо индивидуальным.
Физиологические нарушения развития психических процессов
В самом общем виде дети с нарушениями (или с недостатками) развития — это дети, у которых вследствие врожденной недостаточности или приобретенного (во время родов или в результате травмы или заболевания в первые годы жизни) органического повреждения сенсорных органов, двигательного аппарата или центральной нервной системы нарушается развитие соответствующих психических функций.
Нарушение формирования слуховых сенсорно-перцептивных процессов при глухоте и тугоухости, отсутствие или дефекты развития зрительных ощущений и восприятий у незрячих и слабовидящих, нарушение аналитико-синтетической деятельности мозга при умственной отсталости определяются как основные или первичные нарушения психического развития. Первичные нарушения вызывают в свою очередь недостатки второго, третьего и т. д. порядка — вторичные и третичные дефекты. Все недостатки психического развития, наблюдающиеся, например, у глухих и слабослышащих, слабовидящих, умственно отсталых и др. взаимосвязаны и взаимообусловлены.
При глухоте, например, основным, первичным дефектом является отсутствие или грубая недостаточность слухового восприятия. В качестве вторичного дефекта выступает нарушение речевого развития, так как словесная речь при отсутствии слуховой обратной связи спонтанно не развивается. Нарушение речевого развития, в свою очередь, вызывает в качестве недостатков третьего порядка дефекты формирования мыслительной деятельности (особенно это касается отвлеченного вербально-логического мышления). Недостатки мышления определенным образом сказываются на развитии личности.
При диффузном повреждении головного мозга первичным дефектом является нарушение формирования аналитико-синтетической деятельности, что в первую очередь проявляется в недостатках мышления, умственной деятельности и составляет основной симптом умственной отсталости. Недостатки аналитико-синтетической деятельности вторично обусловливают нарушения развития других высших психических функций: произвольного внимания, памяти, речи и т. д. В результате сложного сочетания первичных и вторичных недостатков образуется сложная картина психического развития, которая, несмотря на значительный разброс индивидуальных различий, имеет свою специфику в пределах каждого типа нарушенного развития. Выявить своеобразие психических нарушений ребенка, его психологические особенности и является главной задачей психодиагностики нарушений развития. Понимание этих особенностей позволяет определить основное направление обучения ребенка с недостатками развития, а также наметить основные указания к индивидуальному плану обучения[1].
- [1] Дети с проблемами в развитии (комплексная диагностика и коррекция) / Л. П. Григорьева [и др.]. М.: Академкнига, 2002.