Открытие «Я»: 15—17 лет
В юности открытие себя как неповторимой индивидуальности неразрывно связано с открытием социального мира, в котором предстоит жить. Понимание себя, складывающееся в процессе самоанализа, рефлексии, отношение к себе в этот период чаще носят мировоззренческий характер, становясь элементом социально-нравственного самоопределения. Именно самоопределение рассматривается многими психологами как… Читать ещё >
Открытие «Я»: 15—17 лет (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В раннем юношеском возрасте процесс развития самосознания продолжается, поэтому (в особенности учитывая асинхронность развития разных подростков и юношей) многое из того, что сказано ранее о развитии самосознания старшего подростка остается актуальным и для многих юношей и девушек.
В юности открытие себя как неповторимой индивидуальности неразрывно связано с открытием социального мира, в котором предстоит жить. Понимание себя, складывающееся в процессе самоанализа, рефлексии, отношение к себе в этот период чаще носят мировоззренческий характер, становясь элементом социально-нравственного самоопределения. Именно самоопределение рассматривается многими психологами как основное новообразование, подытоживающее раннюю юность. Однако, поскольку в ранней юности процесс личностного развития не завершается, как не завершаются и процессы личностного и жизненного самоопределения, есть основания полагать, что новообразованием ранней юности является не самоопределение как таковое, а лишь социально-психологическая готовность (способность) к осуществлению личностного и жизненного самоопределения в будущем[1]. В гл. 1 этого учебника мы уже отмечали факты, свидетельствующие о тенденции к растягиванию процесса личностного и профессионального самоопределения у современной молодежи.
Психологическая готовность к самоопределению предполагает формирование у юношей и девушек таких психологических качеств, которые смогут в дальнейшем обеспечить им сознательную, активную, творческую и созидательную жизнь. В основе такой готовности лежит формирование сознательно выработанных представлений о своих обязанностях по отношению к другим людям и обществу в целом, моральных принципов и убеждений, ответственности, умения анализировать собственный жизненный опыт, наблюдать за явлениями действительности и давать им оценку и многое другое.
Такое представление о центральном новообразовании раннего юношеского возраста сближает его с представлениями об идентичности — понятием, часто встречающимся при описании этого возраста зарубежными исследователями. Как уже отмечалось, Э. Эриксон понимает идентичность как чувство обретения себя, адекватности и владения человеком собственным «Я» независимо от изменения ситуации. Если молодой человек успешно справляется с задачей обретения идентичности, то у него появляется внятное ощущение того, кто он есть, где находится и куда идет. В противном случае возникает то, что он называет спутанной, или диффузной, идентичностью. Иногда формируется негативная идентичность: молодой человек идентифицирует себя с образом, противоположным тому, который хотели бы видеть его родители, друзья, другие значимые люди.
В юности человек оказывается ближе к историческому дню, чем когда бы то ни было, он становится «созвучен эпохе». Именно в юности человек становится (или не становится) представителем определенного поколения, которое, объединяя входящих во взрослую жизнь людей, «синхронизируется» определенными важными для многих людей событиями общественной жизни, происходит совпадение установок, вкусов, моды. Люди, как правило, на всю жизнь сохраняют любовь к той музыке, которую открыли для себя и полюбили в юности, к тому стилю в одежде, который тогда был в моде, к тому типу женской и мужской красоты, который был в цене и который олицетворялся в любимых актрисах и актерах, наконец, к тем ценностям и идеалам, которым были привержены в годы юности.
Э. Шпрангер писал о том, что в юности происходит врастание индивидуальной психики в объективный и нормативный дух эпохи. На это же обращал внимание и Э. Эриксон, подчеркивая роль существующей в обществе идеологии как того общественного института, который конституирует период юности.
Уже Ж.-Ж. Руссо в свое время выдвинул тезис о том, что основным содержанием личности в юности является сознательное самоопределение. По его мнению, речь при этом должна идти не столько о сознательном самоопределении, сколько о самоопределении действенном. Сознательное самоопределение в известной степени есть уже и у подростка, думающего о своем будущем, строящего в голове жизненные планы. В юности самоопределение лежит в основе реальных действий, реализующих эти планы. Юноша уже начинает утверждать тот или иной образ жизни, осваивать выбранную профессию и т. д. Поэтому неизмеримо возрастает ответственность каждого шага, и любая ошибка может обернуться существенными, иногда непоправимыми последствиями.
- [1] Формирование личности старшеклассника / под ред. И. В. Дубровиной. М., 1989.