Социальная психология и промышленное производство
Помощь психолога в обеспечении подготовки молодых людей к службе в вооруженных силах касается прежде всего социально-психологической адаптации новобранцев к строгим условиям армейской жизни, которые отличаются от жизни гражданской. Это и строгая армейская дисциплина, и армейский режим жизни, и длительная изоляция от гражданского общества, долгое нахождение на территории соответствующей воинской… Читать ещё >
Социальная психология и промышленное производство (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В последние несколько десятков лет из социальной психологии выделились две области прикладных научных знаний, имеющие отношение к промышленному производству; психология управления и промышленная психология. В их основе лежат именно социально-психологические знания. Психология управления использует, например, знания о стилях лидерства. Здесь они интерпретируются как стили управления или стили руководства, и на их основе вырабатываются практические рекомендации, касающиеся совершенствования стилей управления людьми. Кроме того, в психологии управления ставятся и решаются вопросы, касающиеся подбора управленческих кадров по социально-психологических характеристикам людей, организации и проведения их тестирования. Психология управления включает в себя также процедуры принятия управленческих решений с учетом рекомендаций психологов.
Если взять чисто практический, прикладной аспект психологии управления, то в нем имеются рекомендации, касающиеся различных моментов работы с управленческими кадрами, начиная с подбора кандидатов на управленческие должности и заканчивая проверкой профессиональной пригодности уже работающих управленческих кадров, а также повышением их квалификации. Все эти вопросы решаются с ориентацией на социально-психологические знания и методы.
Промышленная психология касается использования психологических знаний в организации производства. Здесь возникают и решаются следующие типичные вопросы:
- • организация совместного (коллективного) труда людей непосредственно на их рабочих местах;
- • оптимизация системы стимулирования работы людей (мотивация их совместной трудовой деятельности с применением социально-психологических методов);
- • подбор новых работников в уже действующие или вновь создаваемые трудовые коллективы;
- • повышение уровня социально-психологического развития (сплоченности, работоспособности) трудовых коллективов;
- • повышение эффективности производственной и иной деятельности трудовых коллективов;
- • оптимизация руководства и лидерства в трудовых коллективах;
- • налаживание межгрупповых отношений и межгруппового взаимодействия первичных трудовых коллективов и промышленных организаций.
Социальная психология, армия и спорт Современная армия и профессиональный спорт не только опираются на социально-психологические знания, но давно уже располагают собственными и достаточно разветвленными психологическими службами. Их основной задачей является решение социально-психологических проблем, которые возникают в этих современных сферах деятельности людей.
Приведем примеры тех проблем, которые могут возникать в современной армии и нуждаются в соответствующем социально-психологическом обеспечении.
- 1. Социально-психологическая подготовка молодых людей призывного возраста к их будущей жизни в армейских коллективах.
- 2. Социально-психологическая подготовка командиров к их работе с подчиненными,
- 3. Предупреждение и разрешение конфликтов, которые могут возникнуть в армейском коллективе.
- 4. Индивидуальное психологическое консультирование и решение проблем личного характера, возникающих у военнослужащих.
Помощь психолога в обеспечении подготовки молодых людей к службе в вооруженных силах касается прежде всего социально-психологической адаптации новобранцев к строгим условиям армейской жизни, которые отличаются от жизни гражданской. Это и строгая армейская дисциплина, и армейский режим жизни, и длительная изоляция от гражданского общества, долгое нахождение на территории соответствующей воинской части, полное самообслуживание и многое другое. Во всех этих и других вопросах службы в армии есть немало собственно социально-психологических аспектов, поскольку военнослужащим срочной службы постоянно необходимо находиться в армейском коллективе и взаимодействовать с его участниками, командирами и сослуживцами.
Психологическая подготовка самих командиров к работе с подчиненными также необходима. Она включает в себя решение немалого количества социально-психологических вопросов. Это, в частности, выбор оптимального стиля руководства армейским коллективом. Хотя в армии по уставу официально принят авторитарный стиль управления, однако он не только допускает демократические отношения командиров с подчиненными, но и предполагает наличие таких взаимоотношений, поскольку только авторитарными методами руководства не многого можно добиться даже в условиях армии. Кроме того, в армейских коллективах между людьми нередко возникают весьма напряженные отношения и для того, чтобы их разрешить, командир должен знать психологию межличностных конфликтов.
В воинских подразделениях могут возникать и проблемы личного характера. К армейскому психологу за консультацией по вопросам, касающимся личных проблем, могут обратиться и военнослужащие, состоящие в штатах воинского подразделения, и военнослужащие срочного призыва. Этих проблем у них, как показывает практика, довольно много. Они могут касаться и адаптации к условиям воинской службы, и взаимоотношений в первичных воинских подразделениях, и сугубо личного — того, что осталось после «гражданки» или возникло во время воинской службы. Эти проблемы не принято выносить на публичное обсуждение, и они в армии решаются конфиденциально с помощью консультаций со стороны армейских психологов.
Немало проблем и вопросов социально-психологического характера возникает и в области спорта. Основные из них следующие.
- 1. Психологическое обеспечение тренировок спортсменов и повышения их профессионального мастерства.
- 2. Обеспечение оптимальной психологической готовности спортсменов к соревнованиям, в частности их психологической устойчивости.
- 3. Сплочение спортивной команды, обеспечение четкого взаимодействия всех ее участников,
- 4. Предупреждение и снятие межличностных конфликтов между всеми участниками спортивной деятельности: спортсменами, тренерами, руководителями спорта.
Все эти задачи решаются с помощью социально-психологических знаний и при участии спортивных психологов. Например, во время тренировок в одном и том же спортивном зале может находиться немалое количество спортсменов, особенно если речь идет не об индивидуальных, а об игровых видах спорта. Между ними как командами или личностями Складываются определенные отношения. Если эти отношения благоприятные, то это способствует проведению тренировочных занятий, а если неблагоприятные, то может создавать серьезные препятствия для тренировок. Общая психологическая атмосфера, царящая в спортивном зале во время тренировок, безусловно, сказывается на их качестве и результатах. Поэтому и сам тренер, и его помощник — социальный психолог — должны владеть соответствующими социально-психологическими знаниями и приемами, позволяющими им создавать во время тренировок благоприятный социально-психологический климат.
Иногда в сложных видах спорта, таких, например, как спортивная гимнастика, акробатика, прыжки на батуте, прыжки в воду и ряде других, спортсменам приходится разучивать новые и опасные для их жизни упражнения. В этом время им особенно необходима психологическая поддержка со стороны тех, кто в данный момент времени находится в спортивном зале. Здесь также есть широкое поле для практического использования разнообразных социально-психологических знаний.
Для тех, кто занимается спортом, особенно профессиональным, хорошо известна проблема психологической готовности и психологической устойчивости спортсменов во время соревнований. Из-за этого многие известные и талантливые спортсмены не могут добиться высоких результатов. Общепризнанно, что хорошую психологическую готовность и психологическую устойчивость спортсменов можно обеспечивать во время тренировок и с помощью соответствующих социально-психологических методов укреплять во время соревнований, например, при помощи коллективной поддержки того или иного спортсмена или за счет создания на тренировках обстановки, приближенной к условиям соревнований.
Чрезвычайно важную роль в командных игровых видах спорта играют взаимоотношения и взаимопонимание, сложившиеся в команде. Достаточно в команде возникнуть конфликту всего лишь между двумя игроками, и вся команда может не справиться с поставленной перед ней задачей. Поэтому здесь возникает немало вопросов социально-психологического характера, связанных со сплочением спортивной команды, с ее превращением в высокоразвитый спортивный коллектив.
Многие, кто интересуется спортом, хорошо знают, что в этом виде деятельности между людьми нередко возникают острые конфликты. Они объясняются не только тем, что данная сфера деятельности высококонкурентная по своей природе и, следовательно, потенциально конфликтная, но также и тем, что здесь (особенно в спорте высших достижений) на кон поставлены значительные материальные интересы и люди трудятся на пределе своих физических и психологических возможностей. Конфликты, которые возникают в спорте, мешают его участниками добиваться высоких результатов. Здесь профессиональная работа психологов должна быть направлена на предупреждение и эффективное разрешение межличностных конфликтов.