Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Мотивы и мотивация. 
Понятие мотива

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Мотив — это ответ на вопрос: что нужно для удовлетворения потребности? Это то психологически реальное, что побуждает и направляет деятельность, придает ей личностный смысл. Мотив принадлежит личности, которая «прилагает» его к той или иной деятельности; из личностного он становится мотивом деятельности как бы вторично. Мотив для психологии — это реальность субъективная, отраженная; часть… Читать ещё >

Мотивы и мотивация. Понятие мотива (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

По поводу трактовки понятия мотива также существует множество мнений, подходов. Однако есть некая объединяющая позиция, согласно которой мотив — это:

  • 1) побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность (мотивация);
  • 2) предмет, материальный или идеальный, побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности, ради которого она и осуществляется;
  • 3) осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности.

Мотив — это ответ на вопрос: что нужно для удовлетворения потребности? Это то психологически реальное, что побуждает и направляет деятельность, придает ей личностный смысл. Мотив принадлежит личности, которая «прилагает» его к той или иной деятельности; из личностного он становится мотивом деятельности как бы вторично. Мотив для психологии — это реальность субъективная, отраженная; часть психического образа мира, выполняющая особые функции.

В другой трактовке мотив (от лат. movere — приводить в движение, толкать) — это мысли, стремления, чувства человека, связанные с осознанием тех или иных потребностей, побуждающие его к деятельности. В англо-американской литературе кроме понятия «мотив» (motive) при исследовании потребностно-мотивационной сферы организма широко используются два других. Одно из них — need — переводится на русский язык как «потребность», или, точнее, «потребностное состояние»; этим понятием обозначается состояние объективной нужды организма в каких-то веществах, объектах. Второе широко используемое понятие — drive — не так просто перевести на русский язык, и обычно его либо не переводят вовсе и пишут по-русски «драйв», что очень распространено у физиологов, либо переводят не вполне точно — как «стремление», «переживание потребностного состояния» и т. д. Почему не вполне точно? Потому что эти слова — «потребность» и «переживание» — мы привыкли относить к человеку, осознающему свои нужды и потребностные состояния, в то время как у животных осознания нет.

На наш взгляд, наиболее емкое и адекватное определение мотива дано ?. Н. Обозовым, рассматривающим мотив как побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности; причину, лежащую в основе выбора действий и поступков[1].

Функции мотива. Основные психологические функции мотива заключаются в следующем.

Первая функция: мотив осуществляет реальное побуждение к деятельности, т. е. запускает, включает ее, обеспечивает энергетически. Но «побуждать» совсем не обязательно означает «побудить» реально, привести к наличию деятельности. Побуждений и устремлений в личности больше, чем выраженных деятельных реализаций, поэтому целесообразно разделять две стадии общей функции побуждения:

  • 1) наличие потенциальной избирательной устремленности, не обязательно приводящей к оформленной деятельности, но имеющей свое психологическое выражение;
  • 2) реализованное побуждение, в соответствии с которым называют обычно выбранную и начавшуюся конкретную деятельность.

Вторая функция мотива состоит в придании направленности производимой деятельности. Недостаточно лишь запустить деятельность и постоянно «подпитывать», ее необходимо вести, реализовывать. Это функция управления активными процессами, приведения их к запланированному результату. Деятельность направлена на свой предмет, которым, согласно А. Н. Леонтьеву, и выступает мотив.

Третьей функцией мотива является смыслообразование, благодаря которому понятие мотива выходит на субъективный, личностный уровень. Субъективный смысл рождается в деятельности, в отношениях мотива и цели. Смысл — это ответ на вопрос: зачем, для чего нужен личности предмет ее потребности и деятельности? В развитой личности такой вопрос может оказаться решающим, поэтому смыслообразующая функция мотива становится психологически главной. Человека называют существом, ориентированным на смысл: если нет убедительного личностного смысла, мотив как побудитель просто не сработает и деятельности не будет как таковой, хотя нереализованный мотив останется.

  • [1] См.: Обозов, Η. Н. Словарь практического психолога. — СПб., 1998. — С. 101 .
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой