Заключение судебно-психологической экспертизы и его оценка
Каждый специальный термин, употребляемый экспертами-психологами, должен быть понятен оценивающему заключение юристу. Поэтому следователи и судьи должны добиваться, чтобы в заключении содержалось разъяснение основных теоретических положений, из которых исходит в своем исследовании эксперт, принятых в психологии понятий, если они упоминаются при изложении результатов исследования или формулировании… Читать ещё >
Заключение судебно-психологической экспертизы и его оценка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Результаты судебно-психологической экспертизы оформляются в соответствии с общими требованиями, предъявляемыми к заключениям (или актам) экспертиз, которые должны включать в себя три основные части: вводную, исследовательскую и выводы.
Специфика судебно-психологической экспертизы вызывает необходимость выделить в исследовательской части заключения несколько разделов. В этой наиболее обширной части заключения излагаются: фабула дела; данные о динамике психологического развития подэкспертного с указанием на условия воспитания и обучения, индивидуально-психологические особенности, обнаружившиеся в различные периоды жизни; ход и результаты экспериментально-психологического обследования подэкспертного; данные беседы с подэкспертным; ретроспективный психологический анализ в плане поставленных на разрешение экспертизы вопросов.
Данные об условиях и ходе психического развития подэкспертного особенно большое значение имеют при исследовании детей и подростков. Эта часть заключения отражает результаты анализа и обобщения показаний родителей, воспитателей, родственников, товарищей подэкспертного, изучения педагогической и медицинской документации. Эксперт должен изложить основные сведения о раннем детстве подэкспертного, о начале школьного обучения, подростковом возрасте, ранней юности. Анализ психического развития подэкспертного помогает эксперту раскрыть наиболее устойчивые мотивы его поведения, склонности, интересы, индивидуально-психологические свойства. Желательно, чтобы эксперт в конце этого раздела заключения сделал некоторые обобщающие выводы о психическом облике испытуемого.
Излагая ход и результаты экспериментально-психологического обследования, эксперт прежде всего должен указать, какими методами он пользовался, каковы их возможности.
Далее необходимо сообщить основные результаты эксперимента со ссылками в необходимых случаях на примеры и сделать выводы о том, какие особенности психической деятельности испытуемого были выявлены.
В заключении должно быть указано на основное содержание беседы с испытуемым, ее продолжительность, отношение испытуемого к беседе, реакцию на вопросы.
Ретроспективный психологический анализ по существу является переходом от исследовательской части к выводам. В этом разделе заключения эксперт, используя полученные им в процессе исследования данные и свои специальные познания о закономерностях психической деятельности человека, должен определить свою позицию, дать психологически обоснованную оценку обстоятельств, для исследования которых была назначена экспертиза. Чтобы сделать понятной свою позицию, эксперту рекомендуется мотивировать, чем он руководствуется в оценке особенностей психической деятельности испытуемого, почему приводимое положение может служить объяснением интересующих следственные органы фактов. Композиционно ретроспективный психологический анализ в большинстве случаев удобно строить соответственно поставленным на разрешение экспертизы вопросам.
Рекомендованная форма исследовательской части заключения в отдельных случаях может быть не выдержана. Вынужденное исключение некоторых разделов не меняет принципиально структуры заключения, но повышает значение других разделов.
При составлении заключения эксперт может излагать ход и результаты исследования, выделяя его части и разделы или, не делая этого, вынося в особую часть только выводы.
Заключение
судебно-психологической экспертизы, как и любой вывод, не имеет заранее установленной силы и не является обязательным для следственных и судебных органов.
Оно подлежит проверке и оценке наравне с другими доказательствами по делу. Оценивая заключение судебнопсихологической экспертизы, следствие или суд решают, можно ли считать выводы экспертов полными и обоснованными, вытекают ли они логически из материалов дела и результатов психологического исследования.
Убедительными можно считать только выводы, основанные на принципиальных исходных положениях научной психологии и результатах исследований, проведенных с использованием специальных психологических методов. Любые житейские рассуждения экспертов с точки зрения «здравого смысла» создают предпосылки для сомнений в справедливости их выводов.
Каждый специальный термин, употребляемый экспертами-психологами, должен быть понятен оценивающему заключение юристу. Поэтому следователи и судьи должны добиваться, чтобы в заключении содержалось разъяснение основных теоретических положений, из которых исходит в своем исследовании эксперт, принятых в психологии понятий, если они упоминаются при изложении результатов исследования или формулировании выводов. В необходимых случаях допустимы в этих целях ссылки на специальную психологическую литературу или краткие цитаты из специальных работ по психологии.
Нельзя оценить обоснованность вывода эксперта, если в заключении не показано, каким путем эксперт пришел к нему. Поэтому лаконичные ответы без ссылок на исследование являются необоснованными.
Если следствие или суд сочтут заключение судебно-психологической экспертизы необоснованным и неправильным, по делу может быть назначена повторная судебно-психологическая экспертиза.