Выявление общих понятий
Таблица 3.3. Оценка за выполнение задания на выявление общих понятий. Оценка за выполнение задания выводится в условных баллах (табл. 3.5). Оценка за выполнение задания выводится в условных баллах (табл. 3.3). Землетрясение (пожар, смерть, колебания почвы, шум, наводнение). Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать. Газета (правда, приложения, телеграммы, бумага, редактор). Пение… Читать ещё >
Выявление общих понятий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Методика заключается в подборе слов, имеющих общие родовые признаки, логические связи с определенным обобщающим словом. Всего на бланке предъявляется 20 обобщающих слов и к каждому из них — набор из пяти слов, два из которых более всего связаны с обобщающим словом. Нужно найти эти два слова в каждой строке и подчеркнуть.
- 1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).
- 2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).
- 3. Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед).
- 4. Сарай (сеновал, лошадь, крыша, скот, стены).
- 5. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).
- 6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).
- 7. Кольцо (диаметр, алмаз, проба, округлость, печать).
- 8. Чтение (глава, книга, картина, печать, слово).
- 9. Газета (правда, приложения, телеграммы, бумага, редактор).
- 10. Игра (карта, игроки, штрафы, наказания, правила).
- 11. Война (аэроплан, пушки, сражения, ружья, солдаты).
- 12. Книга (рисунки, война, бумага, любовь, текст).
- 13. Пение (звон, искусство, голос, аплодисменты, мелодия).
- 14. Землетрясение (пожар, смерть, колебания почвы, шум, наводнение).
- 15. Библиотека (город, книги, лекция, музыка, читатель).
- 16. Лес (лист, яблоня, охотник, дерево, волк).
- 17. Спорт (медаль, оркестр, состязание, победа, стадион).
- 18. Больница (помещение, сад, врач, радио, больные).
- 19. Любовь (розы, чувство, человек, город, природа).
- 20. Патриотизм (город, друзья, родина, семья, человек).
Оценка за выполнение задания выводится в условных баллах (табл. 3.3).
Таблица 3.3. Оценка за выполнение задания на выявление общих понятий
Оценка, баллы | |||||||||
Количество правильных ответов. | —. | 16−17. | 14−15. | 12−13. | 10−11. |
Задание может предъявляться на слух, тогда после зачитывания каждой строки отводится по 10 секунд на записывание столбиком номера каждого ответа и по два соответствующих слова. В таком варианте нормативы существенно облегчаются (табл. 3.4).
Таблица 3.4. Оценка за выполнение задания на выявление общих понятий при предъявлении на слух
Опенка, баллы | |||||||||
Количество. | 14−16. | 12−13. | 10−11. | 8−9. | 6−7. | ||||
правильных. | |||||||||
ответов. |
Инструкция при работе с бланками: «Возьмите бланки. На них в каждой строчке перед скобкой одно слово, выделенное жирным шрифтом, и пять слов, заключенных в скобки. Необходимо из пяти слов подчеркнуть два, которые находятся в наибольшей связи с обобщающим словом, стоящим перед скобкой. Например, обобщающее слово „сад“ и следующие за ним слова. Сад может существовать без собаки, забора и даже без садовника, но без земли и растений — не может. Значит, надо подчеркнуть слова „земля“ и „растения“. Есть ли вопросы? (Ответить на вопросы.) Продолжительность работы три минуты. Начали!» (Включить секундомер.)
Исключение понятий
Учащимся зачитывают пять слов, из числа которых четыре объединяются общим родовым понятием, а пятое не относится к данному понятию. Требуется заслушать эти слова и в течение последующих 10 секунд записать лишнее слово. Затем зачитывают следующие пять слов и т. д. Задание повторяют 15 раз.
Пример задания:
- 1. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.
- 2. Дряхлый, маленький, старый, изношенный, ветхий.
- 3. Скоро, быстро, постепенно, торопливо, поспешно.
- 4. Лист, почка, кора, чешуя, сук.
- 5. Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать.
- 6. Темный, светлый, голубой, яркий, тусклый.
- 7. Гнездо, нора, курятник, сторожка, берлога.
- 8. Неудача, волнение, поражение, провал, крах.
- 9. Успех, неудача, удача, выигрыш, спокойствие.
- 10. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.
- 11. Молоко, сыр, сметана, сало, простокваша.
- 12. Глубокий, низкий, светлый, высокий, горький.
- 13. Хата, печь, дым, хлев, будка.
- 14. Береза, сосна, дуб, сирень, ель.
- 15. Голод, холод, дискомфорт, жажда, нажива.
- 16. Секунда, час, год, вечер, неделя.
- 17. Самолет, пароход, техника, поезд, дирижабль.
- 18. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.
- 19. Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол.
- 20. Карандаш, ручка, рейсфедер, фломастер, чернила.
Оценка за выполнение задания выводится в условных баллах (табл. 3.5).
Таблица 3.5. Оценка за выполнение задания на выявление общих понятий
Оценка, баллы | |||||||||
Количество. | 15−16. | 13−14. | 12−11. | ||||||
правильных. | |||||||||
ответов. |
Инструкция: «Я буду зачитывать по пять слов, из которых четыре объединены общим родовым понятием, а одно к такому понятию не относится или относится в меньшей мере. Такое слово вам следует определить и записать его на своем бланке под соответствующим номером. Например, я зачитываю первые пять слов: „кирпич“, „камень“, „глина“, „известь“, „дом“. Первые четыре слова имеют общее родовое понятие — „строительный материал“, последнее слово в этой группе лишнее. Нужно записать: „№ 1 — дом“. Затем будет зачитана вторая группа слов и т. д. На запись вам дается по 10 секунд. Если не успели определить нужное слово, лучше пропустить запись, чем писать наобум. Есть ли вопросы? (Ответить на вопросы.) Начали!» .