Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Выявление общих понятий

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таблица 3.3. Оценка за выполнение задания на выявление общих понятий. Оценка за выполнение задания выводится в условных баллах (табл. 3.5). Оценка за выполнение задания выводится в условных баллах (табл. 3.3). Землетрясение (пожар, смерть, колебания почвы, шум, наводнение). Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать. Газета (правда, приложения, телеграммы, бумага, редактор). Пение… Читать ещё >

Выявление общих понятий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Методика заключается в подборе слов, имеющих общие родовые признаки, логические связи с определенным обобщающим словом. Всего на бланке предъявляется 20 обобщающих слов и к каждому из них — набор из пяти слов, два из которых более всего связаны с обобщающим словом. Нужно найти эти два слова в каждой строке и подчеркнуть.

  • 1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).
  • 2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).
  • 3. Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед).
  • 4. Сарай (сеновал, лошадь, крыша, скот, стены).
  • 5. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).
  • 6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).
  • 7. Кольцо (диаметр, алмаз, проба, округлость, печать).
  • 8. Чтение (глава, книга, картина, печать, слово).
  • 9. Газета (правда, приложения, телеграммы, бумага, редактор).
  • 10. Игра (карта, игроки, штрафы, наказания, правила).
  • 11. Война (аэроплан, пушки, сражения, ружья, солдаты).
  • 12. Книга (рисунки, война, бумага, любовь, текст).
  • 13. Пение (звон, искусство, голос, аплодисменты, мелодия).
  • 14. Землетрясение (пожар, смерть, колебания почвы, шум, наводнение).
  • 15. Библиотека (город, книги, лекция, музыка, читатель).
  • 16. Лес (лист, яблоня, охотник, дерево, волк).
  • 17. Спорт (медаль, оркестр, состязание, победа, стадион).
  • 18. Больница (помещение, сад, врач, радио, больные).
  • 19. Любовь (розы, чувство, человек, город, природа).
  • 20. Патриотизм (город, друзья, родина, семья, человек).

Оценка за выполнение задания выводится в условных баллах (табл. 3.3).

Таблица 3.3. Оценка за выполнение задания на выявление общих понятий

Оценка, баллы

Количество правильных ответов.

—.

16−17.

14−15.

12−13.

10−11.

Задание может предъявляться на слух, тогда после зачитывания каждой строки отводится по 10 секунд на записывание столбиком номера каждого ответа и по два соответствующих слова. В таком варианте нормативы существенно облегчаются (табл. 3.4).

Таблица 3.4. Оценка за выполнение задания на выявление общих понятий при предъявлении на слух

Опенка, баллы

Количество.

14−16.

12−13.

10−11.

8−9.

6−7.

правильных.

ответов.

Инструкция при работе с бланками: «Возьмите бланки. На них в каждой строчке перед скобкой одно слово, выделенное жирным шрифтом, и пять слов, заключенных в скобки. Необходимо из пяти слов подчеркнуть два, которые находятся в наибольшей связи с обобщающим словом, стоящим перед скобкой. Например, обобщающее слово „сад“ и следующие за ним слова. Сад может существовать без собаки, забора и даже без садовника, но без земли и растений — не может. Значит, надо подчеркнуть слова „земля“ и „растения“. Есть ли вопросы? (Ответить на вопросы.) Продолжительность работы три минуты. Начали!» (Включить секундомер.)

Исключение понятий

Учащимся зачитывают пять слов, из числа которых четыре объединяются общим родовым понятием, а пятое не относится к данному понятию. Требуется заслушать эти слова и в течение последующих 10 секунд записать лишнее слово. Затем зачитывают следующие пять слов и т. д. Задание повторяют 15 раз.

Пример задания:

  • 1. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.
  • 2. Дряхлый, маленький, старый, изношенный, ветхий.
  • 3. Скоро, быстро, постепенно, торопливо, поспешно.
  • 4. Лист, почка, кора, чешуя, сук.
  • 5. Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать.
  • 6. Темный, светлый, голубой, яркий, тусклый.
  • 7. Гнездо, нора, курятник, сторожка, берлога.
  • 8. Неудача, волнение, поражение, провал, крах.
  • 9. Успех, неудача, удача, выигрыш, спокойствие.
  • 10. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.
  • 11. Молоко, сыр, сметана, сало, простокваша.
  • 12. Глубокий, низкий, светлый, высокий, горький.
  • 13. Хата, печь, дым, хлев, будка.
  • 14. Береза, сосна, дуб, сирень, ель.
  • 15. Голод, холод, дискомфорт, жажда, нажива.
  • 16. Секунда, час, год, вечер, неделя.
  • 17. Самолет, пароход, техника, поезд, дирижабль.
  • 18. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.
  • 19. Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол.
  • 20. Карандаш, ручка, рейсфедер, фломастер, чернила.

Оценка за выполнение задания выводится в условных баллах (табл. 3.5).

Таблица 3.5. Оценка за выполнение задания на выявление общих понятий

Оценка, баллы

Количество.

15−16.

13−14.

12−11.

правильных.

ответов.

Инструкция: «Я буду зачитывать по пять слов, из которых четыре объединены общим родовым понятием, а одно к такому понятию не относится или относится в меньшей мере. Такое слово вам следует определить и записать его на своем бланке под соответствующим номером. Например, я зачитываю первые пять слов: „кирпич“, „камень“, „глина“, „известь“, „дом“. Первые четыре слова имеют общее родовое понятие — „строительный материал“, последнее слово в этой группе лишнее. Нужно записать: „№ 1 — дом“. Затем будет зачитана вторая группа слов и т. д. На запись вам дается по 10 секунд. Если не успели определить нужное слово, лучше пропустить запись, чем писать наобум. Есть ли вопросы? (Ответить на вопросы.) Начали!» .

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой