Парадоксы отбора, индивидуальные ограничения субъекта и варианты их компенсации
Четвертый путь адаптации в следующем: сущностные особенности совместной деятельности и групповые формы ее выполнения также создают значительные дополнительные возможности для каждого ее участника. Это возможности перераспределения трудовых функций в группе взаимодействующих субъектов, выбора и распределения востребованных социальных ролей («генератор идей», «контролер», «эксперт», «вдохновитель… Читать ещё >
Парадоксы отбора, индивидуальные ограничения субъекта и варианты их компенсации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Ожидания того, что входная диагностика решает все ключевые вопросы, что все кандидаты на работу, как и работающие сотрудники, сходны в уровне развития и структуре их профессионально важных качеств (ПВК), не имеют должных оснований. Всегда нужно рассматривать возможности разных путей адаптации человека к требованиям профессии и условиям среды.
Основными путями приспособления человека к требованиям профессии считают привыкание (адаптацию) и обучение. В первом случае речь идет о становлении и развитии физиологических и психических функциональных систем, обеспечивающих сравнительно продуктивную работу субъекта; во втором — организацию стандартных форм начального профессионального обучения, профессиональной подготовки и переподготовки. Это варианты сравнительно пассивной адаптации, когда человек не выступает активным субъектом своей жизнедеятельности, а лишь следует в русле ему предоставленных возможностей.
Вторым путем адаптации можно назвать компенсацию одних свойств субъекта другими. Часто это происходит спонтанно, в процессе адаптации к требованиям профессии: человек интуитивно и рефлексивно оценивает, что одни задачи, режимы и условия труда ему даются сравнительно легко, а другие с большим физиологическим и психическим напряжением. Соответственно, субъектом организуются и реорганизуются порядок решения разных по субъективной сложности задач, проводится более продолжительная «настройка» к более трудным фазам работы и пр.
Третий путь адаптации, на котором человек выступает как активный субъект, есть формирование индивидуального стиля деятельности (ИСД), адекватного его индивидуально-психологическим особенностям (Климов, 1969; Мерлин, 1986; Ильин, 1984; Толочек, 2013; идр.).
Человек делает поправки на свою индивидуальность, осознанно или неосознанно учитывает свои индивидуальные особенности как объективные условия деятельности и в соответствии с совокупностью всех условий — внешних и внутренних — организует и выстраивает свою деятельность, вследствие чего у него формируется своеобразная система. В узком смысле ИСД есть «обусловленная типологическими особенностями устойчивая система способов деятельности, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности». В широком смысле — это «индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей… индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности» (Климов, 1969, с. 49).
Генезис и структура ИСД, по Е. А. Климову, таковы. Первоначально складывается ядро — спонтанно формируемые компоненты стиля, одни из которых способствуют, а другие препятствуют успешности адаптации к требованиям и успешности деятельности. На второй стадии происходит становление пристройки — сознательно формируемых компонентов, с одной стороны, усиливающих первичные позитивные звенья адаптации, с другой — компенсирующих первичные неэффективные звенья. Сущность стиля как психологической системы — это многоуровневая, далеко не безупречная в своей организации, но в целом весьма рациональная взаимосвязанность отношений отдельных компонентов и блоков деятельности, согласованных со сложными взаимосвязями индивидуально-психологических особенностей человека, особенностей его морфологии и физиологии.
Четвертый путь адаптации в следующем: сущностные особенности совместной деятельности и групповые формы ее выполнения также создают значительные дополнительные возможности для каждого ее участника. Это возможности перераспределения трудовых функций в группе взаимодействующих субъектов, выбора и распределения востребованных социальных ролей («генератор идей», «контролер», «эксперт», «вдохновитель» и пр.). Это и возможности формирования уникального профессионального амплуа («надежен в экстремальных ситуациях», «настойчив и последователен при неудачах», «чувствует ситуацию» и др.); это и возможности привлечения дополнительных ресурсов за счет своеобразного позиционирования в психологических «нишах» (выбор стилей и задач с учетом стилей других партнеров).
Пятый путь состоит в том, что в сложных человеко-технических системах специалистами рассматриваются разные варианты потенцирования, т. е. создания дополнительных факторов надежности функционирования сложной системы за счет привлечения возможностей человека и за счет инженерных решений, использования возможностей техники.