О системе профилактики детской безнадзорности
Новые обязанности изменили и статус ООиП в обществе. Вокруг него сформировалась целая инфраструктура учреждений и подразделений, облегчающих устройство ребенка в приемную, опекунскую или усыновляющую семью. Деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается". С людьми стали… Читать ещё >
О системе профилактики детской безнадзорности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Перемены в общественной жизни, произошедшие за последнее десятилетие, заставили пересмотреть роль и значение общественного воспитания в социальной поддержке несовершеннолетних. Если раньше органы народного образования без особых усилий не только учили и воспитывали, но и трудоустраивали своих выпускников (отделы образования исполкомов отчитывались за свою работу только после того, как ребенок, став подростком, обретал место работы и был устроен в общежитие), теперь страна не хочет оставаться одним большим детским домом. Предприниматели, сменившие директоров заводов, не подчиняются предписаниям органов образования. Да и сами органы, когда им пришлось заниматься судьбой обездоленных детей всерьез, оказались не на высоте.
В представлении Генеральной прокуратуры РФ «О нарушениях законодательства о социальной защите несовершеннолетних» от 30 декабря 1993 г. указывается: «Особенно неблагоприятное положение отмечается в деятельности органов опеки и попечительства образовательных учреждений по защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Распространенным явлением стало незаконное отчисление сирот из училищ без разрешения вопросов их дальнейшего трудоустройства, обеспечения жильем и установления попечительства… Выявлены многочисленные факты необоснованных отказов в выплате пособий на подопечных несовершеннолетних… Органы опеки и попечительства не принимают меры к взысканию на детей алиментов, нарушаются требования о зачислении их на личные счета воспитанников… Руководители органов образования на местах слабо контролируют деятельность инспекторов по охране прав детей, руководителей детских домов и школ-интернатов по исполнению законодательства о льготах и гарантиях детям, нуждающимся в особой социальной поддержке со стороны государства»[1].
В изменившихся обстоятельствах государству пришлось вновь делать ставку на семью как главный институт воспитания.
С людьми стали вступать в договорные отношения на определенный срок, помещая ребенка в приемную семью, формы которой могут быть весьма разнообразными.
Семейный кодекс РФ устанавливает:
Статья 153. «Подбор приемных родителей осуществляется органами опеки и попечительства».
Статья 155. «Орган опеки и попечительства обязан оказывать приемной семье необходимую помощь, способствовать созданию нормальных условий жизни и воспитания ребенка, а также вправе осуществлять контроль за выполнением возложенных на приемных родителей обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию ребенка».
Из диспетчера, занимающегося распределением детей, оставшихся без родительского попечения, по детским домам и интернатам, ООиП превратился в подразделение власти, ведающее целым разделом общественной жизни и имеющее право и полномочия самостоятельных решений. Соответственно расширился и круг его обязанностей.
В статье 121 Семейного кодекса РФ защита прав и интересов детей возлагается на органы опеки и попечительства. «…В случае смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, отказа родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, а также в случае болезни родителей, их длительного отсутствия, уклонения родителей от воспитания детей.
Деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается".
Новые обязанности изменили и статус ООиП в обществе. Вокруг него сформировалась целая инфраструктура учреждений и подразделений, облегчающих устройство ребенка в приемную, опекунскую или усыновляющую семью.
- [1] Вестник образования. 1994. № 8. С. 35.