Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Кризис семи лет

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

По описанию Л. С. Выготского это возраст потери непосредственности, основные симптомы которого — манерничанье и кривляние. Поведение ребенка перестает быть по-детски непосредственным, ребенок подчеркнуто демонстративен в проявлениях. Этому способствует так называемое обобщенное переживание, которое накладывается на ситуативные впечатления. Итак, это кризис саморегуляции, напоминающий в некотором… Читать ещё >

Кризис семи лет (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

По описанию Л. С. Выготского это возраст потери непосредственности, основные симптомы которого — манерничанье и кривляние. Поведение ребенка перестает быть по-детски непосредственным, ребенок подчеркнуто демонстративен в проявлениях. Этому способствует так называемое обобщенное переживание, которое накладывается на ситуативные впечатления. Итак, это кризис саморегуляции, напоминающий в некотором смысле кризис одного года (в том смысле, что кардинально перестраивается привычная система регуляции). Теперь ребенок начинает регулировать свое поведение правилами. Раньше покладистый, он вдруг начинает предъявлять претензии на внимание к себе, поведение становится вычурным. С одной стороны, у него в поведении появляется демонстративная наивность, которая раздражает, так как интуитивно воспринимается окружающими как неискренность. С другой, кажется излишне взрослым: предъявляет к окружающим повышенные нормы и требования. Для ребенка распадается единство аффекта и мышления, и этот период характеризуется утрированными формами поведения. Ребенок не владеет еще своими чувствами (не может сдерживать их, не умеет управлять ими). Дело в том, что, утратив одни формы поведения, он не приобрел еще другие.

Базальная потребность — уважение. Любой младший школьник высказывает претензию на уважение, на отношение к нему, как ко взрослому, на признание его суверенитета. Если потребность в уважении не будет удовлетворена, то невозможно будет строить отношения с этим человеком на основе понимания («Я открыт для понимания, если уверен, что меня уважают»).

Дети учатся удовлетворять свои физические и духовные потребности способами, приемлемыми для них самих и тех, с кем они общаются. Затруднения в усвоении новых норм и правил поведения могут вызвать неоправданные самоограничения и сверхнеобходимый самоконтроль. Э. Эриксон говорит, что дети в это время стремятся «побыстрее найти такие формы поведения, которые помогли бы им ввести свои желания и интересы в социально-приемлемые рамки». Он выразил суть конфликта формулой «инициатива против чувства вины». Поощрение самостоятельности детей способствует развитию их интеллекта и инициативы. Если же проявлениям независимости часто сопутствуют неудачи или детей излишне строго наказывают за какие-то проступки, это может привести к тому, что чувство вины возобладает над стремлением к самостоятельности и ответственности. Тогда инициатива и активность ребенка будет тормозиться в самом начале.

Многие исследователи отмечают возникновение внеситуативного общения ребенка со взрослым. Оно как бы не привязано к ситуации, ребенок может и хочет обсуждать со взрослым более серьезные вопросы, нежели режимные моменты и совместное выполнение домашних обязанностей. Взрослые с удивлением обнаруживают изменения в поведении детей, которые вызывают трудности в общении с ними, дети проявляют непослушание, но не проявляют его в открытой форме, как это было в трехлетием возрасте.

В экспериментальном исследовании К. Н. Поливановой были обнаружены следующие особенности отношения ребенка к указанию взрослого:

  • пауза — реакция на просьбу, требование, которая выражается в отказе или отсрочке выполнения действия. Во время паузы ребенок «не слышит», о чем просят, не реагирует;
  • спор — реакция на просьбу, которая выражается в оспаривании необходимости действия или в сравнении себя с другими членами семьи: «Почему ей можно, а мне нельзя?»;
  • непослушание, — которое может быть демонстративным, часто ему сопутствует хитрость как способ избегания ответственности или наказания;
  • «взрослое поведение» — манерничанье и нарочито демонстративная рассудительность;
  • внешний вид — подчеркнутое внимание к собственной внешности (желание выглядеть взрослее);
  • упрямство, капризы, требовательность, реакция на критику и т. п.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой