Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Взаимосвязь копинг-стратегий поведения и самооценки у подростков

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Поскольку интерес к копинг-стратегиями поведения возник в психологии относительно недавно и из-за сложности самого феномена совладания с трудностями, исследователи ещё не пришли к единой классификации копинг-поведения. Типологии копинг-стратегий поведения можно найти в работах зарубежных и отечественных ученых: А. Адлера, Фолкмана, Лазаруса, Мооса и Шеффера, Хейма, Перре, Райхертса, А. Н… Читать ещё >

Взаимосвязь копинг-стратегий поведения и самооценки у подростков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современное общество характеризуется кризисными явлениями во многих сферах общественной жизни. Трудные социально-экономические условия, возрастание агрессивного информационного потока СМИ, трансформация института семьи, разрастание сети компьютерных игр с виртуальными партнерами откладывает отпечаток на личность детей и подростков, на их отношение к самим себе, а также на возможность выбора ими эффективных способов преодоления трудных жизненных ситуаций.

Изучение поведения, направленного на преодоление трудностей, в зарубежной психологии проводится в рамках исследований, посвященных копинг-стратегиям поведения. Современные исследователи под понятием «копинг» рассматривают широкий спектр человеческой активности — от бессознательных психологических защит до целенаправленного преодоления кризисных ситуаций. Копинг-стратегии поведения — это когнитивные, эмоциональные и поведенческие стратегии, которые используются для преодоления трудных жизненных ситуаций. Психологическое предназначение копинга состоит в том, чтобы как можно лучше адаптировать человека к требованиям ситуации. В российской психологии его переводят как адаптивное, совладающее поведение, или психологическое преодоление.

Поскольку интерес к копинг-стратегиями поведения возник в психологии относительно недавно и из-за сложности самого феномена совладания с трудностями, исследователи ещё не пришли к единой классификации копинг-поведения. Типологии копинг-стратегий поведения можно найти в работах зарубежных и отечественных ученых: А. Адлера, Фолкмана, Лазаруса, Мооса и Шеффера, Хейма, Перре, Райхертса, А. Н. Крылова, Е. В Тополовой.

Исследователями выделяется две группы факторов, влияющих на формирование копинг-стратегий поведения. Средовые факторы анализируются исследователями как пусковой механизм копинга. Именно ситуация, объективно трудная или субъективно так понимаемая, вызывает необходимость обратиться к копинг-стратегиям поведения. К личностным факторам относят социальную компетентность, интернальный локус-контроль, мотивацию достижения, самооценку, социальную поддержку, оптимистическое мировоззрение, низкий нейротизм, эмпатический потенциал, аффилиативную тенденцию. Особую роль в преодолевающем поведении в подростковом возрасте играет самооценка. Именно данная личностная характеристика является базисным копинг-ресурсом, существенно определяющим копингповедение человека. Позитивная и устойчивая Я-концепция, основанная на адекватной самооценке, позволяет максимально реализовывать потенциальные возможности, снижает социальную тревожность, улучшает психическое самочувствие подростков. Необходимо отметить, что позитивная самооценка определяет такую стабильную личностную характеристику, как общая самоэффективность, отражающая веру человека в свою способность преодолевать трудности.

Нами было разработано исследование, направленное на выявление взаимосвязи копинг-стратегий поведения и самооценки подростков. В качестве респондентов выступили 102 подростка 6−7 классов СОШ № 18 и детского дома-школы № 1 им. А. А. Католикова г. Сыктывкара. В ходе исследования были использованы два опросника: «Опросник Хейма» и «Шкала самооценки личности подростка». «Опросник Хейма» позволил исследовать 26 ситуационно-специфических вариантов копинг-стратегий поведения, распределенных в соответствии с когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферами психической деятельности подростков; с помощью «Шкалы самооценки личности подростка» был определен уровень самооценки подростков. копинг-стратегия поведение самооценка подросток Анализ полученных результатов позволил сделать следующие выводы:

1) существует взаимосвязь между выбором копинг-стратегий поведения и уровнем самооценки подростков; 2) при низкой самооценке подростки в большей степени прибегают к неадаптивным вариантам копинг-стратегий поведения, при этом используются такие варианты копинг-стратегий, как смирение, покорность, отвлечение, отступление. При средней самооценке в равной степени подростками используются как адаптивные, так и неадаптивные копинг-стратегии поведения. При этом выбор делается в пользу когнитивных и эмоциональных вариантов преодоления трудных ситуаций, как-то диссимуляция, сохранение самообладания, покорность, оптимизм. При высокой самооценке подростками доминируют неадаптивные и относительно адаптивные копинг-стратегии поведения. Среди когнитивных вариантов подростки чаще прибегают к таким вариантам, как сохранение самообладания и диссимуляция, среди эмоциональных — подавление эмоций, оптимизм.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой