Психолого-педагогические условия оптимизации понимания учебных текстов студентами-психологами
За последние двадцать лет заметно повысился научный уровень обучения и учебников. Однако проблеме доступности учебного материала внимания практически не уделяется. Есть общее понимание, что учебники должны содержать в необходимом объеме основы соответствующих наук, выполнять воспитательную функцию, а также обеспечивать доступностью внутреннюю преемственность и логическую последовательность… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПОНИМАНИЯ УЧЕБНЫХ ТЕКСТОВ СТУДЕНТАМИ-ПСИХОЛОГАМИ
- 1. Л. Феномен понимания. Соотношение понятий «познание» и «понимание»
- 1. 2. Когнитивная традиция в психологии понимания
- 1. 3. Объективные и субъективные факторы, влияющие на понимание учебного текста учащимися
- 1. 4. Психолого-педагогические приемы оптимизации понимания учебных текстов студентами-психологами
- 1. Л. Феномен понимания. Соотношение понятий «познание» и «понимание»
- 2. 1. Программа эмпирического исследования
- 2. 2. Организация эмпирического исследования
- 2. 3. Анализ и обсуждение результатов изучения психолого-педагогических условий оптимизации понимания учебных текстов студентами-психологами
Психолого-педагогические условия оптимизации понимания учебных текстов студентами-психологами (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования проблемы. В связи с реформированием системы образования много внимания в настоящий период уделяется проблемам высшей школы. С одной стороны, подчеркивается, что система высшего профессионального образования играет все большую роль в жизни общества, с другой стороны, отмечается, что результат профессионального обучения и воспитания, профессионального становления не всегда удовлетворителен. Профессиональная некомпетентность специалиста-выпускника может быть обусловлена разными причинами, одной из которых являются трудности, возникающие в процессе обучения. Трудности могут быть различного характера и в связи с этим играть различную роль в деятельности: как положительную, так и отрицательную.
В процессе обучения трудности зачастую играют негативную роль и возникают как субъективное состояние напряженности, неудовлетворенности, которое вызывается противоречиями между объективными внешними факторами процесса усвоения знаний и психологическими особенностями самой личности учащегося, что приводит к неуспешности в обучении, к снижению качества знаний и эффективности обучения в целом.
Чем обусловлены эти трудности? Одним из главных факторов являются возросшие требования общества к профессиональному образованию, в результате чего происходит обновление системы образования вообще и профессионального образования в частности. Как следствие указанных процессов изменения произошли и с учебниками высшей школы.
За последние двадцать лет заметно повысился научный уровень обучения и учебников. Однако проблеме доступности учебного материала внимания практически не уделяется. Есть общее понимание, что учебники должны содержать в необходимом объеме основы соответствующих наук, выполнять воспитательную функцию, а также обеспечивать доступностью внутреннюю преемственность и логическую последовательность изучаемых предметов. Общий принцип определения доступности учебного текста заключается в том, что учебный текст должен быть полностью понятным для учащихся и в то же время он должен выдвигать достаточно трудные познавательные задачи перед ними. Применение этого принципа затруднено из-за отсутствия конкретных, проверенных в практике и общепризнанных критериев доступности учебного текста.
Важно отметить, что трудность учебного текста зависит как от характеристик (свойств) самого текста, так и от умения учащихся работать с этим текстом. Доступный учебный текст — это такой текст, который является не слишком легким и не слишком трудным для учащихся, он является для них оптимально трудным. Если доступный учебный текст является для учеников оптимально сложным, то он ставит перед ними посильные познавательные задачи в соответствии с их возрастом и уровнем подготовки. Поскольку умения студентов работать с учебником совершенствуются сравнительно медленно, трудность учебных текстов зависит от сложности этих учебных текстов.
Поэтому оптимизация сложности учебных текстов, то есть приведение их в соответствие с учебными возможностями обучающихся, — это необходимая составная часть обеспечения доступности обучения.
В ходе оптимизации чрезмерно сложные тексты упрощаются. Если же те или иные учебные тексты оказываются слишком простыми, то встает задача увеличенияих сложности, чтобы вызвать необходимое напряжение познавательной деятельности школьников или студентов.
Оптимизация сложности учебного процесса повышает эффективность процесса обучения. Исключение из учебников слишком сложных текстов способствует достижению доступности обучения. Усложнение слишком простых текстов позволяет создать условия для активного личностного развития студентов. Оптимизация сложности учебного текста — это необходимое средство быстрого, сознательного и прочного усвоения учебного материала.
Помимо этого, важным вопросом остается развитие умения студентов работать над предлагаемыми им текстами: учащимся необходимо знать основные приемы и способы работы с материалом, уметь применять их в процессе освоения различных учебных дисциплин с целью оптимизации понимания учебных текстов. Оптимальность в данном случае рассматривается как максимально лучший результат в сложившихся условиях.
Таким образом, мы видим, что понимание текстов студентами напрямую связано со сложностью материала и их умением перевести изучаемый текст в доступную для себя форму. Оптимальное сочетание данных аспектов является основным фактором успешности обучения. В связи с этим изучение особенностей понимания учебных и научных текстов, факторов и условий его оптимизации является в настоящее время, с нашей точки зрения, актуальной темой.
Состояние проблемы исследования. Теоретическое изучение научных работ в области психологии понимания показало, что анализ процесса понимания является одним из основных аспектов психологии мышления (Б.Г. Ананьев, Р. Брэндсфорд, Т. Ван Дийк, У. Кинч, А. Н. Леонтьев, Н. А. Менчинская, C. J1. Рубинштейн, Д. Фрэнке и др.). Вместе с тем недостаточно исследованы структурные особенности самого текста как объекта психической реальности. Накопленные знания о структуре текста (в том числе учебного текста) в большей степени относятся к смежным областям знания — семантика, прикладная лингвистика, информатика и т. д. Кроме того, основные исследования данной проблемы относятся к семидесятым-восьмидесятым годам XX века (Л.П. Доблаев, Я.А. Микк). Особое значение в этой связи приобретает вопрос методик объективного (количественного) измерения понимания учебного текста. Одной из основных и системных работ в этой области считается исследование сложности учебного текста и путей его оптимизации, проведенное Я. А. Микком в семидесятые годы на базе эстонских студентов. Но прямой перенос итоговых результатов на феномен понимания учебных текстов на русском языке невозможен, поскольку может привести к ошибочным выводам, так как структура языка, специфические особенности его грамматического строя влияют на значимость отдельных лингвистических параметров в процессе понимания учебных текстов. Кроме того, следует подчеркнуть различия психологических особенностей российских и эстонских студентов, а также безусловные изменения, произошедшие в системе высшего профессионального образования за последние 30 лет с момента проведения исследования.
Следует также отметить, что одним из наименее проработанных в рамках проблемы теории и практики диагностики и развития понимания учебного текста является вопрос о критериях его истинности и глубины, поскольку перенос критериев естественных наук на понимание учебных текстов по психологии невозможен (например, понимание студентом текста по физике, математике устанавливается его способностью объективно решить соответствующую задачу).
Таким образом, трудности теоретического осмысления феномена понимания, недостаточность методических средств его изучения обусловили имеющуюся фрагментарность в исследованиях понимания учебного текста. В настоящее время остаются слабо разработанными вопросы динамики понимания учебных текстов студентами-психологамифакторов, обусловливающих трудности в понимании учебных текстова также психолого-педагогических условий оптимизации понимания учебных текстов студентами-психологами.
Данные обстоятельства и обусловили выбор темы диссертационного исследования.
Проведенный анализ теоретических представлений о феномене понимания учебных текстов, а также педагогическая практика преподавания психологии в высшей школе, отраженная в литературе по теме исследования, позволил выявить следующие противоречия:
— между потребностями общества в качественном профессиональном психологическом образовании и наличием трудностей в обучении студентов, снижающих уровень компетентности выпускников;
— между необходимостью развития понимания учебных текстов студентами-психологами и неразработанностью психолого-педагогических условий оптимизации данного процесса.
Выявленные противоречия позволили сформулировать следующую проблему исследования: определить психолого-педагогические условия оптимизации понимания учебных текстов студентами-психологами.
Целью диссертационного исследования является решение сформулированной проблемы.
Объектом исследования является понимание учебных текстов студентами-психологами.
Предмет исследования — психолого-педагогические условия оптимизации понимания учебных текстов студентами-психологами.
Гипотеза исследования включает следующие предположения:
1) понимание учебного текста студентами-психологами есть процесс формирования познавательного отношения субъекта к объективному содержанию учебного текста по психологии в результате активной смысловой его переработки. Критерием понимания текста является способность студента-психолога к активной умозаключающей интерпретации содержания учебного текста («перевод текста на свой язык»);
2) динамика развития понимания учебных текстов студентами-психологами носит линейный характер, то есть возрастает в процессе профессионального обучения последовательно от I курса к V;
3) существует прямая связь уровня понимания учебного текста студентами-психологами и особенностей мотивации личности студентов, а именно: при доминировании мотивации избегания неудач уровень понимания учебного текста будет выше в сравнении с уровнем понимания учебного текста студентами-психологами с доминирующей мотивацией достижения успеха);
4) понимание учебных текстов студентами-психологами будет оптимальным при реализации следующих психолого-педагог'ических условий: а) учет особенностей мотивации студентов-психологов (доминирование мотивации избегания неудач или мотивации достижения) — б) реализация комплекса психолого-педагогических приемов, направленных на повышение уровня понимания текста:
— постановка преподавателем вопросов после прочтения всего текста;
— постановка преподавателем предварительных вопросов до прочтения;
— самопостановка вопросов;
— резюмирование текста.
В соответствии с поставленной целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи:
1) проанализировать теоретические аспекты феномена понимания;
2) выявить особенности понимания учебных текстов студентами-психологами и динамику его развития у студентов-психологов I-V курсов;
3) определить факторы, обусловливающие понимание учебных текстов студентами-психологами;
4) определить психолого-педагогические условия оптимизации понимания учебных текстов студентами-психологами;
5) разработать и реализовать программу оптимизации понимания учебных текстов студентами-психологами.
Методологическую основу исследования составили:
— герменевтическая концепция В. Дильтея, Ф. Шлейермахера;
— методологические принципы системности, детерминизма, развития, субъектности (К.А. Абульханова, Б. Г. Ананьев, Л. И. Анцыферова, М. Я. Басов, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейн, Д. И. Фельдштейн и др.).
Теоретическими предпосылками исследования выступили:
— концепции понимания учебного текста (Л.П. Доблаева, В. В Знакова, Я. А. Микка и др.);
— личностно-ориентированный подход (К. Роджерс, И. А. Якиманская и др-) — инновационные приемы обучения взрослых (Н.Е. Веракса, Н. А. По дымов и др.);
— приемы развития понимания учебных текстов (А.П. Егидес, В. Я. Ляудис и др.);
— психодидактические принципы (В.Г. Маралов, Т. П. Маралова, В. В. Хромов, Р. В. Шрейдер и др.).
Методы и методики исследования. Реализация поставленных задач и проверка выдвинутой гипотезы осуществлялась с помощью следующих групп методов исследования:
1) методы теоретического анализа, синтеза и обобщения психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2) методы эмпирического исследования — метод стандартизированного самоотчета (опрос, тестирование), метод нестандартизированного самоотчета, констатирующий и формирующий эксперименты;
3) методы обработки и анализа эмпирических данных — качественный анализ, методы математической статистики (метод оценки значимости различий по критерию Стьюдента, критерий Вилкоксона, коэффициент корреляции Пирсона).
В эмпирическом исследовании использовались конкретные методики:
1. Авторская анкета для преподавателей-экспертов, позволяющая дифференцировать тексты по степени трудности.
2. Письменное изложение студентами-психологами прочитанных отрывков по теме «Личность» из учебников по общей психологии Ю.Б. Гип-пенрейтер, А. Г. Маклакова, Р. С. Немова, В. В. Никандрова, C.JI. Рубинштейна.
3. Письменный самоотчет студентов-психологов о сложности и понятности предложенных им текстов.
4. Опросник мотивации к избеганию неудач Т. Элерса (адаптация А.Г. Грецова).
5. Опросник мотивации достижения (автор А. Мехрабиан, адаптация М.Ш. Магомед-Эминова).
Базой эмпирического исследования выступили Воронежский государственный университет (студенты I — V курсов факультета философии и психологии (специальность «Психология») и Воронежский экономико-правовой институт (студенты I — V курсов социально-правового факультета (специальность «Психология»). В рамках эмпирического исследования было проведено экспериментальное исследование, в котором в общей сложности приняло участие 319 студентов-психологов I — V курсов названных вузов, в том числе на этапе формирующего эксперимента — 262 студента.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
— расширено понятие «понимание учебных текстов»;
— выявлена покурсовая динамика и особенности понимания учебных текстов студентами-психологами I-V курсов;
— определены объективные и субъективные факторы, обусловливающие понимание учебного текста студентами-психологами;
— научно обоснован комплекс психолого-педагогических условий оптимизации понимания учебных текстов студентами-психологами в процессе профессионального обучения.
Теоретическая значимость работы заключается в обобщении теоретических подходов отечественных и зарубежных авторов к проблеме понимания учебных текстов студентами-психологами, в обогащении педагогической психологии данными в области понимания учебных текстов, а также в раскрытии комплекса психолого-педагогических условий оптимизации понимания учебных текстов студентами-психологами. Полученные в результате исследования данные углубляют представления о динамике и особенностях понимания учебных текстов студентами-психологами.
Практическая значимость обусловлена возможностью учета результатов исследования авторами, составителями, редакторами учебников, учебных пособий по психологии, а также преподавателями в ходе профессионального обучения студентов-психологов. Разработан ряд методик диагностики особенностей понимания учебных текстов студентами-психологамипредложены методы оптимизации уровня трудности учебных текстов с целью повышения уровня понимания учебных текстов студентами-психологами. Результаты данного исследования положены в основу комплексной программы, направленной на оптимизацию методики преподавания психологии' студентам-психологам. Результаты исследования используются в подготовке студентов-психологов в рамках учебных дисциплин «Общая психология», «Педагогическая психология», «Психология и педагогика высшей школы» в Воронежском государственном университете и Воронежском экономико-правовом институте.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Понимание учебного текста студентами-психологами есть процесс формирования познавательного отношения субъекта к объективному содержанию учебного текста по психологии в результате активной смысловой его переработки. Критерием понимания текста выступает способность студента-психолога к активной умозаключающей интерпретации содержания учебного текста («перевод текста на свой язык»).
2. Понимание учебного текста студентами-психологами носит динамичный линейный характер, то есть последовательно развивается во время профессионального обучения от первого курса к пятому. Уровень понимания учебного текста безусловно возрастает во время профессионального обучения студентов-психологов от первого курса к пятому, однако при этом находится на достаточно низком уровне без реализации комплекса психолого-педагогических условий. Уровни определяются по трем основным показателям: глубина, полнота и отчетливость пересказа студентами учебного текста по психологии.
3. В результате экспериментального обучения пониманию учебных текстов студентов-психологов происходят качественные и количественные изменения уровня понимания учебного текста. Возрастает способность студентов к активной интерпретации содержания учебного текста, раскрывая основные категории текста посредством перевода учебного текста на «свой язык».
4. Комплекс психолого-педагогических условий, способствующих оптимизации понимания учебных текстов, представляет собой:
1) учет особенностей мотивации личности студентов-психологов;
2) применение психолого-педагогических приемов при работе с текстом студентами-психологами: постановка преподавателем вопросов после прочтения всего текстапостановка преподавателем предварительных вопросов до прочтениясамопостановка вопросоврезюмирование текста.
Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивалась системным подходом к изучаемой проблеме исследования, посредством использования комплекса надежных методов и методик, соответствующих цели, объекту, предмету и задачам исследованиярепрезентативностью выборки испытуемыхприменением методов математической статистики, а также качественных методов обработки и анализа полученных результатов эмпирического исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась на факультете философии и психологии Воронежского государственного университета, социально-правовом факультете Воронежского экономико-правового института (в рамках преподавания учебной дисциплины «Общая психология»). Результаты исследования докладывались на заседаниях кафедр общей и социальной психологии Воронежского государственного университета в 2005;2008 годах, в выступлениях на Международных, межрегиональных и региональных научных и научно-практических конференциях в г. Воронеже, г. Москве (2005, 2006, 2007 годах). Результаты исследования опубликованы в семи научных работах.
Структура диссертации соответствует логике исследования и включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы, содержащий 206 источников, из них на иностранном языке — 7, приложения.
4. Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что существует прямая связь между уровнями понимания учебного текста студентами-психологами и мотивацией личности студентов: при доминировании у студентов-психологов мотивации избегания неудач уровень понимания учебного текста выше по сравнению с уровнем понимания учебного текста студентами-психологами с доминирующей мотивацией достижения успеха.
5. В результате экспериментального обучения пониманию учебных текстов студентов-психологов происходят качественные и количественные изменения уровня понимания учебного текста. Если студенты раскрывают основные категории текста посредством перевода учебного текста на «свой язык», то возрастает способность студентов к активной интерпретации содержания учебного текста.
6. Комплекс психолого-педагогических условий, способствующих оптимизации понимания учебных текстов, представляет собой: учет особенностей мотивации личности студентов-психологовприменение психолого-педагогических приемов при работе с текстом студентами-психологами (постановка вопросов после прочтения всего текстапостановка предварительных вопросов до прочтениярезюмирование текстасамопостановка вопросов).
В качестве перспектив дальнейшего исследования рассматриваемой проблемы можно обозначить следующие направления: изучение связи уровня понимания учебных текстов и доминирующей мотивацией учебной деятельностиисследование понимания текстов на выборках других, непсихологических специальностейразработка комплексной развивающей программы, направленной на повышение уровня понимания научных текстов студентами, которая включала и такие условия, как развитие мыслительных операций, учет тревожности и стрессоустойчивости студентов, ценностнонормативного единства преподавателя и студента, развитие профессионального самосознания студентов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
В настоящее время в процессе профессионального обучения студентов-психологов возникает проблема низкого уровня подготовки будущих специалистов. Одной из основных причин указанного факта является высокий уровень трудности учебников и учебных пособий. Этот факт делает крайне актуальным исследования, направленные на изучение особенностей понимания учебных текстов студентами-психологами, факторов, обусловливающих трудности в понимании учебных текстов, критериев глубины понимания учебных текстов. Результаты данных исследований способствовали бы оптимизации сложности учебных текстов, то есть приведению их в соответствии с учебными возможностями обучающихся. Это является необходимой составной частью обеспечения доступности обучения. Однако посильные тексты — не единственное условие оптимизации понимания учебного материала студентами-психологами. Они обязательно должны быть включены в активную деятельность по овладению изучаемого материала, его осмыслению, а следовательно, в деятельность, направленную на понимание учебного текста, которая включает в себя различные приемы работы над материалом. Понимание учебного текста необходимо рассматривать как навык, развитие которого требует целенаправленной системной совместной работы преподавателя и студента при работе с текстом.
Необходимость психологического изучения понимания студентами-психологами учебных текстов и фрагментарность научных знаний в этой области потребовали проведения теоретико-эмпирического исследования.
Нами был осуществлен теоретический анализ подходов к пониманию учебного текста, были рассмотрены причины, факторы, обусловливающие возникновение трудностей в понимании учебных текстов, определены пути преодоления трудностей, обоснована необходимость учета внешних и внутренних факторов возникновения трудностей при организации работы по их преодолению у студентов-психологов, выявлены психолого-педагогические условия оптимизации понимания учебных текстов студентами-психологами.
Проведенное экспериментальное исследование и анализ полученных результатов подтвердили справедливость выдвинутых гипотез и позволили сделать следующие выводы:
1. На основе теоретического анализа психолого-педагогических исследований может быть сделан вывод о том, что, несмотря на то, что анализ процесса понимания является одним из основных аспектов психологии мышления, нет единого подхода к определению феномена «понимание». Мы определяем понимание учебного текста студентами-психологами как процесс формирования познавательного отношения субъекта к объективному содержанию учебного текста по психологии в результате активной его смысловой переработки. Критерием понимания текста выступает способность студента-психолога к активной умозаключающей интерпретации содержания учебного текста («перевод текста на свой язык»).
2. Среди причин низкого уровня понимания студентами-психологами учебных текстов одинаково важную роль имеют как внешние объективные факторы, так и внутренние факторы — психологические особенности студентов. К объективным факторам относятся особенности самого текста, к субъективным — особенности субъекта понимания. К первой группе факторов относятся компоненты сложности текста: информативность текста, сложность предложенийясность структуры текстаабстрактность изложенияа также особенности изложения текста. Ко второй группе факторов относятся такие, как уровень развития мыслительных операций, особенности мотивации личности, когнитивная сложность субъекта, тревожность, ценностно-нормативное единство преподавателя и студента, опыт и знания студента.
3. Понимание учебного текста студентами-психологами носит динамичный линейный характер, то есть последовательно развивается во время профессионального обучения от I к V курсу. Уровень понимания учебного текста, безусловно, возрастает во время профессионального обучения студентов-психологов от I к V курса, но при этом находится на достаточно низком уровне без реализации комплекса психолого-педагогических условий.
Уровни определяются по показателям трех основных характеристик: глубины, полноты и отчетливости пересказа студентами учебного текста по психологии.
Список литературы
- Акимова, М.К., Козлова, В.Т. Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход. Текст./ М. К. Акимова, В. Т. Козлова // М.: Знание, 1992−77 с.
- Акопов, Г. В. Проблема сознания в психологии. Отечественная платформ Текст. / Г. В. Акопов. Самара: Изд-во СНЦ РАН, 2002. — 206 с. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания [Текст]/ Б. Г. Ананьев -М., 1980.-С. 19−179.
- Антонов, А.В. О понимании текстового сообщения Текст. / А. В. Антонов // Мышление и общение: Материалы всесоюзного симпозиума. -Алма-Ата, 1973. С. 244−247.
- Артемов, В.А. Очерк психологии Текст./ В. А. Артемов. М.: Учпедгиз, 1954.-214 с.
- Артемов, В.А. Экспериментальная фонетика Текст. / В. А. Артемов. -М.: Учпедгиз, 1956. 186 с.
- Бабанский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект Текст. / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1977. — 254 с.
- Бабанский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения: (Аспект предупреждения неуспеваемости школьников) Текст. / Ю. К. Бабанский. — Ростов н/Д.: Изд. Ростовского н/Д госпединститута, 1972. 347 с.
- Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества Текст. / М. М. Бахтин. -М.: Искусство, 1979. 460 с.
- Белнап, Н., Стил, Т. Логика вопросов и ответов Текст. / Н. Белнап, Т. Стил.-М.: Прогресс, 1981.-288 с.
- Бибрих, P.P., Васильев, И.А. Особенности мотивации и целеполагания в учебной деятельности студентов младших курсов Текст. /P.P. Бибрих, И. А. Васильев //Вестник МГУ. — серия 14 «Психология», 1987. — № 2. — с.20 — 30.
- Бодалев, А.А. Восприятие и понимание человека человеком Текст. / А. А. Бодалев. М.: Педагогика, 1982. — 189 с.
- Бодалев, А. А, Столин, В. В. Общая психодиагностика Текст. / А. А. Бодалев, В. В. Столин. СПб.: Изд-во «Речь», 2000. — 440стр.
- Божович, Л.И. Проблемы формирования личности Текст. / Л.И. Божо-вич.-М, 1995.-352 с.
- Бокарева, Г. А. Совершенствование профессиональной подготовки студентов Текст. / Г. А. Бокарева //Советская педагогика, 1987. — № 3.- с. 49 — 52.
- Борзенков, В.Jl. Дидактический анализ учебной информации как основа выбора методов и форм организации процесса обучения: Автореф. канд. дисс Текст. / В. Л. Борзенков. Л., 1987. — 16 с.
- Брудный, А.А. Понимание и текст Текст. / А. А. Брудный. М.: «Политиздат», 1991. — 341 с.
- Брудный, А.А. Понимание как философско-психологическая проблема Текст. / А. А. Брудный // Вопросы философии, 1975, № 10. С. 109−118.
- Брудный, А.А. Психологическая герменевтика Текст. / А. А. Брудный -М.: Изд-во «Лабиринт», 2005. 336 с.
- Брудный, В.И. Адаптация студентов младших курсов в вузе: Автореферат дисс.. канд. пед наук Текст. / В. И. Брудный. — М., 1975. —36 с.
- Брунер, Дж. Процесс обучения Текст. / Дж. Брунер. М., 1962. — 84 с.
- Быстрицкий, Е.К., Филатов, В.П. Теория познания и проблема понимания Текст. / Е. К. Быстрицкий, Филатов В. П. // Гносеология в системе философского мировоззрения / Под ред. Лекторского В. А. М.: Наука.- 1983.- С.273−304.
- Величковский, Б.М. Современная когнитивная психология Текст. / Б. М. Величковский. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — 336 с.
- Вельтнер, К. Информационно-психологический подход в педагогике Текст. / К. Вельтнер // Зарубежная радиоэлектроника. 1968. № 12.
- Веракса, Н.Е., Веракса, А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве Текст. / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. М.: Мозаика-Синтез, 2006 — 72 с.
- Веракса, Н.Е., Веракса, А.Н. Зарубежные психологи о развитии ребенка-дошкольника Текст. / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. — М.: Мозаика-Синтез, 2006 144 с.
- Вертгеймер, М. Продуктивное мышление Текст. / М. Вертгеймер. — М.: Прогресс, 1987. 336 с.
- Выготский, JI.C. Педагогическая психология Текст. / Л. С. Выготский — М.: Педагогика Пресс, 1996. — 536с.
- Выготский, Л.С. Психология Текст./ Л. С. Выготский М.: Изд-во ЭКСМО — Пресс, 2000. — 1008с.
- Габитова, P.M. Универсальная герменевтика Фридриха Шлейермахера Текст. / P.M. Габитова / Герменевтика: история и современность. М.: «Мысль», 1985.-354 с.
- Гальперин, П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребен-каТекст. / П. Я. Гальперин // Вопр. психол. 1969. № 1. С. 15−25.
- Горбачева, Е.И. Предметная ориентация мышления и понимание Текст. / Е. И. Горбачева //Вопросы психологии.- 1994.- № 5. С.78−85
- Граник, Г. Г, Бондаренко, С.М., Концевая, Л. А. Как учить работать с книгой Текст. / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко. М.: НПО «Образование». — 1995.-265 с.
- Гурова, Л.Л. Процессы понимания в развитии мышления Текст./ Л. Л. Гурова // Вопросы психологии. 1986 № 2. — С. 126−137.
- Гусев, С.С., Тульчинский, Г.Л. Проблема понимания в философии Текст. / С. С. Гусев, Г. Л. Тульчинский. М.: Политиздат, 1985. — 345 с.
- Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения Текст. / В. В. Давыдов — М.: ОПЦ «ИНТОР», 1996. 541 с.
- Доблаев, Л.П. Анализ и понимание текстов Текст. / Л. П. Доблаев — Саратов: Саратовский Ун-т., 1987. 215 с.
- Доблаев, Л.П. Вопросы психологии понимания учебного текста Текст. / Л. П. Доблаев Саратов, 1965. — 92 с. 47.