Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Психика и компоненты психики человека по Д. А. Донцову

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Под понятием «высокоорганизованная материя» первично понимается головной мозг. Понятие высокоорганизованной материи физиопсихически определяется в широком смысле как ЦНС и в узком смысле как головной мозг. Психика человека делится на четыре базовые психические сферы (области): 1) познавательную, 2) мотивационную (потребностно-мотивационную), 3) волевую и 4) эмоциональную… Читать ещё >

Психика и компоненты психики человека по Д. А. Донцову (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Психика — это системное свойство высокоорганизованной материи, изначально (первично) заключающееся (выражающееся) в 1) отражении (способности, возможности отражать) субъектом (человеком) объективного (окружающего) мира, в 2) построении субъектом неотделимой от него (своей) картины этого мира и в 3) саморегуляции субъекта, осуществляемой им на основе своего поведения и собственной деятельности.

Это три измерения психики: 1) психическое отражение, 2) построение своей картины мира, 3) психическая саморегуляция.

Таким образом, психика — это субъективное отражение объективной реальности. Наряду с этим, психика — это единая функциональная система.

Под понятием «высокоорганизованная материя» первично понимается головной мозг. Понятие высокоорганизованной материи физиопсихически определяется в широком смысле как ЦНС[1][2] и в узком смысле как головной мозг[3].

Психическое отражение — это уникальное свойство психики, проявляемое людьми в процессе осуществления жизнедеятельности и заключающееся в принципиальной возможности, уникальной способности психики запечатлевать, сохранять, трансформировать и воспроизводить в форме субъективных образов, с различной степенью адекватности, признаки, структурные характеристики и разнообразные феноменальные отношения объектов.

Человек отражает, чувствует и осознает объективную (внешнюю) реальность и производит отражение субъективной (внутренней) реальности1 посредством (с помощью) психических познавательных процессов и психических эмоциональных процессов.

Таким образом, отражение выступает как психическое свойство высокоорганизованной материи, проявляемое людьми в процессе осуществления жизнедеятельности. Отражение развивается в качестве принципиальной возможности, уникальной способности человеческой психики запечатлевать, сохранять, трансформировать и воспроизводить в форме субъективных образов с различной степенью адекватности, признаки, структурные характеристики и разнообразные феноменальные отношения внешних объектов и внутренних предметов[4][5]. Отражение и осознание человеком объективной реальности и внутренней психологической реальности[4] производится сознанием человека с помощью (посредством) психических познавательных процессов, через действие таковых.

Наряду со сказанным выше, отметим еще некоторые особенности отражения, а именно — психосоциальные параметры отражения, выделенные Б. Н. Рыжовым. Он полагает, что «…Так же, как индивид воспроизводит собственную информационную структуру посредством воздействия на окружающую его среду, так и структурные особенности среды отражаются на индивиде. Это отражение, будучи важнейшим фактором прогресса биологических систем, на низших ступенях эволюции имеет случайный, хаотический характер. На более высоких ступенях развития отражение внешней среды приобретает черты упорядоченности. Появление психического отражения связано с образованием новых информационных структур, материальным носителем которых по-прежнему является биологический индивид, но существенной особенностью — воспроизведение связей внешнего мира. На ранних стадиях развития вторичные информационные структуры играют лишь вспомогательную роль в жизнедеятельности индивида, организуя и корректируя инстинктивные формы поведения. Но прогресс биологических систем связан с тем, что, наряду с генетически усвоенной вторичной информацией, увеличивается число подобных информационных структур, образовавшихся уже при жизни индивида, посредством его взаимодействия с другими представителями вида. Увеличение „банка“ информационных структур приводит к тому, что возникает возможность их взаимодействия, соответствующим образом изменяющего поведение индивидов. Консолидация вторичных информационных структур в новую систему, т. е. приобретение их совокупностью особой функции — организации поведения индивида, означает возникновение новой разновидности информационных систем — социальных»[7].

Психика человека делится на четыре базовые психические сферы (области): 1) познавательную, 2) мотивационную (потребностно-мотивационную), 3) волевую и 4) эмоциональную (эмоционально-чувственную).

  • [1] Рыжов Б. Н. Теория и метод системной психологии. Системные основания психологии (продолжение, начало в № 1—2 за 2010 г.) // Системная психология и социология. Т. 1. № 3. 2011.
  • [2] Центральную нервную систему человека и высших животных составляют собоюголовной мозг и спинной мозг.
  • [3] Головной мозг — это материальный носитель психики.
  • [4] Внутренней (психологической) реальностью человека являются познавательная, эмоционально-чувственная, волевая и потребностно-мотивационная сферы его психики.
  • [5] В качестве внутреннего (психического) предмета может выступать мысль (идея), переживание, конфликт мотивов и мн. др.
  • [6] Внутренней (психологической) реальностью человека являются познавательная, эмоционально-чувственная, волевая и потребностно-мотивационная сферы его психики.
  • [7] Рыжов Б. Н. Теория и метод системной психологии. Системные основания психологии // Системная психология и социология. Т. 1. № 1. 2010. С. 27—28.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой