Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Генезис учебной деятельности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Откуда берется учебная деятельность? Существует ли преемственность игровой деятельности и учебной? Мнения ведущих психологов разошлись в ответе на поставленный вопрос. По мнению В. В. Давыдова, учебная деятельность никак не связана с игрой. Г. А. Цукерман вопрос о преемственности ведущих видов деятельности решает в контексте изучения системы отношений ребенка и взрослого, когда для каждой ведущей… Читать ещё >

Генезис учебной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Откуда берется учебная деятельность? Существует ли преемственность игровой деятельности и учебной? Мнения ведущих психологов разошлись в ответе на поставленный вопрос. По мнению В. В. Давыдова, учебная деятельность никак не связана с игрой. Г. А. Цукерман вопрос о преемственности ведущих видов деятельности решает в контексте изучения системы отношений ребенка и взрослого, когда для каждой ведущей деятельности выделяются ведущая (генетически исходная) форма сотрудничества. В младшем школьном возрасте учебной деятельности соответствует учебная форма сотрудничества. Центральным новообразованием учебной деятельности является рефлексия как умение отделять знаемое от незнаемого, по мере освоения ребенком системы понятий и теоретического мышления. Центральным новообразованием учебной формы сотрудничества является «умение учиться», т. е. способность учить самого себя, быть субъектом обучения, т. е. участвовать в поиске и построении новых способов действия в ситуации учебной задачи.

Г. Г. Кравцов понимает возникновение учебной деятельности как процесс закономерного и органичного появления ее из предпосылок, складывающихся внутри дошкольного периода детства. «Мостик», который связывает игру и учебную деятельность, — это игра с правилами, высший вид детской игры. Еще Л. С. Выготский в свое время писал, что логика развития детской игры заключается в движении от игр с явной ролью и скрытыми правилами к играм со скрытой ролью и явными правилами. Дети, умеющие играть в ту или иную игру, договариваются со сверстником, как они будут играть на этот раз. В этой фазе деятельность детей по своей сути является точной моделью и прообразом учебной деятельности, которую они будут осуществлять в школе. Учебная деятельность по своей внутренней психологической сути есть коллективно распределенная деятельность, это коллективное теоретизирование. Именно данная особенность учебной деятельности выступает социальной ситуацией развития ребенка.

Если существуют преемственные связи игры и учебной деятельности, то возникает вопрос: возможно ли введение учебной деятельности с первых дней пребывания ребенка в школе? Может, он психологически не готов обучаться? Как перейти от игровой к учебной деятельности? В экспериментальном исследовании Е. Л. Горловой доказано, что в младшем школьном возрасте (на начало обучения) должна существовать особая деятельность, которая «амплифицирует» (обогащает) возраст: игровая по форме и учебная по содержанию. Данный вид деятельности позволяет реализовать индивидуальный подход к ребенку, т. е. учитывать уровень его психологического развития на момент поступления в школу.

Как отмечалось в предыдущем параграфе, игра остается в жизни младшего школьника и занимает много места, принимая вид режиссерской игры второго уровня, где в процесс воображения включены объективные условия организации деятельности. Ребенок воображает не как хочет, а как необходимо ему в рамках выполняемого задания. Он способен управлять собой как субъектом воображения, что делает возможным коллективное творчество, часто реализуемое им в кружках и секциях. Эта же особенность воображения обеспечивает важную способность детей школьного возраста — они начинают сознательно учиться друг у друга.

Мышление ребенка становится креативным (Е. Е. Кравцова). Меняется не только сам характер воображения, но и роль его компонентов.

Если в дошкольном возрасте воображение выстраивалось в логике предметная среда — прошлый опыт — надситуативная внутренняя позиция, то в младшем школьном — внеситуативная внутренняя позиция — прошлый опыт — предметная среда. Дошкольник думает, действуя и манипулируя, младший школьник сначала думает, а потом действует, т. е. они отличаются теоретическим отношением к задаче.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой