Проблемы диагностики одаренности
Одной из главных проблем одаренности является ее идентификация. Традиционно для диагностики одаренности используются психометрические тесты, интеллектуальные соревнования и т. п. Однако успешность деятельности ребенка, в том числе и в ситуации тестирования, зависит от многих условий (наличие мотивации, тревожность и т. п.) и под влиянием различных факторов может существенно меняться. В целях… Читать ещё >
Проблемы диагностики одаренности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Одной из главных проблем одаренности является ее идентификация. Традиционно для диагностики одаренности используются психометрические тесты, интеллектуальные соревнования и т. п. Однако успешность деятельности ребенка, в том числе и в ситуации тестирования, зависит от многих условий (наличие мотивации, тревожность и т. п.) и под влиянием различных факторов может существенно меняться. В целях устранения случаев недооценки потенциальных и скрытых возможностей ребенка в психологии развития вводятся новые методы идентификации одаренности. Так, все чаще используется модифицированный метод наблюдения (Рензулли). В рамках предложенного Выготским динамического подхода к одаренности акцент смещается на выявление преград, тормозящих развитие ребенка, поиски средств их преодоления, на анализ качественно своеобразных путей развития. Попытки создания методов «динамического тестирования» предприняты как за рубежом (Ю. Гутке), так и в отечественной психологии (Ю. Д. Бабаева). В частности, Бабаева разработала и провела апробирование психодиагностических тренингов, в которых применяемые методические приемы и техники направлены не только на раскрытие потенциальных возможностей ребенка, но и на стимуляцию его творческих способностей, развитие самопознания, познавательной мотивации и т. п.
Специальное место занимает диагностика особенностей семейного окружения и его влияния на развитие способностей ребенка. Эффективность психодиагностических тренингов определяется не количеством выявленных одаренных детей, а возможностью разработки адекватной стратегии обучения и развития каждого ребенка. Известно, что высокие потенциальные возможности требуют соответствующего обучения и развития, иначе они могут так и не раскрыться в полную силу. И это также одна из ключевых проблем диагностики одаренности.
Отдельное направлений исследований составляют проблемы, связанные с анализом асоциальных форм проявления одаренности. Можно ли загубить талант? Что происходит с одаренными детьми, не получившими необходимой помощи и социальной поддержки? По мнению ряда авторов (Р. Пажес), способности в этих случаях не исчезают, а начинают искать «обходные пути» для своего применения, используются часто на разрушительные цели.
Современные исследователи полагают, что культурно-исторический подход может стать фундаментальной теоретической базой для становления социокультурной парадигмы одаренности. Так, в работах А. Р. Лурия используется термин «культурная одаренность», сущность которой заключается в умении ребенка владеть своим натуральным богатством, выработке и применение наилучших приемов их использования. Культурная одаренность проявляется в богатстве и активности приемов, переводящих натуральный процесс в опосредствованный.