Особенности психического развития детей на современном этапе
Известно, что чтобы успешно функционировать в конкретном обществе, каждый человек должен отвечать тем требованиям, которые к нему предъявляются. Эти требования и составляют содержание СПН (социально-психологического норматива), являясь идеальной моделью системы требований социальной общности к личности. Эти требования присутствуют в образовательных программах, в профессиональных характеристиках… Читать ещё >
Особенности психического развития детей на современном этапе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Понятие отклоняющегося развития
В настоящее время общество заинтересовано в сотрудничестве с практическими психологами для совместного решения задач компенсации, инклюзивного образования и предупреждения отклонений в развитии детей с особыми образовательными потребностями. Это тем более актуально в контексте проблемы интеграции и инклюзии этой категории детей в общеобразовательную среду и создания новых технологий психологической и педагогической помощи.
Обусловлено это:
- • резким изменением общей социокультурной ситуации в стране;
- • появлением новых виртуальных форм общения и развития средств масс-медиа;
- • всё большим информационным и содержательным насыщением программ как дошкольного, так и школьного образования;
- • ухудшением общего состояния детской популяции;
- • уходом традиционной «культуры двора»;
- • изменением физического и эмоционального пространства существования ребёнка, в том числе искажением естественной ритмики развития ребёнка и другими не менее неблагоприятными факторами [72].
Среди специалистов, в той или иной степени имеющих отношение к работе с детьми, сегодня существуют значительные расхождения в определении того, что обозначается термином «проблемный» ребёнок, где границы, с одной стороны, индивидуальных различий в пределах условно возрастной нормы, с другой, некоей «патологии» развития.
Известно, что в начале XX в. детей с недостатками развития называли «ненормальными детьми». Этот термин использовался как отечественными учеными, так и зарубежными (А. Бине, Г. Я. Трошин, Г. И. Россолимо). А такие ученые, как В. П. Кащенко, Л. С. Выготский использовали понятие «дефективные дети».
В конце 1930;х гг. вводится термин «аномальные дети», охватывающий все недостатки развития. За рубежом в 1960;х гг. используется термин «исключительные дети», который объединяет как детей с недостатками развития, так и детей одаренных. В. И. Лубовский вводит понятие «дети с особыми образовательными потребностями» [73, с. 12].
В нормативно-правовой документации используются определения «дети с ограниченными возможностями здоровья», «дети с особыми образовательными потребностями», «проблемные дети», «дети с нарушениями в развитии», «дети с отклонениями в психофизическом развитии».
В. В. Лебединский применяет термин «психический дизонтогенез», который также широко используется в настоящее время в психологической литературе [28, 29]. Известно, что термин дизонтогения впервые был употреблён в 1927 г. Швальбе для обозначения отклонения внутриутробного формирования структур организма от нормального развития. Впоследствии им стали обозначать различные формы нарушений онтогенеза, включая и постнатальный период развития, т. е. в период, когда морфологические системы организма ещё не достигли зрелости.
Мы склонны поддержать Л. И. Акатова, который вводит термин «дети с ограниченными возможностями здоровья». По мнению автора, «входящее в него слово „здоровье“ определяет специфику внутренней и внешней активности ребенка в конкретных социальных условиях. У детей, имеющих те или иные отклонения в развитии, в зависимости от состояния здоровья названные виды активности ограничиваются, и ребенок начинает испытывать затруднения в выполнении тех или иных жизненно необходимых функций» [2, с. 9]. Данный термин позволяет понять специфику деятельности ребенка в условиях образовательного учреждения и главный акцент делается не на особенностях проблем развития ребенка, а на закономерностях развития личности ребенка [2, с. 9—10].
В настоящее время на практике используется термин «дети с ограниченными возможностями здоровья» (дети с ОВЗ) на основании Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3, Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [52, 77].
Заслуживает внимания точка зрения Семаго Н. Я. и Семаго М. М., которые считают, что наиболее адекватным в практике психологопедагогического сопровождения обучающихся является использование термина «дети с отклонениями в развитии», так как он позволяет:
- • снять претензии в использовании медицинской терминологии;
- • раскрывает психологическое содержание различных категорий «проблемных» детей;
- • является более адекватным и продуктивным для решения задач психологической практики.
Однако Семаго Н. Я. и Семаго М. М. отмечают, что большинство современных исследований свидетельствуют как о резком усложнении за последнее десятилетие структуры отклонений в развитии, так и о значительном увеличении количества сочетанных нарушений у различных категорий детей, появлении на рубеже 1990;х гг. новых форм психического дизонтогенеза.
Особенно сложными стали пограничные случаи, когда дифференциальная диагностика должна была дать определенный ответ на вопрос, к какой категории отклонений в развитии должно быть отнесено состояние ребенка.
Это необходимо для максимально эффективного, безошибочного определения не только типа образовательного учреждения, соответствующего возможностям ребенка, но и создания индивидуально-ориентированных программ обучения, воспитания и специализированной помощи.
В результате развития новых направлений отечественной психологии, новых подходов к анализу развития были выявлены особые формы дизонтогенеза, достаточно сложные для психолого-педагогической диагностики и, соответственно, для применения к ним имеющегося терминологического и понятийного аппарата.
В качестве одного из примеров Семаго Н. Я. и Семаго М. М. приводят такую форму дизонтогенеза, выявленную А. В. Семенович, как «нарушения нейробиологических закономерностей развития мозговой организации психической деятельности ребенка» [59, 63].
Это определение очерчивает достаточно многочисленную группу детей с несформированностью или атипичным формированием функциональной и межфункциональной организации мозговой деятельности, что приводит к специфическим проблемам обучения и поведения.
К какой категории отклонений в развитии, проблемного развития их отнести? Кто и в каких случаях должен работать с такими детьми? Те же самые вопросы могут быть отнесены и к другим категориям «особых» детей, среди которых следует отметить и детей, считающихся одаренными.
Большинство специалистов совершенно справедливо полагают, что такие дети имеют множество разнообразных проблем, в том числе и выходящих за рамки индивидуальных различий в пределах возрастной нормы (саму по себе одаренность сложно назвать индивидуальным различием!).
С этой категорией детей также возникает проблема констатации «нормативности» их психического развития и вероятность девиации развития в предпатологическое или даже патологическое состояние, в связи с чем одаренные дети требуют специального подхода к оценке их развития и сопровождения в образовательной среде (возможно, даже и с позиций специальной психологии). Таким образом, возникает необходимость не только подобрать определение (термин), которое адекватно бы описывало всех проблемных детей, но также концептуально определить содержание деятельности специального психолога.
По мнению М. М. Семаго и Н. Я. Семаго, таким базовым психологическим понятием, терминологически и содержательно адекватным применительно к самым различным категориям проблемных детей, является термин «отклоняющееся развитие». Однако он также ограниченно удовлетворяет терминологические и содержательные потребности психологов-практиков [61, с. 15—17]. Но в последнее время в психологической практике часто применяется термин «отклоняющееся развитие». Возникает вопрос, что считать нормой?
По мнению Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, нормативным развитием считается ситуация, когда количественные оценки функции или нескольких функций не выходят за пределы статистически полученных отклонений, характерных для данного возраста. Но это затрудняет оценку динамики отдельных психических функций, всей структуры психического развития. И с точки зрения Семаго Н. Я., Семаго М. М. Это означает «…фактическое пренебрежение гетерохронностью развития…, пренебрежение теснейшей взаимообусловленностью всех систем и психических образований в процессе развития» [61, с. 17]. Помимо этого, это не даёт возможности оценить компенсаторность самого психического онтогенеза под влиянием социальных факторов, особенно воспитания и обучения. Поэтому Н. Я. Семаго, М. М. Семаго предлагают использовать понятие «программа развития» для более чёткого определения нормативного развития.
В данном случае авторы подразумевают своевременное поступательное формирование взаимосвязанных, пронизанных гетерохронией функций и их систем в условиях идеальной детерминации их внутренними (генетическими) законами и столь же идеальным воздействием внешних факторов, в которые, естественно, включается и имманентно присущее развитию ребенка столь же идеальное присвоение (амплификация) образовательных воздействий и включение их в собственные психические структуры.
Необходимым же условием для развертывания подобной идеальной программы является точно такая же идеальная нейро-биологическая предуготованность и последовательное формирование мозговой организации психических процессов [63]. Таким образом, подобная идеальная модель может существовать исключительно как программа развития некоего идеального ребенка в идеальных условиях.
Для определения искомого понятия отклоняющегося развития Н. Я. Семаго, М. М. Семаго считают необходимым рассмотреть и понятие социально-психологического норматива (СПН).
По К. М. Гуревичу, «…в сжатом виде можно определить его как систему требований, которые общество предъявляет к психическому и личностному развитию каждого из его членов» [61, с. 23].
Известно, что чтобы успешно функционировать в конкретном обществе, каждый человек должен отвечать тем требованиям, которые к нему предъявляются. Эти требования и составляют содержание СПН (социально-психологического норматива), являясь идеальной моделью системы требований социальной общности к личности. Эти требования присутствуют в образовательных программах, в профессиональных характеристиках, общественном мнении учителей, воспитателей, родителей. Эти нормативы носят исторический характер и меняются вместе с развитием общества [61]. Но любое изменение психической функции или группы, или всей системы высших психических функций, выходящие за пределы области «социально-психологического норматива», Н. Я. Семаго, М. М. Семаго определяют как отклоняющееся развитие, которое можно определить, как: «Выход психического развития или его отдельных системообразующих компонентов (структур, функциональных систем) за пределы социальнопсихологического норматива (условно-нормативного развития), определяемого для конкретной образовательной, социокультурной, национальной / этнической ситуации вне зависимости от знака отклонения (опережение или запаздывание), его следует рассматривать как отклоняющееся развитие» [59, с. 31]. Ребенок, демонстрирующий подобные феномены, должен быть отнесен к категории детей с отклоняющимся развитием. Таким образом, по сравнению с термином «отклонения в развитии» понятие «отклоняющееся развитие» несет в себе динамический аспект.
В связи со сказанным выше делается более понятным и диагностический компонент деятельности психолога образования, в том числе и специального психолога. В этом случае он может быть определен как оценка актуального состояния ребенка с отнесением в целом его развития к условно нормативному (в пределах среднепопуляционного социально-психологического норматива, распространяемого в целом на систему массового образования), либо к отклоняющемуся [59, с. 25].
В свою очередь, отклоняющимся развитие может быть названо и в узком смысле — как отклоняющееся от конкретного (типологического) СПН, характерного для конкретной образовательной системы. Как отмечают Н. Я. Семаго, М. М. Семаго, подобный подход наблюдается при оценке готовности ребенка к обучению. В реальной практике образования готовность того или иного ребенка к началу школьного обучения сознательно или неосознанно соотносится с уровнем требований того образовательного учреждения, куда поступает ребенок [59, с. 25]. Особенно явно, часто в связи с требованиями администрации, подобный подход реализуется в специализированных образовательных учреждениях, гимназиях и лицеях с углубленным изучением отдельных предметов, математических школах и т. п. Таким образом, следует отметить, что использование понятия «отклоняющееся развитие» позволяет:
• обозначить критерии выявления всех категорий детей, нуждающихся в специализированной помощи, психолого-педагогическом и медико-социальном сопровождении;
- • перейти от феноменологической (симптомологической) диагностики к диагностике каузальной (причинной);
- • подойти к созданию современной психологической классификации и типологии различных групп проблемных детей, в том числе и в рамках условно-нормативного подхода к развитию;
- • определить основные принципы и подходы к коррекционно-развивающей работе психолога в образовательном учреждении;
- • разработать модель индивидуального образовательного маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья, посещающего инклюзивное образовательное учреждение.
Использование типологии Семаго Н. Я., Семаго М. М. дает в руки психолога «инструмент» анализа, позволяет определить границы содержания его деятельности, взаимодействия с другими специалистами [59,61,62].