Π—Π°ΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ курсовыС, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅, Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚Ρ‹...
ΠžΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ Π½Π° Π·Π°ΠΊΠ°Π·. НСдорого!

Π‘ΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½Ρ‹Π΅ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹, срСды ΠΈ систСмы обучСния

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

Π’Π΅ΠΌ Π½Π΅ ΠΌΠ΅Π½Π΅Π΅ практичСски Π΄Π°Π»Π΅ΠΊΠΎ Π½Π΅ Π²ΡΠ΅Π³Π΄Π° удаСтся с Π»Π΅Π³ΠΊΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ Π·Π°Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ систСму ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΎΠ±Ρ€Π°Ρ‚Π½ΠΎΠΉ связи ΠΈ ΡΠ°ΠΌΠΎΠΏΠΎΠ΄ΠΊΡ€Π΅ΠΏΠ»Π΅Π½ΠΈΡ процСсса обучСния. ΠšΠ°ΠΆΠ΄Ρ‹ΠΉ ΠΈΠ· Π½Π°Ρ ΠΏΠΎ ΡΠΎΠ±ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΠΌΡƒ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Ρƒ Π·Π½Π°Π΅Ρ‚, ΠΊΠ°ΠΊ Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π½ΠΎ даСтся «Ρ€Π°ΡΠΊΠ°Ρ‡ΠΈΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅», Π²Ρ…ΠΎΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° Π² Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‡ΠΈΠΉ Ρ€Π΅ΠΆΠΈΠΌ, Π΄Π°ΠΆΠ΅ послС ΠΊΡ€Π°Ρ‚ΠΊΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Ρ€Ρ‹Π²Π°, Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, связанного с Π²Ρ‹Ρ…ΠΎΠ΄Π½Ρ‹ΠΌΠΈ днями ΠΈΠ»ΠΈ ΠΊΡ€Π°Ρ‚ΠΊΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½Ρ‹ΠΌ отпуском. МногиС люди, ΠΏΡ€ΠΈΡ‡Π΅ΠΌ Π΄Π°ΠΆΠ΅… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

Π‘ΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½Ρ‹Π΅ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹, срСды ΠΈ систСмы обучСния (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

ДидактичСскиС основы соврСмСнных Ρ‚Π΅Ρ…Π½ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΉ ΠΈ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ² обучСния

Наряду с ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ°ΠΌΠΈ содСрТания образования ваТнСйшиС ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡ‹ Π΄ΠΈΠ΄Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠΈ связаны с Π²ΠΎΠΏΡ€ΠΎΡΠ°ΠΌΠΈ Ρ‚Π΅Ρ…Π½ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ прСподавания. Π€. ДистСрвСг СшС Π² XIX Π²Π΅ΠΊΠ΅ Π³ΠΎΠ²ΠΎΡ€ΠΈΠ»: «ΠŸΠ»ΠΎΡ…ΠΎΠΉ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒ прСподносит истину, Ρ…ΠΎΡ€ΠΎΡˆΠΈΠΉ — ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚ Π΅Π΅ Π½Π°Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ΡŒ». Π”Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ, Π½Π°Π²Π΅Ρ€Π½ΠΎ, ΠΊΠ°ΠΆΠ΄Ρ‹ΠΉ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ Π·Π°ΠΌΠ΅Ρ‡Π°Π», Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π½ΠΎΠ²ΠΎΠ΅ часто Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ Π»ΡƒΡ‡ΡˆΠ΅ усваиваСтся, Ссли Π½Π°ΠΌ становится понятСн способ получСния этого Π½ΠΎΠ²ΠΎΠ³ΠΎ знания. НовоС Π·Π½Π°Π½ΠΈΠ΅ Π½Π΅ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½ΠΎ Π΄Π°Π²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ ΠΊΠ°ΠΊ Π²Ρ‹ΡΡˆΠ°Ρ истина, нСпостиТимая, нСпрСлоТная Π΄ΠΎΠ³ΠΌΠ°, попавшая ΠΊ Π½Π°ΠΌ ΡΠ²Ρ‹ΡˆΠ΅. НапримСр, ΠΏΠΎΠ½ΡΡ‚ΡŒ ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹ΠΉ Π·Π°ΠΊΠΎΠ½ ΠΡŒΡŽΡ‚ΠΎΠ½Π° для ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΈΡ… людСй Π»Π΅Π³Ρ‡Π΅ послС Ρ€Π°Π·Π±ΠΎΡ€Π° экспСримСнтов, ΠΈΠ· ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… этот Π·Π°ΠΊΠΎΠ½ слСдуСт. Π£Ρ‡Π΅Π±Π½ΠΈΠΊΠΈ ΠΈ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½Ρ‹Π΅ пособия содСрТат основной массив ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠΉ ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΠΈ, ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΎΠ²Π°Π½Π½Ρ‹ΠΉ, с ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΉ стороны, Π² ΡΠΎΠΎΡ‚вСтствии с ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½Ρ‹ΠΌΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌΠ°ΠΌΠΈ ΠΈ, с Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΉ стороны, Π² ΡΠΎΠΎΡ‚вСтствии с Π°Π²Ρ‚орским Π²ΠΈΠ΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡ‹ ΠΈ Π°Π²Ρ‚орским ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄ΠΎΠΌ ΠΊ ΡΡ‚ΠΈΠ»ΡŽ Π΅Π΅ ΠΈΠ·Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΡ. ИмСнно эти отличия ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ для ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄Π° ΠΊ ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΡƒ прСподавания, ΠΈ ΠΈΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎ ΠΎΠ½ΠΈ Π»Π΅ΠΆΠ°Ρ‚ Π² ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ процСсса обучСния Π² ΡΠΈΡΡ‚Π΅ΠΌΠ°Ρ… Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… авторских школ. Π’ ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅ ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½Ρ‹Ρ… ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€ΠΎΠ² Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄ΠΎΠ² ΠΊ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡŽ ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ привСсти акадСмичСский ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠΊΠ»Π°Π΄Π½ΠΎΠΉ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄Ρ‹, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ бСругсвоС Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΠΎ соотвСтствСн, Π½ΠΎ ΠΎΡ‚ Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΈ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ образования.

Π”Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ, Ссли Π² ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΎΠΌ случаС ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹ ΠΈ ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Ρ‹ обучСния исходят ΠΈΠ· ΠΈΠ·Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΡ ΠΎΠ±ΡˆΠ΅Ρ‚Π΅ΠΎΡ€Π΅Ρ‚ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΡ…ΠΎΡΠ½ΠΎΠ² Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠΉ области Π½Π°ΡƒΠΊΠΈ, Ρ‚ΠΎ Π²ΠΎ Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΌ, Π½Π°ΠΎΠ±ΠΎΡ€ΠΎΡ‚, — ΠΈΠ· ΠΎΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΡ ΠΏΡ€ΠΈΠΊΠ»Π°Π΄Π½Ρ‹Ρ…, практичСских Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΠ², для понимания сущности ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… трСбуСтся ΠΈΠ·Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ тСорСтичСских основ. НапримСр, Π² Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Ρ… дидактичСских систСмах ΠΈΠ·Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ основ Ρ‚Ρ€ΠΈΠ³ΠΎΠ½ΠΎΠΌΠ΅Ρ‚Ρ€ΠΈΠΈ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ Π½Π°Ρ‡Π°Ρ‚ΠΎ с Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ, с ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΡ синуса, косинуса ΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ… исходных понятий, Π½ΠΎ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ Π½Π°Ρ‡Π°Ρ‚ΠΎ с ΠΈΠ·Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΡ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌ опрСдСлСния расстояний Π΄ΠΎ Π·Π²Π΅Π·Π΄ ΠΈΠ»ΠΈ измСрСния высот труднодоступных Π³ΠΎΡ€.

Π’ΠΎΡ‡Π½ΠΎ Ρ‚Π°ΠΊ ΠΆΠ΅ ΠΈΠ·Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ элСктродинамики ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ Π½Π°Ρ‡Π°Ρ‚ΠΎ с ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡ Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ элСктростатичСского поля ΠΈΠ»ΠΈ с ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌ, Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈ-ΠΊΠ°ΡŽΡˆΠΈΡ…ΠΏΡ€ΠΈ Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΈ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ ΠΏΠΎΡ‡ΠΈΠ½ΠΊΠΈ Π±Ρ‹Ρ‚ΠΎΠ²ΠΎΠΉ элСктротСхники.

А. Ѐранс Π² ΡΠ²ΠΎΠ΅ врСмя писал ΠΎΠ± ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ ΠΈ ΡƒΡ‡Π°Ρ‰ΠΈΡ…ся: «ΠΠ΅ ΡΡ‚Π°Ρ€Π°ΠΉΡ‚Π΅ΡΡŒ ΡƒΠ΄ΠΎΠ²Π»Π΅Ρ‚Π²ΠΎΡ€ΠΈΡ‚ΡŒ своС тщСславиС, обучая ΠΈΡ… ΡΠ»ΠΈΡˆΠΊΠΎΠΌ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎΠΌΡƒ. Π’ΠΎΠ·Π±ΡƒΠ΄ΠΈΡ‚Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Π»ΡŽΠ±ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚ΡΡ‚Π²ΠΎ. ΠžΡ‚ΠΊΡ€Ρ‹Π²Π°ΠΉΡ‚Π΅ своим ΡΠ»ΡƒΡˆΠ°Ρ‚Π΅Π»ΡΠΌ Π³Π»Π°Π·Π°, Π½ΠΎ Π½Π΅ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π³Ρ€ΡƒΠΆΠ°ΠΉΡ‚Π΅ ΠΈΡ… ΠΌΠΎΠ·Π³. Достаточно Π·Π°Ρ€ΠΎΠ½ΠΈΡ‚ΡŒ Π² Π½Π΅Π³ΠΎ искру, огонь сам разгорится Ρ‚Π°ΠΌ, Π³Π΄Π΅ для Π½Π΅Π³ΠΎ Π΅ΡΡ‚ΡŒ пиша». Π§Π΅Ρ‚ΠΊΠΎΡΡ‚ΡŒ этой Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒΠ»ΠΈΡ€ΠΎΠ²ΠΊΠΈ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π½Π° скорСС для ΠΏΡ€ΠΎΡ„Π΅ΡΡΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³Π°, Ρ‡Π΅ΠΌ для писатСля, хотя Π±Ρ‹ ΠΈ Ρ ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Ρ‹ΠΌ ΠΈΠΌΠ΅Π½Π΅ΠΌ. Π‘Ρ‚ΠΎΠΈΡ‚ ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΈΡ‚ΡŒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ такая постановка вопроса пСрСкликаСтся с ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠΎΠΉ сопоставлСния Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΈ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΉ образования. На ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹ΠΉ взгляд, Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠ΅ высказываниС А. Ѐранса Π½Π΅ Π³ΠΎΠ²ΠΎΡ€ΠΈΡ‚ Π² ΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·Ρƒ Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ образования, хотя Π½Π° ΡΠ°ΠΌΠΎΠΌ Π΄Π΅Π»Π΅ это Π½Π΅ Ρ‚Π°ΠΊ. «ΠžΠ³ΠΎΠ½ΡŒ познания» ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π³ΠΎΡ€Π΅Ρ‚ΡŒ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Ρ‚Π°ΠΌ, Π³Π΄Π΅ Π΅ΡΡ‚ΡŒ пиша, Ρ‚ΠΎ Π΅ΡΡ‚ΡŒ достаточно полная ΠΈ Ρ…ΠΎΡ€ΠΎΡˆΠΎ организованная информационная систСма.

Π‘ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΉ стороны, ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΉ ΠΈΠ· Π³Π»Π°Π²Π½Ρ‹Ρ… Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ прСподавания, Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ, являСтся Π·Π°Π΄Π°Ρ‡Π° пробуТдСния удивлСния, Π»ΡŽΠ±ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚ΡΡ‚Π²Π°, интСрСса учащихся. Π­Ρ‚ΠΎ ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‡Π°Π»ΠΈ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΈΠ΅ ΡƒΡ‡Π΅Π½Ρ‹Π΅ ΠΈ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈ. ΠΡ€ΠΈΡΡ‚ΠΎΡ‚Π΅Π»ΡŒ ΡƒΡ‚Π²Π΅Ρ€ΠΆΠ΄Π°Π», Ρ‡Ρ‚ΠΎ «ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π½ΠΈΠ΅ начинаСтся с ΡƒΠ΄ΠΈΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΡ». Π’Π΅Π»ΠΈΠΊΠΈΠΉ Ρ„ΠΈΠ·ΠΈΠΊ Π›ΡƒΠΈ Π΄Π΅ Π‘Ρ€ΠΎΠΉΠ»ΡŒ писал: «Π—нания — Π΄Π΅Π»ΠΎ удивлСния ΠΈ Π»ΡŽΠ±ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚ства». Как Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒ «Π·Π°Ρ†Π΅ΠΏΠΈΡ‚» сфСру интСрСсов ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠ°, ΠΎΠ½ ΡΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΠΏΡ€ΠΎΠ±ΠΈΡ‚ΡŒΡΡ Ρ‡Π΅Ρ€Π΅Π· Π±Ρ€ΠΎΠ½ΡŽ отчуТдСнности ΠΈ Π±Π΅Π·Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡ΠΈΡ, Π²Ρ‹Π·Π²Π°Ρ‚ΡŒ простоС, СстСствСнноС ΡƒΠ΄ΠΈΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄ Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΠΌ ΠΈΠ»ΠΈ тСорСтичСским Π²Ρ‹Π²ΠΎΠ΄ΠΎΠΌ, ΠΎΠ½ ΠΎΡ‚ΠΊΡ€ΠΎΠ΅Ρ‚ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠΎΠΌ Π΄Π°Π½Π½ΡƒΡŽ ΠΎΠ±Π»Π°ΡΡ‚ΡŒ Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ ΠΊΠ°ΠΊ источник интСрСса. Π‘ΠΎΠ»Π΅Π΅ Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ, ΠΈΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎ ΠΏΡ€ΠΎΠ±ΡƒΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ интСрСса хотя Π±Ρ‹ кчасти ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Π° Π΄Π΅Π»Π°Π΅Ρ‚ Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΠΉ Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π°Ρ†ΠΈΡŽ устойчивой ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΊ ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΡƒ обучСния ΠΊΠ°ΠΊ Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠ²ΠΎΠΌΡƒ. Π’ Ρ€Π°Π·Π΄Π΅Π»Π΅, посвящСнном Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²Π°Ρ†ΠΈΠΉ, ΠΌΡ‹ Π³ΠΎΠ²ΠΎΡ€ΠΈΠ»ΠΈ ΠΎΡ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ стрСмлСниС ΠΊ Π²ΠΎΡΠΏΡ€ΠΈΡΡ‚ΠΈΡŽ Π½ΠΎΠ²ΠΎΠ³ΠΎ, Π»ΡŽΠ±ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚ΡΡ‚Π²ΠΎ ΠΈ Π»ΡŽΠ±ΠΎΠ·Π½Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΡŽΡ‚ собой ΠΎΡ‡Π΅Π½ΡŒ ΡΠΈΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ биологичСскиС ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²Π°Ρ†ΠΈΠΈ, Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎ ΠΏΡ€ΠΎΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ΡΡ ΡƒΠΆΠ΅ Ρƒ Π²Ρ‹ΡΠΎΠΊΠΎΡ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚Ρ‹Ρ… Π²ΠΈΠ΄ΠΎΠ² ΠΆΠΈΠ²ΠΎΡ‚Π½Ρ‹Ρ….

Π’ ΡΡ‚ΠΎΠΌ ΠΏΠ»Π°Π½Π΅ Π²Π°ΠΆΠ½ΠΎ ΠΏΠΎΠ΄Ρ‡Π΅Ρ€ΠΊΠ½ΡƒΡ‚ΡŒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π½Π° Ρ‡ΠΈΡΡ‚ΠΎ биологичСском ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½Π΅ ΠΎΠ΄Π½ΠΈΠΌ ΠΈΠ· ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚ΠΎΠ² ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²ΠΎΡ‡Π½ΠΎΠΉ Ρ€Π΅Π°ΠΊΡ†ΠΈΠΈ Π½Π° Π½ΠΎΠ²ΠΈΠ·Π½Ρƒ являСтся активация Π² ΠΌΠΎΠ·Π³Ρƒ ΠΏΠΎΠ·Π²ΠΎΠ½ΠΎΡ‡Π½Ρ‹Ρ… эндогСнных ΠΌΠΎΡ€Ρ„ΠΈΠ½ΠΎΠ² (эндорфинов). ДСйствиС эндорфинов связано Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ с Π±Π»ΠΎΠΊΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ Π±ΠΎΠ»ΠΈ Π·Π° ΡΡ‡Π΅Ρ‚ ΠΈΡ… ΡΠ²ΡΠ·ΠΈ с ΠΎΠΏΠΈΠ°Ρ‚Π½Ρ‹ΠΌΠΈ Ρ€Π΅Ρ†Π΅ΠΏΡ‚ΠΎΡ€Π°ΠΌΠΈ Π½Π΅ΠΉΡ€ΠΎΠ½ΠΎΠ² ΠΌΠΎΠ·Π³ΠΎΠ²ΠΎΠΉ Ρ‚ΠΊΠ°Π½ΠΈ, Π½ΠΎ ΠΈ Ρ ΠΏΡ€ΠΎΡΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ всСго спСктра ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… эмоций ΠΎΡ‚ ΡƒΠ΄ΠΎΠ²ΠΎΠ»ΡŒΡΡ‚вия Π΄ΠΎ ΡΠΉΡ„ΠΎΡ€ΠΈΠΈ (ΠΏΠΎΠ΄Ρ€ΠΎΠ±Π½Π΅Π΅ см.

Ρ€Π°Π·Π΄Π΅Π» «ΠΠ΅Ρ€Π²Π½Ρ‹Π΅ ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΡ‹ ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²Π°Ρ†ΠΈΠΉ ΠΈ ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΉ»). Π’Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ, ориСнтация пСдагогичСского процСсса Π½Π° Π²ΠΎΠ·Π±ΡƒΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ Ρƒ ΡƒΡ‡Π°Ρ‰ΠΈΡ…ся интСрСса ΠΊ Π½ΠΎΠ²ΠΎΠΌΡƒ, нСизвСстному ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡Π°Π΅Ρ‚ обоснованноС Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎΠ΅ ΠΏΠΎΠ΄Ρ‚Π²Π΅Ρ€ΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠ΅. Π­Π½Π΄ΠΎΡ€Ρ„ΠΈΠ½Ρ‹, ΠΊΠ°ΠΊ ΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠ΅ Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Π΅ Π½Π΅ΠΉ-Ρ€ΠΎΠΏΠ΅ΠΏΡ‚ΠΈΠ΄Ρ‹, ΠΎΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΌΠΈ Π² Π·Π°ΠΌΠΊΠ½ΡƒΡ‚Ρ‹ΠΉ ΠΊΠΎΠ½Ρ‚ΡƒΡ€ «ΡΠ°-ΠΌΠΎΠΏΠΎΠ΄ΠΊΡ€Π΅ΠΏΠ»ΡΡŽΡˆΠ΅ΠΉΡΡ» ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²ΠΎΡ‡Π½ΠΎΠΉ Ρ€Π΅Π°ΠΊΡ†ΠΈΠΈ Ρƒ ΠΆΠΈΠ²ΠΎΡ‚Π½Ρ‹Ρ…: Π½Π°Ρ…ΠΎΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π½ΠΎΠ²ΠΎΠ³ΠΎ раздраТитСля — Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ эндорфинов — ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ эмоции — ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΊ ΠΏΠΎΠΈΡΠΊΡƒ Π½ΠΎΠ²Ρ‹Ρ… Ρ€Π°Π·Π΄Ρ€Π°ΠΆΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ (рис. 9.1, Π›).

МоТно ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠΈΡ‚ΡŒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Ρƒ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ этого исходного, базисного ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠ° ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²ΠΎΡ‡Π½ΠΎΠΉ Ρ€Π΅Π°ΠΊΡ†ΠΈΠΈ сформировался Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΉ, Π½Π°ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎ Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ слоТный ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΉ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΡΠΎΠ·Π΄Π°Ρ‚ΡŒ ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²ΡƒΠΏΠΎΡ‚Ρ€Π΅Π±Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈΠΊΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡŽΠ·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ ивтомчислС потрСбности Π² ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ (13:133−136). Π’Π°ΠΊΠΎΠΉ ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ Π½Π°Π·Π²Π°Π½ «Π½Π΅ΠΎΠ΄ΠΎΠ»ΠΈΠΌΠΎΠΉ Π·Π½Π°Π½ΠΈΠ΅Π²ΠΎΠΉ Π·Π°Π²ΠΈΡΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ», ΠΈ ΡΠΎΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠΉ Π΅ΠΌΡƒ Π·Π°ΠΌΠΊΠ½ΡƒΡ‚Ρ‹ΠΉ ΠΊΠΎΠ½Ρ‚ΡƒΡ€ «ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡ с ΡΠ°ΠΌΠΎΠΏΠΎΠ΄ΠΊΡ€Π΅ΠΏΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ» ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π°Π²ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΊΠ°ΠΊ: ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ Π½ΠΎΠ²ΠΎΠ³ΠΎ — Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ эндорфинов — ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ эмоции — ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΊ ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, Π² Ρ‚ΠΎΠΌ числС ΠΊ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡŽ (рис. 9.1, Π‘). ΠŸΡ€ΠΈ этом ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹ΠΉ элСмСнт этой Ρ†Π΅ΠΏΠΈ — «ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ Π½ΠΎΠ²ΠΎΠ³ΠΎ», ΠΊΠΎΠ½Π΅Ρ‡Π½ΠΎ, Π½Π°Π΄ΠΎ ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Ρ‚ΡŒ Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ ΠΈ Π½Π΅ ΡΡ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π½ΠΎΠ²ΠΎΠΉ ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΠΈ, сколько ΠΊΠ°ΠΊ установлС;

Π‘ΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½Ρ‹Π΅ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹, срСды ΠΈ систСмы обучСния.

Π½ΠΈΠ΅ ΠΊΠ°ΠΊΠΈΡ…-Ρ‚ΠΎ ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Π½ΠΎ-слСдствСнных связСй ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ явлСниями, ΡƒΠ»Π°Π²Π»ΠΈΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ скрытых закономСрностСй, Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ€Π°Π½Π΅Π΅ Π½Π΅Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΈ Π΄ΠΎΠ»Π³ΠΎ ΠΎΡΡ‚Π°Π²Π°Π²ΡˆΠ΅Π³ΠΎΡΡ ΠΈΠ½Ρ‚Ρ€ΠΈΠ³ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠΌ, Π½Π΅ΡƒΠ»ΠΎΠ²ΠΈΠΌΡ‹ΠΌ ΠΈ Π·Π°Π³Π°Π΄ΠΎΡ‡Π½Ρ‹ΠΌ вопроса. Π’ Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠΌ ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠΈ ΠΌΡ‹ ΠΏΡ€ΠΈΡ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌ ΠΊ ΡΠ²ΡΠ·ΠΈ ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ, исслСдованиСм ΠΈ Ρ‚ворчСством, ΠΈΠ»ΠΈ, Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠΌΠΈ словами, ΠΊ ΠΎΠ±ΡŠΡΡΠ½Π΅Π½ΠΈΡŽ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ творчСского Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π° дидактичСски ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎ построСнного пСдагогичСского процСсса.

Как извСстно, Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Π΅ ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚Ρ‹ ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²ΠΎΡ‡Π½ΠΎΠΉ Ρ€Π΅Π°ΠΊΡ†ΠΈΠΈ, Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠ΅ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΊΠΎΠΆΠ½ΠΎ-Π³Π°Π»ΡŒΠ²Π°Π½ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠ°Ρ рСакция ΠΏΡ€ΠΈ ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠΈ сопротивлСния ΠΊΠΎΠΆΠΈ, частота сСрдСчного Ρ€ΠΈΡ‚ΠΌΠ° ΠΈ ΡΠΎΡΡƒΠ΄ΠΈΡΡ‚Ρ‹Π΅ измСнСния, дСпрСссия, Π°Π»ΡŒΡ„Π°-Ρ€ΠΈΡ‚ΠΌ элСктроэнцСфалограммы, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΆΠ΅ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΈ Π²Ρ‹Π±Ρ€ΠΎΡ эндорфинов, ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‚ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ отличия Π² ΡΠΈΠ»Π΅ своСго проявлСния. Π’ ΡΠ²ΡΠ·ΠΈ с ΡΡ‚ΠΈΠΌ ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°Ρ‚ΡŒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΈΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎ эти ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ отличия Π»Π΅ΠΆΠ°Ρ‚ Π² ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΠΉ выраТСнности ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²ΠΎΡ‡Π½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Ρƒ Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Ρ… ΠΆΠΈΠ²ΠΎΡ‚Π½Ρ‹Ρ… ΠΈ ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ (ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΠΎΠΉ) Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Ρƒ Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Ρ… людСй. Π’Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ, Π½Π°Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ своС обоснованиС ΠΈ Ρ…ΠΎΡ€ΠΎΡˆΠΎ извСстный ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³Π°ΠΌ тСзис ΠΎ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΠΉ исходной склонности учащихся ΠΊ ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΡƒ обучСния, ΠΎ Π½Π°Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠΈ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… трудностСй, часто ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅Π»ΠΈΡ€ΡƒΡŽ-ΡˆΠΈΡ… с Ρ‚ΠΈΠΏΠΎΠΌ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π° ΠΈ Ρ‚Π΅ΠΌΠΏΠ΅Ρ€Π°ΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π° ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠ°. Π’ΠΈΡ‚ΠΎΠ³Π΅ подтвСрТдаСтся СшС ΠΎΠ΄ΠΈΠ½ Ρ…ΠΎΡ€ΠΎΡˆΠΎ извСстный ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³Π°ΠΌ-ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ°ΠΌ Ρ„Π°ΠΊΡ‚: Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎ ΠΏΠΎΠ΄Ρ‹ΡΠΊΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄ ΠΊ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΡƒ, обусловлСнный ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½Π΅ΠΌ Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ, Ρ‡Π΅Ρ€Ρ‚Π°ΠΌΠΈ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π° ΠΈ Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹ΠΌΠΈ склонностями.

Π‘ Ρ‚ΠΎΡ‡ΠΊΠΈ зрСния соврСмСнных пСдагогичСскихтСхнологий ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹ обучСния, связанныС с Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΉ стимуляциСй ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΠΎΠΉ, творчСской Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‚ особый интСрСс для прСподаватСля, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Π½Ρ‹ Π² ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅ психотСрапСвтичСского способа Π±ΠΎΡ€ΡŒΠ±Ρ‹ с Π΄Π΅ΠΏΡ€Π΅ΡΡΠΈΡΠΌΠΈ, Ρ‚Ρ€Π΅Π²ΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ ΠΈ Π΄Π°ΠΆΠ΅ Π°Π³Ρ€Π΅ΡΡΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ. Как ΡƒΠΆΠ΅ Π³ΠΎΠ²ΠΎΡ€ΠΈΠ»ΠΎΡΡŒ Ρ€Π°Π½Π΅Π΅, состояния дСпрСссии ΠΈ Ρ‚рСвоТности тСсно связаны ΠΊΠ°ΠΊ с ΠΏΠ°ΡΡΠΈΠ²Π½ΠΎ-, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΈ Ρ Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎ-ΠΎΠ±ΠΎΡ€ΠΎΠ½ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ, агрСссивным ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΈ Π½Π°Ρ…одятся Π²ΠΎ Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠ½ΠΎ ΠΏΠΎΠ΄Π°Π²Π»ΡΡŽΡ‰ΠΈΡ… ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡΡ… с ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠ°ΠΌΠΈ ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²ΠΎΡ‡Π½ΠΎ-ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΠΎΠ³ΠΎ повСдСния, Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π°Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ Π½Π° ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π½ΠΎΠ²ΠΎΠΉ ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΠΈ. Π’Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ, с ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΠΉ соврСмСнной Π΄ΠΈΠ΄Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠΈ «ΠΊΡ€Π΅Π°Ρ‚ивная психотСрапия» Π½Π°ΠΊΡ€Π΅ΠΏΠΊΠΎ связываСтся с ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠΎΠΌ Π½Π΅ΠΏΡ€Π΅Ρ€Ρ‹Π²Π½ΠΎΠ³ΠΎ образования.

Π’Π΅ΠΌ Π½Π΅ ΠΌΠ΅Π½Π΅Π΅ практичСски Π΄Π°Π»Π΅ΠΊΠΎ Π½Π΅ Π²ΡΠ΅Π³Π΄Π° удаСтся с Π»Π΅Π³ΠΊΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ Π·Π°Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ систСму ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΎΠ±Ρ€Π°Ρ‚Π½ΠΎΠΉ связи ΠΈ ΡΠ°ΠΌΠΎΠΏΠΎΠ΄ΠΊΡ€Π΅ΠΏΠ»Π΅Π½ΠΈΡ процСсса обучСния. ΠšΠ°ΠΆΠ΄Ρ‹ΠΉ ΠΈΠ· Π½Π°Ρ ΠΏΠΎ ΡΠΎΠ±ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΠΌΡƒ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Ρƒ Π·Π½Π°Π΅Ρ‚, ΠΊΠ°ΠΊ Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π½ΠΎ даСтся «Ρ€Π°ΡΠΊΠ°Ρ‡ΠΈΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅», Π²Ρ…ΠΎΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° Π² Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‡ΠΈΠΉ Ρ€Π΅ΠΆΠΈΠΌ, Π΄Π°ΠΆΠ΅ послС ΠΊΡ€Π°Ρ‚ΠΊΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Ρ€Ρ‹Π²Π°, Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, связанного с Π²Ρ‹Ρ…ΠΎΠ΄Π½Ρ‹ΠΌΠΈ днями ΠΈΠ»ΠΈ ΠΊΡ€Π°Ρ‚ΠΊΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½Ρ‹ΠΌ отпуском. МногиС люди, ΠΏΡ€ΠΈΡ‡Π΅ΠΌ Π΄Π°ΠΆΠ΅ ΠΏΡ€ΠΎΡ„Π΅ΡΡΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎ Π·Π°Π½ΠΈΠΌΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ΡΡ творчСской Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ — Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠΎΡ€Ρ‹, ΡƒΡ‡Π΅Π½Ρ‹Π΅, писатСли, — для Π±ΠΎΡ€ΡŒΠ±Ρ‹ с ΡΡ‚ΠΈΠΌ явлСниСм ΠΏΡ€ΠΈΠ΄ΡƒΠΌΡ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ ΠΏΡ€ΠΈΠ΅ΠΌΡ‹, ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ΡΡ Π½Π° ΡΠ°ΠΌΠΎΠΌ Π΄Π΅Π»Π΅ ΠΏΡ€ΠΈΠ΅ΠΌΠ°ΠΌΠΈ практичСской ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠΈ, — Ρ‚ΠΈΠΏΠ° оставлСния ΠΏΠΎΡ‡Ρ‚ΠΈ Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²Ρ‹Ρ… ΠΈ Π½Π°ΠΌΠ΅Ρ€Π΅Π½Π½ΠΎ Π½Π΅ Π·Π°ΠΊΠΎΠ½Ρ‡Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… Π·Π°Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²ΠΎΠΊ ΠΎΠΊΠΎΠ½Ρ‡Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ куска Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹. Π‘Π»ΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ этой ситуации Π²ΠΏΠΎΠ»Π½Π΅ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Π° ΠΈ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚авляСт собой яркий ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€ слоТностСй Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΊ Π½ΠΎΠ²Ρ‹Ρ… пСдагогичСских Ρ‚Π΅Ρ…Π½ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΉ.

Π‘ Π΄ΠΈΠ΄Π°ΠΊΡ‚ичСской Ρ‚ΠΎΡ‡ΠΊΠΈ зрСния, Ρ‚ΠΎ Π΅ΡΡ‚ΡŒ с Ρ‚ΠΎΡ‡ΠΊΠΈ зрСния Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ обучСния, для объяснСния трудностСй вхоТдСния Π² Ρ€Π΅ΠΆΠΈΠΌ самообучСния ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ использована схСма рис. 9.1. ΠŸΡ€ΠΈ Π΅Π΅ Ρ€Π°ΡΡΠΌΠΎΡ‚Ρ€Π΅Π½ΠΈΠΈ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ сдСлан Π²Ρ‹Π²ΠΎΠ΄, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌ ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΎΠ±Ρ€Π°Ρ‚Π½ΠΎΠΉ связи ΠΈΠ»ΠΈ самоподкрСплСния Π½Π°Ρ‡ΠΈΠ½Π°Π΅Ρ‚ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ ΠΏΡ€ΠΈ условии наличия Π»ΠΈΠ±ΠΎ выброса эндорфиноподобных вСщСств ΠΈ, ΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ, ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… эмоций, Π»ΠΈΠ±ΠΎ устойчивой, Π΄Π°Π²Π½ΠΎ сформированной ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΊ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡŽ. ЕстСствСнно, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΏΡ€ΠΈ отсутствии этих условий, Ρ‚Π°ΠΊ ΡΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ, Π² «Π½ΡƒΠ»Π΅Π²ΠΎΠΉ» ситуации, ΠΎΡ‚ ΡΠ°ΠΌΠΎΠ³ΠΎ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠ° ΠΈΠ»ΠΈ ΠΎΡ‚ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³Π° Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ особыС усилия для обСспСчСния стартового Ρ€Π΅ΠΆΠΈΠΌΠ°. ΠžΡ‚ ΡΠ°ΠΌΠΎΠ³ΠΎ учащСгося Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ особыС Π²ΠΎΠ»Π΅Π²Ρ‹Π΅ усилия, Π° ΠΎΡ‚ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³Π° — ΡΠΎΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ Ρ‚Π΅Ρ…Π½ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ ΠΈ ΠΌΠ΅Ρ‚одичСскиС ΠΏΡ€ΠΈΠ΅ΠΌΡ‹.

Π’Π°ΠΊ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ½Π°Ρ‡Π΅, Π½ΠΎ Π²Ρ…ΠΎΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π² Ρ€Π΅ΠΆΠΈΠΌ, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° процСсс учСния Π½Π°Ρ‡ΠΈΠ½Π°Π΅Ρ‚ Π΄ΠΎΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΡ‚ΡŒ ΡƒΠ΄ΠΎΠ²ΠΎΠ»ΡŒΡΡ‚Π²ΠΈΠ΅, прСдставляСтсобой, ΠΊΠ°ΠΊΠΏΡ€Π°Π²ΠΈ-Π»ΠΎ, ΠΊΡ€Π°ΠΉΠ½Π΅ ΡΠ»ΠΎΠΆΠ½ΡƒΡŽ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡƒ. И ΠΈΡΡ…ΠΎΠ΄Ρ ΠΈΠ· ΡΡ‚ΠΎΠ³ΠΎ, ваТнСйшим условиСм ΡƒΡΠΏΠ΅ΡˆΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ новыхпСдагогичСскихтСхноло-Π³ΠΈΠΉ, ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ² ΠΈ ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±ΠΎΠ² обучСния яатяСтся всСмСрная ΠΈ ΠΎΡ‡Π΅Π½ΡŒ тонкоорганизованная ΠΏΠΎΠ΄Π΄Π΅Ρ€ΠΆΠΊΠ° ΠΈ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ заинтСрСсованности учащихся Π² ΡΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΡΡ…, Ρ„Π°ΠΊΡ‚Π°Ρ…, Π²Ρ‹Π²ΠΎΠ΄Π°Ρ…, парадоксах, ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ°Ρ… ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π° обучСния. Π’Π°ΠΆΠ½Π΅ΠΉΡˆΠΈΠΌ шагом Π² ΡΡ‚ΠΎΠΌ Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠΈ являСтся обСспСчСниС возмоТности учащСгося Π·Π°Π΄Π°Π²Π°Ρ‚ΡŒ вопросы. Если ΠΊΡ€Ρ‹Π»Π°Ρ‚ΠΎΠΉ Ρ„Ρ€Π°Π·ΠΎΠΉ сфСры потрСблСния стало справСдливоС Π²Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ «ΠŸΠΎΠΊΡƒΠΏΠ°Ρ‚Π΅Π»ΡŒ (ΠΊΠ»ΠΈΠ΅Π½Ρ‚) всСгда ΠΏΡ€Π°Π²», Ρ‚ΠΎ ΠΏΠΎ Π°Π½Π°Π»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ Π² ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠ΅ бСсспорна максима «Π‘ΠΏΡ€Π°ΡˆΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΉ всСгда ΠΏΡ€Π°Π²». И ΡΡ‚Π° аналогия, ΠΏΠΎ-Π²ΠΈΠ΄ΠΈΠΌΠΎΠΌΡƒ, достаточно глубокая. На ΡΠ°ΠΌΠΎΠΌ Π΄Π΅Π»Π΅ Π² ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠΌ смыслС учащийся являСтся ΠΏΠΎΡ‚Ρ€Π΅Π±ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΌ Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ, ΠΊΠ»ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΎΠΌ прСподаватСля. Π­Ρ‚ΠΎ ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅, ΠΊΠΎΠ½Π΅Ρ‡Π½ΠΎ, Π½Π΅ ΠΈΡΡ‡Π΅Ρ€ΠΏΡ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ Π² ΡΠΈΡΡ‚Π΅ΠΌΠ΅ «ΠΏΡ€Π΅ΠΏΠΎΠ΄Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒ — учащийся», Π½ΠΎ ΡΠ°ΠΌΠΎ ΠΏΠΎ ΡΠ΅Π±Π΅ являСтся справСдливым.

ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ