Операциональный состав.
Общая психология: психология восприятия
Перцептивная активность развертывается как движение анализа через синтез (Рубинштейн, 1957), в процессе которого шаг за шагом совершается восхождение от глобального и абстрактного восприятия ситуации ко все более расчлененному и конкретному. Это движение отчетливо выступает в операции сравнения. Сравнить — значит сопоставить (синтез) абстрагируемое (анализ), выявить в нем общее и различное… Читать ещё >
Операциональный состав. Общая психология: психология восприятия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Перцептивная активность предполагает операциональную вооруженность субъекта. Имеются в виду конкретные способы изменения системы отношений субъекта восприятия, средства решения перцептивной задачи и построения чувственного образа. Примерами перцептивных операций являются: выделение оптического или акустического сигнала из шума; объединение элементов среды, обладающих сходными свойствами, в одно целое (три точки, поставленные на небольшом расстоянии друг от друга, воспринимаются как вершины треугольника); смещение локуса внимания с одного события на другое; приближение субъекта к интересующей его вещи; поворот головы и глаз в сторону источника звука.
Можно выделить два типа операций, соответствующих различным аспектам восприятия: ментальные (имидженарные) и двигательные.
Трансформации образа
К ментальным или имидженарным операциям относятся внутренние средства решения перцептивной задачи: чувственный анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение, оценка, измерение. В реальном восприятии они осуществляются одновременно, взаимоопосредствуя и взаимоопределяя друг друга.
Под перцептивным анализом понимается наглядно-чувственное расчленение целостной ситуации на части. Он обеспечивает дифференцированность восприятия действительности и проявляется, например, в адекватном восприятии таблиц Поппельрейстера (Koffka, 1935), Рабкина (Кравков, 1950), когнитивных контуров (Kanizsa, 1976) или замаскированных фигур (Humphreys, Bruce, 1991). Необходимое условие перцептивного анализа — различение элементов ситуации, возможность которого закреплена в особенностях структуры сенсорного поля и способе функционирования органов чувств. Достаточные условия анализа задаются отношением субъекта восприятия к объекту. Речь идет о выделении или перцептивном абстрагировании актуальных свойств ситуации, которые образуют ядро информационного содержания. При этом потенциальные (невалентные (Шеварев, 1962)) свойства действительности отступают для субъекта на дальний план, воспринимаются нечетко и с искажениями. Наглядное выделение субъектом одних и отвлечение от других свойств ситуации выражает взаимодополняющие стороны единого процесса. Традиционно он обсуждается в терминах внимания — его направленности, объема, переноса (Posner, 1978) или отношений фигуры и фона (Koffka, 1935).
Анализ ситуации неотделим от перцептивного синтеза — объединения ее частей в целое. Как целое воспринимаются, например, пролетающая стая птиц или книги, стоящие в шкафу. При этом целое не сводимо к сумме выделяемых частей и особенностей объекта, предшествуя анализу (Kohler, 1929). Синтез воспринимаемых элементов совершается даже в тех случаях, когда отношения между ними носят логически невозможный характер (картины М. Эшера, С. Дали, фигуры Пенроуза) или лишены какого-либо определенного смысла (Арнхейм, 1973; Грегори, 1972; Crojier, Chapman, 1984). Закономерности образования перцептивных конфигураций широко исследовались представителями гештальт-психологии (Kanizsa, 1979) и лейпцигской ветви психологии целостности (Sander, 1930). Отметим, что перцептивный синтез далек от произвольного объединения частей, «чувственной фантазии»; он подчиняется логике объекта восприятия и носит необходимый характер.
Каждое расчленение выступает одновременно и как соединение, связь. Элементы ситуации, выделяемые в ходе перцептивного анализа, включаются в новые системы отношений и благодаря этому получают новое «звучание» и смысл. Уже простейшая дифференцировка чувственных свойств среды осуществляется в той мере, в какой эти свойства приобретают сигнальное значение, т. е. через связь с поведением (Леонтьев, 2000). За обнаружением того или иного элемента ситуации стоит не только перцептивное абстрагирование, но и отношение (связь) к текущей потребности и опыту индивида. Выделяемое содержание всегда входит в контекст актуализируемого опыта и, следовательно, дополняется информацией, отсутствующей в наличном состоянии среды. Упрощение (информационное обеднение) воспринимаемой реальности предполагает ее усложнение (информационное обогащение).
Сам факт различения субъектом актуальных (значимых, валентных) и потенциальных (незначимых, невалентных) свойств ситуации указывает на наличие еще одной операции — обобщения. Чувственное обобщение характеризует данность общего через единичное, или объединение воспринимаемых элементов действительности на основе общности их свойств и отношений. Эта операция позволяет включить в процесс восприятия более широкое и универсальное знание об элементах и отношениях ситуации, благодаря которому, например, буква, написанная разными почерками, разной величины и шрифта, рассматривается как идентичная. Категоризация, опознание и идентификация представляют собой специальные формы чувственного обобщения, реализующие отнесенность воспринимаемого к известному классу событий (Зинченко, 1996; Марр, 1987; Солсо, 1996; Шехтер, 1981; Humphreys, Bruce, 1991). Обобщение является условием ассимиляции чувственных впечатлений перцептивной схемой и их использования в последующих актах восприятия.
Перцептивная активность развертывается как движение анализа через синтез (Рубинштейн, 1957), в процессе которого шаг за шагом совершается восхождение от глобального и абстрактного восприятия ситуации ко все более расчлененному и конкретному. Это движение отчетливо выступает в операции сравнения. Сравнить — значит сопоставить (синтез) абстрагируемое (анализ), выявить в нем общее и различное (Самойленко, 1987; Egeth, Blocker, 1971; Styles, Allport, 1986). Диалектика анализа и синтеза лежит в основе перцептивных оценок, или измерений, например, непосредственной оценки температуры воздуха или определения «на глаз» удаленности цели при стрельбе. В ходе оценки устанавливаются отношения одного элемента ситуации к другому, принятому за эталон (Киреенко, 1959; Бардин, 1976).