Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Неумение педагога строить конструктивные отношения с аудиторией и обучающимися

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На наш взгляд, игнорирование нецивилизованного поведения обучаемого в ряде случаев более уместно, чем диалог с ним (не всякое поведение заслуживает диалога с преподавателем!). В случае, когда преподаватель прерывает хамство словами типа «Кто вам позволит так себя вести?», он, конечно, бывает прав, но обучаемому абсолютно все равно, что думает о нем педагог, а вот то, что думают соученики, далеко… Читать ещё >

Неумение педагога строить конструктивные отношения с аудиторией и обучающимися (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Для того чтобы продемонстрировать, в чем состоит неумение педагога строить конструктивные отношения с обучающимися, проанализируем некоторые из образцов нетерпимости первых по отношению ко вторым.

Преподаватель выбирает из группы одного учащегося, которого постоянно публично критикует, поучает, наставляет. Оценки, которые получает данный учащийся на занятиях этого преподавателя ниже оценок его друзей. Все старания учащегося как-то отличиться, заслужить похвалу преподавателя, тщетны.

Преподаватель заявляет всем ученикам, что не верит в их будущие профессиональные успехи, в их способность как к обучению, так и к профессиональным достижениям. Преподаватель сравнивает этих учеников с другими, более успешными. Какая внутренняя потребность заставляет преподавателя публично сомневаться в возможностях учеников, заставляя кого-то из них поверить в то, что он ни на что не годен? На наш взгляд, это внутренняя ущербность самого преподавателя, испытывающего радость от унижения другого человека.

Какой урок извлекут учащиеся от общения с таким преподавателем? Урок вседозволенности, когда тот, у кого в руках сила и власть может позволить себе унижать того, кто от него зависим.

Преподаватель, борясь с отдельным учеником, сплачивает вокруг себя группу единомышленников из числа друзей молодого человека. Говоря иначе, преподаватель активно ищет и находит сторонников в… противостояния с тем, кто от него зависим.

Вновь зададимся вопросом: Какая внутренняя потребность заставляет «старшего» тратить время и душевные силы на доказательство «младшему» своего превосходства? Самореализация за счет публичного унижения другого? Не «мелко» ли это для высокого звания «преподаватель»? Не есть ли это демонстрация слабости, а не силы?

Какой урок извлекут для себя молодые люди, наблюдающие за таким поединком? Урок предательства — «если хочешь спокойной жизни не вмешивайся, когда травят твоего друга»? Такую цель ставил для себя преподаватель?

Описывая вышеперечисленные случаи, мы сами не ставим перед собой задачу заклеймить те модели поведения, которые не вызывают у нас симпатии. На наш взгляд, психологическая поддержка необходима, прежде всего, тому преподавателю, который позволяет себе психологическое насилие по отношению к обучающемуся, именно преподавателю необходима помощь в принятии установки на ненасилие, на конструктивное разрешение проблемы, в освоении приемов цивилизованного выхода из конфликтных ситуаций. Но для этого сам педагог (в том числе будущий) должен осознать необходимость развития навыков терпимости, стрессоустойчивости и умения конструктивно взаимодействовать с другими людьми Однако существуют и иные, толерантные способы поведения со студентами, пример которых рассмотрен ниже.

Студентка первого курса Марианна стала свидетелем того, как две ее сокурсницы нарушив правила поведения в вузе, испортили государственную мебель. На упреки преподавателя, который вел занятия со студентами, ответили не виновницы случившегося, а Марианна, позволив себе ненормативную лексику в адрес педагога. Сами же виновницы происшествия признали свою вину и помогли починить то, что испортили.

Озвучивая этот случай на занятии по психологии, Марианна кричала, что «в вузе работают неудачники, как в профессии, так и в личной жизни и поэтому-то они и „отрываются“ на благополучных студентах». В этой ситуации педагог-психолог, молча слушая речь Марианны, никак не комментировала ее оскорбительные в адрес всего педагогического состава вуза заявления, давая ее сокурсникам самим сделать соответствующие выводы. Они и сделали, заставив Марианну прекратить оскорбительные речи. Остальное сделал деканат, предупредив студентку, что если еще раз она позволит себе ненормативную лексику в стенах высшего учебного заведения, то это заведение она вынуждена будет покинуть.

На наш взгляд, игнорирование нецивилизованного поведения обучаемого в ряде случаев более уместно, чем диалог с ним (не всякое поведение заслуживает диалога с преподавателем!). В случае, когда преподаватель прерывает хамство словами типа «Кто вам позволит так себя вести?», он, конечно, бывает прав, но обучаемому абсолютно все равно, что думает о нем педагог, а вот то, что думают соученики, далеко не все равно! Поэтому-то и реакция референтной (значимой) для обучаемого группы на его поведение намного более действенна, чем самые правильные слова педагога.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой