Исследование эмпатических тенденций, мотивации достижений и ценностных ориентаций
Среди инструментальных ценностей на первых местах у Ольги: независимость (способность действовать самостоятельно, решительно), исполнительность (дисциплинированность), а на последних: высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания), жизнерадостность (чувство юмора). Данный испытуемый всегда идет по жизни с улыбкой, у него хорошо развито чувство юмора, любит демонстрировать свои… Читать ещё >
Исследование эмпатических тенденций, мотивации достижений и ценностных ориентаций (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Исследование эмпатических тенденций, мотивации достижений и ценностных ориентаций изучались с помощью следующих методик:
- — «Эмпатические тенденции» А. Мехрабиана;
- — «Измерение мотивации достижений» А. Мехрабиана;
- — «Ценностные ориентации» М. Рокича.
Обследовались три человека: 1 мужчина и 2 девушки. Валерий 53 года, женат, двое детей, имеет средне-профессиональное образование, работает в частной организации в сфере торговли. Ольга 29 лет, разведена, имеет высшее техническое образование, работает в государственной организации инженером. Люба 50 лет, замужем, 2 детей, имеет высшее образование, работает в частной компании бухгалтером.
1. Анализ и интерпретация полученных результатов тестирования Данные, полученные по трем методикам были сведены в таблицы 1,2,3.
Таблица 1. Средние балы по методике «Эмпатические тенденции» .
А. Мехрабиана.
Испытуемые. | Эмпатические тенденции А. Мехрабиана. |
Валерий. | |
Ольга. | |
Люба. |
Из представленных в таблице 1 данных можно видеть, что у всех троих респондентов можно наблюдается достаточно средний уровень эмпатии.
Это значит что у Валерия, Ольги и Любы характерна выраженная готовность помогать окружающим, «проникать» в мир другого человека и сочувствовать ему. эмпатический ценностный мотивация достижение Таблица 2. Средние балы по методике «Измерение мотивации достижений» А. Мехрабиана.
Испытуемые. | Измерение мотивации достижений А. Мехрабиана. |
Валерий. | |
Ольга. | |
Люба. |
По результатам данного теста видно, что у Валерия и Ольги доминирует стремление избегать неудач. У Любы по итогам тестирования никакого определенного вывода о доминировании друг над другом мотивации достижения успехов или избегания неудач сделать нельзя.
Таблица 3. Методика М. Рокича.
Номер п/п. | Список, А (терминальные ценности). | Валерий. | Ольга. | Люба. |
— активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни); | ||||
— жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом); | ||||
— здоровье (физическое и психическое); | ||||
— интересная работа; | ||||
— красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве); | ||||
— любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком); | ||||
— материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений); | ||||
— наличие хороших и верных друзей; | ||||
— общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе); | ||||
— познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие); | ||||
— продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей); | ||||
— развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование); | ||||
— развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей); | ||||
— свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках); | ||||
— счастливая семейная жизнь; | ||||
— счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом); | ||||
— творчество (возможность творческой деятельности); | ||||
— уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений). | ||||
Список Б (инструментальные ценности). | ||||
— аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах; | ||||
— воспитанность (хорошие манеры); | ||||
— высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания); | ||||
— жизнерадостность (чувство юмора); | ||||
— исполнительность (дисциплинированность); | ||||
— независимость (способность действовать самостоятельно, решительно); | ||||
— непримиримость к недостаткам в себе и других; | ||||
— образованность (широта знаний, высокая общая культура); | ||||
— ответственность (чувство долга, умение держать свое слово); | ||||
— рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения); | ||||
— самоконтроль (сдержанность, самодисциплина); | ||||
— смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов; | ||||
— твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями); | ||||
— терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения); | ||||
— широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки); | ||||
— честность (правдивость, искренность); | ||||
— эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе); | ||||
— чуткость (заботливость). |
Из проведенного исследования видно, что для Валерия наиболее значимыми терминальными ценностями являются: красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве), интересная работа, менее значимыми: творчество (возможность творческой деятельности), — познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие).
Среди инструментальных ценностей наиболее значимые: жизнерадостность (чувство юмора), — аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах, а менее значимыми: рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения), твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями).
Ольга из терминальных ценностей предпочитает: активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни), интересная работа и в меньшей степени ее привлекают такие терминальные ценности как: развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей), познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие).
Среди инструментальных ценностей на первых местах у Ольги: независимость (способность действовать самостоятельно, решительно), исполнительность (дисциплинированность), а на последних: высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания), жизнерадостность (чувство юмора).
У Любы среди терминальных ценностей впереди: здоровье (физическое и психическое), наличие хороших и верных друзей, а позади: продуктивная жизнь и развлечения.
В инструментальных ценностям ею были выделены такие как: рационализм и чуткость, а на последних местах: ответственность и жизнерадостность.
2. Составление психологических портретов на основе полученных данных Психологический портрет Валерия Психодиагностические исследования показали, что эмпатические качества у Валерия средней выраженности. Валерий обладает стремлением помогать окружающим, но его действия и поступки иногда бывают навязчивыми. Стремление приносить себя в жертву ради других, но именно тогда, когда это не только не нужно, а напротив, может принести вред.
Данный испытуемый всегда идет по жизни с улыбкой, у него хорошо развито чувство юмора, любит демонстрировать свои эмоции, достаточно открытый человек. Некоторая амбициозность иногда приводит его к конфронтации даже с друзьями, может привести к напряжённости в отношениях с коллегами.
С точки зрения подчиненного его можно охарактеризовать как хорошего исполнителя. Любит брать на себя инициативу, все начатые дела доводит до конца. После того, как работа закончена, для него не маловажно узнать мнение окружающих о сделанном.
Для руководящей должности Валерий не очень подходит, так как он достаточно честолюбив и слабо выражена мотивация на успех.
Психологический портрет Ольги В ходе данного исследования было выявлено, что у данной испытуемой в средней степени выражены эмпатийные качества, что характеризует ее как чуткого человека, внимательного к чужим проблемам и готового в любой момент помочь.
Ольга старается быть последовательной во всем, но основательность, стабильность устремлений, направленность на постоянную систематизацию всего накопленного опыта и знания может гипертрофироваться, и в свою очередь привести к такой акцентуации характера как педантизм.
При оценке терминальных ценностей данной испытуемой было выявлено, что для нее самым важным оказывается активная деятельная жизнь и интересная работа.
В качестве подчиненного Ольга будет отличным работником. Она будет прилагать максимум усилий для достижения поставленных перед собой целей и имеет тенденцию к быстрому продвижению по карьерной лестнице.
В роли руководителя испытуемая скорее всего будет придерживаться демократического стиля руководства, нежели авторитарного, так как она всегда стремится к самосовершенствованию и будет требовать того же от подчиненных.
Психологический портрет Любы У Любы, так же как и у остальных испытуемых средний уровень эмпатийных качеств, и это указывает на то что, выражена готовность помогать окружающим, «проникать» в мир другого человека и сочувствовать ему.
Описывая характер Любы с точки зрения отношения к самому себе, я могу говорить о том, что она самокритична. Адекватно оценивает себя и свои поступки. Видит собственные ошибки и по возможности старается их исправить. Усиленно работает над своими недостатками и комплексами.
Ценностные ориентации Любы, указывают на то, что в целом она уверена в себе и свободна в своих выборах. В этом ей помогают такие ценности как: независимость и рационализм.
В качестве подчиненного данную испытуемую можно охарактеризовать дисциплинированного сотрудника. Полагается только на себя, не любит просить людей о чем-либо. Старается все делать сама, надеется только на себя.
В качестве руководителя, скорее всего будет работать в демократическом стиле.
- 1. Романова Т. А Психодиагностические методы изучения личности: учебное пособие. — М.: Флинта, МПСУ, 2013. — 362 с.
- 2. Глуханюк Н. С. Психодиагностика: учебник. — М.: ИЦ Академия, 2013. — 240 с.