Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Особенности развития личности будущего учителя в условиях применения информационно-коммуникационных технологий

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Изучая психологические последствия компьютеризации и сознавая огромную социальную ответственность такого изучения, мы должны более четко, чем это обычно делается, различать потенциальное и реализованное воздействие компьютеризации, декларируемое и реально достигаемое. Компьютеризация воздействует не только на развитие познавательной, но и мотивационной, эмоциональной, коммуникационной сферы… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ОБЩИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ АКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
    • 1. 1. Психологические аспекты применения компьютерных технологий в образовании
    • 1. 2. Психологические особенности использования компьютерных технологий в профессиональной подготовке будущего учителя
    • 1. 3. Личность будущего учителя и её развитие в условиях компьютеризации образования
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ КОМПЬЮТЕРИЗИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
    • 2. 1. Методы диагностики развития личности учителя в образовательном процессе педвуза, этапы и задачи сравнительного эмпирического исследования
    • 2. 2. Динамика развития личностных качеств студентов в зависимости от специализации обучения
  • Выводы по второй главе

Особенности развития личности будущего учителя в условиях применения информационно-коммуникационных технологий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Разработка информационных и коммуникационных технологий и распространение компьютеров привели к их активному внедрению в образование. В связи с этим проблема психологических особенностей применения высоких технологий в профессиональной подготовке становится актуальной и представляет большой теоретический и практический интерес.

Очевидная актуализация исследовательского интереса специалистов самых разных дисциплин к данной проблематике обусловлена несколькими факторами. Один из них — это «многомерность» компьютерных технологий с точки зрения заложенных в них функциональных возможностей. Эти же факторы определяют направления, в которых ведутся исследования: компьютеризация как средство управления образованиеминформатика и вычислительная техника как цель обучениякомпьютерная техника как средство обучения (Ершов А.П., Корнилова Т. В., Ляудис ВЛ., Машбиц Е. И., Коул М., Пейперт С.) — компьютерная техника как средство развития личности (Бабаева Ю.Д., Бим-Бад Б.М., Войскунский А. Е., Деркач A.A., Тихомиров O.K.). Последнее направление, в контексте личностно-ориентированного образования, можно считать наиболее важным и менее исследованным. Использование новых технологий в образовательном процессе по-разному влияет на обучаемых в зависимости от мотивации, потребностей и личностных характеристик.

Теорией и практикой использования телекоммуникационных сетей в обучении занимались М. Ю. Бухаркина, А. Г. Гейн, Б. С. Гершунский, А. П. Ершов, A.A. Кузнецов, Д. Ш. Матрос, В. М. Монахов, В. В. Рубцов, O.K. Тихомиров, С. А. Христочевский и др. [58−67−78−124−125−136−191]. Влияние компьютера на повышение эффективности процесса обучения отмечено в исследованиях Ю. К. Бабанского, Т. В. Габай, Т. Гергей, A.M. Короткова [22- 142- 153]. В них главным лейтмотивом проходит мысль о том, что М компьютерную технику следует рассматривать как средство психического развития человека.

Методологические аспекты развития образования в эпоху новых информационных технологий рассматриваются в работах Т. А. Владимировой, Т. П. Ворониной, Т. С. Георгиевой, В. П. Кишицина, P.M. Клейман, В. А. Ляудис, О. П. Молчановой, И. В. Роберт, Т. В. Сергеевой, JI.B. Шешнева и др. Информатизация рассматривается ими как основной путь преодоления кризиса образования за счет развития новых моделей образования, внедрения новых технологий и теорий обучения. По мере совершенствования технических характеристик самого компьютера и его программного обеспечения, расширения его дидактических возможностей утвердилась идея о принципиально новых свойствах компьютера как средства обучения. Так же изменилась оценка роли и места компьютеров в профессиональной подготовке.

Внедрение информационных технологий в условиях модернизации образования должно ориентироваться на личность обучаемого, при этом акцент переносится на помощь в адаптации к работе в новых условиях всестороннего использования информационно-коммуникационных технологий и психолого-педагогическое сопровождение развития личности будущего специалиста в этих условиях. В подготовке будущего специалиста становится важным не только умение оперировать информацией, продуктивно и рационально её перерабатывать, но и психолого-педагогическое отслеживание и сопровождение процесса становления личности будущего педагога.

Вместе с тем возникает актуальная проблема выявления и оценки возможных психологических последствий информатизации. По аналогии с «генной инженерией» можно говорить об «информационной инженерии», т. е. преобразованиях психики человека в результате использования информатики и информационной технологии. Мало констатировать самый факт овладения компьютерной грамотностью, нужно еще изучать реальное использование, применение этой грамотности. Вместе с тем, массовая компьютеризация образования началась без какой-либо проверки психологических последствий компьютеризации, анализа ее воздействий на психическое развитие человека. Демонстрировалась лишь возможность обучения детей программированию.

Изучая психологические последствия компьютеризации и сознавая огромную социальную ответственность такого изучения, мы должны более четко, чем это обычно делается, различать потенциальное и реализованное воздействие компьютеризации, декларируемое и реально достигаемое. Компьютеризация воздействует не только на развитие познавательной, но и мотивационной, эмоциональной, коммуникационной сферы личности, ее самосознание. Попытку такого анализа можно увидеть в ряде работ [21−49]. Прямое влияние ИТ на психическую деятельность обычно связывают с эффектом преобразования — трансформацией опосредованной ИТ деятельности по сравнению с традиционной, с возникновением новых форм этой деятельности. Косвенное влияние ведет к изменению традиционных (неинформатизированных) форм деятельности. Можно выделить ряд основных принципов реализации воздействия такого рода: принцип распространения преобразований (изменённая под влиянием ИТ деятельность сама становится источником последующих преобразований других видов деятельности) — принцип возвратных действий (изменение конкретного вида информатизированной деятельности может приводить к изменению неинформатизированной традиционной формы этой же деятельности) — принцип генерализации преобразований (психологические последствия информатизации могут затрагивать не только отдельные психические процессы, но и всю личность в целом).

Известно, что использование информационно-коммуникационных технологий открывает огромные возможности в развитии познавательных способностей — от сенсорно-перцептивных до речемыслительных их форм [42−47−50−64−73−106]. Однако их возможности весьма ограничены в области формирования системы ценностей, мотивации, целеполагания, самооценки, коммуникативных способностей и некоторых других сторон психики человека [183]. В профессиональной подготовке в условиях широкого применения компьютерных технологий эти вопросы практически не представлены.

В настоящее время проблема психологической целесообразности применения компьютерной техники в обучении наиболее зримо выдвигает на передний план возрастные, индивидуально-психологические и социально-психологические аспекты. В ближайшее время предстоит ответить на такие вопросы: какие технические устройства, какие типы компьютеров целесообразно использовать в разные периоды психического развития человека, на различных этапах и в определённых формах обучения. В дифференциально-психологическом плане возникает множество вопросов, связанных с индивидуализацией обучения [3−129−165].

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет выделить одно из основных понятий в компьютерном обучении, каким является понятие информационно-обучающей среды. Информационно-обучающая среда (ИОС) является целостной для учебного заведения и подчиненяется задаче создания условий для комплексного восприятия студентами окружающего мира, взаимодействие с которым служит целям личностного становления. Данное положение определяет содержание используемого в исследовании понятия: информационно-обучающая среда — это совокупность педагогических, психологических, методических условий, обеспечивающих обучение. Характерной особенностью ИОС является наличие системы средств «общения» с общечеловеческой культурой, которая служит как для хранения, структурирования и представления информации, составляющей содержание накопленного знания, так и для её передачи, переработки и обогащенияналичие системы самостоятельных работ по обработке информацииналичие интенсивных диалогово-коммуникативных связей между участниками учебного процесса. Одной из ведущих функций информационно-обучающей среды является развивающая функция.

Информационные технологии занимают сегодня центральное место в процессе профессиональной подготовки, в целом интеллектуализации общества, развития систем образования и культуры [30−68- 101- 119−163−218] Создание персональных компьютеров и их массовое применение обостряет вопросы социально-психологического плана. Ориентация на широкое применение ПК в ещё большей степени утвердит в практике индивидуальный тип обучения и тем самым затруднит формирование необходимых социально-психологических качеств личности. Поэтому уже сейчас нужно предусмотреть такие формы организации компьютерного обучения, которые вели бы не только к развитию познавательных способностей, но и социально значимых свойств личности.

Говоря о превращении личности на определённом этапе её развития из «элемента», усваивающего в ходе его первоначального формирования нормы и ценности социальной культуры, в субъект социальной группы и класса, А. Н. Леонтьев подчеркивает, что на этом рубеже коренным образом изменяется «механизм» формирования личности. Исходя из этого, основой образовательных проектов и программ профессионального развития личности, в том числе в условиях компьютеризации обучения, должен явиться принцип саморазвития субъекта управления, интегрирующий систему фундаментальных принципов развития личности, сформулированных в культурно-исторической теории Л. С. Выготского [51−52], теории личности и деятельности А. Н. Леонтьева [113], С. Л. Рубинштейна [173], Л. И. Божович [36], концепции развивающейся личности A.B. Петровского [157], В. В. Давыдова [67], Д. Б. Эльконина [222] и др.

Деятельность, основная цель которой — профессиональная подготовка, существенно влияет на мировоззрение, мотивационно-ценностную сферу, познавательные процессы, направленность, характер общения и другие личностные особенности тех, кто ею занимается, т. е. студентов.

На основании изученного опыта работы высшей школы в условиях традиционного и компьютеризированного обучения, анализа психолого-педагогической литературы, мы выделили следующие противоречия между:

— ожидаемой эффективностью обучения благодаря применению информационных технологий и отсутствием психологических принципов их применения в учебном процессе;

— высоким стремлением овладения компьютерной грамотностью и возникновением серьезных трудностей, связанных со взаимодействием с компьютером в учебном процессе;

— возникновением технократической направленности студента в условиях компьютеризированного обучения и личностной ориентацией как главным профессиональным качеством будущего учителя.

Все это, а также ожидаемое широкое распространение ИКТ, ставит задачу психологического изучения деятельности студента при использовании им компьютерных технологий особенно актуальной и интересной для психологической науки.

Недостаточная разработанность данной проблемы в отечественных психолого-педагогических исследованиях, её важное прикладное значение обусловили её актуальность и выбор темы диссертационной работы: «Развитие личности будущего учителя в условиях активного использования информационно-коммуникационных технологий».

Цель исследования — выявить особенности развития личности будущего учителя с учетом индивидуальных различий в условиях профессионально-педагогической подготовки с расширенным применением информационных и коммуникационных технологий.

Объект исследования: профессиональная подготовка учителя в условиях модернизации образования на основе широкого применения компьютерных технологий.

Предмет исследования: динамика становления и развития личности будущего учителя в процессе компьютеризации образования.

Гипотеза исследования. Приступая к исследованию, мы исходили из предположения о том, что учебно-профессиональная деятельность в условиях широкого использования информационно-коммуникационных технологий неоднозначно сказывается на становлении личности студентов в контексте «прогрессивно-регрессивной» динамики развития основных подструктур личности: способствуя развитию интраиндивидных подструктур, она тормозит или нивелирует развитие интериндивидных подструктур и, возможно, создает условия для определённых акцентуаций.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи исследования: ^ 1) проанализировать литературу, касающуюся психологических аспектов применения компьютерных технологий в образовании и выделить те подструктуры личности, на которые особо влияет профессиональная подготовка, основанная на информационно-коммуникационных технологиях;

2) выявить психологические особенности использования компьютерных технологий в профессиональной подготовке будущего учителя;

3) в эмпирическом исследовании определить и сравнить влияние «компьютеризированной» и традиционной учебно-профессиональной деятельности на становление и развитие следующих подструктур личности будущего учителя: интеллектуальная сфера, коммуникативная сфера, самоотношение;

4) разработать программу психолого-педагогического сопровождения процесса формирования личности студента, обучающегося по специальности «учитель информатики»;

5) разработать рекомендации для индивидуально-личностного подхода к студентам гуманитарных и естественно-научных циклов обучения.

Теоретико-методологическая база исследования основана на научных трудах, посвященных гуманизации образования, личностной ориентации ^ образования и обучения, проблемам обучения с использованием средств современных информационных технологий (К.А. Абульханова-Славская, Е. В. Бондаревская, Б.М. Бим-Бад, A.A. Деркач, А. К. Маркова, O.K. Тихомиров и др.).

Важное значение имеют разработки, выполненные в рамках психологической теории деятельности человека (JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.) и теории личности (А.Г. Асмолов, A.B. Петровский, В. А. Петровский, Б.А. Сосновский).

Теоретической основой исследования послужили также работы отечественных и зарубежных авторов, посвященные проблемам применения информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе (И.Г. Белавина, A.M. Короткое, K.M. Шоломий, А. Ю. Уваров, Б. Беренфилд, С. Маки, С. Пейперт и др.).

Методы исследования — анализ и обобщение выводов из имеющихся исследованийпилотажное исследование, направленное на выявление и изучение комплекса исходных данных, необходимых для дальнейшей экспериментальной работыпоэтапное обследование студентов с применением батареи психодиагностических методик: 16 ЛФ Р. Кэттэлла в разработке А.Г. ШмелеваДМО Л. Н. Собчик (модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири) — методика исследования самоотношения (МИС) С. Р. Пантилеевакраткий отборочный тест (КОТ) Вандерлика, адаптированный В. Н. Бузиным.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1. Раскрыто психологическое содержание понятия информационнообучающая среда, заключающееся в реализации развивающей функции, нацеленной на становление личности будущего учителя.

2. Выявлены качества личности, на которые особо влияет профессиональная подготовка в условиях широкого применения информационных технологий — интеллектуальные качества, коммуникативные качества и самоотношение.

3. Показано, что применение ИКТ неоднозначно влияет на развитие личности будущих учителей и ведет к преобразованию выделенных нами подструктур личности, как в контексте прогрессивной, так и регрессивной динамики. Динамика одних подструктур тяготеет к прогрессивному развитию, другие же из них регрессируют, что нарушает целостность и гармоничное развитие личности учителя.

4. Программа психолого-педагогического сопровождения процесса формирования личности студента, обучающегося в условиях расширенного применения информационно-коммуникационных технологий, базируется на положении о том, что сочетание компьютерной и психологической грамотности является средством для осуществления высокого уровня самореализации личности, гармонизации интеллектуальных и коммуникативных способностей и навыков.

Теоретическая значимость исследования заключается в определении основных направлений исследований использования компьютеров в профессиональной подготовке будущих учителей, в анализе влияния информационно-коммуникационных технологий на развитие личности студентов.

Практическая значимость работы состоит в том, что положения, выводы и рекомендации, полученные в ходе исследования, являются основанием для оптимизации использования ИКТ в образовательном процессе. На их основе разработаны и внедрены в учебный процесс вуза соответствующие научно-методические рекомендации и программа психолого-педагогического сопровождения процесса формирования личности студента, обучающегося по специальности «учитель информатики».

Выводы по второй главе.

1. Анализ и обобщение различных подходов и точек зрения на сущность исследуемого явления и интерпретация полученных экспериментальных данных позволили сравнить влияние компьютеризированной и традиционной учебно-профессиональной деятельности на становление и развитие выделенных подструктур личности будущего учителя. На основе выделенных подструктур личности были выявлены различия как внутригрупповые, так и межгрупповые.

2. Результаты исследований показали, что работа с использованием новых информационных технологий не только усиливает интеллектуальные возможности студента, но и существенно перестраивает саму структуру познавательной деятельности. В целом, различия показывают, что каждая группа студентов обладает собственными особенностями интеллектуальной сферы.

3. Выявлены как позитивные, так и возможные негативные последствия использования ИКТ в профессиональной подготовке. Показано, что компьютеризация подавляет развитие коммуникативных качеств, что приводит к аутизации и преобладанию в личности агрессивности и подозрительности, в частности в группе студентов, специализирующихся активным использованием в обучении компьютерных технологий. У студентов гуманитарного цикла обучения филологического факультета наблюдаются изменения в противоположную сторону. Так, на начало учебы в университете студенты характеризовались замкнутостью, эмоциональной нестабильностью, робостью и низким самоконтролем, что, возможно связано с периодом адаптации, то к концу нашего исследования видно положительную динамику. Об этом свидетельствуют данные, показывающие, что за период обучения в вузе студенты стали более открыты, общительны.

4. Полученные результаты позволяют также сделать вывод, что у студентов произошли существенные изменения в самоотношении. Прежде всего, они демонстрируют высокое самопринятие, самоуважение, симпатию и чувство расположения, отсутствие внутренней напряженности и недовольства собой. Так, к концу исследования студенты филологического факультета показали результаты, которые говорят о самоуверенности, самоценности, умении организовать собственную личность, деятельность и общение. В группе студентов факультета информатики по мере роста уверенности в себе повышаются показатели самоценности и самопривязанности до самодовольного, с выраженным чувством превосходства над окружающими, с тенденцией иметь особое мнение, ощущения духовной ценности собственной личности для себя и для других.

5. В психологических требованиях к применению информационно-коммуникационных технологий должны быть учтены основные стороны личностного развития. Особенно это важно в тех условиях, когда принципиально меняются условия образовательного процесса. Преодоление психологических трудностей при применении ИКТ возможно в результате проведения коррекционной программы с элементами социально-психологического тренинга.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Результаты нашего теоретического и эмпирического исследования подтверждают выдвинутую нами гипотезу и дают основание для следующих выводов.

Основная цель средней и высшей педагогической школы на современном этапе социального развития и в условиях модернизации образования заключается в развитии личности.

В рамках концепции развивающейся личности A.B. Петровского мы рассматривали личность как полиструктурное психическое образование, формируемое в социальном контексте. Нами выделены в ней те подструктуры, на которые могут особо влиять компьютерные методы и содержание профессиональной подготовки. К ним могут быть отнесены: интеллектуальная сфера, коммуникативные проявления, самоотношение.

В исследовании мы исходили из того, что, как и всякое новшество, информационные технологии несут в себе и новые опасности, они могут служить и дестабилизирующим фактором. Научную разработку проблем компьютеризации обучения необходимо вести уже сейчас, с тем, чтобы своевременно предсказать возможные положительные или отрицательные последствия влияния ИКТ на человека и предупредить возникновение последних в практике массового компьютерного обучения.

Анализ изучаемой литературы показал, что применение информационных технологий представляет собой новый, качественно особый уровень опосредствования мыслительной, коммуникативной, исполнительской деятельности человека и ведет к коренной перестройке операционально-технической, мотивационно-личностной, аффективной и других сторон деятельности. Оптимизация образовательных программ является одним из средств повышения эффективности компьютерного обучения. Для этого необходимо разрабатывать такие принципы диалога человека и машины, которые учитывали бы многообразие индивидуальнопсихологических характеристик пользователей. Принимая во внимание так называемый индивидуальный стиль обучения, или подход к обучению, мы акцентировали внимание на динамических процессах личностного развития в процессе профессиональной подготовки, основанной на компьютерных технологиях.

В соответствии с вышесказанным можно отметить, что внедрение информационных технологий в условиях модернизации образования должно ориентироваться на личность обучаемого, при этом акцент переносится на помощь в адаптации к работе в новых условиях всестороннего использования информационно-коммуникационных технологий и психолого-педагогическое сопровождение развития личности будущего специалиста в этих условиях. Поэтому в рамках нашего исследования мы разработали программу психологического сопровождения студентов, обучающихся по специальности «информатика», внедрение которой обеспечит реализацию принципов психологической науки в информатизацию образования. В этом заключается новизна нашего научного исследования. Кроме того, разработаны методические рекомендации для оптимизации внедрения ИКТ в образовательный процесс.

В ходе исследования мы убедились, что учебно-профессиональная деятельность в условиях широкого использования информационно-коммуникационных технологий неоднозначно сказывается на становлении личности студентов в контексте «прогрессивно-регрессивной» динамики развития основных подструктур личности. Способствуя развитию интраиндивидных подструктур, она тормозит или замедляет развитие интериндивидных подструктур и при нарушении баланса в использовании ИКТ, создает условия для развития акцентуаций.

Как установлено, работа с использованием новых информационных технологий не только усиливает интеллектуальные возможности студента, но и существенно перестраивает саму структуру познавательной деятельности. В целом, различия показывают, что каждая группа студентов обладает собственными особенностями интеллектуальной сферы. Вектор изменения мышления зависит от его изначального состояния. Алгоритмизация стиля мышления, основанная на формально-логических методах формирования понятий, на которых строится действие современного компьютера, в ряде случаев приводит к утрате образной, эмоциональной окрашенности мышления. Поэтому длительное пребывание в смоделированной при помощи компьютера среде может, как подменить эмоциональное восприятие мира рациональным, сугубо логическим подходом ко всему, так и существенно улучшить мышление человека, сделав его более точным, логичным и продуктивным.

Таким образом, у студентов факультета информатики наблюдается динамика развития интеллектуальных качеств (<р*= 1,68 при р<0,05 по фактору М- <р*= 2,35 при р<0,01 по фактору (2А Это позволяет предположить нам о положительном влиянии использования информационно-коммуникационных технологий на интеллектуальную сферу в процессе профессиональной подготовки будущих учителей.

В процессе нашей опытно-экспериментальной работы показано, что компьютеризация подавляет развитие коммуникативных качеств, что приводит к аутизации и преобладанию в личности агрессивности и подозрительности, в частности в группе студентов-информатиков. Этот феномен можно объяснить, если обратиться к коммуникативным аспектам межличностного общения. Одним из аспектов, влияющий на развитие коммуникативных качеств личности — ограниченный сенсорный опыт, так как большинство сред коммуникации в компьютерной сети — текстовые. Следовательно, исходно полностью отсутствуют индикаторы социальной позиции человека и невербальное поведение. Информационный обмен у человека осуществляется через его связи с общественной средой. Большую часть времени студенты-информатики проводят в информационно-обучающей среде, кроме того, в свободное от учебы время они также предпочитают посидеть за компьютером, посетить Интернет-кафе, то есть досуг организуют в том же режиме. Таким образом, прерывание связи с общественной средой нарушает нормальный процесс коммуникации между людьми, человек начинает бояться непосредственного живого общения с себе подобным, ослабевают социальные связи, и развивается социальная фобия. Неразвитость навыков и умений работы с информацией разного характера, которую предоставляет нам общение, создает барьеры в коммуникации и во взаимопонимании партнеров по общению.

В результате мы столкнулись с противоречием: между востребованной потребностью в коммуникативных навыках общения (умения эффективно слушать партнера, умение в доступной для партнера форме излагать информацию, умение устанавливать и поддерживать эффективную обратную связь, внимательно интерпретировать полученную информацию и т. п.) и утратой столь важных и необходимых качеств, обеспечивающих качество коммуникации.

Основываясь на этом противоречии, мы разработали коррекционную программу психолого-педагогического сопровождения процесса формирования личности студента, обучающегося по специальности «учитель информатики».

У студентов филологического факультета наблюдаются изменения в противоположную сторону. Так, на начало учебы в университете студенты характеризовались замкнутостью, эмоциональной нестабильностью, робостью и низким самоконтролем, что, возможно связано с периодом адаптации, то к концу нашего исследования видно положительную динамику.

Успешность коммуникации определяется не только специфическими коммуникативными умениями и навыками, но и личностными характеристиками, спецификой отношения личности к собственному «Я». Именно эти особенности личности оказывают регулирующее влияние практически на все аспекты поведения человека, играя важнейшую роль в установлении межличностных отношений. Полученные результаты позволяют сделать вывод, что у студентов произошли существенные изменения в самоотношении. Прежде всего, они демонстрируют высокое самопринятие, самоуважение, симпатию и чувство расположения, отсутствие внутренней напряженности и недовольства собой. Так, к концу исследования ГФ показали результаты, которые говорят о самоуверенности, самоценности, умении организовать собственную личность, деятельность и общение. В группе ГИ по мере роста уверенности в себе повышаются показатели самоценности и самопривязанности до самодовольного, с выраженным чувством превосходства над окружающими, с тенденцией иметь особое мнение, ощущения духовной ценности собственной личности для себя и для других. При этом ответственности за свою судьбу такие люди не несут и не способны эффективно управлять и справляться с эмоциями и переживаниями по поводу самого себя.

Таким образом, можно утверждать, что использование компьютера в профессиональной подготовке оказывает существенное влияние на различные стороны психического развития студента, проявляются во всей полноте такие процессы, как восприятие, пространственное воображение, логика. Это свидетельствует о положительном, «прогрессивном» влиянии компьютеризированной профессиональной подготовки. Между тем, относительно коммуникативных качеств и самоотношения мы наблюдаем негативное, «регрессивное» влияние, что позволило нам разработать ряд коррекционных мероприятий с целью компенсации негативных последствий компьютеризации учебного процесса.

Несмотря на всю неоднозначность влияния ИКТ на развитие личности компьютерная профессиональная подготовка имеет ряд преимуществ перед традиционным. Как показано в концепции модернизации российского образования меняются цели образования, содержание и процесс обучения. Достичь этих целей при традиционном обучении достаточно сложно. Мы считаем, что те положительные стороны влияния информационных технологий на психику человека и использование эффективных психологических методов, учитываемых при внедрении их в образовательный процесс, способствуют достижению нового уровня мышления и возможности самосовершенствования. Необходимо лишь правильно организовывать методику, учитывая психологические особенности взаимодействия человека и компьютера, обеспечивать квалифицированную как компьютерную, так и психологическую грамотность.

В качестве перспективных направлений исследования можно назвать: психологическое сопровождение компьютеризированного учебного процесса как средство компенсации негативных последствий информатизацииформирование мотивационной сферы личности студента в условиях широкого применения информационно-коммуникационных технологийизучение психических состояний педагогов, использующих информационные технологиихарактер организации общения в триаде «педагог — компьютер — студент».

Показать весь текст

Список литературы

  1. O.A. Личность студента в процессе профессиональной подготовки // Высшее образование в России. 1993. — № 3. — С. 165−170.
  2. Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. -М.: Наука, 1981. С.19−44.
  3. А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1993.
  4. В.А. Теоретические основы формирования профессиональнойкомпетентности учителя: Дис. д-ра пед. наук. М., 1998. — 357 с.
  5. Актуальные проблемы педагогики и психологии высшей школы / Отв. Ред. К. И. Васильев. Воронеж. Издательство Воронежского университета. 1974.-164 с.
  6. .Г. Избранные психологические труды: В 2-х тт / Под ред. A.A. Бодалева, Б. Ф. Ломова. -М.: Педагогика, 1980. -287 с.
  7. В.И. Педагогика творческого саморазвития. 4.II. — Изд-во Казанского ун-та, 1998.-318 с.
  8. Г. М. Психология социального познания. М., 2000.
  9. О.М. Самооценка в структуре личности студента: Автореф. дис. канд. психол. наук. Л., 1984.-22 с.
  10. JI.И. Психология повседневности: жизненный мир личности и «техники» ее бытия // Психол. журн. 1993. — Т. 14. — № 2.
  11. Л.И. Способности личности к преодолению деформаций своего развития // Психол. журн. 1999. — Т.20. — № 1
  12. С.Н. Об абсолютной ценности личности // Вести. Ленингр. ун-та. 1998. Сер. 6. Вып. 3. (№ 20). С. 37−45.
  13. В .Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 1980.
  14. А.Г. Вариативное образование в изменяющемся мире: Опыт становления и стратегические ориентиры развития современной образовательной системы в России. // Вариативные педагогические системы. — М., 1995.-С. 40−52.
  15. А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. М., 1990. — 354 с.
  16. А.Г. Стратегия развития вариативного образования: Мифы и реальность // Магистр. 1995. — № 1. — С. 23−32.
  17. Ю.Д. и др. Диалог с ЭВМ: психологические аспекты // Вопр. психол. 1983. № 2. С. 18−25.
  18. Ю.Д., Войскунский А. Е. Психологические последствия информатизации //Психол. журн. 1998. Т. 19. № 1. С. 89−100.
  19. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  20. В.И. Стандарты в непрерывном образовании: концептуальные, теоретические и методологические проблемы. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. 296 с.
  21. A.M. Психологическая культура межличностных отношений. -Челябинск: ЧИПКРО, 1996. 150 с.
  22. A.B., Коул М. Компьютерно-опосредованная совместная деятельность и проблема психического развития // Психол. журн., 1991, Т. 12, № 2. С.145−152.
  23. О., Шибаева Л. Установка на развитие личности студента // Вестниквысшей школы. 1990. — № 10. — С.46−49.
  24. Р. Развитие Я-концепции и воспитание: (Пер. с англ.) / Общ. ред. и вступ. ст. В. Я. Пилиповского. М.: Прогресс, 1986. — 420 с.
  25. Г. А. Стиль индивидуальности. М.: MATO, 1996.
  26. М.Н. Состояние и перспективы гуманизации образования // Педагогика. 1996. — № 1. — С. 9−11.
  27. В.П. Педагогические прогрессивные технологии обучения. — М.: Новая школа, 1995. 336 с.
  28. Бестужев-Лада И. В. Альтернативная цивилизация: почему и какая? — М.: ВЛАДОС, 1998.-352 с.
  29. В.М. Избранные труды по психологии личности: в 2-х т. Т.2.-Объективное изучение личности. — СПб.: Алетейя, 1999. — 284с.
  30. Бим-Бад Б. М. Антропологические основания важнейших течений в мировой педагогике (первая половина двадцатого века) / Автореф. дис. в виде науч. доклада на соиск. учен степени доктора пед. наук. М., 1994.
  31. Бим-Бад Б.М., Петровский A.B. Образование в контексте социализации // Педагогика. 1996. — № 1. — С.3−8.
  32. A.A. Личность и общение: Избранные труды. М., 1983.
  33. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1968.
  34. A.M. Модус контроля как фактор стрессоустойчивости при компьютеризации профессиональной деятельности // Психол. журн. 2000. Т. 21. № 1.С. 93−101.
  35. В.А., Исаев Е. И., Слободчиков В. И., Шайденко H.A. Проектирование профессионального педагогического образования // Педагогика. — 1997.-№ 4.-С. 66−72.
  36. Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. — 1997. — № 4. С. 11−17.
  37. .С. К проблеме человека в психологии // Вопр. психол. 1997. -№ 5.-С. 3−19.
  38. Дж. Психология познания: За пределами непосредственной информации. М., 1977.
  39. A.B. Психология мышления и проблемное обучение. М.: Знание, 1983.-96 с.
  40. A.B. Мышление и прогнозирование. М., 1979.
  41. Л.П. Социальная среда и сознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1968.
  42. И.А., Осипова Е. М., Петрова H.H. Психологические аспекты применения информационных технологий // Вопр. психол. 2002. № 3. С. 80−88.
  43. A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. 207 с.
  44. В.М. Активизация познавательной деятельности студентов в высшей школе. Киев, 1985. — 140 с.
  45. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990.
  46. А.Е. Преобразование общения, опосредствованного компьютером: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1990.
  47. Вопросы психологии познавательной деятельности: Сб. науч. тр./ Отв. ред. И.Л. Баскакова- МГПИ. 1980.
  48. Л.С. Развитие высших психических функций. М.: АПН СССР, 1964.-268 с.
  49. Л.С. Проблема сознания. Собр. соч. в 6 тт. Т. 1 М.: Педагогика, 1982.-255с.
  50. О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. М.: Инноватор, 1995. — С.3−58.
  51. О.С. Самоопределение // Новые ценности образования: Тезаурус для учителей-психологов и школьников. / Ред.-сост. Н. Б. Крылова. — М., 1995.-С. 18−19.
  52. М.В., Герасимова B.C., Горелова Г. Г., Орлова JI.M. Возрастная психология: личность от молодости до старости. — М.: Ноосфера, 1999. — 272 с.
  53. С.А., Мартынова H.A. Зависимость динамики психических состояний взрослых учащихся от способа предъявления информации // Психол. журнал. 2003. Т.24. № 6. С.86−93.
  54. Н.О. Конструирование среды, развивающей одаренность личности: Дис. канд. пед. наук. Красноярск, 1996. — 165 с.
  55. .С. Философия образования для 21 века. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций). М.: ИнтерДиалект, 1997. — 697 с.
  56. Г. Г. Личность и профессия (Профессионально-личностная реадаптация в условиях «тройного» кризиса). Под ред. М. В. Гамезо, Е. А. Климова, Ю. К. Стрелкова. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2002.-402 с.
  57. Г. Г., Степанов В. А. Интегральная самооценка личности учителя // Вестник ЧГПУ. Челябинск, 2000. — С. 50−59.
  58. Е.И. Идея самоактуализации в гуманистической психологии и ее реализация в педагогической практике: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М.: ИЛИ РАФ, 1996.-18с.
  59. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М., 2000. — 20 с.
  60. Ю.В. Проектирование и программирование развития образования. М.: Московская академия развития образования, 1996. — 548 с.
  61. A.B. Виды преобразований интеллектуальной деятельности в условиях диалога с компьютером: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1990.
  62. В.В. Культурологический подход как теоретико-методологическая основа гуманизации информационных технологий обучения: Дис.. канд. пед. наук. Ростов-н-Д., 1994. — 236 с.
  63. Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода. М.: Школа, 1994. — 184 с.
  64. В.В. Тенденции информатизации советского образования / В. В. Давыдов, В. В. Рубцов // Советская педагогика. 1990. № 2. — С. 50−55.
  65. Т.В. Формирование профессиональной компетентности учителя информатики в условиях информатизации образования: Дис.. д-ра пед. наук. Самара, 1999.
  66. .И. Структура и динамика мотивов деятельности // Вопросы психологии. 1984. — № 4.
  67. A.A., Чудова А. Н. Психологические особенности суперпрограммистов // Психол. журнал. 1997. Т 18. № 1. С. 113−121.
  68. А.И. Психология коллектива. М., 1984.
  69. О.В. Страх перед компьютером: природа, профилактика, преодоление // Вопр. психол. 1993. № 1. С. 34−38.
  70. К. Психология продуктивного мышления / Под ред. A.M. Матюшкина. М.: Прогресс, 1985. — 216 с.
  71. Дурай-Новакова K.M. Формирование профессиональной готовности студента к педагогической деятельности: Дис. д-ра пед. наук. М., 1983. -340 с.
  72. Э. Социология образования. М., 1996. — С. 7−39.
  73. Я.В. Информациология сред, структур и биокомпьютерных систем.-М., 1996.
  74. А.П. Избранные труды / А.П. Ершов- Отв. ред. И.В. Поттосин- Рос.А. Н. Сиб. отд.-ние. Ин-т систем информатики. Новосибирск, 1994.-413с.
  75. Ю.М. Ценности как детерминанты принятия решения /
  76. В.А., Соколова Г. Ю., Тумалева Е. А. Интернет как компонент информационной картины мира и глобального информационно-образовательного пространства // Наука и школа. 2000. — № 4. — С. 42−49.
  77. Инновационное образование: Перадигма, принципы реализации, структура научного обеспечения //Высшее образование в России. 1994. — № 2. -С. 13−28.
  78. Е.В. Информационное обеспечение как средство повышения качества педагогического управления учреждениями дополнительного образования: Дис. канд. пед. наук. — Екатеринбург, 2002.
  79. М.С. Системный подход и гуманитарное знание: Избр. ст. — Л.: ЛГУ, 1991.-383 с.
  80. М.Б. Психологические аспекты компьютеризации обучения / М. Б. Калашникова, Л. А. Регуш // Дидактические основы компьютерного обучения.-Л., 1989.
  81. К.К. Информатика в системе опережающего образования. М., 1996.
  82. З.И. Психологические принципы развивающего обучения. -М.: Знание, 1979.-48с.
  83. Кан-Калик В. А. Педагогическое творчество. М., 1990.
  84. А.Н. Многофакторная личностная методика Р.Кеттелла: Учеб.-метод. пособие. СПб.- Речь, 2004.
  85. А.Г., Левит М. Б. Базисный учебный план и российское образование в эпоху перемен. М.: МИРОС, 1994. — 144 с.
  86. A.B. Теория ориентации личности в мире ценностей. Оренбург, 1996.-188 с.
  87. М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: Арена, 1994. — 224 с.
  88. Е.А. Психология: воспитание, обучение: Учеб. пособие для вузов.- Москва, 2000.
  89. Е.А. Психология профессионала. М.-Воронеж, 1996.
  90. И.А. Педагогические цивилизации и их парадигмы // Педагогика. 1995. — № 5.
  91. Компьютерные технологии в высшем образовании / Под ред. А. Н. Тихонова и др. М.: Изд-во МГУ, 1994.
  92. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования. 2002. — № 6.
  93. Г. Б. Гуманистическое образование: традиции и перспективы.- М.: ИТОП РАФ, 1993.-135 с.
  94. М. Новые информационные технологии, основные навыки и изнанка образования: что следует делать? // Социально-исторический подход в психологии обучения / Под ред. М. Коула. М., Педагогика, 1989. С. 115−126.
  95. Е.А. Теоретические основы проектирования и применения личностно-развивающих педагогических средств: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. Волгоград, 2000. — 41 с.
  96. Ю.Н. Мышление учителя: личностный механизм и понятийный аппарат. М.: Педагогика, 1990. — 102 с.
  97. Ф.В. Педагогические основы управления школой-комплексом самоопределения личности: Дис. канд. пед. наук. Челябинск, 1997.
  98. В.В. Информатизация Челябинского государственного педагогического университета // Информатика и образование. 2000. — № 8.
  99. В.В., Богачев А. Н., Долгова В. И. Воспитание профессионала в педагогическом вузе. СПб., 2002. — 298 с.
  100. Г. И. Психолого-педагогические особенности применения информационных и коммуникативных технологий в учреждениях общего и среднего образования: Дис. .канд. психол. наук. Калуга. 2001.
  101. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы (2-е изд., перераб.) М.: Высшая школа, 1991. — 224 с.
  102. A.A. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977.-304 с.
  103. И.Я. Принципы гуманизации педагогического процесса // Педагогическая теория: идеи и проблемы. Сб. науч. тр. / Под ред. B.C. Шубинского. М., 1992. — С. 27−30.
  104. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. — 444 с.
  105. .Ф. Научно-технический прогресс и средства умственного развития человека // Психол. журнал. 1985. Т.6. № 6.
  106. В.Я. Структура продуктивного учебного взаимодействия // Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся
  107. Под. ред. A.A. Бодалева, В. Я. Ляудис. М., 1980. — С. 37−52.
  108. М.К. Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1992.
  109. O.A. Некоторые проблемы компьютеризации обучения // Высшее образование в России. 1998. № 3. С. 97−100.
  110. В.Н. Системная целостность личности как акмеологическая ценность // Мир психологии. 2004. № 1. С. 161−166.
  111. А.К., Орлов А. Б., Фридман Л. М. Мотивации учения и ее воспитание у школьников. М.: Педагогика, 1983. — 64 с.
  112. Е.И. Рефлексия как способ саморегуляции и оптимизации деятельности // Деятельность: философский и психологический аспекты. -Симферополь, 1988.
  113. А. Дальние пределы человеческой психики. СПб.: Евразия, 1997.
  114. Д.Ш. Электронная модель школьного учебника // Информатика и образование. 2000. — № 8.
  115. Д.Ш., Полев Д. М., Мельникова H.H. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. М.: Педагогическое общество России, 1999.
  116. М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975. — 367 с.
  117. Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М., 1988.
  118. В.Э. Особенности, некоторые направления и тенденции применения информационных технологий в современном образовании // Мир психологии. № 2,2004.
  119. B.C., Климов Е. А. Формирование индивидуального стиля деятельности в процессе обучения // Советская педагогика. 1967. — № 4. — С. 68.
  120. Методики социально-психологической диагностики личности игруппы. М., 1990.
  121. JI.A. Ценностные предпосылки в структуре научного познания. М., 1990. — С. 3−38.
  122. JI.M. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопр. психол. 1999. -№ 6.
  123. Л.М. Психология профессионального развития учителя: Автореф. докт. дис. М., 1995.
  124. В.Н. Влияние компьютеризации учебной деятельности на формирование мышления учащихся: Автореф. канд. психол. наук. М., МГЛУ, 2001.
  125. Модернизация в России и конфликт ценностей. М.: ИФКФН, 1994. -250 с.
  126. В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. Волгоград: Перемена, 1995. — 152 с.
  127. В.А. Образование как рабочее поле интеграции // Педагогика. -1997.-№ 5.-С. 52−55.
  128. В.Н. Психология отношений. — М., 1995.
  129. Ю.М. Информационно-обучающая среда как средство развития познавательной мотивации: Дис. .канд. пед. наук. Челябинск, 2000.
  130. Ю.М. Создание информационно-обучающей среды и её использование в учебном процессе. Методические рекомендации.— Челябинск, ЧГПУ, 2000.
  131. P.A. Дидактические основы активизации познавательной деятельности студентов. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1975. — 301 с.
  132. Н.Д. Ценности как основа целей воспитания // Педагогика. -1998.-№ З.-С. 3−10.
  133. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / Под ред. Е. С. Полат. -М., «Академия», 2001.
  134. Новые ценности образования. Тезаурус для учителей и школьных психологов. Вып. I. — М.: Институт педагогических инноваций, 1995. -113с
  135. Общая психодиагностика / Под ред. A.A. Бодалёва и В. В. Столина. М., 1987.
  136. О.П. Процесс обучения в виртуальном образовательном пространстве // Информатика и образование. 2001. — № 10.
  137. H.A., Ляудис В. Я. Формирование контрольно-корректировочных действий у студентов при обучении с помощью ЭВМ. -Воронеж, 1982.
  138. A.A. Мониторинг инновационных процессов в образовании // Педагогика. 1996. — № 3. — С.9−15.
  139. А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. М., 1995. — С. 3−49.
  140. С.Р. Методика исследования самоотношения. М.: Смысл, 1993.-32 с.
  141. В.Н., Чугунова Э. С. Групповая оценка личности / Методы социальной психологии. JL, 1977.
  142. Педагогика и психология высшей школы. — Ростов-н-Д.: Феникс, 1998. -544 с.
  143. Педагогика: Учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев и др. М.: Школа-Пресс, 1997. — 512 с.
  144. С. Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи: Пер. с англ./ Пейперт С. — М.: Педагогика, 1989. 220 с.,
  145. A.B. Методологические и методические основы личностно-развивающего компьютерного образования: Монография. Волгоград:1. Перемена, 2002.
  146. A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. — 225 с.
  147. A.B., Ярошевский М. Г. Теоретическая психология: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. М., 2001. — 496 с.
  148. К.К. Структура и развитие личности. — M.: Наука, 1986. 255 с.
  149. В.Г. Профессиональное развитие будущего учителя в условиях региональной системы непрерывного педагогического образования. Тула, 1999. — 263 с.
  150. О.Л. Теория и практика становления гуманистического мировоззрения на основе личностно-центрированного подхода (в системе вузовского и поствузовского образования: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Хабаровск, 1999. — 43 с.
  151. Понятийный аппарат педагогики и образования / Под. ред. И. Я. Лернера. M., 1994. — 130 с.
  152. Прогнозирование в образовании: теория и практика. М.: ИТ ПиМНО РАО, 1993.-212 с.
  153. А.О., Сережкина А. Е. Особенности психических состояний пользователей ЭВМ в процессе компьютеризированного обучения // Вопр. психол. 1995. № 3. С. 53−61.
  154. Психологические исследования творческой деятельности / Отв. ред. O.K. Тихомиров- АН СССР- Ин.-т психологии. М., 1975.
  155. Е.С. Теория и практика реализация индивидуального подхода к школьникам в процессе обучения: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1989.-32 с.
  156. З.И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентиры. (Концепция исследования: аксиологический аспект) // Педагогика. 1995. — № 5. — С. 87−90.
  157. Развитие творческой активности школьников / Под ред. A.M.
  158. Матюшкина. M.: Педагогика, 1991. — 155 с.
  159. . Общество и образование. М.: Прогресс, 1989. — 200 с.
  160. Реформы образования в современном мире: глобальные и региональные тенденции. М.: Изд-во РОУ, 1995. — 272 с.
  161. К. Несколько важных открытий. // Вестник МГУ. 1990. — № 2.
  162. Н.С. Культура. Ценности и развитие образования (Основания реформы гуманитарного образования в высшей школе). М.: ИЦПУКПС, 1992.-156 с.
  163. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х тт. / Гл. ред. В. В. Давыдов. — М.: Большая Российская энциклопедия. T.I. 608 с.
  164. С.Л. Принцип творческой самодеятельности: К философским основам современной педагогики // Вопр. психол. — 1986. — № 4.-С. 101−109.
  165. В.Н. Культурологические основы целостности содержания высшего образования / Автореф. дис. д-ра пед наук. — Ростов-на-Дону, 2003.-56 с.
  166. Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  167. И.П. Ориентация студентов педвуза на общечеловеческие этические ценности в сфере межкультурной коммуникации: Дис.. канд. пед. наук. — Красноярск, 1998. 173 с.
  168. В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Изд. корпорация «Логос», 1999.-272 с.
  169. P.P. Образование в целях меняющегося мира. // Перспективы. Вопросы образования. Ежеквартальный журнал ЮНЕСКО. (81). — 1993. — 31.-С.7−21.
  170. В.А. Гуманистическая парадигма педагогического образования: Материалы междунар. научн.-практ. конф. «Педагогическоеобразование для XXI века». M., 1994. — С. 14−27.
  171. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. -М.: Просвещение, 1976.-160 с.
  172. В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъектности. Учебное пособие для вузов. М: Школа — Пресс, 1995. — 384 с.
  173. JI.H. Диагностика межличностных отношений. Методическое руководство. М., 1990.
  174. .А. Мотивационно-смысловые образования в психологической структуре личности: Автореф. дис.. д-ра психол. наук. -М., 1992.-39 с.
  175. .А., Калинова О. В. Социальные представления современного студенчества // Научн. сборник Моск. пед. гос. ун-та. Серия: Психолого-педагогические науки / Отв. ред. В. А. Сластенин. М.: Прометей, 1996.-С. 102−106.
  176. Е.Б. Жизненные модели личности. Киев, 1992.
  177. В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1983. — 286 с.
  178. Стратегия развития образовательных систем. Понятийно-терминологический словарь / Ред. и сост. В. М. Полонский. М.: Институт теоретической педагогики и международных исследований в образовании, 1993.-110 с.
  179. Н.Ф. Педагогическая психология. М.: Издательский центр «Академия», 1998. — 288 с.
  180. .М. Проблемы индивидуальных различий. М: АПН СССР, 1961.-535с.
  181. O.K. Информационный век и теория Л.С.Выготского // Психол. журн. Т. 14. № 1. 1993. С. И4-И9.
  182. O.K., Бабанин Л. Н. ЭВМ и новые проблемы психологии. М. МГУ. 1986.
  183. O.K., Белавина И. Г., Войскунский А. Е. Психология и практика программного обеспечения ЭВМ // Вестник МГУ. Сер. 14. 1981. № 1. С.3−14.
  184. O.K., Тоом А. И. Психологическая коррекция диалога между человеком и автоматизированной системой // Вестник МГУ. Сер.14. 1986. № 2. С.51−56.
  185. Х.Г. О новой парадигме образования // Педагогика. 1999. -№ 1.-С.23−27.
  186. А.Д. Устойчивое развитие цивилизации и образование в XXI веке. М, 1995.
  187. A.B. Актуальные проблемы развития современной системы школьного образования // Вестник Челябинского государственного педагогического института. Серия 2. Пед-ка. Псих-я. Методика преп-я. 1995. — Вып.1.-С.З-10.
  188. К.Д. Человек как предмет воспитания // Собр.соч. Т.8.
  189. Д.И. Приоритетные направления развития психологических исследований в области образования и самообразования современного человека // Вопр. психол. 2003. № 6. С. 7−17.
  190. Д.И. Психология развивающейся личности. М., 1996.
  191. O.K. Информатизация современных технологий обучения в высшей школе: Автореф. дис. д-ра пед.наук. — М., 1999. 45 с.
  192. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1983. 840 с.
  193. В.В. О разработке образовательных стандартов // Уровневая дифференциация обучения. Из опыта работы. Вып.2. М., 1994. — С.22−33.
  194. В. Человек в поисках смысла. — М.: Прогресс, 1990.
  195. JI.M. Использование моделирования в обучении // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. Сер.2. Педагогика. Психология. Методика преподавания. — Челябинск: Изд-во «Факел», 1995.-№ 1.-С. 88−93.
  196. Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1990. — 272 с.
  197. X. Мотивация и деятельность: в 2-х тт.: Пер. с нем. / Под. ред. Б. М. Величковского. М.: Педагогика, 1986. — 408 с.
  198. В.Е. Номинальная шкала личностных качеств (Опыт построения базового тезауруса) // Социологические исследования. — 1981 -№ 2:
  199. Холдинг X, Кокавеч И Оценка профессиональной деятельности // Иностранная психология. Т 3. — 1995. — № 5.
  200. Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. М.: 1995.
  201. В.А. и др. Внедрение достижений педагогической науки в практику образовательных учреждений: функции, проблемы (аспект оптимизации образования). Челябинск: Чел. ун-т, 1995. — 184 с.
  202. М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Методическое пособие. — М.: Народное образование, 1996. 160 с.
  203. Т. Социальная психология. М., 1969.
  204. E.H., Котова И. Б. Развитие личности в обучении: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. М.: Издательский центр «Академия», 1999. -288 с.
  205. . Человеческие ценности и будущие технологии (Декларация ответственности) // Психол.журн. 1992. Т. 13. № 3. С. 64−69.
  206. В.В. Теоретические основы модульной технологии личностно-ориентированного образования: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. Ростов-на-Дону, 2000. — 44 с.
  207. K.M. Когнитивно-психологический подход к компьютерному обучению школьным предметам // Вопр. психол. 1999. № 5. С. 36−49.
  208. П.Б. Метод экспертных оценок. М., 1987.
  209. A.B. Подготовка будущего педагога-гуманитария к профессиональной деятельности в дидактических компьютерных средах: Дис. канд. пед. наук. Волгоград, 2000.
  210. А.И. Психологические основы формирования личностисоветского учителя. Л., 1967. — 266 с.
  211. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988. — 203 с.
  212. Г. И. Социально-педагогические приоритеты современности / О формировании нового мышления учителя // Советская педагогика. — 1991.-№ 1.-С. 50−54.
  213. Д.Б. Психология формирования личности и проблемы обучения. М.: Просвещение, 1980. — 143 с.
  214. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности: Методологические проблемы современной науки. М.: Наука, 1978. — 391 с
  215. В.А. Ориентация творческий труд. / Общество и молодежь. -М., 1968.
  216. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М, 1996. — 96 с.
  217. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения. — М., 1969.-317 с.
  218. В.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие / Европ. ин-т экспертов. СПб.: Изд-во «Полиус», 1998. — 639 с.
  219. Crook С. Schools of future // Gill Т. (ed.) Digital children. L.: National Children Bureau, 1996. P. 75−88.
  220. Maki S. et al. Development of the Lifelong Learning Scale. Poster presented at the 62nd Annual Canadian Psychological Convention, Universite Laval, Saint -Foy Quebec, 2001, June 21−23.
  221. Morgan K., Morgan M., Hall J. Psychological Developments in high technology teaching and learning environments // British journal of educational technology. Oxford. 2000. V. 31. № 1. P. 71−79.
Заполнить форму текущей работой