Модели поведения преподавателя
Первая группа преподавателей — «преподаватели-титаны». Эти люди уже добились значительных профессиональных достижений и поэтому у них всегда есть профессиональный выбор: какую работу выполнять, а от какой отказаться. Третья группа — преподаватели «по жизни». Преподаватели этой группы имеют высокий уровень образования, ученую степень, научное звание. Они известны в своей области знания, довольны… Читать ещё >
Модели поведения преподавателя (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Термин «модель» происходит от латинского слова modulus — мера. Под моделью педагогического общения понимается некоторый образец, эталон, который имеет свои отличительные особенности.
Педагогическая модель обучения — это организация деятельностей обучающегося и преподавателя, при которой:
- • преподаватель занимает доминирующее положение, он определяет все параметры процесса обучения: цели, содержание, формы и методы, средства и источники обучения.
- • обучающийся (точнее, в данном случае обучаемый) в силу объективных факторов (несформированной личности, зависимого экономического и социального положения, малого жизненного опыта, отсутствия серьезных проблем, для решения которых необходимо учиться) занимает подчиненное, зависимое положение и не имеет возможности серьезно влиять на планирование и оценивание процесса обучения. Его участие в реализации процесса обучения достаточно пассивно, его основная роль восприятие социального опыта, передаваемого ему обучающим.
Типология преподавателей по И. Б. Назаровой
Путем опроса И. Б. Назарова[1] выделила несколько групп преподавателей в зависимости от того, как они относятся к своей профессиональной деятельности — преподаванию.
Первая группа преподавателей — «преподаватели-титаны». Эти люди уже добились значительных профессиональных достижений и поэтому у них всегда есть профессиональный выбор: какую работу выполнять, а от какой отказаться.
Вторая группа — «преподаватели-академики» Представители этого типа всегда тяготели к науке, а в преподавании прежде всего передают свой научный опыт ученикам.
Третья группа — преподаватели «по жизни». Преподаватели этой группы имеют высокий уровень образования, ученую степень, научное звание. Они известны в своей области знания, довольны избранной специальностью.
Четвертая группа — включенные во множественную занятость преподаватели. Относящиеся к этому типу не могут отдать предпочтение преподаванию или науке, поэтому имеют большую преподавательскую нагрузку и постоянно ведут научные проекты.
Пятая группа — преподаватели «с крепким тылом» («деньги меня не интересуют, но мне так приятно представляться преподавателем университета»). Часто задерживаются с учениками после занятий, с удовольствием консультируют их по учебным вопросам.
Шестая группа — «дорабатывающие» преподаватели. Эти преподаватели получают дивиденды со своих научных достижений, званий, степени, уважения.
Седьмая группа — преподаватели-практики (чиновник, политик, бизнесмен): «Я знаю, что происходит в реальной экономике, могу передать опыт современных отношений в мире бизнеса» (финансов, производства, государственного управления) и т. д.
Восьмая группа — люди статуса. Принадлежащие к этой группе, имея большие успехи в бизнесе, хотят сочетать с ними достижения в преподавании и науке.
Девятая группа — немногочисленные «бизнес-леди». Для таких преподавателей работа в университете — для души.
Десятая группа — научно-преподавательский тандем мужа и жены.
Автор классификации отмечает: некоторые типы преподавателей встречаются в вузах довольно часто, других — лишь единицы. И, конечно же, реальных педагогических типов гораздо больше. Скорее всего, разнообразие типов преподавателей было, есть и будет всегда, но пропорции типов зависят от ситуации в обществе.
- [1] Назарова И. Б. Типология преподавателей высшей школы // Социологические исследования. 2006. № 11. С. 115—119.