Взаимосвязь уровней организации
Нарушив структуру перцептивного комплекса, например, при изменении оптических свойств глаз, можно обнаружить жесткость констант, их неспособность быстро изменить свои значения в новых условиях жизнедеятельности. Это проявляется, в частности, в потере стабильности зрительного восприятия и возникновении необычных окуломоторных структур. Очевидно, консервативность организации перцептивного процесса… Читать ещё >
Взаимосвязь уровней организации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Уровни организации событий выражают ступени в иерархии взаимодействий субъекта восприятия с объектом. В зависимости от его масштаба, используемых средств и конечного результата можно выделить перцептивные микро-, макрои мегасобытия. Микрособытия направлены на дифференциацию отдельных элементов ситуации и предполагают простейший контакт субъекта и объектом. Макрособытия обеспечивают воспроизведение ситуации в целом и сопровождаются развернутой активностью субъекта. Мегасобытия связаны с воспроизведением совокупных условий наличного бытия индивида и соизмеримы с продолжительностью этапов его жизни. Перцептивные события более высоких уровней задают направление и нормы (константы) развертывания более низких; перцептивные события нижележащих выступают в качестве диахронических элементов событий более высокого уровня; переход с одного уровня на другой опосредствован продуктом (перцептивным эффектом) осуществляемых событий.
Вот почему, изучая решение простейших перцептивных задач, исследователь вынужден выходить за рамки содержания и принципов развертывания микрособытия. Микропроцесс восприятия никогда не бывает строго изолированным. Каждая экспериментальная проба включена в блок из n-числа проб; а блоки, в свою очередь, объединены в серию и т. п. Испытуемый знает, когда начнется и когда закончится каждая проба или блок, когда необходимо входить в экспериментальное помещение, прийти для участия в эксперименте в следующий раз и т. п. Фрагмент жизни, в ее целостности и полноте, которым испытуемый щедро делится с экспериментатором, значительно содержательнее, продолжительнее и многообразнее той регламентированной ситуации, в которую он включается, садясь перед информационным экраном или одевая наушники. Это — беседа с экспериментатором и его помощниками; общение с другими испытуемыми, знакомство с помещениями лаборатории, имеющейся в ней аппаратурой, приход (приезд) в учреждение с целью участия в эксперименте, обеспокоенность бытовыми проблемами и т. д. и т. п. Соответственно, и микрособытие, становясь предметом экспериментального исследования, выступает как момент в непрерывной цепи процессов разного содержания и разных уровней организации.
Микроситуация всегда оказывается элементом макроситуации, а отражение хотя бы одной из демонстрируемых экспозиций предполагает ее отнесенность ко всем остальным. Развертывание события макроуровня становится основой обобщенного восприятия паттернов в микромоменты времени: оно формирует соответствующую мотивацию, схему, план, установку, операции, которые несут общие критерии и эталоны будущего результата. Испытуемый знает, как выглядят предъявляемые паттерны, в какой части поля и в каком порядке они появляются, как реагировать на них и т. д.
Подчиненность микропроцесса восприятия событиям вышележащего уровня является условием его оперативной адаптации, в том числе и окуломоторной. Во всяком случае она позволяет скорректировать перцептивный план и актуализировать механизмы, «работающие» за пределами микрособытия. Обращение к событиям еще более крупного масштаба, например, соответствующему визиту испытуемого в исследовательское учреждение в целом, позволяет обнаружить более глубокие слои апперцептивного микрокомплекса: связь со структурой личности, жизненным опытом испытуемого, его умениями и т. д.
Структура апперцептивного комплекса также складывается не только в контролируемый момент зрительного восприятия. Это — продукт онтогенеза, всей предшествующей жизни индивида, т. е. событий мегауровня. Процессы этого уровня задают константы, или матрицы, на основе которых в каждый момент времени реализуется новое перцептивное событие. Матрица (в иной терминологии: перцептивная организация (Ананьев, 1981)) —устойчивая структура отношений между компонентами комплекса, позволяющая наиболее эффективно (быстро, с наименьшими затратами и минимальным числом ошибок) решать перцептивные задачи.
Нарушив структуру перцептивного комплекса, например, при изменении оптических свойств глаз, можно обнаружить жесткость констант, их неспособность быстро изменить свои значения в новых условиях жизнедеятельности. Это проявляется, в частности, в потере стабильности зрительного восприятия и возникновении необычных окуломоторных структур. Очевидно, консервативность организации перцептивного процесса не менее необходима, чем его гибкость. С этим связана устойчивость процесса и возможность его реализации при наименьших энергетических и информационных затратах (Анохин, 1980). Процесс кардинальной перцептивной адаптации, собственно, и состоит в модификации матрицы восприятия соответственно новым условиям. Как показывают исследования, направленная модификация матрицы открывает возможность переключения констант зрительного восприятия, а взаимоотношение различных матриц подобно сосуществованию знаковых систем, усвоенных в ходе обучения (Логвиненко, Жедунова, 1981). Это объясняет факты значительного сокращения продолжительности периода реадаптации по сравнению с адаптационным и все более быстрого «включения» наблюдателя в новую систему отношений при повторных выполнениях заданий.
Проецируя вертикальное строение перцептивного события на организацию окуломоторной активности, можно выделить три контура регулирования движений глаз:
- 1) исходный (соответствует микроуровню восприятия). Включает механизмы целеполагания, исполнения и обратной связи; обеспечивает реализацию фиксационного поворота глаз;
- 2) вторичный (соответствует макроуровню восприятия). Включает механизмы коррекции цели и (или) критериев ее достижения, учитывает вариативность параметров сопряженных систем; обеспечивает оперативность окуломоторной адаптации;
3) третичный (соответствует мегауровню восприятия). Включает механизмы преобразования исходной матрицы (перцептивной организации) восприятия; обеспечивает кардинальные изменения окуломоторной активности.
Контуры регулирования взаимосвязаны и «работают» как одно целое. Поэтому нарушение хотя бы одного звена регулирования ведет к нарушению всей системы управления движениями глаз в целом.
Биологическая целесообразность вертикальной организации процессов восприятия очевидна. Она позволяет индивиду в любой ситуации находить сходное, типичное, известное, причем возникающее не неожиданно, вдруг, а закономерно, в силу логики развития более широкой ситуации.
К сегодняшнему дню вертикальная организация перцептивных событий исследована слабо. Это касается не только общего числа эмпирических данных, но и самой «сетки» используемых понятий. Термин «уровень организации восприятия» многозначен и может быть использован в нескольких контекстах.
Во-первых, для обозначения масштаба взаимодействия субъекта восприятия с объектом; дифференциация событий на микро-, макрои мегауровни предполагает именно этот смысл.
Во-вторых, для обозначения специфики взаимодействия внутри каждого «масштаба», когда структурными уровнями организации становятся этапы развития перцептивного события (Пономарев, 1983).
В-третьих, для обозначения полиморфности взаимодействия индивида и среды, когда движения одной формы опосредствуются движениями другой; в этом смысле можно выделить субъектный, организмический, биохимический уровни, которые также образуют иерархию разнородных процессов. В рамках данной «системы координат» решаются психофизиологические проблемы восприятия.
В-четвертых, для обозначения рефлексии субъектом восприятия собственного процесса, его осознанности либо неосознанности. Так, на микроинтервалах времени осознается преимущественно ядро перцептивного образа, т. е. результативная характеристика процесса. Однако при создании необычных условий восприятия могут осознаваться и характеристики фона, и исполнительные звенья, в том числе параметры движений глаз. Отношение осознаваемого и неосознаваемого в процессе восприятия может меняться.