Заключение.
Возрастная психология: я-концепция в становлении личности младшего школьника
Относительно гендерной специфики содержательных аспектов Я-концепции в целом и ее отдельных структурных компонентов и модальностей, применительно к младшему школьному возрасту в диссертационном исследовании были выявлены следующие основные закономерности: — наличие четко и последовательно выраженной ориентации девочек на культурные нормы внешней привлекательности и направленности на выстраивание… Читать ещё >
Заключение. Возрастная психология: я-концепция в становлении личности младшего школьника (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
На основе проведенного исследования, посвященного изучению гендерных особенностей Я-концепции личности детей младшего школьного возраста можно сделать следующие выводы.
- 1. Происходящая в настоящее время в нашей стране гуманизация начальной школы, предполагающая переход к личностно ориентированной модели образования, со всей очевидностью ставит на повестку дня вопросы грамотного психолого-педагогического сопровождения процесса социального развития личности, ключевым аспектом которого является становление Я-концепции девочек и мальчиков. В связи с этим изучение гендерных особенностей содержательных характеристик Я-концепции детей младшего школьного возраста приобретает особое значение. На сегодняшний день обозначенная нами проблема является слабо разработанной и крайне актуальной, поскольку комплексных исследований феномена Я-концепции личности (включая ее основные компоненты и модальности) с позиций гендерного анализа явно недостаточно. Определенным образом выше обозначенный пробел относительно периода младшего школьного возраста восполняет выполненное нами исследование.
- 2. В ходе настоящего исследования получил свое подтверждение и конкретизацию тезис о социокультурной обусловленности процесса личностного становления в период школьного детства, а также теоретическое положение о гендерно-избирательном характере активности личности на этапах раннего онтогенеза. При этом в монографии впервые представлена многоаспектная содержательная характеристика структуры Я-концепции девочек и мальчиков — учащихся вторых классов общеобразовательной школы, что позволило получить новые для отечественной педагогической психологии эмпирические данные о гендерном опосредовании процесса становления и функционирования феномена Я-концепции применительно к младшему школьному возрасту.
- 3. Выполненное исследование позволило впервые получить конкретные эмпирические данные, иллюстрирующие специфику конструирования и презентации девочками и мальчиками младшего школьного возраста основных структурных компонентов Я-концепции как одного из следствий их приобщения к гендерной культуре общества.
- 4. В работе получила подтверждение гипотеза о том, что на процесс становления Я-концепции детей младшего школьного возраста существенное влияние оказывают преобладающие в их социальном окружении гендерные нормы и стандарты, которые находят свое отражение в содержательных характеристиках основных структурных компонентов и модальностей этого личностного феномена, среди которых: когнитивная составляющая (образ Я), эмоционально-ценностная составляющая (самооценка), Я-реальное, Я-идеальное, Я-зеркальное (Я глазами учителя), Я-антиидеальное (Я-отвергаемое).
- 5. Сконструированный и апробированный в нашем исследовании диагностический комплекс, направленный на изучение содержательных характеристик основных структурных компонентов и модальностей Я-концепции детей младшего школьного возраста в гендерном измерении позволил выявить как общевозрастные, так и гендерно специфические особенности этого феномена.
- 5. По полученным в ходе эмпирического исследования результатам общевозрастные тенденции в процессе становления и функционирования Я-концепции (ее когнитивного и эмоционального компонентов и ряда модальностей, среди которых: Я-реальное, Я-идеальное, Я-зеркальное, Я-антиидеальное) заключаются в следующем:
- — как у девочек, так и у мальчиков наблюдается достаточно ярко выраженная центрированность самопредставлений на социальных связях с близкими другими и различного рода характеристиках (роли, личностные качества, компетентность), связанных с ведущим видом деятельности — учебной;
- — преобладание у детей младшего школьного возраста независимо от пола преимущественно позитивного характера личностной самооценки;
- — высокая степень значимости для учащихся начальных классов социальной компетентности во взаимодействии со сверстниками;
- — тенденция большего сходства зеркального Я (Я глазами учителя) девочек и мальчиков младшего школьного с их реальным, нежели идеальным Я;
- — ведущее место в системе идеального и антиидеального Я различных социально-ролевых характеристик.
- 6. Относительно гендерной специфики содержательных аспектов Я-концепции в целом и ее отдельных структурных компонентов и модальностей, применительно к младшему школьному возрасту в диссертационном исследовании были выявлены следующие основные закономерности:
- — наличие четко и последовательно выраженной ориентации девочек на культурные нормы внешней привлекательности и направленности на выстраивание и поддержание конструктивных межличностных отношений с другими людьми, в число которых нередко входят педагоги;
- — яркая центрированность самопредставлений мальчиков на культурных нормах физической и умственной твердости (компетентности) и гомосоциальных связей со сверстниками, закрепляющих гендерную сегрегацию в социальном взаимодействии в период школьного детства;
- — проявление у учащихся женского и мужского пола разных аспектов самокритичности, когда для девочек характерен особый акцент на своих интеллектуальных качествах и учебной компетентности, а для мальчиков — тенденция самокритичности относительно их социального принятия со стороны взрослых, прежде всего, педагогов.
Таким образом, как показало наше исследование, развитие Я-концепции младших школьников происходит не только в соответствии с общевозрастными закономерностями, но и в соответствии с тем содержанием, которое предлагается детям в условиях их гендерной социализации посредством трансляции культурных норм мужественности и женственности и присвоения девочками и мальчиками этих социальных стандартов. Иными словами, мы можем с уверенностью утверждать, что этот процесс является опосредованным гендерным фактором.