Проблема становления «субъекта» учебно-профессиональной деятельности
В ходе обучения происходит постепенный переход от сильной зависимости обучающегося от преподавателя (в школьном обучении) к более независимому, самостоятельному индивидуальному образованию студентов (в период обучения в вузе). Возрастает роль самого студента, который не только начинает самостоятельно планировать и осуществлять познавательную деятельность, но и впервые получает возможность… Читать ещё >
Проблема становления «субъекта» учебно-профессиональной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В ходе обучения происходит постепенный переход от сильной зависимости обучающегося от преподавателя (в школьном обучении) к более независимому, самостоятельному индивидуальному образованию студентов (в период обучения в вузе). Возрастает роль самого студента, который не только начинает самостоятельно планировать и осуществлять познавательную деятельность, но и впервые получает возможность достигнуть социально значимых результатов в этой деятельности. У студента появляется возможность осуществить собственный творческий вклад в объективно существующую систему знаний, открыть то, чего не знал преподаватель и к чему он не мог подвести студента. Но для этого необходимо, чтобы студент стал настоящим субъектом своей учебно-профессиональной деятельности.
Понятие «человек как активный субъект своей жизнедеятельности».
разработали и ввели в научный обиход ближайшие ученики С. Л. Рубинштейна — К. Л. Абульханова-Славская[1] и А. В. Брушлинский[2]. Личность изначально не является субъектом своей жизнедеятельности, но может обрести это особое качество в процессе своего развития.
Очень многие авторы отмечают, что в современном образовательном пространстве и преподаватели, и студенты должны становиться активными «субъектами» образовательного процесса. При этом преподаватель психологии выступает в роли «субъекта организации образовательного процесса», а студент — в роли «субъекта учебной (учебно-профессиональной) деятельности»[3]. Как отмечают многие исследователи, самое главное в учебной деятельности — это поворот человека к самому себе, принятие себя как профессионала и личности, а также достижение высокого уровня профессионального мастерства, профессионального самосознания. Но, к сожалению, не все учащиеся готовы быть такими настоящими «субъектами», и многих из них приходится еще долго готовить к тому, чтобы они стали настоящими студентами.
Современные исследования
А. Н. Глушко[4], анализируя исследования разных авторов, замечает, что идеи о превращении студента в активного субъекта обучения в настоящее время только декларируются. В основном преобладает моносубъектный тип взаимодействия, когда субъектом педагогической ситуации является преподаватель, а студент, как и в школе, продолжает оставаться объектом воздействия.
Задача преподавателя — заинтересовать студентов и побудить их самостоятельно исследовать проблемы, используя все доступные источники информации. Никакие усилия преподавателей не приведут к развитию и профессиональному росту обучающихся, если сами студенты не хотят осваивать учебный материал, не активны, не становятся субъектами учебной деятельности, занимая позицию всего лишь объектов воздействий преподавателей. Важные характеристики студента как личности и субъекта учебной деятельности — самостоятельность, уверенность в себе, ответственность и т. п.: данные качества важно рассматривать в комплексе, применительно к специфике их проявления в учебной деятельности. По стилю учебной деятельности можно выделить две полярные группы студентов, которых условно можно назвать «автономными» и «зависимыми» (см. задание 12 Практикума к главе 7). Безусловно, «автономных» студентов можно считать активными субъектами учебпо-профессионалыюй деятельности.
Современные исследования
А. А. Бердникова[5] выявила, что для людей со «зрело-развитым» типом характера свойственен наиболее выраженный уровень субъектности, человек со «слаборазвитым» типом характера отличается большей объектиостыо, т. е. наименьшей способностью быть субъектом своей жизни, а обладающие «устойчиво-приспособившимся» типом характера занимают промежуточное положение по шкале субъектность/объектность. Обследуемые со «слаборазвитым» типом характера проявляют себя как наиболее пассивные и репродуктивные, с «устойчиво-приспособившимся» типом характера — как более активные и креативные, чем представители предыдущего типа, лица со «зрело-развитым» типом характера в наибольшей степени активны и креативны.
- [1] Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991; Абульха-нова К. А. Время жизни и время личности. СПб.: Алетейя, 2001.
- [2] Брушлинский А. В. Психология субъекта / отв. ред. В. В. Знаков. М.: Изд-во ИП РАН, 2003.
- [3] Пряжников //. С. Психология труда: учеб, пособие для вузов. М.: ИЦ Академия, 2009.
- [4] Глушко А. Н. Психолого-эргономические основы и средства профессионализации студентов медицинских вузов: автореф. дис… д-ра психол. наук. М., ВНИИТЭ, 2006. С. 17.
- [5] Бердникова А. А. Субъектность человека с разным типом характера: автореф. дис… канд.психол. наук. М., 2014.