Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Психосемантика как область современной психологии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Семантический треугольник (семантическая система) содержит три подсистемы: а) означающее — знак, последовательность звуков или графических символов; б) обозначаемый знаком предмет действительности (другие названия — денотат, референт) в широком смысле слова (вещь, процесс, ситуация, свойство, действие и пр.); в) понятие, представление об этом предмете (другие названия — значение, смысл… Читать ещё >

Психосемантика как область современной психологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате освоения материала главы студент должен:

знать

  • • основные понятия психосемантики;
  • • перечень 20 основных методов психосемантики и психологии субъективной семантики;
  • • основные понятия, используемые для описания и исследования субъективного опыта;

уметь

  • • понимать основные отличия в подходах к изучению субъективного опыта человека, имеющиеся в психосемантике и психологии субъективной семантики;
  • • ориентироваться в методах обработки и интерпретации данных психосемантики и психологии субъективной семантики;

владеть

• навыками применения трех типов моделей описания и интерпретации результатов экспериментальных исследований (модель «черного ящика», математическая модель, парадигмальная модель).

Понятие о психосемантике

В лингвистических словарях термин «семантика» (от греч. semantikos) определяется как все передаваемое знаком (символом, словом, текстом, высказыванием в широком смысле слова) содержание[1].

Семантический треугольник (семантическая система) содержит три подсистемы: а) означающее — знак, последовательность звуков или графических символов; б) обозначаемый знаком предмет действительности (другие названия — денотат, референт) в широком смысле слова (вещь, процесс, ситуация, свойство, действие и пр.); в) понятие, представление об этом предмете (другие названия — значение, смысл, сигнификат, интенсионал). Подсистемы б) и в) вместе составляют значение знака а)[2]. Значение является неотъемлемой функцией знака (без этого нет знака).

Термином «психосемантика» обозначается совокупность методологических подходов, моделей, методов, методик и результатов исследований психологического содержания (индивидуальных и групповых) значений и систем значений.

Считается, что психосемантические исследования начались в 1952 г., когда Ч. Осгуд опубликовал свою работу о природе и измерении значений. В 1957 г. Ч. Осгуд с коллегами предложили методику семантического дифференциала (см. Приложение 13) для оценки значения стимула с помощью ряда шкал из слов-антонимов (см. главу 6), модификации которой в силу простоты употребления, доступности для испытуемых, наглядности и возможности формализации результатов стали одной из самых распространенных в мире психологических, социологических и лингвистических методик.

В отечественной психологии первые эмпирические психосемантические исследования проводились в 60−70-х гг. XX в. Три первых монографии на русском языке вышли уже в начале 1980;х гг.

  • 1. Артемьева Е. Ю. Психология субъективной семантики. М.: МГУ, 1980. 127 с.
  • 2. Петренко В. Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентации в обыденном сознании. М.: МГУ, 1983. 177 с.
  • 3. Шмелев А. Г. Введение в экспериментальную психосемантику: теоретико-методологические основания и психодиагностические возможности. М.: МГУ, 1983. 158 с.

С тех пор эти три автора (Е. Ю. Артемьева, В. Ф. Петренко, А. Г. Шмелев) считаются основателями отечественной психологии субъективной семантики и психосемантики. Разница в названиях монографий («психология субъективной семантики» и «психосемантика») не является чисто терминологической, а обусловлена разными методологическими подходами к построению модели субъективного мира человека и интерпретации результатов экспериментальных исследований.

Е. Л. Доценко и 3. 3. Вахитова (Доценко, Вахитова, 2013) выделяют пять феноменов, задающих проблемное поле и объект психосемантики: 1) выражение и средства выражения (мыслей, состояний, чувств, опыта и др.);

2) понимание и средства понимания (другого человека, себя, научного текста, художественного произведения и др.); 3) представление (о себе, о другом, о внутреннем мире человека, о мире в целом, об истории, о галактиках, о средствах массовой информации (СМИ), о своей кошке и др.); 4) отношение (субъективная значимость); 5) принятие решения.

Предметом психологии субъективной семантики и психосемантики являются структуры субъективного опыта человека (системы значений и смыслов).

Задачи психологии субъективной семантики: исследование и реконструкция (выявление, описание и моделирование) не всегда внешне проявленных структур субъективного опыта (систем значений и смыслов), на основе которого строится образ мира человека (парадигмальная, чаще словесная, модель). В свою очередь, образ мира рассматривается как составляющая сознания.

Задачи психосемантики: математическое моделирование систем значений как структур репрезентации опыта.

Первые структуры репрезентации опыта описывались как промежуточная переменная (О) в необихевиоральной схеме S — О — R (стимул — промежуточная переменная — реакция). Для построения моделей психосемантики требуется постулирование существования семантического пространства, организованного по типу разнообразных метрических пространств.

При использовании методов получения экспериментальных данных и в психосемантике, и в психологии субъективной семантики исследователь или специалист решают четыре задачи, из которых совпадают первые три.

  • 1. Связать исследуемое значение (стимул, предмет) с другими значениями, системами значений (стимулами, объектами).
  • 2. Среди этих связей выделить наиболее значимые, существенные.
  • 3. Интерпретировать на основе выделенных связей отношение испытуемого (группы) к исследуемому значению.
  • 4. Обобщить (генерализация) полученные результаты, т. е. предложить модель структуры субъективного опыта.

Четвертая задача — моделирование структур субъективного опыта для решения задач описания (прогнозирования, организации) деятельности в психологии субъективной семантики и в психосемантике — решается по-разному. В психологии субъективной семантики это задача описания образа мира, в психосемантике — задача построения операциональных аналогов промежуточной переменной. Другими словами, в психологии субъективной семантики исследователь выдвигает аксиоматику психологического механизма означивания стимулов с последующей экспериментальной верификацией, в психосемантике исследователь использует в качестве психологического механизма математические модели систем значений, с проверкой соответствия параметров «входа» и «выхода» модели. Оба подхода имеют преимущества и недостатки, о которых будет сказано ниже.

Связи между значениями могут строиться испытуемыми:

  • а) непосредственно (определение, сравнение, субъективное шкалирование, классификация, ассоциативный эксперимент);
  • б) опосредствованно[3] (через систему шкал как в семантических дифференциалах, через понятие, через систему конструктов, через контекст как в проективных методиках);
  • в) путем непосредственной оценки экспертами опосредствованных связей (метод построения векторной направленности семантических оценок), называния исследователем (лучше экспертами) факторов и кластеров.

Отдельной является группа методик, где суждение о связи значений выносит не испытуемый, а экспериментатор на основе косвенных показателей (методики семантического радикала (фиксации неосознаваемых реакций), измерение времени вывода о принадлежности объекта к классу, изучение запоминаемого материала при разных условиях предъявления).

В настоящем учебнике описаны следующие методы:

  • 1) наблюдение и беседа;
  • 2) изображение или описание слов, состояний, ситуаций, отношений;
  • 3) методы определения понятия;
  • 4) методы сравнения (различения) стимулов;
  • 5) методы классификации;
  • 6) методы субъективного шкалирования;
  • 7) ассоциативные эксперименты;
  • 8) методы формирования понятий;
  • 9) семантические дифференциалы — СД (общие, специализированные и личностные — изложены отдельно в главе 6);
  • 10) методы личностных конструктов;
  • 11) методы семантических радикалов;
  • 12) методы опосредствованного исследования значений;
  • 13) методы микросемантического анализа;
  • 14) методы контекстной и семантической реконструкции и конструирования;
  • 15) контент-анализ глубинных семантических ролей;
  • 16) методы сравнения и трансляции семантических описаний при обучении;
  • 17) формирующие и обучающие психосемантические эксперименты;
  • 18) лонгитюдные психосемантические эксперименты;
  • 19) построение векторных моделей направленности семантических описаний;
  • 20) метод исследования словаря интрацептивных отношений.

Методы обработки и интерпретации данных психологии субъективной семантики и психосемантики различны.

В психосемантике моделирование основывается на процедурах математической обработки (редукции) данных, т. е. основным допущением (и ограничением) психосемантики является выполнение свойств теории чисел и последующих математических (формально-логических) соотношений в моделях субъективного опыта. После математической обработки полученные числовые данные необходимо интерпретировать (оценка экспериментатора или привлеченных специалистов), что вносит дополнительный элемент субъективизма.

В психологии субъективной семантики моделирование производится с наименьшим количеством опосредствующих формально-логических звеньев (и их ограничений), направлено на максимальное сохранение своеобразия (иррациональности, нелогичности, нематематичности) полученных экспериментальных данных.

  • [1] Также термин «семантика» определяется как раздел языкознания и как раздел семиотики, но здесь мы рассматриваем не классификационную, а содержательную часть определения.
  • [2] Значение знака может быть «расширено» путем его метафоризации и символизации.
  • [3] С использованием средств.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой