Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Психологический состав перцептивного процесса

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Перцептивная мотивация не дается индивиду в готовом виде; она складывается в ходе информационного взаимодействия со средой, совершается в акте восприятия. Можно выделить четыре фазы актуального развития перцептивной потребности (Ананьев, 1961; Lewin, 1936; Dalgleish, 1999). Первая фаза — напряжение — выражает отсутствие информации, необходимой для осуществления поведения индивида в наличной… Читать ещё >

Психологический состав перцептивного процесса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Перцептивная активность человека возможна в той мере, в которой осуществима чувственная репрезентация объекта-ситуации. Активность и отражение — две стороны одного и того же познавательного отношения индивида к среде. Опираясь на положение об их единстве, рассмотрим психологический состав перцептивного процесса. Нас будут интересовать те образующие, которые вносят решающий вклад в его организацию и развитие.

Инициация и оценка восприятия

Источником активности индивида как субъекта восприятия является потребность в информации об окружающей среде и собственном организме; эта информация дается индивиду в чувственной форме «здесь и теперь» и необходима для его ориентировки и регуляции текущего поведения.

По своему происхождению перцептивная потребность относится к классу натуральных (биологических), т. е. выражает зависимость индивида от естественных условий его жизни. Столкновение с окружающими телами, падение, запоздалое обнаружение врага, невозможность отличить положительную среду от отрицательной, «глухота» к состоянию собственных органов и т. п. грозят индивиду гибелью. Поскольку ситуация, в которой он находится, постоянно и непредсказуемо меняется, потребность в чувственной информации актуализируется непрерывно. Вот почему даже тогда, когда животное или человек находятся в хорошо знакомой обстановке и действуют, казалось бы, автоматически, они не закрывают глаза, сканируя окружение; визуальная данность среды позволяет оперативно подстраиваться к ее особенностям. Восприятие определенного элемента или отношения объектаситуации есть убежденность в их физическом существовании в данном месте и в текущей момент времени.

Перцептивная мотивация

Потребность как таковая фиксирует состояние нужды, или напряжение, которое предметно оформляется в конкретной ситуации.

Это — не столько ожидание некоторых событий, сколько переживание их отсутствия или недостатка. Эмпирическое небытие предмета или его свойств вносится субъектом, и обнаруживается им в мире; сам этот факт становится началом перцептивного процесса.

Эффективным побудителем направленного восприятия является опредмеченная потребность, или мотив. Он имеет динамическую и содержательную стороны. Первая характеризует внутреннее напряжение, вторая — направленность на тот или иной элемент среды (интенциональность восприятия).

Перцептивная мотивация не дается индивиду в готовом виде; она складывается в ходе информационного взаимодействия со средой, совершается в акте восприятия. Можно выделить четыре фазы актуального развития перцептивной потребности (Ананьев, 1961; Lewin, 1936; Dalgleish, 1999). Первая фаза — напряжение — выражает отсутствие информации, необходимой для осуществления поведения индивида в наличной ситуации. Чем более значима эта информация, тем уровень напряжения выше. Вторая фаза — собственно потребление — связана с поиском и получением информации. В ходе реализации перцептивной активности «мотивационный градиент» возрастает. Третья фаза — насыщение — предполагает удовлетворение потребности, т. е. данность субъекту необходимого элемента или отношения ситуации. Наконец, четвертая фаза — разрядка — заключается в снятии исходного напряжения и предъявлении требований к новой информации; цикл развития перцептивной потребности повторяется. Удовлетворенная потребность никуда не исчезает; она меняет лишь форму своего существования (становиться латентной) и через какой-то промежуток времени может быть актуализирована вновь. Перманентно испытывая перцептивную потребность человек наполняет ее разнородным предметным содержанием и обобщает его.

Таким образом, хроноструктура мотивации восприятия содержит четыре ключевые точки: возникновение, потребление, насыщение и снятие. Существенно, что элемент среды, который инициирует активность субъекта, в течение долей секунды может потерять побудительную силу, а мотивационное значение — перейти на другой элемент, превращая его в предмет восприятия. Основой подобных переходов становятся объективные взаимосвязи (предметно-смысловые, функциональные, пространственно-временные и др.) элементов ситуации, а также требования выполняемой деятельности, либо общения.

В ходе филогенеза предметное содержание перцептивных потребностей дифференцируется и обогащается: чем полнее и многообразнее индивид включен в жизнь, тем тоньше и разнообразнее он должен различать свое бытие. Развитие перцептивной потребности означает расширение сферы контроля индивидом (видом) условий жизнедеятельности. На уровне человека перцептивные потребности претерпевают качественные изменения. Их предметом становится информация не только об экологических событиях или биологической среде, но и о событиях человеческой деятельности, общения, культуры. Социально организуются и способы удовлетворения потребности: это уже не просто изменение местоположения субъекта в среде, а посещение картинной галереи; не просто взгляд на окружающее, а «проникновение» в содержание картины, подчиненное требованиям ее композиции. И предметы перцептивных потребностей человека, и способы их удовлетворения непосредственно зависят от воспитания и обучения индивида, усвоения им принятых в обществе норм поведения, деятельности, познания, общения. Наряду с ситуативными перцептивными потребностями (мотивами), которые непрерывно возникают и удовлетворяются в ходе решения любой конкретной задачи, у человека формируются устойчивые мотивы, определяющие направленность его личности (увлечение кинематографом, театром, живописью, музыкой и т. п.).

Очевидно, что побуждения к восприятию как по предметному содержанию, так и по способу их удовлетворения неоднородны. Чтобы назвать вещь, которая висит на стене в кабинете, достаточно бросить на нее взгляд. Это картина. Если возникает желание ее рассмотреть, требуется больше времени — секунды или минуты, в зависимости от Вашего знания живописи, заинтересованности темой или степени знакомства с картиной. Данная потребность удовлетворяется постепенно, через возникновение и удовлетворение более простых и быстротекущих перцептивных мотивов, реализующихся в форме ответов на невысказанные вопросы: что образует основной план, что является центральной фигурой, что находится справа вверху, каковы отношения персонажей и т. п. Побуждение рассмотреть картину выступает как система более простых перцептивных побуждений, организованных в пространстве предметного содержания и во времени. Возможно, картина заинтригует Вас своей загадочностью и глубиной, станет «притягивать» к себе. В этом случае ее восприятие может затянуться на многие часы, а сама потребность сохранится до конца жизни. Каждый раз подходя к картине, Вы будете рассматривать ее по-новому, пытаясь понять скрытый в ней смысл. Следовательно, и интерес к картине развертывается как констелляция более простых мотивов рассматривания. Таким образом, перцептивные потребности организуются в системы, имеющие иерархическое строение: побуждения нижележащих уровней входят в состав побуждений вышележащих в качестве компонентов; их взаимосвязь проявляется в согласованном достижении промежуточных целей, постепенно приближающем субъекта к удовлетворению исходной потребности.

В каждый момент времени индивид реализует широкий спектр отношений со средой, ориентируясь на оптические, акустические, гравитационные и другие свойства. Это значит, что перцептивная активность полимотивирована. Как правило, параллельные потребности возникают и удовлетворяются не автономно, а как элементы единого целого, хотя одна из них — наиболее значимая с точки зрения текущего поведения — подчиняет и организует остальные, т. е. является ведущей. Именно она и представлена в сознании человека.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой