Познавательное развитие в младенчестве
Любимый «тренажер» — приемник на кухне, на котором всегда что-то навалено из бумаги. Держу ее полусидя, сама на табуретке. Она поворачивается всем телом к приемнику, царапает по нему, хватает бумагу, сваливает на пол. Тянет в рот. Один раз случайно включила приемник. Вздрогнула, но не испугалась. То, как малыш манипулирует предметами, как воспринимает окружающий мир через зрение и слух, как… Читать ещё >
Познавательное развитие в младенчестве (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Интеллектуальное развитие младенца концентрируется вокруг трех основных линий развития:
- • действий с предметами;
- • восприятия окружающего мира;
- • языкового (речевого) развития.
То, как малыш манипулирует предметами, как воспринимает окружающий мир через зрение и слух, как пытается произнести свои первые звуки, закладывает фундамент его будущего интеллектуального успеха. Разумеется, выделение этих линий достаточно условно, поскольку они друг с другом взаимосвязаны.
Развитие действий с предметами
Можно выделить следующие закономерности в становлении предметных действий в младенчестве. Новорожденные приходят в мир с довольно большим набором рефлексов. Например, если в ладошку ребенка положить какой-то предмет, он рефлекторно сожмет пальчики. Наиболее жизненно важный рефлекс новорожденного — поиск груди. Поглаживание щеки сбоку от уголков рта приводит к тому, что ребенок поворачивается в эту сторону. Зрительной системе малыша также свойствен ряд рефлексов: зрачки расширяются в темноте и сужаются на свету; сужаются, когда малыш засыпает, и расширяются при пробуждении. Вот почему первые действия детей заключаются в том, что они упражняются в проявлении рефлексов: хватают то, что попадается им в руки, ищут грудь, рассматривают окружающие предметы. Однако уже со второго месяца младенцы начинают постепенно адаптировать рефлекторные возможности к условиям жизни, например, внимательно рассматривают не все зрительное поле вокруг себя, а только понравившуюся картинку; сосут предметы, которые могут случайно схватить. К пяти месяцам младенцы уже дотягиваются до предметов, схватывают и удерживают их в руках.
Алина, 5 месяцев
Раньше Аля очень долго готовилась к тому, чтобы схватить игрушку. Сначала она фиксировала на ней взгляд. Потом начинали двигаться пальчики руки. Они как бы готовились. Потом она начинала тянуть ручку к игрушке, но чаще мимо. Теперь у нее уже почти всегда получается взять ее с первого раза. Но этим дело не ограничивается. Она либо тянет ее к себе, либо трясет.
Через некоторое время, в шесть-семь месяцев, дети могут перекладывать игрушку из одной руки в другую. Интересно, что они уже дифференцируют размер предметов: за маленькими тянутся, а за большими следят взглядом. Примерно с этого возраста дети начинают вырабатывать собственные стратегии для продления интересных впечатлений.
Алина, 5 месяцев
Аля с удовольствием лежит на развивающем коврике. Хватает игрушки и тащит к себе. Если получается, то в рот.
Па ручки надеваем специальный браслетик с игрушками. Рассматривает и его. Начала привставать, т. е. поднимает головку и плечи. Если на ножки надеть башмачки с игрушками, начинает изучать их.
Когда переворачиваем ее на живот, она телом начинает поворачиваться к игрушке, т. е. у нее появляется намерение ее достать. Ползать не может, доставать тоже, а намерение уже есть. На развивающем коврике находит кусочек меха. Лежа на животе, ощупывает его.
Любит игрушки с зеркальцами, на них дольше фиксируется. Любит себя рассматривать в зеркале или тянуться за прикрепленными к нему собачками.
Любимый «тренажер» — приемник на кухне, на котором всегда что-то навалено из бумаги. Держу ее полусидя, сама на табуретке. Она поворачивается всем телом к приемнику, царапает по нему, хватает бумагу, сваливает на пол. Тянет в рот. Один раз случайно включила приемник. Вздрогнула, но не испугалась.
После того как дотягивание станет безошибочным, основное внимание малышей будет приковано к изучению предметов: повертеть, полизать, покусать, потрясти ими. Далее к процессу манипуляций с предметами подключается вторая ручка ребенка. Для наглядности можно привести «алгоритм» действий ребенка с предметами.
Шаг 1. Двигает пальцами, не тянется к предмету, но хочет схватить.
Шаг 2. Тянется к предмету рукой, часто промахивается. Шаг 3. Тянется, может схватить, тащит к себе.
Шаг 4. Тянется к предмету, сразу тащит к себе, разглядывает или засовывает в рот.
Шаг 5. Тянется. Добавляет вторую руку.
Только после того, как ребенок освоит все эти трудные «шаги», он будет интересоваться результатом своих действий с предметами. Теперь он будет стремиться произвести с ними какие-то действия или вызвать звуковой эффект.
Алина, 8 месяцев
За этот месяц Аля хорошо научилась засовывать себе в ротик соску. Сначала совала иногда не тем концом. Теперь увидит — сунет правильно. А вчера с удовольствием засовывала и вынимала обратно — получается!
Очень любит, когда ее хвалят. Засунула в рот бутылочку. Мама ее похвалила и меня позвала. Я прибежала хвалить.
А она от радости (лежала на спинке), приподнималась, стучала ногами.
Заметили, что радость от результата она получает не только от действий руки, но и ноги. Стучит ногой по полу или по игрушке. Слышит звук. Продолжает стучать дальше. Основные игрушки, которые ей в этом плане интересны, — те, по которым можно стучать или которые можно трясти, а они будут издавать звуки (барабан, гитара, погремушка).
Хотя достижения детей в таких действиях с предметами часто остаются не замеченными родителями, именно они играют колоссальную роль в интеллектуальном развитии малыша.
Уже с трех-четырех месяцев дети потихоньку начинают приобретать способность к подражанию взрослым. К шестому-седьмому месяцу эта способность значительно улучшается.