Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Изучение эмоциональных и когнитивных характеристик психических состояний на модели нормальных родов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация диссертации состоялась на Научном межлабораторном заседании Института мозга человека РАН 21 марта 2002 года. Основные положения диссертации были представлены на конференциях: «Перинатальная психология и медицина» (Санкт-Петербург, НИИАиГ им. Д О. Отта, 26−27 мая 2000 г.) — «Перинатальная психология и психотерапия» (Санкт-Петербург, НИИАиГ им. Д О. Отта, 25−27 мая 2001 г.) — У11-ом… Читать ещё >

Содержание

  • И РЕПРОДУКТИВНАЯ ФУНКЦИЯ ЖЕНЩИН 11. Базовые понятия теории психических состояний
    • 1. 2. Базовые концепции теории измененных состояний сознания
    • 1. 3. Особенности психических состояний женщин при родах и предменструальном синдроме
      • 1. 3. 1. Особенности психического состояния женщин при родах
      • 1. 3. 2. Особенности психофизиологического состояния женщин с предменструальным синдромом
  • Глава 2. МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Характеристика материала и процедуры исследования
    • 2. 2. Характеристика методов исследования
  • Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 3. 1. Данные первичной математико-статистической обработки
      • 3. 1. 1. Результаты исследования показателей эмоционального статуса
      • 3. 1. 2. Результаты исследования когнитивных характеристик
      • 3. 1. 3. Результаты исследования социально-психологических установок
    • 3. 2. Данные первичной математико-статистической обработки в подгруппах
    • 3. 3. Результаты корреляционного анализа
      • 3. 3. 1. Результаты корреляционного анализа в группе рожениц
      • 3. 3. 2. Результаты корреляционного анализа в группе ПМС
      • 3. 3. 3. Результаты корреляционного анализа в контрольной группе
  • Глава 4. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

Изучение эмоциональных и когнитивных характеристик психических состояний на модели нормальных родов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Тема изучения психических состояний (ПС) весьма многогранна, ф поскольку касается многих аспектов человеческого существования, в том числе проблем его онтои социогенеза, объединяя собой усилия многих областей научного познания [8- 18- 22- 74- 76- 139- 155- 191- 197- 212]. Успешное изучение различных аспектов формирования психических состояний возможно при системном подходе на основе целого комплекса современных методов научного познания, обработки и анализа результатов [5- 8- 23−25- 28- 42- 48- 53- 146- 194]. fc.

Актуальность работы. Недостаточность разработки проблем формирования психических состояний и их динамики с учетом моделей стрессообразования в рамках теоретических положений различных направлений психологии, а также возрастающий интерес к вопросам психофизиологического обеспечения данной группы состояний требует.

• дальнейшего всестороннего изучения и научного осмысления [5- 38- 43- 139- 172- 205].

Развитие нейронаук открывает перед исследователями возможность изучения динамики формирования психических состояний с целью выявления психологической и нейрофизиологической основы данной группы состояний [26- 48- 49- 52- 56- 57- 60- 64- 76- 93- 117- 123- 149- 155- 157- 172;

187- 192- 199].

В последние годы начато изучение психических состояний на основе обобщения теоретических представлений в рамках наблюдений опыта традиционных культур и исследований искусственно индуцируемых измененных психических состояний (ИПС) при психофармакологических и 4 психотехнически обусловленных воздействиях на психику человека [130;

138−141- 166- 187- 191- 194].

В настоящее время активно проводятся исследования измененных психических состояний на конкретных моделях специфической деятельности, связанной с индукцией стресса в рамках теории адаптации на материале психической нормы [7- 59- 88- 90]. Данный подход подразумевает возможность изучения адаптивных процессов при экстремальных и необычных условиях жизнедеятельности, к числу которых относятся перинатальные состояния, а также на материале гак называемых особых состояний: пиковые переживания, состояния творческого озарения, предсмертного опыта, состояния, обусловленные применением психотехник или психоактивных препаратов в рамках терапевтического процесса и т. п. [23−26- 30- 139−145- 206- 207].

Литературные данные свидетельствуют о том, что современные науки о человеке практически не выделяют психических состояний, характерных для физиологических родов, недостаточно разработаны вопросы их психофизиологического обеспечения, открытыми остаются вопросы представленности данной группы состояний на мозговом субстрате [1- 3- 4- 30- 34- 37- 39- 63- 111- 141- 168- 181- 188].

Данная работа является частью комплексного исследования психологических механизмов и психофизиологических коррелятов измененных состояний сознания (ИСС), осуществляемого в Институте мозга человека РАН научной группой нейрофизиологии мышления и сознания академика Н. П. Бехтеревой.

Выбор модели родового стресса для проведения исследования обусловлен тем, что медицинская практика свидетельствует о наличии измененных психических состояний у женщин в период беременности, родов и последующего материнства [89- 121]. Примером могут служить состояния послеродовой озабоченности (postpartum blues) или материнской озабоченности (maternity blues), первое из которых, согласно классификации DSM-IV [69- 171] расценивается как преходящее эмоциональное расстройство дисфорического характера. По данным Всемирной организации здравоохранения данное состояние развивается у 50−70% женщин в течение 1−10 дней после родов. Отмечается, что у большей части рожениц с послеродовой или материнской озабоченностью дисфорические проявления слабо поддаются медикаментозной терапии и психотерапии, исчезая в отмеченные сроки [15- 34- 63- 72- 77- 79- 169- 174- 175- 177- 180- 181- 183].

Однако до сих пор остаются принципиально неясными механизмы развития подобных состояний, ни их синдромологическая структура, ни особенности их взаимодействия с другими психическими феноменами. Это послужило еще одной причиной выбора данной группы состояний в качестве модели изучения психических состояний, затрагивающих высший интегративный уровень психической регуляции. Сделанный выбор позволяет изучать формирование естественно индуцируемых ИПС, связанных с гендерно-специфической деятельностью, в рамках процесса приспособления психики женщин к новым условиям существования [36- 147- 154].

Выбор женщин с легкой формой предменструального синдрома (ПМС) в компенсированной стадии для проведения данного исследования обусловлен значительным влиянием на их психосоматический статус стрессовых факторов и тревожности. Но при этом, модель стрессообразования в группе женщин с ПМС связана с наличием гормональных нарушений и психосоматической дисфункции и не входит в категорию физиологического стресса [32- 122- 151- 158- 189].

Сравнение результатов исследования различных групп испытуемых позволяет выявить особенности изменения психического состояния в группе рожениц в рамках психофизиологической нормы.

Таким образом, актуальность работы состоит в: — проведении комплексного психологического исследования эмоциональных и когнитивных характеристик, а также социально-психологических установок личности в группе рожениц, женщин с предменструальным синдромом и практически здоровых небеременных женщин в контексте изучения особенностей психического состояния;

— определении количественных и качественных показателей дородовых и послеродовых психических состояний, а также психических состояний, связанных с различными фазами предменструального синдрома.

Цель исследования. На основе изучения эмоциональных и когнитивных характеристик психологического статуса рожениц и женщин с предменструальным синдромом оценить качественные и количественные показатели формирования психических состояний, связанных с репродуктивной функцией женщин.

Основные задачи исследования:

1) на основе анализа литературных и экспериментальных данных выявить психологические характеристики, оказывающие значимое влияние на формирование психических состояний;

2) выявить особенности и динамику формирования эмоциональных и когнитивных характеристик, показателей стрессообразования, социально-психологических установок личности у рожениц, женщин с предменструальным синдромом, а также у здоровых небеременных женщин;

3) оценить выраженность изменений психического состояния у испытуемых в исследуемых группах по показателям выраженности стресса, тревожности и особенностей эмоциональных и когнитивных характеристик;

4) провести сравнительный анализ качественных и количественных показателей психических состояний при различных психофизиологических состояниях связанных с репродуктивной функцией женщин;

5) выявить специфические характеристики формирования дородовых и послеродовых психических состояний;

6) оценить эффективность использования клинического опросника по выявлению признаков измененных психических состояний, разработанного в Институте мозга человека РАН для определения выраженности измененных психических состояний.

Положения выдвигаемые на защиту:

1. При физиологических родах и предменструальном синдроме, как различных моделях индукции стрессового состояния у значительного количества психически нормальных рожениц формируются особые психические состояния, в значительной степени связанные с изменением характеристик эмоционального статуса и показателей когнитивной переработки невербальной информации.

2. Параметры психических состояний рожениц связаны со специфическими особенностями стрессообразования, эмоционально-когнитивного функционирования, выраженности признаков ИГТС и субъективного восприятия социального статуса.

3. Различия психических состояний, формирующихся до и после родов, связаны с изменением эмоциональных характеристик и социально-психологических показателей актуального состояния женщин.

4. Параметры изменения психических состояний обусловлены адаптивно-направленным процессом психической реорганизации в условиях приближающихся родов и материнства.

Научная новизна работы. Впервые проведено комплексное исследование различных психологических аспектов формирования психических состояний на материале родов и предменструального синдрома. Впервые выделены особенности изменения психических состояний в условиях приближающихся родов и послеродовой период. Полученные результаты дополняют и уточняют современные данные о психофизиологических механизмах формирования психических состояний. В работе была использована новая методика для выявления признаков измененных психических состояний, разработанная научным коллективом Института мозга человека РАН.

Научно-практическая значимость работы. Полученные данные вносят вклад в понимание психологических аспектов формирования психических состояний. Представленные результаты позволяют расширить сферу изучаемых явлений в контексте формирования измененных состояний сознания в рамках физиологической и психической нормы, представляя материал для дальнейшего более детального изучения данной проблемы.

Практическая ценность работы состоит в возможности использования полученных данных при посгроении психофизиологической модели формирования психических состояний и выработки психотерапевтических стратегий коррекции измененных психических состояний на основе объективной информации.

Апробаиия и внедрение результатов исследования на практике.

Апробация диссертации состоялась на Научном межлабораторном заседании Института мозга человека РАН 21 марта 2002 года. Основные положения диссертации были представлены на конференциях: «Перинатальная психология и медицина» (Санкт-Петербург, НИИАиГ им. Д О. Отта, 26−27 мая 2000 г.) — «Перинатальная психология и психотерапия» (Санкт-Петербург, НИИАиГ им. Д О. Отта, 25−27 мая 2001 г.) — У11-ом Европейском симпозиуме «Психосоматические проблемы акушерства и гинекологии» (Дебрецен, Венгрия, 27−29 сентября 2001 г.) — I Международной конференции по клинической психологии памяти Б. В. Зейгарник (Москва, МГУ, 12−13 октября 2001 г.) — 1У-ой ежегодной научно-практической конференции «Психология и психотерапия. Психотерапия детей, подростков и взрослых: состояние и перспективы» (Санкт-Петербург, МАПО, 06−07 февраля 2002 г.).

На основе полученных результатов работы разработан лекционный спецкурс «Психологические аспекты измененных психических состояний и их значение в акушерской практике», который читается с 2002 года в Международном институте психологии и управления, Северо-западной академии государственной службы.

Метод исследования показателей психического состояния рожениц и родильниц внедрен в Научно-исследовательском институте акушерства и гинекологии им. Д О. Отта РАМН (Санкт-Петербург) и Международном центре репродуктивного здоровья (Санкт-Петербург).

Данные, полученные в ходе работы над диссертацией, использовались при проведении валидизации клинического опросника по выявлению признаков измененных психических состояний.

Работа выполнена в рамках исследовательских проектов, поддержанных грантом Российского фонда фундаментальных исследований (№ 00−06−800 065) и фантом Поддержки научной школы академика Н. П. Бехтеревой (№ 00−15−97 893).

выводы:

1. При физиологических родах на основании показателей выраженности стресса, тревожности и признаков измененных психических состояний у 63% процентов психически нормальных рожениц формируются измененные психические состояния.

2. Выраженность измененного психического состояния связана с выраженностью показателей эмоциональных и когнитивных процессов, а также характеристик стрессообразования. Вовлечение когнитивных процессов при изменении параметров формирования психических состояний коррелирует с более высокой выраженностью ИПС.

3. Увеличение выраженности измененных психических состояний в группе рожениц связано с усилением стресса и коррелирует с изменением личностных и социально-психологических характеристик, а также с изменением тонуса вегетативной нервной системы и включением защитных трофотропных механизмов.

4. Особенности процесса стрессообразования в исследуемых группах связаны с количественными и качественными показателями выраженности признаков измененных психических состояний, характеристиками эмоционального статуса, успешности когнитивной деятельности и субъективного восприятия социального статуса;

5. Изменения показателей преобладающего фона настроения, алекситимии, психоэмоциональной ригидности, показателей успешности выполнения невербальных задач у женщин в зависимости от выраженности изменений психического состояния дают основание полагать, что при выраженных изменениях психического состояния формируется особый механизм эмоционально-когнитивного функционирования.

Выявлены различия между характеристиками сфессообразования, эмоционального статуса, преобладания психосоциальных защитных форм поведения при наличии сходных показателей выраженности признаков измененных психических состояний и успешности выполнения невербальных когнитивных задач, у женщин на позднем этапе беременности и в раннем послеродовом периоде. Это позволяет предполагать наличие особых механизмов психической регуляции до и после родов.

Полученные данные свидетельствуют в пользу формирования измененных психических состояний в порядке активной адаптации к условиям родового стресса, как одной из вероятных адаптационных стратегий здорового человека в рамках психической нормы. Наличие связи между характеристиками психического состояния, сформировавшихся до родов и показателями нервно-психического статуса после родов свидетельствуют об адаптивном значении психических состояний, формирующихся до родов.

Клинический опросник по выявлению признаков измененных психических состояний является информативной методикой ингегративной оценки выраженности ИПС. Качественные и количественные показатели признаков ИПС соотносятся с остальными показателями выраженности ИПС, огражая специфику процесса стрессообразования и динамику психофизиологического состояния.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В рамках данной работы было проведено комплексное психологическое обследование беременных женщин, женщин с предменструальным синдромом и здоровых женщин не находящихся в состоянии беременности.

Целью данного исследования стало изучение эмоциональных и когнитивных аспектов формирования психических состояний, связанных с нормальными родами у женщин на последнем триместре беременности и после родов.

Для достижения поставленной цели было выбрано 6 психологических методик: методика Спилбергера — Ханина для оценки уровня личностной и ситуативной тревожностивосьмицветный вариант теста Люшера и тест Равена, позволяющие определять индивидуальные перцептивно-эмоциональные и когнитивные характеристикиТоронтская алекситимическая шкала для измерения способности к когнитивно-эмоциональной переработки аффектаклинический опросник ИМЧ РАН по выявлению признаков ИПСГиссенский личностный опросник, направленный на изучение социально-психологических особенностей личности.

В результате проведенных исследований был выявлен ряд психологических особенностей, отражающих специфику формирования психических состояний рожениц и женщин с предменструальным синдромом.

В ходе психологического обследования проведена апробация специального опросника, разработанного в Институте мозга человека, для выявления признаков измененных психических состояний.

Проведенных исследования и последующий анализ результатов позволил выявить ряд психологических особенностей у рожениц до и после родов, а также у женщин на различных фазах предменструального синдрома.

Установленные различия отражают специфику психических состояний, связанных с процессом адаптации в условиях меняющейся внутренней и внешней реальности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.С., Маджидов Н. П., Погорелова А. Б. Центральная нервная система при беременности. М.: Медицина, 1975. — 92с.
  2. В.В. Современные методы подготовки беременных к родам. -СПб.: Медицина, 1992. 167 с.
  3. В.В., Коваленко Н. П. Перинатальная психология: Теория, методология, опыт. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001. — 348с.
  4. Э.К. Психика и роды. СПб.: Питер, 2000. — 698 с.
  5. НА. Психофизиологические аспекты сверхмедленной активности головного мозга. М.: Наука, 1979 — 214с.
  6. Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. М.: Наука, 1976. — 272с.
  7. Ю.А., Лобастов О.С, Спивак Л. И., Щукин Б. П. Психогении в экстремальных условиях. М.: Медицина, 1991. — 115 с.
  8. В.М. Опыт теоретической психологии. СПб.: Изд. СПб университета, 1993. — 325 с.
  9. Альманах психологических тестов. М.: Бахрах, 1996. 669 с.
  10. Анохин П К. Избранные труды. М.: Наука, 1978. — 400 с.
  11. Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуации и психологическая защита // Психологический журнал, том 15, 1994. № 1. — с. 46−55.
  12. В.Д. с соавторами. Психофизиологическая оценка тревожности // Психологический журнал. 1997. — № 2.
  13. П.Артемьева Е. Ю. Психология субъективной семантики. М.: Изд. МГУ, 1980. 47 с.
  14. В.В. Гипоталамические структуры и здоровье // Акушерство и гинекология. 1996. № 4А
  15. А.Е. Неврозы, неврозоподобные состояния и психозы при беременности, в родах и в раннем послеродовом периоде // Календарь психотерапевта. 1996. № 1 (7). — 34 с.
  16. А.Е. Клиника и топическая диагностика поражений ствола головного мозга. СПб.: Макет, 1998. — 44 с.
  17. Атлас для экспериментальных исследований отклонений в психической деятельности человека. Под ред. И.А.11олищук, А. Е. Видаренко. 2-е издание перераб. и доп. Киев.: Здоров’я, 1979. 124 с.
  18. Т.Н., Жидко М. Е. Психотерапия в особых состояниях сознания: история, практика. Харьков: Фолио- М.: ООО «Издательство ACT», 2000. — 768 с. — (библиотека практической психологии).
  19. Басс JT. J1. Психическая поддержка беременных женщин // Психологический журнал, том 21,1994. № 1.-е. 46−51.
  20. A.C., Кощавцев А. Г., Бирюкова С О. Влияние протекания беременности на психическое развитие ребенка первого полугодия жизни // Тезисы докладов IV международной конференции «Ребенок в современном мире». СПб.: Изд-во МГУ, 1997, — 204 с.
  21. A.C., Станкевич Л. Н., Сафронова М. Н. и др. Обнаружение факторов риска беременности с помощью электроэнцефалографического обследования // Перинатальная психология в родовспоможении: Сб. материалов конференции СПб.: АМСУ, 1997. с. 23−25.
  22. A.A. Измененные состояния сознания и психотерапия. В сб. «Внутреннее пространство» М.: Наука, 1996. 188 с.
  23. Н.П. Некоторые принципиальные вопросы изучения нейрофизиологических основ психических явлений человека // Глубокие структуры мозга человека в норме и патологии.-Л.:Медицина, 1966, — с. 18.
  24. Н.П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека. 2-е изд., перераб. и доп. Л.: Наука, 1974, — 151с.
  25. Н.П. Здоровый и больной мозг человека. 2-е изд., перераб. идоп.-Л.: Наука, 1988. 262 с.
  26. Н.П., Гоголицын Ю. Л., Кропотов Ю. Д., Медведев С В. Нейрофизиологические механизмы мышления. Л.: Наука, 1981. 173 с
  27. А.П., Вассерман Л. И., Иовлев Б. В. Применение интефативного теста тревожности. Методические рекомендации. СПб.: Центр «Адаптест», 1997. -44с.
  28. Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум, поведение: Пер. с англ. М.: Мир, 1988. — 248 е., ил.
  29. Болезни и дисфункция нервной системы при беременности и в послеродовом периоде // Под ред. A.C. Деева. Рязань, 1994. 234 с.
  30. В.М. Психофизиологические корреляты динамики родов. // Перинатальная психология и нервно-психическое развитие детей: Сб. материалов конференции по перинатальной психологии. СПб.: АМСУ, 2000. с. 27−31.
  31. H.H., Доброхотова Т А. Проблема «мозг-сознание» в свете современных представлений о головной асимметрии мозга // Мозг и разум. М.: Наука, 1994. с. 45−46.
  32. В.И. Психические расстройства, сопровождающиеся нарушением менструальной функции // Акушерство и гинекология. 1989. — № 6, — с. 54−59.
  33. В.И., Филиппова Г Г., Хамитов И. Ю. Динамика психологического состояния женщин во время беременности и после родов // Вопросы психологии. 2001. — № 1. — с. 59−68.
  34. Л.Ф. Психические кризисы в новой перспективе. СПб.: Из-во «Европейский дом СПб», 1998. -164 с.
  35. Л.Ф. Исследование личности в клинической психологии. Монография. Киев: Вища школа Головное издательство, 1979. — 176 с.
  36. Ф.Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций // Психологический журнал, т. 16, 1995. № 3.
  37. А.Н. Внутренняя картина беременности // Материалы I Международной конференции по клинической психологии: Сб. тез./ Отв. Ред. А. Ш. Тхостов. М.: Центр СМИ МГУ, 2001. — с.60−62
  38. Л.М. Психика и реальность, единая теория психических процессов. М.: Смысл, 1998. — 685 с.
  39. Вельвовский И З. и др. К становлению новой пограничной области психонейрогинекологии и акушерства // Психонейрогинекология и акушерство: сб. науч. работ. Харьков: 1964. — с. 23 — 25.
  40. О.Н. Параметры тревожности и цветопредпочтения. Сб. Проблема цвета в психологии / Отв. ред. Н. Н. Корж и А. А. Митькин. М.: Наука, 1993. -207 с.
  41. Г’анзен В. А. Системные описания в психологии.-Л.: изд. ЛГУ, 1984. -176с.
  42. В.А., Юрченко В. Н. Систематика психических состояний человека. -Л.: Вестник ЛГУ, сер. 6, 1991. № 1. — с. 49−54.
  43. С. За пределами мозга. Пер. с англ. М.: изд-во Трансперсонального института, 1993. — 490 с.
  44. К., Гроф С. Неистовый поиск себя. Пер. с англ. М.: изд-во трансперсонального института, 1996. — 345 с.
  45. С. Области человеческого бессознательного. Данные исследований ЛСД. М.: изд-во Трансперсонального института, 1996. — 278 с.
  46. С., Беннет X. Холотропное сознание: три уровня человеческого сознания и как они формируют нашу жизнь. Пер. с англ. М.: изд-во Транс персонального института, 1996. — 248 с.
  47. Данилова Н И. Психофизиологическая диагностика функциональныхсостояний. М.: изд~во МГУ, 1994. — 192 с.
  48. Н.И. Психофизиология. М.: Аспект Пресс, 1998. — 373 с.
  49. В. Многообразие религиозного опыта. СПб.: 1992. репринтное издание 1910.
  50. Л.Г., Семикин В В., Щедров В. И. Исследование индивидуального стиля саморегуляции психофизиологического состояния // Психологический журнал, том 5, 1994. № 6. — с. 28.
  51. И.С. Реорганизация электрической активности мозга человека при угнетении и восстановлении сознания: Автореф.докт. биол. наук. М.: 1996. — 76 с.
  52. Дружинин В Н. Структура и логика психологического исследования. М. институт психологии РАН, 1993. — 234 с.
  53. Т.П. Социальное представление понятие и концепция: итоги последнего десятилетия // Психологический журнал, том 22, 2001. — № 6. -с. 39 — 47.
  54. А.И. Ребенок до рождения. СПб.: Дельта, 1998. — 133 с.
  55. В.П., Мамардашвили М. К. Изучение ВПФ и категория бессознательного. Сб. статей «Бессознательное», т.1. -Новочеркасск: Агентство «Лагуна», 1994. 222с.
  56. А.М. Происхождение субъективных переживаний как проблема физиологии мозга человека // Физиология человека, том 25, 1999. № 1. — с. 59−61.
  57. Иванов Вяч. Вс. Чет и нечет. Асимметрия мозга и знаковых систем. М.: Советское радио, 1978. — 184 с.
  58. В.А. Нейрофизиология функциональных состояний. Л.: Наука, 1986. — 171 с.
  59. В.А. Нейрофизиологи я функциональных состояний здорового и больного человека // Первый в России исслед. Центр в области биологии и медицины. Л.: Наука, 1990. — с. 17−52.
  60. Использование 8-ми цветного геста Люшера для определения психологического состояния больных, перенесших инфаркт миокарда !! Психофизиологические аспекты целенаправленной деятельностичеловека. М.: Изд. МГУ, 1992. — 68 с.
  61. ИСС: сводный реферат // Общественные науки за рубежом. Сер. Философия, 1991. № 5.
  62. И.Б. Психические состояния при нормальном и осложненном течении беременности: Автореф.канд. мед. наук. СПб.: 1995. — 24 с.
  63. И.Б., Мжаванадзе ЭТ ., Абрамченко В. В. Психологические методы исследования в акушерской практике // Вестник гинекологии и психотерапии. 1992. — № 2.
  64. Э.М., Четвертаков В В., Соколов А. К., Левина О. М. Роль эмоционального напряжения в возникновении осложнений в акушерской практике. // Акушерство и гинекология. 1988. — № 4.
  65. Э.М. ЭЭГ при обезболивании родов.// Акушерство и ^ гинекология. 1990. — № 3.
  66. Э.И., Еремеева А. И. Психические состояния. Владивосток: 1990. 142 с.
  67. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. М.: Наука, 1983. 368 с.
  68. Клиническая психиатрия. Пер. с англ. доп. // Гл. ред. Т. Б. Дмитриева. -М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 1998. 505 с.
  69. Н.П. Психические состояния при нормальном и осложненном течении беременности (в сб. материалов конференции по перинатальной психологии. СПб, 26−30 мая 2000). СПб.: АСМУ, Ясный свет, 2001.
  70. Н.П. Перинатальная психология. СПб.: Ювента, 1998. — 207 с.
  71. Козлов В В., Бубеев Ю. А. Измененные состояния сознания: психология и физиология. М.: Наука, 1997. 197 с.
  72. H.H. Физиологические механизмы психологической адаптации при психосоматической патологии: Автореф. диссерт. доктора мед. наук.1. СПб.: 1997. 36 с.
  73. Э.А. Узловые проблемы психофизиологии сознания // Журнал ВНД, 1994. Т.44, выпуск 6. — с.899−908.
  74. С.А. Психологические реакции у женщин при физиологической беременности // Акушерство и гинекология. 1990. — № 12. — с.34 -38.
  75. .В. Психология и психофизиология тревожности как свойства и состояния // Физиология человека. 1981. — Т.7. — с. 917 — 927.
  76. A.B. Перинатальная медицина и здоровье женщины // Акушерство и гинекология. 1997. — № 6.
  77. ВВ., Петренко В. Ф., Рассохин A.B. Измененные состояния сознания: психологический анализ // Вопросы психологии. 1998. — № 3. -с. 70−78.
  78. В.И. Особенности психической деятельности в измененных условиях существования. М.: Наука, 1983. — 47 с.
  79. Л.И. Электрофизиологическое изучение коркового представительства половой системы в процессе родов у человека // Физиол. Журн. СССР. 1962. — Т. 48. — № 3. — с. 290 — 302.
  80. H.H., Добронравова И. С. Организация ритмов ЭЭГ человека при особых состояниях сознания // Журнал ВНД. 1990. — № 5.
  81. О.Е. Изучение степени эмоционального напряжения у беременных с отягощенным акушерско-гинекологическим анамнезом при проведении предродовой подготовки: Автореф. дис. канд.мед.наук- М.: 1986. 26 с.
  82. Н.Д. О психических состояниях человека. М.: Наука, 1964 — с. 18.
  83. Леонтьев, А Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Наука, 1975.
  84. В.П. Адаптивная доминантность и функциональная асимметрия мозга//Вестн. РАМН. 1998. -№ 10. — с. 10 -14.
  85. А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирования в экстремальных условиях // Психологический журнал. -2001. Том 22. № 1. с. 16−24.
  86. О.Б., Горячев В. В. Состояние психоэмоциональной адаптации и ее влияние на исход родов для плода. // Сб. «Угрожающее состояние плода и новорожденного», I съезд РАСПМ. Суздаль: 1995.
  87. А.В. Личностные детерминанты динамики психических состояний в экстремальных условиях деятельности / Автореферат дисс. Канд. психологических наук. М.: 1993. — 23 с.
  88. А.А. Личность и сознание (в норме и патологии). М.: Наука, 1978. 130 с.
  89. В.И. Взаимодействие физиологических и психологических механизмов в процессе адаптации // Журнал Физиология человека. 1998. Т. 24. № 4. — с.7−13.
  90. Т.Г. Исследование функционального состояния центральной нервной системы и адаптивных возможностей организма при позднем токсикозе беременных: Автореф. дис. канд. мед. наук. Л.: 1985. — 22с.
  91. Ф.З., Пшенникова М. Г. Адаптация к стрессовым ситуациям и физическим нагрузкам. М.: Медицина, 1988. — 256 с.
  92. Д.Э., Власов Ю. С., Перловский О. И. Особенности психологической коррекции психосоматических больных // Актуальные вопросы клиники, диагностики и лечения. СПб.: 1997. — с. 10−11.
  93. Н.И. Психическая напряженность. М.: изд-во МГУ, 1976. — 110 с.
  94. Налимов В В. Спонтанность сознания. М.: Прогресс, 1989. — 324с.
  95. В.В. В поисках иных смыслов. М.: Прогресс, 1993. 337с.
  96. Немчин Т А. Состояние нервно-психического напряжения. Л.: изд-во ЛГУ, 1983. — 166 с.
  97. В.В., Серебрякова P.O., Аржанов О Н. Опыт применения когнитивной психокоррекции эмоциональных состояний женщин с осложненным течением беременности в 3 триместре // Журнал акушерства и женских болезней. 2001. том L, выпуск 4.-е. 74−77.
  98. B.C., Шустов Е. Б., Горанчук В В. Коррекция функциональных состояний при экстремальных воздействиях. СПб.: Наука, 1998. — 544с.
  99. Ю.И., Хечинашвили Г Г. Доминанты репродуктивной функций женщин // Готовность организма к родам / под ред. Ю. И. Новикова. Л.: 1976.-е. 265−268.
  100. H.A. Виртуальный человек. М.: Магистр, 1997. — 192 с.
  101. Т.Н. Интегративная функция лимбической системы.1. Тбилиси:1980, — 298 с.
  102. И.П. Полное собрание сочинений. М.-Л.: Изд. АН СССР, 1951. -Т.З, кн. 1.-е. 39.
  103. Р.Л. Мотивационная доминанта целенаправленного поведения // Журнал ВНД, 1998. Т.48, выпуск 4.
  104. К.И. Слово как физиологический и лечебный фактор. Вопросы теории и практики психотерапии на основе учения Павлова. Изд.3-е. М.: Медицина, 1962. — 532 с.
  105. Принцип системности в психологических исследованиях // Сб. под ред. Д. Н. Завалишина, В. А. Барабанщикова. М.: Наука, 1990. — 183 с.
  106. АО. Функциональные структуры психических состояний // Психологический журнал, 1996. том 17, № 3. — с. 136−146.
  107. А.О., Прохорова Д. А. Семантические пространства психических состояний // Психолог ических журнал, 200! том 22, № 2. -с. 14−26.
  108. В.Н. Психологический статус беременной и перинатальная патология // Сб. «Угрожающее состояние плода и новорожденного», I съезд РАСПМ. Суздаль: 1995. — с. 98−101.
  109. Психика и роды. Сб. под ред. Айламазян Э. К. СПб.: Медицина, 1996. -116 с.
  110. Психические состояния / Сост. и общая редакция Л В. Куликова. СПб.: Питер, 2000. 512 е.: ил, — (Серия «Хрестоматия по психологии'*).
  111. Психология сознания / Сост. и общая редакция Л. В. Куликова. СПб.: Питер, 2001. — 480 е.: ил, — (Серия «Хрестоматия по психологии»).
  112. Психотерапия и духовные практики. Мн.: «Вида-Н», 1998, — 320 с.
  113. Психофизиология матери и ребенка // Сб. «Нервная система» под ред. А. С. Батуева. -СПб.: СПбГУ, 1999.-231 с.
  114. Путешествие в поисках себя. Измерения сознания. Новые перспективы в психотерапии и исследовании внутреннего мира. М.: изд-во Трансперсонального института, 1994. — 338 с.
  115. Рубинштейн С Л. Основы общей психологии. СПб.:Питер, 1999. — 720 с.
  116. Руководство по эндокринной гинекологии. Под ред. Н. М. Вихляевой. -М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2000. 786 с.
  117. М.Н. Активация мозга и сознание // Жури. ВНД, 1997. Т.47, вып.1. с. 22.
  118. Н.В., Волков А. Е. Влияние особенностей психологической адаптации матери на исход родов И Акушерство и гинекология. 1992. Т 8, № 12.-е. 15−18.
  119. Сборник «Болезни и дисфункция нервной системы у женщин репродуктивного возраста». Рязань: РМУ, 1993 — 231 с.
  120. Н.Е. Синхронная электрическая активность мозга ипсихические процессы. М.: Наука, 1987. 156 с. 124. Селье Г. Стресс без дистресса. — М.: Прогресс, 1979. — 123 с.
  121. В.В. О диагностических и прогностических возможностях методики Люшера. Методы психологического исследования проблемы и поиски путей реализации. М.: Наука, 1986. 128 с.
  122. Сидоренко Е В. Методы математической обработки в психологии. -СПб.: Социально-психологический центр, 1996. 349 с.
  123. П.И., Парняков A.B. Проблема измененных состояний сознания // Введение в клиническую психологию. М.: Академический проект, 2000. Том 2. — с. 298- 301.
  124. П.В. Функциональная асимметрия эмоций // Журнал ВНД. -1998. Т.48, выпуск 2. — с. 48 — 56.
  125. П.В. Сознание и мозг // Журнал ВНД. 1993. т.43, вып. 2. — с. 211 — 218.
  126. П.В., Ершов П. М., Вяземский Ю. П. Происхождение духовности. -М.: Наука, 1989.- 352 с.
  127. В. П. Тумилович Л.Г. Неоперативная гинекология. Руководство для врачей. СПб.: СОТИС, 1995. — с. 129−138.
  128. В.М., Резникова Т. Н., Губачев Ю. М., Дорничев В. М. Мозговые механизмы психофизиологических состояний. Л.: Наука, 1989. 148с.
  129. Л .Н. Методы психологической диагностики.-М.:Наука, 1995.-89с. 134. Соколов E.H. Нейрофизиологические механизмы сознания // Журнал
  130. Д.Л. Измененные состояния массового сознания. СПб.: Гарт-Курсив, 1996. -127 с.
  131. Д.Л. Измененные состояния сознания, психология и лингвистика. СПб.: «Издательский Дом Ювента" — Филологический факультет СПб ГУ, 2000. — 296 с.
  132. Л.И. Измененные состояния сознания у здоровых людей. Постановка проблемы // Физиология человека. 1988. № 1. с. 138 147.
  133. Л.И., Спивак Д. Л. Измененные состояния сознания: типология, семиотика, психофизиология // Сознание и физическая реальность. Т.1. 1996. с. 48 — 55.
  134. Л.И., Спивак Д. Л., Вистранд К.-Р. Измененные психические состояния при физиологических родах // Физиология человека. Т. 20, 1994. № 4. с. 239 -243.
  135. Л.И., Бехтерева Н. П., Данько С. Г., Спивак Д. Л., Болотских В. М. Характеристики электрической активности мозга как показатели психического состояния роженицы // Физиология человека. Т. 23, 1997. -№ 5. с. 44 — 50.
  136. Л.И., Данько С. Г., Спивак Д. Л., Медведева Т. Г., Болотских В. М. Некоторые нейрофизиологические корреляты измененных психических состояний при родах. Сообщение I. Характеристики ЭЭГ // Физиология человека. Т. 27, 2001. № 1. — с. 49- 54.
  137. Н.И. Опыт комплексного изучения человека в ленинградской школе психологов // Психологический журнал. Т. 1 5, 1995. № 5.
  138. Стрелков В В. Психофизиология жизненных кризисов и жизненных событий // Психологический журнал. 1993, № 5.
  139. АО. Протекание родов при умственно-эмоциональном напряжении во время беременности // 11-й съезд акушеров-гинекологов ЭССР: Тезисы докладов Таллинн, 1987. с. 197 198.
  140. Тенденция развития физиологических наук. VI сессия Научного совета РАН по физиологическим наукам, посвященная 150-летию со дня рождения И. П. Павлова. СПб, Россия, 25−26 ноября 1999 г. СПб.: Наука, 2000. -- 178 с.
  141. P.A. Стресс и его значение для организма. М.: Наука, 1988. -176 с. (Серия от молекулы до организма).
  142. Л.В. Факторы риска нейроэндокринных нарушений репродуктивного здоровья женщин // Журнал акушерства и женских болезней. 2000. Том XLIX, вып. 3. — с. 36 — 49.
  143. Е.Г. Функциональная асимметрия полушарий мозга и регуляция эмоциональных состояний // Психологический журнал. 2001, том 22, № 2. — с. 57−65.
  144. P.A. Квантовая психология. К.: Янус, 1998. — 224 с.
  145. Г. Г. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии // Вопросы психологии, 2001. № 2. — с. 22 — 35.
  146. М.В. Вопросы анализа измененных состояний сознания // Журнал ВНД. 1993. — Т.43, вып. 2. — с. 232 — 236.
  147. Ханин Ю Л. Краткое руководство к применению шкалы реактивной и личной тревожности Ч. Д. Спилбергера. Л.: Наука, 1976. — 36 с.
  148. А. Р. Нанейшвили Н.Б. Абрамченко В В. Организация и внедрение психологических методов исследования в акушерскую практику // Мат. 2 съезда акушеров-гинекологов Грузии. Тбилиси: 1985. Т. 2.-с. 178 — 179.
  149. В.Г. Эндокринология репродукции. СПб.: Медицина, 1991. -242 с.
  150. С. А., Дикая Л. Г. Деятельность в особых условиях:компонентный анализ структур и стратегий адаптации // Психологический журнал, 1996. Том 17, № 1. — с. 19 — 35.
  151. В.И., Лытаев С. А. Физиология психической деятельности человека: Учебное пособие по психофизиологии / Под ред. А. А. Крылова. -СПб.: изд-во Деан, 1999. 128 с.
  152. Дж. С., Розенфельд Р. Стресс: природа и лечение. М.: Медицина, 1985. — 224 с.
  153. В.П. введение в психосемантику цвета. Самара: изд-во Самарского ГПН. Пиквик-club, 2000. — 324 с.
  154. В. П. Фомин Ю.В. Специфичность эмоциональной категоризации хроматических и геометрических признаков у детей дошкольного возраста // Психологических журнал, 2002. том 23, № 1.-е. 61 -70.
  155. К. Общая психопатология. М.: Практика, 1997. — 1056 с.
  156. Augoustinos М., Walker Т. Social cognition. An Integrated Introduction. L., 1995. 239 p.
  157. Candefl E.P. Biology and future of psychoanalyze once more about new intellectual limits of psychiatry // American Journal of Psychiatry, 1998. V. 4 — p. 46−49.
  158. Carenza L. Emotion and reproduction: 5-th International Congress of Psychosomatic obstetrics and Gynecology. Ed. by L. Carenza, L. Lichella. -London: Academic Press, 1979. V. 20 A. p.3 — 6.
  159. Cohen L.S. Psychological aspects of pregnancy. New York, 1994. p. 239.
  160. Cooper P., Murray L., Stein A. Postnatal Depression // European Handbook of Psychiatry and Mental Health. NY., 1992. — 1255 p.
  161. Delmonte M. Electrocortical activity and related phenomena associated with meditation practice: a literature review // Internet. J. Neuroscience. 1984. No.
  162. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders. DSM IV. Washington, American Psychiatric Association, 1994. — p. 386.
  163. Dittrich A., Arx S., Staub S. International Study on Altered States of Consciousness: Summary of the results // Germ. J. Psychol., 1985. N.4.- p.319.
  164. Dueck C, Manore M., Matt R. Role of energy balance in athletic menstrual disfunction // Int. J. Sport. Nutr. 1996. Vol.6. — p. 165 — 190.
  165. Fromm E. Primary and secondary process in waking and in altered states of consciousness // J. of Altered States of Consciousness. 1979.N.2. — p. l 15−129.
  166. Haaga D., Dyck M., Ernst D. Empirical status of cognitive theory of depression // Psychol. Bull. 1991. — Vol.110, — p. 215−236.
  167. Handley D. Syndrome «bluese» at depression of pregnancy. Boston, 1977.
  168. Kagan A., Levi L. Psychosocial factors, stress and disease // Emotion and reproduction: 5-th International Congress of Psychosomatic Obstetrics and Gynecology. Ed. by L. Carnza, L. Zichella. London: Academic Press, 1979. -V. 20 A. — p. 7 — 11.
  169. Keunen R., Vliegen J., van der Pol D., Gerresten G., Stam C. The electroencephalogram during normal third trimester pregnancy and six months postpartum // Br. J. Obstet. Gynecol. 1997. Vol. 104. p. 254 — 258.
  170. Kumar R. Complications at pregnancy. New York, 1982.
  171. Kumar R. Childbirth and Mental Illness. // Triangle: Sandoz Journal of Medical Science, 1990, Vol. 2/3. p. 73 — 81.
  172. Lacey I. Physiological correlates of emotion. NY, London, 1970. p. 205 227.
  173. Lederman R., Lederman E., Wore B., McCann D. Maternal psychological and physiologic correlates of fetal-newborn health status // Am. J. Obstet. and Gyn.- 1981. Vol. 139, No. 8. — p. 956 958.
  174. A. «Altered States of Consciousness» // Archives of General Psychiatry, 1966. Vol.15, — p. 225 -234.
  175. Magni Q., Rizzardo R., Andredi C. Psychosocial stress and obstetrical complication. The need for a comprehensive model // Act. Obstet. and Gynecol. Scand. 1986. — Vol. 65, No. 3. — p. 273 — 276.
  176. Martin S. Psychotherapy during pregnancy, opportunities and challengers // Am. J. Psychol. -1993. V. 47. N 4. — p. 572 — 590.
  177. Martindale C. Cognition and consciousness. Homewood, IL, Dorsey Press, 1981.-462 p.
  178. McFariane A. The Psychology of Childbirth. Cambridge, 1977. 374 p.
  179. Mogg K., Matthews A., May J., Grove M., Eysenck M., Weinman L. Assessment of cognitive bias in anxiety and depression using a color perception task // Cognition and Emotion. — 1991. — Vol.5. p.221 — 238.
  180. Motoyama H. Science and the Evolution of Consciousness. Autumn press, 1978. p. 233.
  181. R., Galin D. «Physiological studies of consciousness» in: Sympos. Of Consciousness, Viking Press, NY, 1976. p. 53.
  182. Otchet F., Carey M., Adam L. General health and psychological symptom status in pregnancy and the puerperium: what is normal? // Obstet. and Gynecol. 1999. — Vol. 94. N.6. — p. 935 — 941.
  183. Penfield W.: The mystery of the mind. Princeton N.J.Princeton University Press, 1975. 365 p.
  184. Persinger M., Valliant P. Temporal lobe signs and reports of subjective paranormal experiences in a normal population: a replication // Percep. Mot. Skills. 1985. — Vol. 60. — p. 903.
  185. Persinger M. Feelings of past lives as expected perturbations within the neurocognitive processes that generate the sense of self: Contributions from limbic lability and vectorial hemispheicity // Percept. Mot. Skills. 1996. -Vol.83. — p. 1107.
  186. Pribram K. Problem Concerning the Structure of Consciousness // In Consciousness and the Brain. Ed. G. Globus. NY.: Plenum. 1976.
  187. Psychological aspects of a first pregnancy and early postnatal adoptation? Shereshefsky P.M., YaiTow L.J. (eds). N Y., 1973. p. 377.
  188. Smelik P.G. Factors determining the pattern of stress responses // Stress: the role of catecholamines and other neurotransmiters. N.Y.: Gordon and Breach Publishers. 1984/ - Vol.1. — p. l 7 — 25.
  189. Soulairic A. Stress and its effects on behavior and pain perception // Emotion and reproduction: 5-th International Congress of Psychosomatic obstetrics and Gynecology // Ed. by L. Carenza, L. Lichella. London: Academic Press, 1979.-V. 20 A.-p. 75−91.
  190. Sperry R.W. Brain bisection and mechanisms of consciousness // Brain and consciousness experience. Berlin, 1966. p. 298 — 313.
  191. Spilberger Ch. D. Anxiety current trends in theory and research. N.Y. — Vol. 2. — 1972. — p. 197.
  192. Spivak L., Bechtereva N., Spivak D., Danko S., Wistrand K. Gender-Specific Altered States of Consciousness // Int. J. of Transpersonal Studies. 1998. -Vol. 17, No. 2. — p. 181 — 185.
  193. Spivak L., Spivak D., Wistrand K. New Psychic Phenomena Related to Normal Childbirth / Eur. J. Psychiat. 1993. — Vol. 7. No. 4. — p. 239 — 243.
  194. Spivak L., Spivak D., Wistrand K. New type of psychic process specific for giving birth. Network. 1994. No. 5. — p. 19 — 21.
  195. Sudakov K.V. Specific mechanisms of emotional stress // Stress: the role of catecholamines and other neurotransmiters. N.Y.: Gordon and Breach Publishers, 1984. Vol.I. — p. 37 — 57.
  196. Tart C. Altered States of Consciousness. Anchor Books, Garden City, NY, 1969. -570 p.
  197. Twemlov S. W, Gabbard GO., Jones F.C.: The Out-of-Body Experience: A Phenomenological Typology Based on Questionnaire responses // Amer. j. of Psychiatry, 1982. Vol. 139. No. 4. — p. 450 — 455.
  198. Wilber K. The Spectrum of Consciousness. Wheaton, 111.: The Theosophical Publ. House, 1977.-334 p.
  199. Winnicott D. Through pediatrics to psychoanalysis. NY, 1980. 150 p.
Заполнить форму текущей работой