Практическое применение феноменологии в психотерапии
Отделять переживания, основанные на соотнесении с реальностью, от чувств, связанных с проекцией и переносом. Важно побуждать пациента к этому различению — побуждать делать Epoche, или «заключать в скобки». Мы снова спрашиваем пациента: «Это действительно так, как ты это чувствуешь? Я уверен, что ты пережил это так, как сейчас рассказываешь, но что здесь вызвано самой ситуацией (тем, что… Читать ещё >
Практическое применение феноменологии в психотерапии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Для более успешного применения феноменологии в психотерапевтической практике следует обратить внимание на некоторые следствия, вытекающие из базовой феноменологической установки. Их рефлексия облегчит конкретные действия.
Общие практические рекомендации
1. Поддерживать феноменологическую открытость по отношению к себе самому. Позиция в отношении самого себя одна — прикладывать усилия к тому, чтобы постоянно задавать себе вопрос: «О чем мне говорит то, что и как рассказывает пациент? Как на меня воздействует то, что он пережил? Как на меня воздействует его манера говорить о своих переживаниях?» Снова и снова спрашивать самого себя: «Как я сейчас это воспринимаю? Что это вызывает во мне?».
Следует начинать с вопроса о переживаниях пациента. Интерес к пациенту центрируется в следующих вопросах: «Что вы чувствуете в связи с этим?» — «Как вы это тогда переживали?» — «Как вы с этим сейчас себя чувствуете?» и т. д. Этот способ действия принципиально отличается от возможного в других терапевтических подходах комментирования, например: «Я думаю… я полагаю… может быть… да, но…» В них речь не идет о феноменологической открытости, а об интерпретациях, обобщениях и абстракциях, создающих дистанцию по отношению к непосредственному переживанию. Следует вновь и вновь индуцировать открытость пациента благодаря таким вопросам, как: «На основании чего вы это видите?» — «Откуда вы это знаете?» — «Что (какие чувства) в вас вызывает этот опыт?» или «О чем вам это говорит?».
2. В феноменологии следует вновь и вновь смотреть на воспринимаемое и переживаемое, быть конкретным, рассматривать отдельные элементы мозаики в общей картине, потому что если более детально рассмотреть элементы, то можно неожиданно увидеть в этом что-то иное, новые нюансы, увидеть «мелочи», которые могут стать поводом для того, чтобы сказать: «Оказывается, это можно увидеть и так!».
Конкретное является для феноменологии основополагающим — только рядом с конкретным — не с абстрактным, не с рефлексией и не с оценочным суждением — мы можем осуществлять феноменологическое понимание. В конкретном содержится все, что нам нужно, в нем как будто бы «срослось» все необходимое (в соответствии с латинским значением слова concrescere — срастаться, сгущаться).
Существенной жизнь может быть только в субъективности
- 3. Отделять переживания, основанные на соотнесении с реальностью, от чувств, связанных с проекцией и переносом. Важно побуждать пациента к этому различению — побуждать делать Epoche, или «заключать в скобки». Мы снова спрашиваем пациента: «Это действительно так, как ты это чувствуешь? Я уверен, что ты пережил это так, как сейчас рассказываешь, но что здесь вызвано самой ситуацией (тем, что ты услышал/увидел), а что, может быть, к ней не относится? Возможно, есть также чувство, которое имеет источником какой-либо другой ваш опыт? Было ли вам знакомо раньше чувство, которое вы пережили в этой ситуации? Как давно вам знакомо это чувство? Вы действительно его переживали в этой ситуации, но, возможно, оно знакомо вам по какой-то другой, похожей ситуации?» Эта работа является важной частью метода «Персональный экзистенциальный анализ».
- 4. Побуждать пациента к феноменологической открытости по отношению к себе самому. Мы учим пациента смотреть на себя с заинтересованным вниманием, с установкой интереса (может быть, любящей, но в любом случае принимающей установкой) и именно так воспринимать свой опыт. Примером служит сам терапевт, его манера, с которой он встречает пациента. Пациенты должны учиться этому, вместо того чтобы осуждать себя или закрываться от собственного опыта. Чтобы побудить пациента интересоваться собой и открываться себе самому, можно использовать следующие вопросы: «Почему я этого не сделал? Что мне в этом помешало? Что мне было бы нужно, чтобы я справился с задуманным? Что для меня здесь является настолько важным, что я себя за это осуждаю?»
Цель этих вопросов одна — пациенты должны стремиться сами себя понимать, вместо того чтобы привычно себя осуждать или игнорировать. Именно в этом заключается важнейший эффект психотерапии.
5. Соотноситься с тем, что есть («с Бытием»). В феноменологии мы не говорим о том, чего нет, не говорим и о том, что могло бы быть, — а только о том, что есть здесь и сейчас, что переживается. Мы не сравниваем и не обобщаем. Ориентироваться на то, что отсутствует, — означает сравнивать с неким заданным критерием, что не относится к феноменологии. Разочаровываться из-за неоправдавшихся ожиданий — это также не относится к феноменологии. Фокусирование на том, что есть, приближает к пациенту, и, напротив, описание того, что должно было бы быть, может его ранить, потому что за ожиданиями он оказывается не увиденным.