Личностная идентификация в юности
В юности происходит большой прорыв в реальную жизнь. Уже в период, предшествующий половой зрелости, детский мир открывается и молодой человек сталкивается с действительностью, часто неожиданно враждебной. Следствием этого открытия детского мира является одиночество в период половой зрелости; чувство, что тебя никто не понимает, и тенденция поклонения более старшим. В фазе юности. Таким образом… Читать ещё >
Личностная идентификация в юности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Согласно Д. Левинсону [119], основная задача взросления складывается из четырех составляющих:
- 1) увязать мечты с реальностью;
- 2) найти наставника;
- 3) обеспечить себе карьеру;
- 4) наладить интимные отношения.
В юности происходит большой прорыв в реальную жизнь. Уже в период, предшествующий половой зрелости, детский мир открывается и молодой человек сталкивается с действительностью, часто неожиданно враждебной. Следствием этого открытия детского мира является одиночество в период половой зрелости; чувство, что тебя никто не понимает, и тенденция поклонения более старшим. В фазе юности.
(начиная с 16—17 лет) задача молодого человека — найти свое отношение к миру (хотя бы временное).
Здесь начинаются, по словам Б. Ливехуда [47, С. 45—46] — «поиск образа мира, интерес к религии и политические пристрастия. И, наконец, происходит выбор места учебы и профессии (по крайней мере, у молодых людей, которые могут развиваться нормально). Фактически здесь пробуждается поиск истины, как в действительности обстоит дело с „миром“? Уже для Платона истинное, прекрасное и доброе относятся к основам человеческого бытия. Они должны иметь возможность развиться в молодости, чтобы позже перерасти в мудрость, мораль и творчество. Это развитие зависит не от внешней благотворительности, а от внутренней полноты».
Б. Ливехуд отмечает так же, что «уже в 1945 г. решили, что заставлять работать на производстве подростков в возрасте 14—15 лет — преступление. Не могут же эти дети миновать третью фазу, фазу взросления. То, что сегодня эта большая группа молодежи проходит продолжающее обучение (т. е. обучение, продолжающее школьную ступень, — прим, ред.) является лишь первым шагом в правильном направлении. Каждый человек имеет право на доступ к общему образованию и воспитанию до своего восемнадцатилетия, с тем, чтобы в будущем иметь возможность как вполне развитый человек вносить вклад в общее дело».
Гвардини видит в юности продолжение кризиса созревания. Это начинается с пробуждения личности, с пути развития «к себе, отличающемуся от других». В этой ситуации «сила страстей» ускоряет и интенсифицирует развитие. В связи с отсутствием опыта и упорным сопротивлением реальности возникает дефицит чувства реальности, приводящий к тому, что любое суждение — это приговор, который выносится безапелляционно и отвергается любой компромисс. Гвардини называет это бесконечностью еще не испробованного начала. «Правильные идеи и взгляды должны были бы оказаться в состоянии изменить действительность. Отсюда склонность к скоропалительным решениям в суждениях и поведении. И все это тем сильнее, чем неопределеннее личное бытие» (цит. по 47). Это период переоценки действенности великих идей, протеста против несправедливости, еще отсутствует основная позиция толерантности к действительности, где господствует обыденность и повседневность. Но та же самая неопытность в сопротивлении реальности может придать мужество в принятии жизненно важного решения для следующего этапа. Сам выбор профессии на этом этапе — уже риск — по сути ведь молодой человек руководствуется идеей, а не действительностью. В юности он принимает сам себя или учится принимать самого себя и нести ответственность за свой выбор и решения. Это ничто иное, как способность брать на себя индивидуальную и собственную ответственность. Но на пути к этому надо приобрести опыт, каждый должен сам делать свои глупости, если только он готов учиться на них.
Коул и Холл в книге «Психология юности» дают обзор того, как трактует юность бихевиоризм. Юность рассматривается здесь как промежуточная фаза, в которую молодой человек должен решить ряд проблем, прежде чем он станет взрослым:
- • общая эмоциональная зрелость;
- • пробуждение гетеросексуального интереса;
- • общая социальная зрелость;
- • эмансипация от родительского дома;
- • интеллектуальная зрелость;
- • выбор профессии;
- • умение разумно распоряжаться своим свободным временем;
- • умение построить психологию жизни, основанную на поведении, базирующемся на совести и сознании долга;
- • идентификация Я.
Таким образом, юность является временем, когда нужно упорно работать над неравноценными задачами, в результате чего возникает поведение, на основе которого можно называться взрослым. Это взрослое бытие и является очевидной целью юности. Как не без юмора замечает Б. Ливехуд, важнейшей задачей молодых людей является перестать быть молодыми.
Выбор профессии требует соответствующей порции знания о себе и ровно столько же о мире; сегодня он особенно сложен, поскольку для постороннего реальность многих профессий совершенно необозрима и, кроме того, многие возможности образования неизвестны. Последствием является то, что многие молодые люди делают этот выбор наудачу. Факт, что многие студенты через некоторое время прерывают свою учебу или меняют направление обучения, свидетельствует о том, как трудно в 18 лет окончательно определиться с профессиональным направлением. Точно так же трудно специализироваться на старшей ступени, то есть за два-три года до окончания школы, в какой-то определенной комбинации предметов, которые часто выбирают только на основании хороших или плохих оценок в период полового созревания.