Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Супервизорские стили. 
Психологическая супервизия

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Неподдерживающий стиль — характеризуется холодностью, отчужденностью, а иногда и враждебностью. Подобный супервизор нередко приписывает проблемы супервизии сопротивлению супервизируемого, забывая о своем участии в проблеме. Поддержка супервизируемого является важным элементом фасилитации развития терапевта в супервизорских отношениях. Супервизируемый терапевт, который чувствует недостаток… Читать ещё >

Супервизорские стили. Психологическая супервизия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Стиль — это манера, в которой супервизор работает с супервизируемым терапевтом, психологом и отвечает им.

Выделяют три основных эффективных и три неэффективных стиля работы супервизора (Friedlander & Ward, 1984):

  • ориентированный на решение проблемы (задачи) стиль фокусируется на структурированном, целенаправленном и тщательном подходе к супервизии;
  • межличностно-сензитивный стиль фокусируется на отношениях между супервизором и супервизируемым терапевтом, поддерживает взаимодействие и обращается к потребностям в отношениях;
  • располагающий стиль характеризуется теплом, помощью, дружеским поведением по отношению к супервизируемому терапевту, поддержкой и открытостью.

К числу неэффективных супервизорских стилей принадлежат:

  • аморфный стиль, характеризующийся недостаточной ясностью в отношении супервизии и с ней связанных надежд терапевта, а также малой структурированностью и руководством. Структура и руководство обычно позволяют облегчить работу супервизируемых, особенно на первых порах. Не структурирующий ситуацию супервизор не помогает новичку-супервизируемому удовлетворить потребность в руководстве. Супервизор должен признавать потребности начинающих терапевтов в руководстве и действовать в соответствии с ней;
  • неподдерживающий стиль — характеризуется холодностью, отчужденностью, а иногда и враждебностью. Подобный супервизор нередко приписывает проблемы супервизии сопротивлению супервизируемого, забывая о своем участии в проблеме. Поддержка супервизируемого является важным элементом фасилитации развития терапевта в супервизорских отношениях. Супервизируемый терапевт, который чувствует недостаток поддержки и избыток критики, в ответ начинает проявлять защитное поведение и демонстрирует различные формы сопротивления. В рамках супервизорских отношений супервизируемый терапевт не является ответственным за регулирование этих отношений, это ответственность супервизора;
  • терапевтический стиль — супервизор склонен приписывать событиям в терапии значение личных проблем супервизируемого терапевта. У супервизируемых обычно не возникает проблем, когда им говорят, что они на сессии делают что-то неправильно. Гораздо большей проблемой для них становится ситуация, когда причиной терапевтических событий супервизор считает личностные проблемы терапевта, им не нравятся попытки корректировать их в лечебной манере прямо на супервизорской сессии. Возможно, так происходит из-за того, что супервизируемые боятся как правоты супервизора, так и ситуации, когда их несогласие будет расцениваться как сопротивление. Эта ситуация похожа на «двойной зажим» (double bind) по Г. Бейтсону.

Для диагностики стилей авторы Висконсинского тренингового проекта по супервизии предложили краткий перечень характеристик (Supervisory Styles Inventory), относящихся к тому или иному стилю. Эти характеристики были основаны на работе Фридлендера и Варда (Friedlender & Ward, 1984), посвященной основным супервизорским стилям и выделившей такие стили, как ориентированный на решение задачи, межличностно-сензитивный и располагающий.

Ориентированный на решение задачи: целенаправленный, конкретный, ясный, практичный, структурированный, оценивающий, предписывающий, дидактичный, тщательный, сфокусированный.

Межличностно-сензитивный супервизор опекает, обладает восприимчивостью, интуицией, рефлексией, креативностью, ресурсностью, терапевтичностью, высокой вовлеченностью.

Располагающий стиль — супервизор приятен в общении, дружелюбен, гибок, открыт, позитивен, внушает доверие, проявляет тепло и поддержку.

Каждая из характеристик оценивается по семибалльной шкале, что позволяет выявить по сумме баллов преобладающий стиль.

Опросник «Supervisor Rating Form» (Schiavone & Jessell, 1988) оценивает такие характеристики супервизора, как «экспертность» — поведение, направленное на оценку компетенции терапевта; притягательность — поведение, на основании которого супервизируемый чувствует симпатию к себе и ощущение собственной ценности, и справедливость — поведение, поддерживающее в супервизируемом ощущение правды и реальности.

Контрольные вопросы

  • 1. В чем суть понятия супервизорские роли?
  • 2. Какие супервизорские роли может брать на себя супервизор?
  • 3. Что такое супервизорские стили?

Темы рефератов и курсовых работ

  • 1. Административная функция супервизора.
  • 2. Супервизор — супервизируемый отношения в психологическом образовании.
  • 3. Супервизор — супервизируемый отношения в практике консультирования и психотерапии.
  • 4. Супервизорская практика в перинатальной психологии.
  • 5. Личность супервизора и стили супервизорской практики.

Литература

  • 1. Винер, Дж. Супервизия супервизора. Практика в поисках теории / Дж. Винер, Р. Майзен, Дж. Дакхэм. — М.: Когито-Центр, 2006.
  • 2. Залевский, Г. В. Супервизия/супервизорство: дефиниции и проблемы (по материалам зарубежных исследований). Сообщение 1—5 / Г. В. Залевский // Сибирский психологический журнал. 1998—2002. Вып. 7—9, 13—17
  • 3. Залевский, В. Г. Штрихи к портрету профессионального психолога / Г. В. Залевский // Сибирский психологический журнал. 1998. Вып. 8—9. С. 116—117.
  • 4. Кулаков, С. А. Практикум по супервизии в консультировании и психотерапии / С. А. Кулаков. — СПб.: Речь, 2002.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой