Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Основные терапевтические техники РЭПТ

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

РЭПТ-терапевты применяют и множество имажинативных методов, например рационально-эмоциональное воображение. Удерживая в воображении яркий образ негативного события, клиенты учатся менять свои иррациональные верования и таким образом меняют свои деструктивные эмоции на здоровые. Имажинативный метод временной проекции позволяет клиенту представить, какой будет его жизнь после «ужасного события… Читать ещё >

Основные терапевтические техники РЭПТ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

1. Когнитивные техники.

Самой распространенной техникой РЭПТ является дискутирование (оспаривание) иррациональных идей клиента. Она представляет собой множество вопросов, которые психолог задает клиенту, чтобы побудить его отказаться от своих иррациональных взглядов. Обычно это вопросы типа «Есть ли доказательства того, что это именно так?», «В чем это верование точно, а в чем нет?», «Из чего следует, что это так?» и пр. Терапевт продолжает задавать вопросы до тех пор, пока клиент не осознает неточность своего иррационального убеждения и не придет к его рациональной альтернативе. Таким образом, в терапевтическом плане первоначальная формула АВС преобразуется в формулу АВСДЕ, где «Д» — дискутирование иррациональных идей, а «Е» — формулирование новой рациональной идеи взамен старой. Приведем формальную схему оспаривания, разработанную А. Эллисом.

Вопрос 1. «Какую нездоровую идею вы хотите оспорить?».

Вопрос 2. «Можете ли вы логически, эмпирически и практически поддержать эту идею?».

Вопрос 3. «Какие существуют доказательства точности этого убеждения?».

Вопрос 4. «Какие существуют доказательства неправомерности вашего убеждения?».

Вопрос 5. «Что самое ужасное может произойти в случае, если произойдет то, чего вы опасаетесь?».

Вопрос 6. «Что хорошего может произойти в этом случае?».

Вопрос 7. «Почему нежелательное событие так ужасно?».

Вопрос 8. «Почему вы не сможете его вынести?».

Вопрос 9. «Каким образом это делает вас отвратительным (слабым, никчемным) человеком?».

Вопрос 10. «Почему вы всегда будете делать все плохо в будущем?».

Вопрос 11. «Каким новым эффективным убеждением вы можете заменить прежнее иррациональное убеждение?».

Приведем пример оспаривания и формирования новой рациональной философии с клиентом, который неудачно прошел собеседование (в соответствии со схемой АВСДЕ).

А: Был на собеседовании и получил отказ.

В: «Мне никогда не должны отказывать».

«Как ужасно получить отказ!».

«Я не смогу этого вынести!».

«Я никчемный человек».

«Я всегда плохо держусь на собеседованиях».

С: Депрессия, тревога, ощущение собственной никчемности, бездействие.

Д: «Почему мне не должны отказывать?».

«Почему ужасно получить отказ?».

«Почему я не могу вынести этого?».

«Почему отказ свидетельствует о том, что я никчемный человек?».

Е: «Я предпочел бы иметь эту работу, но нет никаких доказательств того, что я во что бы то ни стало должен получить эту работу».

«Ничто не делает отказ ужасным, хотя он весьма неприятен».

«Я вполне могу выдержать отказ, хотя мне это не может нравиться».

«Отказ не свидетельствует о том, что я никчемный человек, просто у меня есть некоторые неудачные черты».

«Я попробую учиться на своих ошибках».

Эмоциональный эффект: я чувствую себя опечаленным, но не угнетенным.

Поведенческий эффект: я отправился на другие собеседования по приему на работу (цит. по Нельсон-Джоунс Р., 2002. С. 333—334).

Иногда эту форму А. Эллис рекомендует давать клиентам в качестве домашней работы, чтобы в перерыве между сессиями они самостоятельно оспаривали свои иррациональные взгляды. Часто клиентам предлагают пользоваться и аудиокассетами. Дома они могут прослушивать аудиозаписи терапевтических сеансов, а также записывать собственное дискутирование. Если у клиента отсутствуют интеллектуальные возможности для самостоятельного проведения оспаривания, ему помогают сформулировать рациональные утверждения взамен старых, иррациональных, записывают их на карточках и предлагают повторять как можно чаще.

Другими когнитивными методами являются библиотерапия — изучение популярных книг по РЭПТ и самопомощи и проведение РЭПТ с другими людьми — клиент практикуется в применении РЭПТ, оспаривая иррациональные идеи друзей и знакомых.

Используются бланки самопомощи, в которых клиенты записывают «А», «В» и «С». В колонке «Д» они записываю аргументы, оспаривающие их иррациональные идеи «В», а в колонке «Е» — эффективные рациональные убеждения, которыми их следует заменить.

Клиенты могут пользоваться небольшими (3×5 см) карточкаминапоминаниями, на которых записывают свои рациональные самодекларации и повторяют их как можно чаще.

В РЭПТ активно применяют и семантические методы, направленные на то, чтобы использовать язык менее разрушительным способом. Например, вместо «я не могу» клиентов учат говорить «я еще не научился». Техника «за и против» позволяет видеть в каждом явлении, ситуации как позитивное, так и негативное.

РЭПТ-терапевты применяют и множество имажинативных методов, например рационально-эмоциональное воображение. Удерживая в воображении яркий образ негативного события, клиенты учатся менять свои иррациональные верования и таким образом меняют свои деструктивные эмоции на здоровые. Имажинативный метод временной проекции позволяет клиенту представить, какой будет его жизнь после «ужасного события». Нередко он убеждается в том, что и после ужасного события с течением времени его жизнь будет продолжаться, он оправится после него и сможет двигаться дальше. Осознание этого помогает пересмотреть свои абсолютистские верования.

А. Эллис с успехом использует в РЭПТ и гипноз.

  • 2. Эмоциональные техники.
  • — Терапевты предлагают клиентам эмоциональную установку на безусловное принятие. Независимо от поступков, действий, черт личности клиента терапевт принимает его как несовершенного человека просто за то, что он человек, и призывает клиента таким же образом относиться к самому себе.
  • — Терапевты активно используют юмор, иронию, чтобы побудить клиентов не относиться к себе и своей ситуации слишком серьезно. Приведем пример из практики одного из авторов данного пособия (3. Ф. К.). Клиентка, описывая «А», сказала, что муж и сын втягивают ее в свои конфликты. Психолог спросила (весело улыбаясь): «Втягивают?.. Втягивают с помощью огромного мощного пылесоса?.. Вы активно сопротивляетесь, а они все втягивают и втягивают?» Этого оказалось достаточно для того, чтобы клиентка засмеялась и осознала, что она сама вовлекается в конфликты между сыном и мужем, так как считает их недопустимыми и стремится прекратить.
  • — Психологи не стесняются заниматься самораскрытием, делятся опытом собственного преодоления своих иррациональных взглядов и дисфункционального поведения. А. Эллис не раз рассказывал клиентам о том, как знакомился с девушками в парке, борясь со своей застенчивостью.
  • — РЭПТ-терапевты используют множество рассказов, басен, песен, стихов, которые представляют рациональную философию в смешной, запоминающейся манере.
  • — Клиентам предлагают очень энергично оспаривать свои иррациональные взгляды, это помогает им перейти от интеллектуального инсайта к эмоциональному.
  • — Применяется техника А. Эллиса «атака стыда» — клиенту предлагается вести себя «неприлично» на публике, чтобы научиться принимать себя и переносить дискомфорт. Для этого клиент должен надеть необычную одежду, туфли из разных пар обуви, громко разговаривать в переполненном транспорте, спросить в продуктовом магазине, не продаются ли у них мобильные телефоны и пр.
  • — Упражнение на принятие риска — клиенты умышленно идут на просчитанный риск там, где хотят что-либо изменить.
  • 3. Поведенческие техники.

В РЭПТ считается, что когнитивные изменения значительно облегчаются поведенческими изменениями. Для того чтобы помочь клиентам поднять уровень толерантности к фрустрации, используются техники наводнения и десенсибилизации in vivo. Однако если клиенты отказываются выполнять подобные процедуры, психологи идут на компромисс и предлагают менее сложные упражнения (постепенная десенсибилизация и др.).

Еще применяются техники «оставайся там» (клиент длительное время остается в неприятной ситуации), использование наград и наказаний, терапия принятой роли Дж. Келли (клиенты ведут себя так, как будто они уже мыслят рационально), различные тренинги умений, упражнения, помогающие избавиться от чрезмерной требовательности, и др.

Для того чтобы читатели могли получить более полное представление о динамике работы с клиентом с помощью РЭПТ, в приложении № 2 дан типичный пример такой работы А. Эллиса с клиенткой по имени Рода.

Завершая главу, посвященную А. Эллису, еще раз отметим, что он одним из первых в истории психологии установил связь между когнитивными процессами, эмоциями и поведением. Он совершенно заслуженно называл себя отцом РЭПТ и дедушкой когнитивного подхода. Его необычайная энергичность, вера в новый метод, активность, трудолюбие и непоколебимый оптимизм привели к тому, что созданный им подход стал одним из самых популярных, помогая разным людям во всем мире по своей воле отказываться быть несчастными.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой