Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Уровни конфликтогенности на различных фазах семейной жизни

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Многие психологи-фамилисты увязывают этапы развития семьи со статистикой семейных кризисов. Так, чешский психотерапевт Станислав Кратохвил выделял в жизни семьи критические периоды, которые приходятся на 4—6 лет и 17—25 лет совместной жизни. Эти периоды связаны с изменениями функций семьи и соответствующими трансформациями ее структуры. Психологи называют их нормативными стрессорами, т. е… Читать ещё >

Уровни конфликтогенности на различных фазах семейной жизни (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Очевидно, что семейные отношения не могут быть установлены одномоментно: они зарождаются, обновляются, испытывают кризисы и подъемы, некоторые семьи при этом распадаются. Иными словами, семья — не статичное образование, она развивается и изменяется под воздействием многих внешних и внутренних факторов. В этой связи возникает необходимость анализа периодизации семейной жизни.

Цитата

Семья — это открытая система, подверженная внешним и внутренним воздействиям… Она должна учитывать в своем строении всю совокупность различных влияний и добиваться некоторого внутреннего равновесия[1].

Многие психологи-фамилисты увязывают этапы развития семьи со статистикой семейных кризисов. Так, чешский психотерапевт Станислав Кратохвил выделял в жизни семьи критические периоды, которые приходятся на 4—6 лет и 17—25 лет совместной жизни. Эти периоды связаны с изменениями функций семьи и соответствующими трансформациями ее структуры. Психологи называют их нормативными стрессорами, т. е. трудностями, которые испытывает большинство семей. На начальном этапе это трудности привыкания друг к другу, отношения с родственниками; на следующем этапе — трудности организации быта и воспитания детей; на дальнейших этапах появляются представления о невозможности возродить супружеские отношения.

Американский психолог Вирджиния Сатир выделила кризисные этапы, которые проходит каждый семейный коллектив по мере своего роста[2]:

  • 1. Зачатие, беременность и рождение ребенка.
  • 2. Начало освоения ребенком человеческой речи.
  • 3. Ребенок налаживает отношения с внешней средой.
  • 4. Ребенок вступает в подростковый возраст.
  • 5. Ребенок становится взрослым и покидает дом в поисках независимости и самостоятельности. Этот кризис часто ощущается родителями как потеря.
  • 6. Молодые люди женятся, и в семью входят невестка или зять.
  • 7. Наступление климакса в жизни женщины.
  • 8. Уменьшение сексуальной активности у мужчин. Решающую роль здесь играет психика, физическое состояние — только результат.
  • 9. Родители становятся бабушками и дедушками.
  • 10. Умирает один из супругов, а потом и второй.

Все эти кризисы сопровождаются повышенной тревожностью, поэтому требуют подготовительного периода и последующего перераспределения сил. Когда три или четыре кризиса происходят одновременно, то жизнь становится более напряженной, чем обычно. В. Сатир полагает, что это наиболее естественные кризисы, переживаемые большинством людей.

Другой вариант периодизации семейной жизни связан с выделением различных задач, соответствующих тому или иному этапу (табл. 7.1).

Таблица 7.1

Основные этапы семейной жизни

№.

Этап.

Задачи этапа.

Добрачное общение.

Приобретение опыта общения с другим полом, выбор партнера, опыт эмоционального и делового общения, частичная психологическая и материальная независимость от генетической семьи.

Брак.

Принятие на себя супружеских социальных ролей.

«Медовый год».

Установление психологической и пространственной дистанции с генетическими семьями, приобретение опыта взаимодействия в решении вопросов организации быта, создание интимности, первичное согласование семейных ролей.

Некоторые авторы используют понятие «медовый брак»: супруги прожили в браке год-иолтора, создали психологические узы, адаптировались друг к другу в сексуальном плане и сформировали некое единое «Мы», удовлетворяющее обоих.

Молодая семья.

Решение о продолжении рода, рождение ребенка, возвращение на работу супруги, начало посещения ребенком детского сада.

Зрелая семья.

Создание новой структуры отношений; возможно, пополнение ее новым членом, новой личностью, соответственно с чем меняются и роли родителей.

Семья людей старшего возраста.

Возобновление супружеских отношений, но с новым содержанием семейных функций.

Таким образом, можно сказать, что в определенные периоды изменения цикла жизни семьи появляется тенденция к кризисам и конфликтам.

Значительное влияние на содержание, структуру и динамику семейных конфликтов оказывают особенности семьи как социального института.

Первый кризисный период проявляется, как уже было отмечено, в первый год супружеской жизни. Он, как правило, обусловлен необходимостью адаптации супругов друг к другу, когда два «Я» должны стать одним «Мы». В первый год супружеской жизни происходит эволюция чувств: влюбленность исчезает, и супруги предстают друг перед другом без прикрас. Именно на первый год жизни семьи приходится до 30% разводов. К основным факторам, влияющим на уровень конфликтности в семье в адаптационный период, следует отнести:

  • • возможное разочарование супругов друг в друге, обусловленное непродолжительным периодом добрачных отношений;
  • • трудности в становлении ролевой структуры семьи;
  • • снижение уровня эмоциональности во взаимоотношениях супругов;
  • • возможное несовпадение ценностной иерархии молодых супругов;
  • • материальные и жилищные трудности;
  • • трудности во взаимоотношениях между молодыми супругами и родителями.

В развертывании семейных конфликтов или их предотвращений существенная роль принадлежит взаимоотношениям супругов с родителями, особенно в случае совместного проживания. Как правило, чем хуже супруги живут друг с другом, тем чаще они ссорятся с родителями.

Пример Если конфликтные взаимоотношения развиваются с родителями супруга (или супруги), то в 92 случаях из 100 проявляется острая и тяжелая форма конфликтности. Если же конфликтное взаимодействие развертывается через взаимоотношения с собственными родителями, то напряженность конфликта резко снижается, достигая уровня острой и тяжелой формы только в 47 случаях из 100, т. е. практически уменьшается вдвое.

Второй кризисный период связан с появлением первого ребенка. Несмотря на то что ребенок, как правило, объединяет, сплачивает молодых супругов, существует ряд факторов обусловливающих очередной всплеск уровня конфликтности. К таким факторам относят:

  • • ограничение возможностей профессионального роста супруги;
  • • сужение привычной сферы личностно-привлекательной деятельности (увлечения, хобби и т. п.);
  • • снижение сексуальной активности супруги, обусловленное необходимостью ухода за ребенком;
  • • несовпадение взглядов супругов, их родителей по проблемам воспитания ребенка;
  • • необходимость перераспределения семейных обязанностей, обусловленная появлением ребенка;
  • • увеличение объема домашних дел, возлагаемых, как правило, на супругу.

Третий кризисный период обычно совпадает со средним супружеским возрастом, который характеризуется конфликтами однообразия и монотонности общения. Данный период отличается:

  • • «перенасыщением» супругов друг другом;
  • • острым желанием новых чувств;
  • • возможностью измены супругов друг другу, возникновением ревности;
  • • обострением противоречий по поводу воспитания детей;
  • • разногласиями в оценке поступков детей.

Четвертый кризисный период — это кризис ухода из семьи последнего ребенка. Его возникновение обусловлено:

  • • проблемами профессионального самоопределения детей; выбором детьми брачных партнеров, несовпадением этого выбора с мнением родителей;
  • • усилением монотонности и однообразия супружеского общения, притуплением эмоциональных отношений;
  • • усилением эмоциональной зависимости супруги от супруга;
  • • возможным личностным кризисом обоих или одного из супругов;
  • • выходом на пенсию, боязнью одиночества.

Следует подчеркнуть, что знание факторов, обусловливающих семейные кризисы, позволяет снизить уровень конфликтности семьи в целом.

  • [1] См.: Столин В. В. Самосознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1983.
  • [2] Подробнее см.: Сатир В. Вы и ваша семья. Руководство по личностному росту: пер. с англ. М.: Апрель-Пресс; Эксмо, 2007.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой