Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Образование как педагогический процесс

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Объединяющим началом воспитания, обучения и образования стал педагогический процесс. Образование как педагогический процесс включает в себя цели и содержание образования, его принципы и методы, формы, результаты. Содержание образования — тот конечный результат, к которому стремится учебное заведение, тот уровень и те достижения, которые выражаются в категориях знаний, умений, навыков, личностных… Читать ещё >

Образование как педагогический процесс (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Объединяющим началом воспитания, обучения и образования стал педагогический процесс. Образование как педагогический процесс включает в себя цели и содержание образования, его принципы и методы, формы, результаты.

Содержание образования — специально отобранная и признанная обществом (государством) система элементов объективного опыта человечества, усвоение которой необходимо для успешной деятельности в определенной сфере.

Содержание образования — тот конечный результат, к которому стремится учебное заведение, тот уровень и те достижения, которые выражаются в категориях знаний, умений, навыков, личностных качеств.

Педагогический процесс организуется в рамках конкретной педагогической системы. В настоящее время расширяется спектр традиционных педагогических систем — детского сада, семьи, школы, вуза. К новым системам относятся музей, производственный коллектив, детская организация, спортивная или музыкальная школа, центр детского творчества. В качестве педагогической системы может рассматриваться конкретная деятельность педагога или педагогического коллектива.

Педагогический процесс представляют как систему из пяти элементов (Н. В. Кузьмина): 1) цель обучения (Ц) (для чего учить); 2) содержание учебной информации © (чему учить); 3) методы, приемы обучения, средства педагогической коммуникации (М) (как учить?); 4) преподаватель (П); 5) учащийся (У). Как всякая большая система, она характеризуется пересечением связей (горизонтальных, вертикальных и пр.) (рис. 9.5).

Элементы педагогической системы (но Н. В. Кузьминой).

Рис. 9.5. Элементы педагогической системы (но Н. В. Кузьминой).

В. Я. Сквирский представляет педагогическую систему как (рис. 9.6):

Структура педагогического процесса (по В. Я. Свирскому).

Рис. 9.6. Структура педагогического процесса (по В. Я. Свирскому).

Е. Л. Белкин представляет педагогический процесс как педагогическую систему — часть социальной системы. Его педагогическая система состоит из шести элементов и представлена в виде перевернутого дерева: все элементы взаимосвязаны (см. рис. 9.7):

Структура педагогического процесса (по Е. Л. Белкину).

Рис. 9.7. Структура педагогического процесса (по Е. Л. Белкину).

Педагогический процесс есть способ организации воспитательных отношений, заключающийся в целенаправленном отборе и использовании внешних факторов развития участников. Он создается педагогом. Где бы педагогический процесс ни протекал, каким бы педагогом ни создавался, он будет иметь одну и ту же структуру: цель —> принципы —> содержание -" методы -" средства -" формы.

Цель отражает тот конечный результат педагогического взаимодействия, к которому стремятся педагог и ученик. Принципы предназначены для определения основных направлений достижения цели. Содержание — это часть опыта поколений, которая передается учащимся для достижения поставленной цели согласно выбранным направлениям. Методы — это действия педагога и учащегося, посредством которых передается и принимается содержание. Средства как материализованные предметные способы «работы» с содержанием используются в единстве с методами. Формы организации педагогического процесса придают ему логическую завершенность, законченность.

С. И. Архангельский говорит о дидактическом треугольнике, выражающем следующие законы.

Закон единства учебной и обучающей деятельности (рис. 9.8).

Дидактический треугольник.

Рис. 9.8. Дидактический треугольник.

Закон единства обучения и воспитания. Он представлен в виде педагогического треугольника (рис. 9.9).

Педагогический треугольник.

Рис. 9.9. Педагогический треугольник.

Закон преемственности знаний и последовательности научного развития, который гласит, что каждое изучаемое научное содержание учебного предмета всегда связано с предшествующим, что оно исходит из него и развивает его. Этот закон выражается профессиональным треугольником (рис. 9.10).

Профессиональный треугольник.

Рис. 9.10. Профессиональный треугольник.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой