Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Личностный потенциал предпринимателя

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Достаточно информативными являются результаты проведенного исследования с помощью теста «ОТеЦ» (149). Тестированию было подвергнуто 280 респондентов, работающих в системе предпринимательской деятельности. (Результаты отображены в таблице № 2 с. 199) Достаточно четко во всех обследуемых группах просматривается феномен сложившейся профессиональной корпоративности, обусловленный исключительной… Читать ещё >

Личностный потенциал предпринимателя (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Важнейшей предпосылкой решения сложных проблем повышения эффективности деятельности предпринимателя является развитие его творческих способностей. В связи с этим исключительное значение имеет его личностный потенциал. Понятие личностного потенциала появилось в современной научной и психологической литературе сравнительно недавно. В то же время оно, как дефиниция, практически не разработано (92, 287; 165, 72; 64, 47). В самом общем виде, под «личностным потенциалом» можно понимать наличие возможностей субъекта деятельности, протекающей в сфере бизнеса, которые могут быть реализованы как для решения какой-либо профессиональной задачи, так и для достижения определенной цели. Отношение к человеку, как к живому организму и одновременно являющемуся социальным существом, позволяет по иному подойти к исследованию нашей проблемы. Н. А. Бердяев в этой связи подчеркивал: «Человек — точка пересечения двух миров. Об этом свидетельствует двойственность человеческого самосознания, проходящая через всю историю. Человек сознает себя принадлежащим двум мирам, природа его двоится, и в сознании его побеждает то одна природа, то другая. И — человек — с равной силой обосновывает самые противоположные самосознания, одинаково оправдывает их фактами своей природы» (22, 187). Следовательно, (по Н. А. Бердяеву), одной из центральных характеристик человеческого существования является противоречие между бытием и деятельностью. Наличие такого рода противоречия предполагает формирование определенной совокупности психических внутренних условий человека, выполняющих определенную приспособительную функцию. В данном случае можно вести речь о некой «интегральной индивидуальности» как саморегулирующей и самоорганизующей системе, состоящей из разнопорядковых подсистем деятельности (103).

Акцентируя внимание на необходимость вычленения личностного аспекта предпринимателя, следует уточнить, что в данном случае речь идет не о количественном увеличении личностных свойств и качеств, а о той интегральной индивидуальности, которая являясь саморегулирующей и самоорганизующей системой, могла бы быть оптимально вписать личностный контекст в профессиональную деятельность. Очевидно, что под понятием «личностный потенциал», разрабатываемому рядом отечественных ученых, следует понимать целостную систему возможностей субъекта профессиональной деятельности, протекающей в определенных условиях труда.

Прежде чем перейти к структурной характеристике «личностного потенциала», следует проанализировать категорию «развития личности» в плане превращения возможностей в реальность. Это обусловлено тем, что по мере усложнения характера предпринимательской деятельности для каждого ее субъекта необходимо с одной стороны, создавать соответствующие условия личностного развития, а с другой — обеспечивать эффективную реализацию имеющегося потенциала.

В отечественной психологии о психике в принципе сформировалось мнение как о саморегулирующейся и саморазвивающейся системе. Развитие в этом случае осуществляется, как качественное преобразование психических явлений, входящих в систему «человек». Системно-деятельностный подход к развитию психики позволяет исследовать ее с позиции изменения внутренней организации. Очевидно, что в процессе формирования нового, оптимально возможно выделение двух ее составляющих элементов. Первый, скрытый — характеризуется накоплением разнородных возможностей развития, а второй, явный, в котором в результате развертывания скрытых потенций старого и установления новых связей между возникающими элементами, в результате чего вся целостная система переходит в иное качественное состояние (4, 86). Результат в этом случае может выступать как смешение или перегруппировка старых и новых психических образований.

В этой связи для субъекта предпринимательской деятельности важным элементом личностного развития является понятие «усиление регулятора», т. е. системы, обозначающей важный индикатор личностного развития. Применительно к развитию такой регулятор выступает как закономерность. Уникальность психологического подхода заключается в том, что «именно с этим регулятором отождествляет себя личность в своей жизнедеятельности» (14, 29). В этом качестве она (личность) усваивает социально-обусловленный опыт и создает собственные технологии саморазвития. Таким образом, накапливающиеся возможности делают подвижной, видоизменяют интегральную индивидуальность личности, создавая при этом соответствующий личностный потенциал.

Разные уровни психологической организации личности обладают очевидно различной степенью изменчивости. Развитие личности осуществляется прежде всего в соответствии с ее возрастными особенностями. Уровень активности личности варьирует в зависимости от этого и ориентирован на управление собственным развитием, на осмысление своей жизни. Осуществляется и переосмысление нереализованных в прошлом целей, — личность, тем самым, преумножает накопленный в прошлом актив (жизненный опыт, профессиональное мастерство, способности, уверенность и т. д.). Здесь, «развитие» выступает, как процесс одновременно и восходящий и возвращающийся, поскольку в нем прошлое, настоящее и будущее не располагаются линейно одно после другого и не сменяют одно другим: они, напротив, взаимно пронизывают и обусловливают друг друга. В таком динамическом развитии имеет место не просто «убегание будущего от прошлого, а их противоречивое смыкание, и чем выше форма развития, тем глубже будущее захватывает прошлое в качестве своего потенциала» (100, 209).

Проблема личностного развития связана с превращением потенций в актуализированные психические образования. Под «потенциальными» следует понимать свойства и возможности личности, которые при определенных условиях могут осуществиться и стать реальностью; либо как результат развития, как сложное системное образование, которое заключает в себе новые движущие силы дальнейшего развития. Раскрывая термин «актуальные», мы исходим из того, что развитые и действующие свойства и особенности личности, которые ранее находились в потенциальном состоянии, выходят на качественно иной уровень развития потенции и создают новые психические образования и мотивационные характеристики поведения и деятельности. Между ними существуют отношения, когда первое переходит во второе, юо и в последующем реализует его под воздействием, как субъективных (личностных) особенностей, так и объективных (среда, менталитет, культура и т. д.).

Категории потенциального и актуального конкретизируют психологические механизмы процессов функционирования, проявления, актуализации, изменения и совершенствования под воздействием психологических факторов развития человека. Потенциальное, под действием факторов, начинает актуализироваться, проявляться, функционировать в ходе профессиональной деятельности, изменяться, развиваться и превращаться в актуальное. Актуальное становится определенным результатом активности личности, и по сравнению с потенциальным это уже другой, более высокий уровень существования психического образования в личности. На каждом этапе развития личности потенциальное выступает как предпосылка либо как результат развития актуального. Усложнение решаемых задач профессиональной деятельности обусловливает формирование определенных потенциальных свойств, как итог личностного развития. Они, в свою очередь, в дальнейшем могут стать актуальными, тем самым в целом, обеспечивая процесс будущего развития личности.

Анализ литературы по проблемам общей и социальной психологии убеждает, что потенциальные образования в определенной мере изучены. В то же время интерес к ним не ослабевает, поскольку важнейшие аспекты этой проблемы затрагивались в работах С. Л. Рубинштейна, Д. Н. Узнадзе, Б. Г. Ананьева и других. В частности, Б. Г. Ананьев, анализируя процесс развития человека, в свое время, правомерно ставил вопрос о раскрытии истинного потенциала личности. В частности, он подчеркивал: «Человек как субъект трудовой деятельности обладает определенными потенциалами — трудоспособностью и работоспособностью, специальными способностями, активностью в форме ценностных ориентаций, мотивов, наконец, сформированным в самой деятельности практическим опытом с различными степенями обобщенное™» (8, 29—36).

Изучение практики деятельности субъекта в условиях предпринимательской деятельности, убеждают, что потенцию личности целесообразно рассматривать в различных аспектах: профессиональном, когнитивном, креативном, коммуникативном, ценностно-мотивационном. Очевидно, перечисленные аспекты и составляют основу личностного потенциала профессионала, а их структурное единство обеспечивает развитие интегральных способностей личности к самопреобразованию и саморазвитию. Организуя пространственное и временное единство, личностный потенциал концентрирует в себе одновременно три уровня (прошлое, настоящее и будущее) связей и отношений. Критерием развития) личностного потенциала, внутренней сбалансированности его структурных элементов, динамических связей и отношений служит степень и условия реализации такого потенциала, приобретенной личностью в процессе развития. Общетеоретическую основу для комплексного исследования механизма развертывания личностного потенциала составляет идея о сущности человека и решающей роли предпринимательского труда в развитии субъекта деятельности.

Личностный потенциал — просматривается определенная зависимость в отношении перспективы развития личности. Для того, чтобы охарактеризовать признаки социальнозначимого поведения в сфере развития личности, следует обратиться к анализу социального положения зрелой личности (статуса, его социальных ролей и степень осознания своего места в обществе и т. д.).

О личностном развитии человека можно говорить в самых различных аспектах. Поскольку его развитие гетерохронно, целесообразно исследовать только определенную совокупность личностных свойств человека, обусловленных предпринимательской деятельностью. Очевидно, прежде всего, следует вести речь о взрослости, как о конкретном этапе жизненного цикла субъекта любой профессиональной деятельности в том числе и предпринимательской. Критерий взрослости должен быть комплексным и многомерным. Он включает, (по мнению И. Кона (73, 182)), как начало трудовой деятельности и завершение образования, так и экономическую самостоятельность, получение гражданских прав, вступление в брак и так далее.

Для разных категорий субъектов деятельности эти факторы не равнозначны. Но присутствуют и конкретные периоды, фиксирующие определенные стадии взрослости, как этапы жизненного пути человека. В современной литературе эти вопросы в различные периоды освещали Б. Г. Ананьев, Дж. Варен, Д. Б. Бромлей, Г. Томе, Ж. Пиаже, М. Мид, Э. Эриксон, Д. В. Эльконин и др.

В основе разделения возрастного развития лежит известная идея Л. С. Выготского о новообразованиях. Он считает, что наблюдаемые в поведении субъекта особенности, нашедшие свое отражение в этапности, связаны тем, что изменяющиеся формы взаимодействия с внешней средой порождают новые грани психических процессов, а те в свою очередь обеспечивают включение в более сложные формы взаимодействия и т. д. (43).

Обобщая наблюдения различных психологов, попытаемся обозначить особенности каждой стадии развития взрослого человека. В основном, мы будем опираться на наиболее приемлемое для предпринимателей, исследование проведенное Э. Эриксоном. Им выделяется три стадии развития взрослых людей: ранняя зрелость (25—35 лет); средняя зрелость (36—45 лет); поздняя зрелость (46—60 лет) (205; 206).

В рамках обозначенных американским исследователем стадий нами осуществлено изучение личностных характеристик субъектов предпринимательской деятельности. Работа проводилась сотрудниками научной лаборатории Новосибирской Ассоциации социологов под руководством автора.

В частности, в течение 1993—1995 годов было проведено исследование динамики самооценки предпринимателей по возрастным особенностям личности. В этих целях нами были использованы методики самоописания (Кто «Я»?), «лист прилагательных», «выбор ценностей», «опросник терминальных ценностей (ОТеЦ)» и ряд других.

Известно, что определяющим моментом ранней зрелости является способность человека к установлению доверительности в личных связях. В случае неудачи в интимном общении у человека появляется и усиливается чувство изоляции и стремление во всем полагатьсятолько на свои силы и на себя. Наиболее значительными сферами самооценки в этот период являются стремление познания личностных особенностей, семейные связи, социальные контакты, увлечения, деловая сфера. Респонденты, в данный период жизни, как правило, оценивают себя решительными, уверенными, спокойными и волевыми.

Результаты исследования убеждают, что основным содержанием данного периода жизни является осознание собственных возможностей, переживание своих перспектив и вероятности пребывания в диаде «Я есть — Я буду». Вместе с тем просматривается излишняя, в определенной мере, критичность к личностным качествам, стремление к выделению значительного числа недостатков и в определенном смысле неудовлетворенность достигнутым. Наряду с этим, достаточно четко обнаруживается тенденция к завышению самооценки.

Несколько иначе просматриваются результаты самооценки исследуемых в период средней зрелости. В принципе, данный период характеризуется переоценкой целей и притязаний, кризисом середины жизни. Последнее, как правило, осознается субъектом деятельности внезапно и определяется наличием расхождения между мечтами и планами, сформированными в молодости и реальной действительностью. В своем большинстве оценка достигнутого окрашена в негативные тона. Потерпевший неудачу имеет тенденции оказаться поглощенным самим собой, либо в состоянии желания повлиять на следующее поколение через собственных детей, либо внести практический и теоретический вклад в развитие общества. В последнем случае, человек вновь рефлексирует по поводу себя в окружающем его социуме, усиливает личные связи с окружением, становится более продуктивным. Это позволяет ему скорректировать цели, благополучно преодолеть данный этап и с новыми планами вступить в следующий период жизни.

В процессе личностной переоценки, значительно снижается уровень упоминания своих негативных качеств. Важное место занимают суждения о профессиональной и деловой сфере деятельности. Социальные контакты чаще всего оптимально вписываются в предпринимательскую деятельность субъекта. Растет частота упоминаний своих личных интересов и увлечений. Респондент в указанный период характеризует себя мужественным, уверенным, удачливым ижестким человеком. Его отличает позитивный образ собственного «Я».

Поздняя зрелость в целом выделяется тем, что в случае избежания кризиса середины жизни, а следовательно и осознанной человеком необходимости проведения ревизии своих планов, протекает буднично, серо и заканчивается иногда трагично. В любом случае; избежавшие, как справедливо утверждает Э. Эриксон, кризиса середины жизни теряют в дальнейшем возможность личностного развития. В то же время, своевременная переоценка себя и целей приводит личность к глубинному обновлению и росту чувства удовлетворенности и активности, как основе личностного развития в последующем (205; 206).

Интересна и интерпретация результатов самооценки респондентов. На первое место смещаются моральные качества и эмоциональные особенности. Ими подчеркиваются профессиональные успехи и достижения. При этом, достаточно четко просматривается индивидуальный стиль работы. Обнаруживается общий подъем удовлетворенности респондентов работой на фоне снижения состояния здоровья, будущего и семейного благополучия. В плане изложенно го достаточно четко просматриваются две группы респондентов: члены одной группы переживают чувство одиночества, собственной, ненужности и страха за будущее; в другой — наблюдается удовлетворенность собой, своим положением, семьей, принятием своего прошлого и реалистичный взгляд на будущее.

Достаточно информативными являются результаты проведенного исследования с помощью теста «ОТеЦ» (149). Тестированию было подвергнуто 280 респондентов, работающих в системе предпринимательской деятельности. (Результаты отображены в таблице № 2 с. 199) Достаточно четко во всех обследуемых группах просматривается феномен сложившейся профессиональной корпоративности, обусловленный исключительной сложностью решаемых задач, публичностью исполнения профессиональных обязанностей, жестким и постоянным со стороны общественности контролем, а также необходимостью соблюдения сложившихся в мире бизнеса этикета и норм морали, а также функционирующего в обществе права. Это, в частности, подтверждает то, что за получением помощи и совета значительная часть опрошенных обращается прежде всего к друзьям и коллегам по работе. Изложенное убеждает, что, очевидно, в любом случае мы в целом имеем дело со зрелой личностью, «которая активно владеет своим окружением, обладает устойчивым единством личных черт и ценностных ориентаций и способна правильно воспринимать мир и себя» (72, 181). В то же время настораживает достаточно высокий приток в мир бизнеса лиц (в 1995 году до 18,5%), имеющих высокий уровень эмоциональной незрелости и инфантилизма. Использование «опросника терминальных ценностей (ОТеЦ)» позволили выделить из определенной совокупности терминальных ценностей ряд наиболее важных. В частности, выявилось приоритетность фактора материального благополучия, собственного престижа и креативности (творческого стиля мышления). Высокий балл по данным показателям был получен предпринимателями (6,14; 5,17 и 5,07 соответственно).

Результат по шкалам терминальных ценностей внутри жизненных сфер (см. табл.) показывает, что для всех категорий респондентов первой и наиболее важной сферой остается семья. Второй сферой для респондентов из числа предпринимателей является сфера профессиональной деятельности; в качестве третьей — для сотрудников банковских структур — сфера обучения; а менеджеров — сфера увлечения.

Распределение жизненных сфер по рейтингу значимости.

Жизненные сферы

Сотрудники банковских структур

Менеджеры

Сфера обучения.

4,21

3,5

Сфера профессиональной жизни.

5,76

2.

5,78

Сфера семейной жизни.

5,85

5,85

Сфера увлечений.

3,5

4,21

Сфера общественной жизни.

3,28

3,8

Выход личности в мир предпринимательской деятельности характеризуется наличием широкого круга общения со всеми слоями об шества самых разных возрастных и профессиональных групп населения и различного положения в обществе, высокой степенью опасности и риска, а самое главное получением прибыли, что вполне, закономерно стимулирует необходимость формирования личностных качеств, связанных с решением задач. В частности, изучение процесса адаптаций, показало, что у начинающих предпринимателей, как правило, складывается неадекватное представление о предстоящей профессиональной деятельности. В основе подобной оценки, очевидно, лежит несоответствие между ожиданиями и реальной действительностью. Представления, переживания и поступки, отражающие его отношение к предпринимательской деятельности навеяны желанием улучшить свое материальное положение и не составляют единой системы. Важнейшим фактором, стимулирующим преодоление молодым предпринимателем внешних и внутренних трудностей адаптации, выступает мир бизнеса, система его нравственных норм и ценностей. В частности, корреляционный анализ полученных результатов обнажил имеющуюся связь предпринимателя со степенью осознания сложности и важности предпринимательской деятельности которая усиливается, как правило, к концу первого года работы. Результаты анализа становления предпринимателей убеждают, что определенных профессиональных результатов начинающий предприниматель добивается на втором и третьем году, но подлинное становление происходит в последующем.

Одновременно с профессиональной адаптацией происходят соответствующие изменения в эмоционально-нравственном отношении к себе. Если в начале своей предпринимательской карьеры личность оценивает себя лишь по реалиям продвижения в ведущем виде профессиональной деятельности и вместо рефлексии осуществляет фиксирование достаточно конкретных достижений, событий и так далее, то в последующем это претерпевает определенные изменения. По мере профессионального и личностного роста, а также включения в практическую деятельность формируется и актуализируется потребность в соответствующем анализе своего жизненного пути, осуществления сравнивания себя в настоящем и прошлом, вскрытия условий для дальнейшего повышения материального благосостояния и личностного развития. Проведенное аватором исследование по выявлению источников неудовлетворенности собой позволяет констатировать отсутствие у начинающих предпринимателей (до 80%) умения эффективного общения, наблюдательности, а также недостаточный интеллектуальный уровень развития.

С ростом жизненного опыта у 40% опрошенных при решении коммерческих проблем просматриваются — элементы трансформации бдительности в излишнюю подозрительность и недоверие своему окружению, постоянную готовность встретиться с уловками и ухищрениями. Систематическое общение с негативной средой имеющей негативную окрашенность в условиях роста преступности и, особенно, в ее опасном организованном виде, оказывает на большинство респондентов психотравматирующее влияние, приводит к значительным психологическим перегрузкам, а в результате влечет и профессиональную деформацию.

Осуществляемое нами в течении последних 3—5 лет исследование с помощью личностных опросников MMPI, 16PF, тестов Айзенка, Шмишека позволили обнаружить динамику роста раздражительности и затруднений в социальных контактах (1991 г. — 17,8%; 1992 г. — 12,3%; 1993 г. — 9,7%; 1994 г. — 22,2%; 1995 г. — 21,5%), Очевидно это связано с наличием депрессивных тенденций и социальной пассивности респондентов (1991 г. — 8,2%; 1992 г. — 4,9%; 1993 г. — 4,8%; 1994 г. — 19,4%; 1995 г. — 24,1%). Одновременно просматривается достаточно четкая тенденция нарастания уровня эмоциональной незрелости и инфантильности у лиц, вступающих на профессиональный путь (1994 г. — 18,8%; 1995 г. — 18,5%).

Очевидно, что перед нами люди, которые сравнительно быстро усваивают то, без чего невозможно утвердиться в новой роли. Осознание себя в контексте расширяющихся связей и складывающихся задач, как правило, запаздывает. Социально-экономические и политические изменения происходят намного быстрее, чем они успевают их осмыслить. Возникает новая проблема: сознание не справляется с перегрузкой.

Из этого следует вывод, что общественные преобразования оказывают довольно сильное воздействие на предпринимателей. Это же подтверждают результаты вышеизложенного. Так, например, на возможность реализации своих планов с учетом происходящих событий указывает лишь 12% обследованных. Вместе с тем достаточно большое количество респондентов (18%) ответили, что не обладают такой возможностью и более того, по их мнению, лишены ее.

Остальные респонденты, под различными предлогами, уклонились от ответа. В процессе анализа достаточно четко проявилась тенденция, характеризующая, увеличение числа критических суждений с возрастом. В частности, если в период ранней зрелости число их составило 9%, то средней зрелости — 22%, а поздней зрелости — 55%. Вместе с тем, свое настоящее и будущее они так или иначе связывают со сферой семейной жизни, профессиональной деятельностью и материальным благополучием. Но стремление к упомянутым сферам может быть оценено соответствующим образом лишь с учетом их предпринимательской деятельности, функционирование которой связано с обслуживанием различных ее сфер в государстве. Сформированные на этой основе критерии самооценки обусловливают потребность формирования цели развития личности предпринимателя и дальнейшего его самосовершенствования.

Именно это, как правило, и отсутствует у значительной части респондентов. Неразвитость духовных потребностей оказывает в определенной степени негативное воздействие на процессы сознания, самосознания и т. д.

Другой особенностью, оказывающей воздействие на позицию субъекта деятельности в особых условиях труда является опыт, приобретенный им в прошлом. В процессе становления предпринимателя-субъекта общественной и трудовой деятельности опыт занимает особое место, вбирая в себя и концентрируя в себе: все богатство проявлений жизни. Такой опыт приобретается в процессе предпринимательской деятельности, где личностное умение формируется в ходе осмысления приобретенных знаний, идеалов, ценностей, принципов и т. д., лежащих в основе культуры, осознания той социальной группы, к которой принадлежит субъект предпринимательской деятельности.

Очевидно, в любом случае, личность составляет и является наиболее активным элементом системы той деятельности, в которую она включена. Посредством ее (деятельности), общения человек входит в систему общественных и профессиональных отношений, осваивает основные формы общественного и группового сознания, приобретая новые знания, умения и навыки предпринимательской деятельности. По сути дела, деятельность личности составляет диалектическое единство двух процессов: усвоения социального опыта и его отдачи, которая происходит в активной, творческой деятельности (30, 114). Очевидно, такого рода опыт не может быть просто результатом только прожитых лет. В его формировании играют определенную роль так называемые поворотные, наиболее значимые моменты, вызывающие значительные изменения в образе жизни, которые в литературе называются «биографическими событиями». «Узловые моменты, — подчеркивал С. Л. Рубинштейн, — и поворотные этапы жизненного пути индивида, когда с принятием того или иного решения на более или менее длительный период, определяется дальнейший жизненный путь человека» (144, 184).

Событиями биографии формирующими опыт, так же становятся те, которые не зависят от субъекта предпринимательской деятельности. Например, события среды (на уровне макрои микросреды), события внутренней жизни, узловые моменты духовной биографии, которые «вызывают длительные и интенсивные переживания нравственноэстетического характера» (7, 150). Следовательно, в процессе осуществления предпринимательской деятельности, полученный опыт может стать определенной основой, способствующей более оптимальной организации развития личности. Особенности такого развития могут быть обусловлены индивидуально-личностными свойствами и профессиональными возможностями. На всех стадиях такого развития будет просматриваться взаимодействие «Я — концепции» и реалий профессиональной деятельности. В то же время достаточно четко выделяются два возрастных этапа: в частности возраст 25—35 лет характеризуется консолидацией и стремлением обеспечить в найденной профессии устойчивую личностную позицию. В последующие годы возможность личностного роста сохраняется, но только в рамках исполнения профессиональных обязанностей.

В плане изложенного просматриваются этапы развития личности с позиции приобретенного ею опыта. Анализ и переоценка прошлого очевидно связаны с осмыслением и попыткой решения новых, более сложных задач. Широта диапазона такой переоценки, как показывают наши исследования, обусловлена изменениями социально-экономических условий и тех задач которые в связи с этим появляются. Характеризуя подобную ситуацию, А. Н. Леонтьев подчеркивает значимость переоценки прошлого опыта, в котором человек стирает и отменяет кое-что из своего прошлого (87, 33—35). Очевидно, здесь возникает противоречие между опытом, накопленным субъектом и иными, более сложными задачами, которые предстоит ему решать. Такое состояние приводит к осознанию необходимости совершенствования личности и развития своего потенциала. Неслучайно Л. П. Буева в этой связи отмечает, что «жизненный опыт — это особая личностная „призма“, сквозь которую воспринимается и оценивается мир» (31, 84). В опыте предпринимателя сосредоточивается все наиболее значимое, приобретенное им в процессе общения и предпринимательской деятельности. В данной категории (опыте) возможно выделение тех же компонентов (профессиональный, когнитивный, креативный, коммуникативный и ценностно-мотивационный), что и в структуре личностного потенциала. Они составляют устойчивый комплекс, синтезирующий все наиболее значимое для предпринимательской деятельности личности, которая в процессе своего развития обеспечивает совершенствование личностного потенциала.

Эмпирический опыт, формирующийся под влиянием повседневной жизни и предпринимательской деятельности человека, фиксирует мир явлений и охватывает в основном только видимые, внешние связи. Анализ труда субъекта предпринимательской деятельности убеждает, что здесь одного житейского опыта явно недостаточно. Необходимо практические знания интегрировать с теоретическими — это может обеспечить процесс развития личностного потенциала. Теоретические знания позволят установить внутренние связи между явлениями, прогнозировать перспективу, планомерно и сознательно организовать деятельность с целью решения поставленных задач.

Поведенный нами анализ позволяет сделать следующие выводы:

  • 1. Становление и развитие личности предпринимателя, подчиняясь общим закономерностям формирования профессионала. Имеет свою специфику, связанную с особенностями положения предпринимательской деятельности. Объективно такой процесс проявляется в виде подъемов и спадов предпринимательского труда, своеобразных макрои микроциклов, степенью включенности личности в профессиональную деятельность.
  • 2. Многоэтапный процесс развития предпринимателя, усиление его личностного потенциала реализуется в процессе взаимодействия личности и предпринимательской среды на пути к достижению поставленных целей. На этой основе формируется многоуровневая функциональная структура личности предпринимателя.
  • 3. Процесс развития личности предпринимателя может характеризоваться:
    • — содержательным изменением ценностно-мотивационных ориентаций;
    • — своеобразием субъективного восприятия и моделирования значимых ситуаций;
    • — постепенным формированием системы психической саморегуляции;
    • — качественным изменением стиля деятельности и поведения в процессе взаимодействия с другими участниками предпринимательской деятельности.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой