Когнитивно-аналитический подход: теория личностных конструктов джорджа келли
В 1926 г. Дж. Келли получил степень бакалавра по физике и математике и собирался работать инженером-механиком, но затем заинтересовался социальными проблемами. В Университете Канзаса он изучал педагогическую социологию и трудовые отношения. Там он получил степень магистра, написав диссертацию по исследованию способов проведения рабочими свободного времени. После окончания университета он вел… Читать ещё >
Когнитивно-аналитический подход: теория личностных конструктов джорджа келли (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В результате изучения главы студент должен:
знать
- • основные идеи и положения теории личностных конструктов Джорджа Келли;
- • основные типы и свойства конструктов;
- • цель и этапы психологического консультирования по методу терапии фиксированных ролей;
уметь
- • выявлять и анализировать конструкты клиента;
- • применять техники когнитивно-аналитического подхода в психологическом консультировании;
владеть
• навыком проведения теорапии фиксированных ролей, других методов когнитивно-аналитического подхода.
Как было показано в предыдущей главе, несмотря на то что когнитивно ориентированный подход формировался в противопоставлении психоанализу, он имеет с ним прочную связь. Впрочем, то же самое можно сказать практически о любом теоретическом или терапевтическом подходе в психологии.
Учитывая такую генетическую связь, неудивительно, что в русле когнитивно ориентированных подходов выделился когнитивно-аналитический подход, сочетающий в себе психоаналитические и когнитивные представления. Основателем данного подхода явился Джордж Келли. В то же время многие авторы считают Дж. Келли также основателем когнитивно ориентированного направления в психотерапии.
Подход Дж. Келли является наиболее «когнитивным» из всех когнитивно ориентированных подходов, то есть ориентация на мыслительные процессы выражена в нем в наиболее чистом виде. В то же время в данном подходе наиболее ярко прослеживаются психоаналитические мотивы, что связано с психоаналитическим прошлым Дж. Келли. Такое сочетание кажется парадоксальным, но только на первый взгляд: по-видимому, между рациональным и иррациональным в психике человека не такая уж глубокая пропасть.
Джордж Келли: жизненный путь (1905—1967)
Джордж Александер Келли родился в 1905 г. в США, в штате Канзас, в сельской местности. Он учился в маленькой сельской школе, затем родители отправили его учиться в город. Он был единственным ребенком в семье, но воспитывался строго, так как семья была религиозная.
В 1926 г. Дж. Келли получил степень бакалавра по физике и математике и собирался работать инженером-механиком, но затем заинтересовался социальными проблемами. В Университете Канзаса он изучал педагогическую социологию и трудовые отношения. Там он получил степень магистра, написав диссертацию по исследованию способов проведения рабочими свободного времени. После окончания университета он вел занятия по развитию речи для Ассоциации американских банкиров и по американизации для иммигрантов, работал в колледже для подростков. В 1929 г. он начал вести научную работу в Эдинбургском университете в Шотландии. Там он стал бакалавром в области образования и написал диссертацию по проблемам прогноза успешности в преподавании. А в 1931 г. получил в США степень доктора по психологии, защитив диссертацию по изучению факторов расстройства речи и чтения. После этого он стал преподавать физиологическую психологию в колледже штата Канзас.
Однако во время Великой депрессии Дж. Келли решил, что ему надо заняться чем-то еще, кроме преподавания. Он стал заниматься психотерапией, не имея соответствующей формальной подготовки. Он начал работать в психоаналитической традиции и создал систему передвижных психологических консультаций для работы со стрессами и неврозами в Канзасе. Уже в то время он начал разочаровываться в психоанализе, отмечая, что люди больше страдают от засухи, бурь и экономических трудностей, чем от сил либидо. Во время Второй мировой войны Дж. Келли работал психологом в морской авиации, а после окончания войны в 1946 г. стал профессором и директором отдела клинической психологии в Государственном университете Огайо. Именно там он разработал и опубликовал свою теорию личности. В 1955 г. была опубликована его работа «Психология личностных конструктов». Келли был также президентом клинического и консультативного подразделений Американской психологической ассоциации.