Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Генотип-средовое взаимодействие. 
Дифференциальная психология

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ассортативность положительна, если пары подбираются по принципу сходства, и отрицательна, если по принципу противоположности. При анализе ассортативности, т. е. при проверке гипотезы о неслучайности подбора брачных партнеров в популяции, рассматриваются не только признаки, оценка которых не допускает неоднозначных толкований (например, антропологические характеристики), но и те, оценка которых… Читать ещё >

Генотип-средовое взаимодействие. Дифференциальная психология (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Механизм ГС-взаимодействия коренным образом отличается от механизма ГС-корреляции. Последняя описывает совпадение «направлений», в которых действуют генотип и среда, формируя ту или иную черту, причем их влияния всегда аддитивны; это мера «выражаемости» генотипа в определенных средовых условиях. ГС-взаимодействие описывает чувствительность генотипа к разного рода средам; это механизм формирования одним и тем же генотипом разных фенотипов в различных средах. Например, индивидуумы, генетически предрасположенные к развитию того или иного заболевания, фенотипически не будут проявлять никаких признаков болезни только до тех пор, пока среда, в которой они находятся, не содержит патогенный фактор. Индивидуумы же, генетически не предрасположенные к развитию данного заболевания, не будут его обнаруживать даже при наличии патогенного триггера в среде. Иными словами, патогенный фактор будет по-разному влиять на носителей гена заболевания и на тех, в чьем генотипе этот патогенный ген отсутствует.

Фенилкетонурия (ФКУ) может служить одной из наиболее хорошо известных иллюстраций механизма работы ГС-взаимодействия. Присутствие фенил-аланина в пище ребенка оказывает принципиально разное влияние на его организм в зависимости от того, является он гетероили гомозиготой по ФКУ-аллелю (мутантному гену Phe), Ребенок, генотип которого гомозиготен по этому аллелю, не способен усваивать аминокислоту фенилаланин, потому и компоненты несостоявшегося метаболизма накапливаются в организме ребенка, вредно влияя на его развивающийся мозг. Оказывается, что если ФКУ диагностирована очень рано (это возможно даже пренатально), то ребенку можно назначить строгую диету, полностью исключающую фенилаланин-содержащие продукты из его рациона и тем самым предотвращающую развитие умственной отсталости. Иначе говоря, если ген-носитель патологического признака не получает необходимой для него среды, то формируется иной, в данном случае здоровый, фенотип. Хотя биология и медицина располагают множеством примеров значимости ГС-взаимодействия при формировании индивидуальных различий по разным медицинским признакам, до сих пор имеется относительно немного свидетельств того, что подобные взаимодействия существенным образом влияют на развитие психологических качеств.

Тем не менее, все больший акцент в психогенетических исследованиях ставится на необходимости изучения генотип-средовых эффектов (ГС-корреляции и ГС-взаимодействия). В процессе индивидуального развития последовательно реализуются разные варианты ГС-корреляции: для ранних этапов развития типична в основном пассивная ГС-корреляция, затем, когда индивидуальные черты ребенка начинают проявляться, она становится в основном реактивной, и, наконец, на более поздних этапах развития все большую роль играет активная ГС-корреляция. Предполагается также, что ГС-взаимодействие, отражающее чувствительность данного генотипа к конкретным средовым условиям, имеет весьма существенное значение в развитии индивидуальности человека, особенно для групп людей, значения которых по исследуемым признакам находятся на краях распределений значений этих признаков в популяциях.

Ассортативность — явление, при котором образование супружеских пар или скрещивание в отношении какого-либо признака происходит неслучайным образом.

Ассортативность положительна, если пары подбираются по принципу сходства, и отрицательна, если по принципу противоположности. При анализе ассортативности, т. е. при проверке гипотезы о неслучайности подбора брачных партнеров в популяции, рассматриваются не только признаки, оценка которых не допускает неоднозначных толкований (например, антропологические характеристики), но и те, оценка которых может меняться в зависимости от используемого диагностического метода. К числу последних относится большинство психологических черт.

Наиболее известен феномен ассортативности по такому фундаментальному признаку, как интеллектуальное развитие. Согласно многочисленным данным, значения IQ у супругов весьма близки, особенно в области высоких и низких значений интеллекта, в области же средних значений IQ корреляция более слабая. Характер ассортативности браков по степени интеллекта может меняться в зависимости от социально-экономического положения популяции, которое влияет на внутрипопуляционные процессы, в частности, на уровень брачных предпочтений. Исследование ассортативности по показателям личностных черт дает более сложную картину. Так, при исследовании темперамента оценки его свойств зависят от выбранного метода (наблюдение, экспертная оценка, эксперимент), группы респондентов или испытуемых (дети, их сверстники, родители, психологи), экспериментальных показателей (произвольные или непроизвольные). Кроме того, в психологической диагностике, ориентированной на детей и подростков, различают методы, центрированные на детях, и методы, центрированные на родителях, и зачастую они дают различную информацию, например, о взаимосвязях личностных черт и особенностей межличностного взаимодействия1. Причина такой противоречивости оценок заключается в сложности психологических феноменов и разнообразии их проявления в зависимости от контекста.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой