Основные концепции и подходы в социальной психологии
Необихевиоризм в социальной психологии разрабатывался в исследованиях Г. Оллпорта, В. Ламберта, Р. Бейлза, Г. Хоманса, Э. Мэйо и др. Необихевиористы изменили основную формулу поведения, введя промежуточные переменные (N) в традиционную формулу «стимул — реакция» (S —> N —> R). В области социальной психологии представители данного направления сосредоточили свое внимание на групповых процессах… Читать ещё >
Основные концепции и подходы в социальной психологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Первоначально основы социальной психологии закладывались под влиянием господствовавших в начале XX столетия направлений мировой психологии: психоанализа, гештальтпсихологии, бихевиоризма, интеракционизма. В дальнейшем доминирующую роль начинают играть модификации этих направлений, а также новые социально-психологические подходы (табл. .1).
Таблица. 1
Основные направления социальной психологии
Направление. | Ведущие представители. | Ключевые положения. |
Психоанализ и неопсихоанализ. | 3. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, Г. Салливен, Э. Фромм. | Основу психической жизни человека составляют бессознательные влечения, потребности и образы, формирующиеся в раннем детстве, которые определяют социальное поведение и предпочтения. |
Бихевиоризм. | Дж. Уотсон, Э. Торндайк, К. Халл, Б. Скиннер | Человек — совокупность двигательных и вербальных реакций на внешние воздействия (стимулы). Социальными стимулами являются другие люди. |
Окончание табл. 1.1
Направление. | Ведущие представители. | Ключевые положения. |
Гештальт; психология. | М. Вертхаймер, В. Келлер, К. Коффка, К. Левин, Ф. Хай дер | Внутренняя системная организация целого (гештальта) какого-либо психического образования определяет свойства и функции образующих его частей. |
Символический интеракционизм. | Дж. Мид, Г. Блумер | Поведение людей по отношению друг к другу и предметам окружающего мира определяется значениями, которые они им придают. Этими значениями, представленными символически, люди обмениваются в процессе коммуникации и проигрывания ролей. |
Когнитивизм. | Д. Бродбент, Р. Аткинсон, У. Найссер, Ж. Пиаже, Дж. Брунер, Дж. Келли, Л. Фестингер, Ч. Осгуд. | Знания, представления, образы, ситуации и характер протекания познавательных процессов определяют поведение индивидов. |
Гуманистическая психология. | Г. Олиорт, А. Маслоу, К. Роджерс. | Человек — уникальная, открытая, устремленная в будущее система. Он стремится свободно реализовать свои потенции к творчеству, вере в себя, личностному росту в направлении своего идеала. |
> Необихевиоризм в социальной психологии разрабатывался в исследованиях Г. Оллпорта, В. Ламберта, Р. Бейлза, Г. Хоманса, Э. Мэйо и др. Необихевиористы изменили основную формулу поведения, введя промежуточные переменные (N) в традиционную формулу «стимул — реакция» (S —> N —> R). В области социальной психологии представители данного направления сосредоточили свое внимание на групповых процессах, установках личности, ее статусах, ролях, на вопросах методики исследования.
пример
Так, Роберт Бейлз тщательно разработал метод наблюдения, а Гордон Оллпорт — различные приемы шкалирования. Элтон Мэйо стал одним из создателей промышленной социальной психологии. По его убеждению, главной в повышении эффективности трудовой деятельности человека должна быть забота о человеческих взаимоотношениях как между рабочими, так и в особенности между рабочими и руководителями.
В рамках необихевиоризма, вводящего промежуточные переменные (К. Халл) и оперантное обусловливание (Б. Скиннер), были разработаны теории фрустраций, агрессии, социального обмена. С позиций этого направления конструировались активные методы поведенческого тренинга, позволяющие осуществлять обучение, терапию, коррекцию поведения. Центральной идеей этого направления выступает подкрепление. Основной проблемой бихевиористской ориентации является научение. Механизмами научения согласно бихевиоризму являются классическое (И. П. Павлов) и оперантное (Б. Скиннер) обусловливание.
> Неофрейдисты выдвинули ряд положений, в частности, о доминирующей роли раннего детства в развитии характера (даже национального) взрослого человека и семейного воспитания для выбора групп и лидеров в обществе; о сведении социально-психологических и общественных связей к глубинным, бессознательным процессам; о выводимости из взаимоотношений родителей и детей модели малых и больших групп. В отличие от раннего фрейдизма они рассматривали душевные расстройства как нарушения межличностных отношений. Представителями этого направления были разработаны различные локальные модели, описывающие поведение людей; тренинговые методы, позволяющие корректировать поведение и взаимодействия личности с социальным окружением.
> Значительным направлением в развитии социальной психологии являлся когнитивизм, зародившийся в недрах гештальтпсихологии. Исходный принцип когнитивизма — рассмотрение социального поведения с позиции познавательных процессов индивида. Основная проблема, разрабатываемая когнитивистами, — взаимодействие когнитивных структур, возникновение между ними отношений соответствия (несоответствия).
пример
Особое место в когнитивной социальной психологии занимают теории когнитивного соответствия, согласно которым главным мотивирующим фактором поведения индивида признается потребность в установлении соответствия, сбалансированности его когнитивных структур. К таким теориям относятся: теория сбалансированных структур (Ф. Хайдер), коммуникативных актов (Т. Ньюком), теория когнитивного диссонанса (Л. Фестингер), теория конгруэнтности (Ч. Осгуд и П. Таненбаум).
> Интеракционизм (от англ, interaction — взаимодействие) берет свое начало из социологической ориентации. Его источник — теория символического интеракционизма Дж. Мида. Представители этого направления сосредоточивается на четырех проблемных областях: социальном контроле, мотивации, межличностных взаимоотношениях и социализации. Ведущие постулаты интеракционизма таковы:
- 1) человеческая природа и социальный порядок суть продукты коммуникации;
- 2) направление поведения человека — это результат взаимных уступок людей, зависящих друг от друга и приспосабливающихся друг к другу;
- 3) личность человека формируется в процессе взаимодействия с окружающими людьми;
- 4) культура группы состоит из моделей поведения, которые возникают в коммуникации и постоянно укрепляются, поскольку люди сообща взаимодействуют с условиями жизни.
В рамках интеракционизма разработаны теории ролей (Т. Сарбин), референтных групп (Г. Хаймар, Р. Мертон).
В итоге можно заключить, что общей тенденцией развития социальной психологии являются утрата специфических особенностей методов исследования, сужение своего предмета и, как следствие, переход от глобальных концепций к локальным моделям описания социально-психологических феноменов и закономерностей.
Основные феномены социальной психологии. При всем разнообразии социально-психологических явлений основным источником их возникновения выступает сфера общения и взаимодействия между людьми.
> Человек существует и развивается в обществе, в конкретной группе в соответствии с принятыми требованиями: изменяет свои мысли и поведение, переживает какие-либо эмоции под влиянием взаимодействия с другими участниками группы.
> Обмениваясь информацией и переживаниями с другими людьми, лучше узнавая их, каждый из нас так или иначе участвует в общении.
> Находясь в социальной среде и общаясь с другими людьми, мы принимаем участие в межличностных отношениях.
> Поскольку любой из нас принадлежит к определенной социальной общности, нам нередко приходится участвовать в групповом взаимодействии.
> Мы замечаем, что наша внутренняя и внешняя активность часто изменяется в присутствии других людей: с одними людьми нам легко и продуктивно работается, с другими возникают трения; в одиночку нам иногда скучно работать, тогда как в хорошей группе мы трудимся более эффективно.
Социальная психология исследует такие феномены, как восприятие и понимание людьми друг друга; подражание, внушение, убеждение; сплоченность и конфликтность; совместная деятельность и межличностные отношения.
Указанные феномены проявляются как отражение (познание, переживание и освоение) различных форм общения, зависящих от многих факторов. Каждый человек приобретает социально-психологические черты через свой личный опыт, через непосредственные контакты в микросреде (в семье, школе, на улице). Через микросреду, непосредственное взаимодействие и контакты каждый познает широкий социальный мир и существует в макросоциуме. Макросреда — это социум, общество в целом, со всеми его институтами и структурами: наукой, культурой, идеологией, общественными нормами. Реальность, в которой сосуществуют и взаимодействуют микрои макросреда, и есть малые группы, где протекает в том числе социальная жизнь каждой личности.
Контрольные вопросы
- 1. Какие объекты изучения социальной психологии вам известны?
- 2. Какому российскому ученому принадлежит развернутое изложение взглядов о сущности социально-психологических явлений, предмете социальной психологии?
- 3. Верно ли, что в 1920;е гг. в зарубежной социальной психологии для изучения личности и группы был впервые применен экспериментальный метод с последующей количественной обработкой данных?
- 4. Какие специфические признаки эксперимента в социальной психологии вы можете перечислить?
- 5. Верно ли, что в центре внимания социальной психологии находятся процессы лидерства и руководства, социальные установки и активность личности в ходе общения?
- 6. Каковы основные феномены социальной психологии?
- 7. Различаются ли предметы социальной психологии и социологии?
- 8. Есть ли у человека несоциальная психика?
- 9. Что такое массовидные психические явления?
- 10. По каким основаниям классифицируют направления современной социальной психологии?