Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Представления об отклонениях в психическом развитии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Принцип социальной обусловленности развития. Согласно этому принципу вместо оценки уже достигнутого уровня развития способностей на первый план выдвигаются задачи поиска различных препятствий, мешающих этому развитию, анализ психологической природы этих препятствий, установление и изучение причин их возникновения и т. д. Подчеркивается, что преграды порождаются неприспособленностью ребенка… Читать ещё >

Представления об отклонениях в психическом развитии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В соответствии с пониманием «нормы» развития формулируется понятие «отклонение». Относительно нормы по темпу развития в культурно-исторической психологии выделяют типичное и атипичное развитие. Атипичное развитие и есть отклонение в развитии. Отклонения от нормы следует понимать как в позитивном, так и в негативном планах: может быть вариант опережения нормы развития и вариант отставания. В первом случае психология развития решает проблему одаренности и одаренных детей, исследуя ускоренный темп развития, во втором случае — проблему задержек психического развития, его дефектов, изучая аномальное развитие.

Однако количество работ, посвященных аномальным детям, намного превосходит число исследований по психологии одаренности. Отсутствие единой теоретической базы часто способствует игнорированию общих моментов в жизни одаренных и девиантных детей. И те, и другие требуют специального обучения: как отстающие в развитии, так и одаренные дети нередко отвергаются своими обычными сверстниками и неоднозначно воспринимаются педагогами.

Диалектическое учение Л. С. Выготского о плюси минус-одаренности

В рамках культурно-исторической концепции Л. С. Выготского предложен динамический подход к изучению атипичного в развитии. Здесь типичное и атипичное анализируется в единой парадигме, и данное направление называется «диалектическим учением о плюси минусодаренности». Отставание и одаренность рассматриваются как два полярных исхода единого процесса компенсации, хотя это, безусловно, не означает превращения любого дефекта в талант. Компенсация — эта одна из форм борьбы с препятствиями, возникающими на пути развития. Возможность победы и проигрыша определяется «силами» сторон, размерами и качественными особенностями дефекта, характером порождаемых им изменений в психике ребенка, богатством компенсаторного фонда субъекта. «Путь к совершенству лежит через преодоление препятствий; затруднение функции есть стимул к ее повышению» (Л. С. Выготский). В исследованиях Ю. Д. Бабаевой было показано, что формирование психологических механизмов преодоления преград определяется не только особенностями психики ребенка, но и адекватным, своевременным вмешательством в этот процесс психологов, педагогов, родителей.

Выготский сформулировал три базовых принципа динамической теории одаренности.

  • 1. Принцип социальной обусловленности развития. Согласно этому принципу вместо оценки уже достигнутого уровня развития способностей на первый план выдвигаются задачи поиска различных препятствий, мешающих этому развитию, анализ психологической природы этих препятствий, установление и изучение причин их возникновения и т. д. Подчеркивается, что преграды порождаются неприспособленностью ребенка к окружающей его социально-культурной среде.
  • 2. Принцип перспективы будущего. Возникшие преграды становятся «целевыми точками» психического развития, его направляют, стимулируют включение компенсаторных процессов.
  • 3. Принцип компенсации. Необходимость борьбы с препятствиями требует усиления и совершенствования психических функций. Если этот процесс протекает успешно, ребенок получает возможность преодолевать преграду и таким образом приспосабливаться к социальнокультурной среде. Однако возможны и другие исходы. Компенсаторного «фонда» может не хватить для борьбы с преградой. Кроме этого, компенсация может пойти по ложному пути, порождая неполноценное развитие психики ребенка.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой