Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Коррекционная программа II

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Родовые и видовые признаки понятия обычно называются существенными, так как они и есть то главное, что мы выражаем с помощью понятия. Остальные признаки называются несущественными, случайными. Например, в понятие «архив» включены такие существенные признаки, как «хранилище» и «для документов». Помимо этих признаков, понятие «архив» может обладать и случайными признаками, например «большой… Читать ещё >

Коррекционная программа II (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Коррекционная программа начинается с беседы психолога с учащимся. Школьные успехи, усвоение знаний на уроках зависят оттого, насколько хорошо ученик умеет думать, рассуждать, доказывать, и всему этому можно обучить. Расширение кругозора, знакомство с разными областями знаний, чтение книг и журналов, обсуждение прочитанного — все это способствует развитию мышления, так как заставляет человека рассуждать, сравнивать, делать выводы. Правда, при этом мыслительный процесс идет как бы сам собой, автоматически, бессознательно, поэтому нередко случаются ошибки, которые могут остаться незамеченными. Между тем можно сознательно тренировать себя в выполнении некоторых мыслительных умений. Но прежде чем перейти к такой тренировке, следует усвоить некоторые сведения, которые будут полезны.

Наш обычный язык, тот язык, на котором мы говорим, состоит из определенного запаса слов. Слово или выражение языка, обозначающее отдельный предмет, явление или некоторую совокупность предметов, явлений, объединенных общими признаками, называется понятием. Примеры разных понятий: «поэт», «число», «гроза», «Великая Отечественная война», «человек, открывший кровообращение» .

Понятия различаются между собой в зависимости от того, со сколькими предметами или явлениями они связаны. Круг предметов, к которым относится данное понятие, называется объемом понятия. Понятие может обозначать один предмет, например «солнце», «Монголия», «М. Ю. Лермонтов». Понятие может не обозначать ни одного предмета — это пустое, беспредметное понятие, например «житель Луны», «марсианин», «водяной» .

Еще одна характеристика понятия — его содержание. Содержание понятия — это совокупность существенных свойств, присущих всем предметам данного понятия и только им. Например, понятие «Марс» объединяет в себе такие существенные признаки: планета Солнечной системы; светит отраженным светом; имеет шарообразную форму; вращается вокруг Солнца; вращается вокруг своей оси. Понятие «треугольник» объединяет в себе такие существенные признаки: плоская фигура; замкнутая фигура; фигура с тремя углами.

С понятиями можно выполнять некоторые мыслительные действия, важнейшие из которых — обобщение и ограничение.

Произвести обобщение понятия означает подыскать к нему подчиняющее его более общее (родовое) понятие. Например, понятие «садовый цветок» будет родовым для понятия «гвоздика». Обобщить понятие «гвоздика» означает подобрать к нему родовое понятие «садовый цветок». Второй пример: обобщить понятие «стол» означает подобрать к нему родовое понятие «предмет мебели» .

Произвести ограничение понятия — значит подыскать к нему подчиненное ему более частное (видовое) понятие. Например, понятие «розовая гвоздика» будет видовым для понятия «гвоздика». Ограничить понятие «гвоздика» — значит подобрать к нему видовое понятие, такое как «розовая гвоздика». Второй пример: ограничить понятие «стол» — значит подобрать к нему видовое понятие, такое как «письменный стол» .

Ниже предлагается ряд заданий, в которых надо будет применить некоторые из перечисленных выше умственных действий.

Задание 1.

Нужно произвести обобщение и ограничение понятий, т. е. подыскать к каждому из них подчиняющее более общее (родовое) понятие и подчиненное более частное (видовое) понятие. Для каждого понятия предлагаются на выбор четыре понятия, среди которых следует выбрать родовое и видовое.

Пример: ЛАМПА а) свет; б) осветительный прибор; в) телевизор; г) настольная лампа.

Для понятия «лампа» родовым является понятие «осветительный прибор», а видовым — «настольная лампа». Их и следует называть в данном случае.

  • 1. МЕСТОИМЕНИЕ
  • а) часть речи; б) синтаксис; в) указательное местоимение; г) междометие.
  • 2. ВЕТЕР
  • а) атмосферное явление; б) прохлада; в) пассаты; г) снег.
  • 3. КРАХМАЛ
  • а) жиры; б) картофель; в) кукурузный крахмал; г) органическое вещество.
  • 4. ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ЧИСЛО
  • а) сумма; б) число; в) минус пять; г) положительное число.
  • 5. УГНЕТЕННЫЙ КЛАСС
  • а) класс; б) феодалы; в) крепостные крестьяне; г) угнетатели.
  • 6. ДЕЛЕНИЕ
  • а) умножение; б) деление с остатком; в) действие с числами; г) разность.
  • 7. СТОЛИЦА
  • а) столица государства; б) окраина; в) город; г) деревня.
  • 8. СЛОВАРЬ
  • а) книга; б) фразеологический оборот; в) учебник; г) орфографический словарь.
  • 9. ЯГОДА
  • а) плод; б) орех; в) сад; г) земляника.
  • 10. БАРОМЕТР
  • а) круглый барометр; б) манометр; в) движение; г) прибор.
  • 11. БЫЛИНА
  • а) литературное произведение; б) произведение устной народной поэзии; в) богатырь; г) Илья Муромец и Соловей Разбойник.
  • 12. СОЮЗ
  • а) правило; б) предложение; в) сочинительный союз; г) служебная часть речи.
  • 13. НИЗШИЕ РАСТЕНИЯ
  • а) цветковые растения; б) растения; в) грибы; г) ягоды.
  • 14. ГАЗ
  • а) кислород; б) состояние вещества; в) жидкость; г) поверхность.
  • 15. УГОЛЬ
  • а) нефть; б) геология; в) бурый уголь; г) полезные ископаемые.
  • 16. СТИХОТВОРЕНИЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА
  • а) жанр; б) поэтическое произведение; в) рифма; г) стихотворение «Парус» .
  • 17. ПОВИННОСТЬ
  • а) барщина; б) сельскохозяйственная работа; в) принудительная обязанность; г) крепостное право.
  • 18. РЫЧАГ
  • а) блок; б) физика; в) ножницы; г) простой механизм.
  • 19. ГЕРОЙ ПОВЕСТИ Н. В. ГОГОЛЯ
  • а) Тарас Бульба; б) проза; в) герой; г) литературный герой.
  • 20. УГОЛ
  • а) треугольник; б) фигура; в) прямой угол; г) сторона.

Задание 2.

Следует назвать обобщающее (родовое) и ограничивающее (видовое) понятия к каждому из данных понятий:

  • 1. История
  • 2. Озеро
  • 3. Наречие
  • 4. Дробь
  • 5. Повесть
  • 6. Христианство
  • 7. Кустарник
  • 8. Насос
  • 9. География
  • 10. Грамматика
  • 11. Певчая птица
  • 12. Параллелепипед
  • 13. Землевладелец
  • 14. Плотина
  • 15. Движение
  • 16. Глава
  • 17. Нос
  • 18. Излучение
  • 19. Существительное женского рода
  • 20. Осадки
  • 21. Многоугольник
  • 22. Русский писатель

Задание 3.

Производя ряд последовательных обобщений данного понятия и таким образом восходя ко все более общим понятиям, можно получить лестницу понятий, в которой каждая новая ступень относится к предыдущей как род к виду. Пример: для понятия «Москва» родовым является понятие «столица», для понятия «столица» — понятие «город», для понятия «город» — понятие «населенный пункт». Таким образом, выстраивается цепочка: «Москва — столица — город — населенный пункт». Каждое последующее понятие в этой цепи является родовым по отношению к предыдущему. Следует произвести ряд обобщений данных понятий до предела.

1.

Пятиугольник.

11.

Буква «А» .

2.

Крепостные крестьяне.

12.

Каленое железо.

3.

Ливень.

13.

Яровая пшеница.

4.

Сочинительный союз.

14.

Байкал.

5.

Лесная малина.

15.

Латы.

6.

Рассказ «Хамелеон» .

16.

Отрицательная десятичная дробь.

7.

Равномерное ускорение.

17.

Стихотворение «Узник» .

8.

Деление с остатком.

18.

Сосна.

9.

Коралловый остров.

19.

Илья Муромец.

10. Прометей.

20.

Существительное «дом» .

Задание 4.

Нужно расположить приведенные ниже понятия по порядку, т. е. от более частных к более общим, таким образом, чтобы в образовавшейся цепочке каждое последующее звено относилось к предыдущему как рол к виду. Например, понятия «пудель», «животное», «собака», «домашнее животное» следует расположить так: «пудель — собака — домашнее животное — животное» .

  • 1. Храм, древнегреческий храм, строение, Парфенон, ритуальное сооружение.
  • 2. Яблоня, растение, дерево, плодовое дерево, цветковое растение.
  • 3. Число, дробь, натуральная дробь, неправильная дробь.
  • 4. Почва, чернозем Украины, природное образование, чернозем.
  • 5. Согласная буква, знак азбуки, буква «Д», буква.
  • 6. Газ, состояние вещества, кислород, жидкий кислород.
  • 7. Создатель произведений искусства, Фидий, скульптор, человек, древнегреческий скульптор.
  • 8. Сказка, сказка «Колобок», жанр, устное народное творчество.
  • 9. Водоплавающая птица, лебедь, черный лебедь, птица, позвоночные.
  • 10. Природное явление, землетрясение в Японии, стихийное бедствие, землетрясение.
  • 11. Фигура, квадрат, плоскостная фигура, прямоугольник, многоугольник.
  • 12. Часть речи, глагол «приказать», основные грамматические разряды, глагол.
  • 13. Вид государственного управления, демократия, рабовладельческая демократия в Афинах, рабовладельческая демократия.
  • 14. Поэтическое произведение, литературное произведение, стихотворение «Два великана», стихотворение М. Ю. Лермонтова.
  • 15. Коренное население Америки, население, индейцы, население Америки.
  • 16. Пресмыкающееся, гадюка, змея, ядовитая змея, позвоночные.

Задание 5.

Задание состоит в том, чтобы расположить понятия по порядку. Однако при этом не получится простой цепочки, так как некоторые понятия будут являться родовыми по отношению не к одному, а к нескольким видовым понятиям. Например, понятия «мебель», «кресло», «стол», «стул», «рабочее кресло», «обеденный стол», «круглый обеденный стол» можно расположить в виде системы, представленной на рис. 4.1.

Система понятий.

Рис. 4. 1. Система понятий.

Предлагается построить системы из следующих понятий:

  • 1. Корень, лист, орган растения, плод, ягоды, сочный плод.
  • 2. Железная руда, полезные ископаемые, пески, природные образования, почва, рудные полезные ископаемые.
  • 3. Фигура, линия, угол, плоскостная фигура, многоугольник, куб, острый угол, объемная фигура.
  • 4. Глагол, часть речи, союз, глагол сослагательного наклонения, соединительный союз, служебная часть речи.
  • 5. Раб, угнетенный человек, крепостной крестьянин, Спартак, человек, угнетатель.
  • 6. Стихотворение, жанр, лирическое произведение, былина, стихотворение «Парус», устное народное творчество, былина об Илье Муромце.
  • 7. Искусство, музыка, масляная живопись, эстрадная музыка, изобразительное искусство, живопись.
  • 8. Перелетная птица, птица, грач, позвоночные, животные организмы, млекопитающие.
  • 9. Состояние тела, движение, ускорение, равномерное ускорение, покой.
  • 10. Производство, ремесленная мастерская, гончарная ремесленная мастерская, промышленное производство, фабрика, ручное производство, кондитерская фабрика.
  • 11. Население Африки, пришлое население Австралии, арабы, население, население Австралии, население Северной Африки, англо-австралийцы.
  • 12. Прибор, ртутный термометр, динамометр, термометр, барометр, манометр, силомер.
  • 13. Цветковые растения, деревья, растения, кустарники, травянистые растения, низшие растения.

Задание 6.

Следует установить, правильно ли произведено обобщение, т. е. относится ли в каждой данной паре второе понятие к первому как род к виду. Необходимо помнить, что все признаки более общего (родового) понятия должны содержаться в понятии, которое обобщается (видовом). Проверить правильность обобщения можно, подставив перед видовым понятием слово «любой». Если обобщение не потеряет смысл, то оно было произведено правильно. Важно не смешивать отношение «вид — род» и отношение «часть — целое». Например, обобщение «дерево — лес» не является правильным, так как дерево не обладает всеми признаками леса. Фраза «любое дерево — лес» неверна.

Дерево — это часть, а не вид леса. Правильным будет обобщение «дерево — растение» (любое дерево — растение).

  • 1. Республика — форма государственного правления.
  • 2. Диагональ — сторона.
  • 3. Дополнение — член предложения.
  • 4. Книга — учебник.
  • 5. Африка — часть света.
  • 6. Тычинка — цветок.
  • 7. Сказуемое — главный член предложения.
  • 8. Сутки — ночь.
  • 9. Сочетательный закон — действие с числами.
  • 10. Окончание — часть слова.
  • 11. Крахмал — состав семян.
  • 12. Степан Разин — предводитель крестьянского восстания.
  • 13. Запятая — синтаксис.
  • 14. Климатическая карта — карта.
  • 15. Басня — рассказ.
  • 16. Волга — река.
  • 17. Император — царь.
  • 18. Цитоплазма — часть клетки.
  • 19. Роман — эпическое произведение.
  • 20. Положительное число — вид числа.
  • 21. Деревья — многолетние растения.
  • 22. Электрическая энергия — механическая энергия.
  • 23. Температура — погода.
  • 24. Мозаика — картина.
  • 25. Иносказание — литературный прием.

Задание 7.

Предлагается определить, правильно ли произведено ограничение, т. е. относится ли в каждой данной паре второе из понятий к первому как вид к роду.

  • 1. Архитектор — Баженов.
  • 2. Материк — часть света.
  • 3. Второстепенный член предложения — дополнение.
  • 4. Растение — корень.
  • 5. Русский поэт — Некрасов.
  • 6. Нефть — газ.
  • 7. Война — Куликовская битва.
  • 8. Органическое вещество — жир.
  • 9. Техническое устройство — насос.
  • 10. Слово — буква.
  • 11. Время года — зима.
  • 12. Искусство — литература.
  • 13. Предложение — сложноподчиненное предложение.
  • 14. Множество — пустое множество.
  • 15. Климат — континентальный климат.
  • 16. Повесть — «Повесть о настоящем человеке» .
  • 17. Лиственное дерево — ясень.
  • 18. Рабовладельческий строй — Древняя Греция
  • 19. Движение — механическое движение.
  • 20. Пищеварение — желудок.
  • 21. Поэма — стихотворение.
  • 22. Число — цифра.
  • 23. Рельеф — растительность.
  • 24. Литературный герой — Тарас Бульба.

Задание 8.

Следующая мыслительная операция, с которой учащиеся должны познакомиться, — определение понятия. С помощью этой операции раскрывают содержание понятия, т. е. указывают, что это понятие обозначает, какие признаки объединенных данным понятием предметов имеют в виду. Определение должно, во-первых, раскрывать сущность предметов и, во-вторых, отличать данный предмет от всех остальных.

Дать определение какому-либо понятию означает назвать родовое (более общее) понятие, в которое включается данное понятие, а также найти видовые признаки, т. е. такие качества, которыми обладают все объекты, называемые данным понятием, и не обладают другие объекты, входящие в родовое понятие.

Например: МОЗАИКА — это картина, выложенная из цветных камешков или кусочков стекла. «Картина» — это родовое понятие по отношению к понятию «мозаика», а «выложенная из цветных камешков или кусочков стекла» — видовое отличие;

БАРЩИНА — работа крепостных крестьян в хозяйстве феодала. «Работа крестьян» — родовое понятие, «в хозяйстве феодала» — видовое отличие.

Родовые и видовые признаки понятия обычно называются существенными, так как они и есть то главное, что мы выражаем с помощью понятия. Остальные признаки называются несущественными, случайными. Например, в понятие «архив» включены такие существенные признаки, как «хранилище» и «для документов». Помимо этих признаков, понятие «архив» может обладать и случайными признаками, например «большой», «главный», «военный» .

В следующих заданиях проведите анализ понятий, т. е. выделите существенные и случайные их признаки.

  • 1. ФЕОДАЛ— а) богатый; б) владеющий землей; в) жестокий; г) владеющий крестьянами; д) властный; е) король.
  • 2. БОТАНИКА — а) учебный предмет; б) наука; в) часть естествознания; г) скучный урок; д) сложная наука; е) не изучает человека.
  • 3. ЗОЛОТО — а) металл; б) драгоценный металл; в) имеющий желтый цвет; г) служит для изготовления украшений.
  • 4. АНТАРКТИДА — а) материк; б) имеющий ледниковый покров; в) самое холодное место на Земле; г) место обитания пингвинов.
  • 5. СТИХОТВОРЕНИЕ — а) смешное произведение; б) поэтическое произведение; в) короткое произведение; г) хорошее произведение.
  • 6. БРОУНОВСКОЕ ДВИЖЕНИЕ — а) движение; б) движение газов; в) беспорядочное движение частиц; г) тело.
  • 7. ТОЧКА — а) маленький знак; б) знак препинания; в) нужный знак; г) стоящий в конце предложения.
  • 8. ЦВЕТКОВЫЕ РАСТЕНИЯ — а) растения; б) красивые; в) способны образовывать цветки; г) имеют приятный запах; д) растут в саду.
  • 9. РЕМЕСЛО — а) основано на ручном труде; б) средневековое; в) гончарное; г) мелкое производство; д) высококачественное.
  • 10. ГЛОБУС — а) большой; б) модель земного шара; в) наглядное пособие по географии; г) правильное изображение земной поверхности.
  • 11. ТЕРМОМЕТР — а) прибор; б) измеряющий температуру;
  • в) ртутный; г) имеющий стеклянный корпус.
  • 12. СОЮЗ — а) служебная часть речи; б) необходимое слово в предложении; в) соединительный; г) слово.
  • 13. КОРЕНЬ — а) съедобный; б) орган растения; в) ветвящийся;
  • г) с его помощью растение получает питательные вещества; д) находится в земле.
  • 14. КРЕПОСТНОЙ КРЕСТЬЯНИНа) лишенный земли; б) зависящий от феодала; в) лишенный личной свободы; г) нищий;
  • д) слуга.
  • 15. СУБТРОПИКИ — а) переходный климатический пояс; б) место с хорошей погодой; в) получают большое количество солнечного тепла; г) климатическая область Закавказья.
  • 16. ПЛОЩАДЬ — а) характеристика плоскостной фигуры; б) зависит от величины сторон; в) геометрическое понятие; г) земельная.

Задание 9.

Нужно определить понятия, т. е. указать их существенные признаки (родовой и видовой).

  • 1. Икона.
  • 2. Микроскоп.
  • 3. Поэт.
  • 4. Материк.
  • 5. Цифра.
  • 6. Холодостойкое растение.
  • 7. Раб.
  • 8. Имя существительное.
  • 9. Уральские горы.
  • 10. Белок.
  • 11. Кольчуга.
  • 12. Сказка.
  • 13. Квадрат.
  • 14. Волгоград.

Задание 10.

Требуется сравнить пары понятий и найти в них общие признаки. Для этого следует проанализировать каждое понятие в паре, выделить существенные признаки этого понятия и сравнить существенные признаки понятий анализируемой пары.

  • 1. Церковь — феодал.
  • 2. Стебель — лист.
  • 3. Лед — пар.
  • 4. Река — озеро.
  • 5. Местоимение — глагол.
  • 6. Лермонтов—Пушкин.
  • 7. Барометр — манометр.
  • 8. Равнины — горы.
  • 9. Меняла — ростовщик.
  • 10. Луг — болото.
  • 11. Меридианы — параллели.
  • 12. Ньютон — Паскаль.
  • 13. Эпическое произведение — драматическое произведение.
  • 14. Латы — кольчуга.
  • 15. Капля — песчинка.
  • 16. Орфография — пунктуация.
  • 17. Эфиопия — Алжир.
  • 18. Гриб—лишайник.
  • 19. Католицизм — православие.
  • 20. Союз — предлог.
  • 21. «Мороз Красный нос» — «Узник» .

Задание 11.

Понятия могут находиться в разных отношениях друг с другом. Наиболее часто встречаются следующие отношения:

  • 1) вид — род и род — вид, например: «окунь — рыба», «рыба — окунь» ;
  • 2) часть — целое, например: «плавник — окунь» ;
  • 3) причина — следствие, например: «горе — слезы» ;
  • 4) последовательность, например: «понедельник — вторник» ;
  • 5) вид — вид, например: «щука — окунь» ;
  • 6) функциональные отношения, например: «окунь — река» ;
  • 7) противоположность, например: «свет — тьма» .

Следует назвать отношения, существующие между понятиями каждой пары.

  • 1. Рабы — класс.
  • 2. Осень —зима.
  • 3. Ромб — сторона.
  • 4. Рабы — рабовладельческий строй.
  • 5. Тополь — ясень.
  • 6. Газ — жидкость.
  • 7. Сахара — пустыня.
  • 8. Тополь — пирамидальный тополь.
  • 9. Жидкость — вещество.
  • 10. Рабы — рабовладельцы.
  • 11. Карта — глобус.
  • 12. Буква — гласная буква.
  • 13. Носорог — саванны.
  • 14. Тополь — лес.
  • 15. Вода — холодная вода.
  • 16. Рабы — крепостные крестьяне.
  • 17. Шероховатость — трение.
  • 18. Фигура — плоскостная фигура.
  • 19. Союз — предлог.
  • 20. Засуха — неурожай.
  • 21. Рабы — Спартак.
  • 22. Острый угол — тупой угол.
  • 23. Север — юг.
  • 24. Тополь — дерево.
  • 25. Притяжение — отталкивание.
  • 26. Повесть — глава.
  • 27. Плодородная почва — высокий урожай.
  • 28. Числительное — часть речи.
  • 29. Жизнь — смерть.
  • 30. Круг — окружность.

Задание 12.

По условию задания требуется поставить каждое из предлагаемых понятий в разные всевозможные отношения с другими понятиями, которые нужно выбрать самостоятельно.

Например, дано понятие «соловей». Оно может находиться в отношении «вид — род» (соловей — певчая птица); в отношении «вид — вид» (соловей — стриж); в функциональном отношении (соловей — сад) и т. д.

  • 1. Картина.
  • 2. Ландыш.
  • 3. Термометр.
  • 4. Буква.
  • 5. Дождь.
  • 6. Повесть.
  • 7. Морс.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ Задание 1.

Обобщение и ограничение понятий (правильные ответы обозначаются здесь теми буквами, которыми обозначены в заданиях родовые и видовые понятия) Родовые понятия.

  • 1. а в
  • 2. а в
  • 3. г в
  • 4. б в
  • 5. а в
  • 6. в б
  • 7. в а
  • 8. а г
  • 9. а г
  • 10. г а

Видовые понятия.

  • 11. б г
  • 12. г в
  • 13. б в
  • 14. б а
  • 15. г в
  • 16. б г
  • 17. в а
  • 18. г в
  • 19. г а
  • 20. б в

Задание 2.

Нахождение родовых и видовых понятий Родовые понятия.

  • 1. Наука
  • 2. Водоем
  • 3. Часть речи
  • 4. Число
  • 5. Проза
  • 6. Религия
  • 7. Растение
  • 8. Техническое устройство
  • 9. Наука
  • 10. Наука о языке
  • 11. Птица
  • 12. Геометрическая фигура
  • 13. Владелец
  • 14. Искусственное водное сооружение

Видовые понятия История Средних веков, история России, история США и др.

Байкал, маленькое озеро и др.

Отрицательные наречия, «много» и др.

Отрицательная десятичная дробь, простая дробь.

" Повесть о настоящем человеке" и др.

Христианство, мусульманство, буддизм и др.

Малина, вишня, кактус и др.

Гидравлический насос, снегоуборочная машина и др.

Физическая география, экономическая география и др.

Грамматика русского языка и др. Канарейка, соловей и др. Спичечный коробок, куб и др.

Феодал, церковь и др.

Большая плотина, водохранилище, арык и др.

  • 15. Состояние материи
  • 16. Часть литературного произведения
  • 17. Часть лица
  • 18. Физический процесс
  • 19. Существительное
  • 20. Атмосферные явления
  • 21. Плоскостная фигура
  • 22. Писатель

Равномерное движение, равноускоренное движение и др.

Глава повести, глава романа, строфа стихотворения и др.

Большой лоб, курносый нос и др.

Тепловое, световое, ядерное излучение и др.

Мечта, земля, рука и др. Дождь, град, туман, снег и др.

Треугольник, квадрат, круг и др.

Лев Толстой, Максим Горький и др.

Задание 3.

Обобщение понятий до предела.

  • 1. Многоугольник — плоская геометрическая фигура — фигура.
  • 2. Зависимые крестьяне — угнетенный класс — класс.
  • 3. Дождь — осадки — атмосферные явления.
  • 4. Союз — служебная часть речи — часть речи.
  • 5. Малина — ягода — плод.
  • 6. Рассказ — проза — литературное произведение.
  • 7. Ускорение — состояние тела — состояние.
  • 8. Деление — действие с числами — действие.
  • 9. Остров — часть суши, окруженная водой.
  • 10. Древнегреческий титан — мифический герой — вымышленное существо.
  • 11. Гласная буква — буква — знак азбуки.
  • 12. Железо — металл — вещество — материя.
  • 13. Пшеница — злак (зерновая культура) — растение.
  • 14. Озеро — естественный водоем — водоем.
  • 15. Рыцарские доспехи — доспехи — снаряжение.
  • 16. Десятичная дробь — дробь — число.
  • 17. Стихотворение — поэтическое произведение — литературное произведение.
  • 18. Хвойное дерево — дерево — растение.
  • 19. Герой былины — герой устного народного творчества — литературный герой.
  • 20. Существительное мужского рода — существительное — часть речи.

Задание 4.

Расположение понятий от частных к общим.

  • 1. Парфенон, древнегреческий храм, храм, ритуальное сооружение, строение.
  • 2. Яблоня, плодовое дерево, цветковое растение, растение.
  • 3. Натуральная дробь, неправильная дробь, дробь, число.
  • 4. Чернозем Украины, чернозем, почва, природное образование.
  • 5. Буква «Д», согласная буква, буква, знак азбуки.
  • 6. Жидкий кислород, кислород, газ, состояние вещества.
  • 7. Фидий, древнегреческий скульптор, скульптор, создатель произведений искусства, человек.
  • 8. Сказка «Колобок», сказка, устное народное творчество, жанр.
  • 9. Черный лебедь, лебедь, водоплавающая птица, птица, позвоночные.
  • 10. Землетрясение в Японии, землетрясение, стихийное бедствие, природное явление.
  • 11. Квадрат, прямоугольник, многоугольник, плоскостная фигура, фигура.
  • 12. Глагол «приказать», глагол, часть речи, грамматические разряды слов.
  • 13. Рабовладельческая демократия в Афинах, рабовладельческая демократия, демократия, вид государственного управления.
  • 14. Стихотворение «Два великана», стихотворение М. Ю. Лермонтова, поэтическое произведение, литературное произведение.
  • 15. Индейцы, коренное население Америки, население Америки, население.
  • 16. Гадюка, ядовитая змея, змея, пресмыкающееся, позвоночные.

Задание 5.

Расположение понятий в виде системы.

Коррекционная программа II.

Коррекционная программа II.

Коррекционная программа II.

Коррекционная программа II.

Коррекционная программа II.

Задание 6.

Обобщение понятий.

  • 1. Правильно.
  • 2. Неверно.
  • 3. Правильно.
  • 4. Неверно.
  • 5. Правильно.
  • 6. Неверно
  • 7. Правильно.
  • 8. Неверно.
  • 9. Правильно.
  • 10. Правильно.
  • 11. Неверно.
  • 12. Правильно.
  • 13. Неверно.
  • 14. Правильно.
  • 15. Неверно.
  • 16. Правильно.
  • 17. Неверно.
  • 18. Правильно.
  • 19. Правильно.
  • 20. Правильно
  • 21. Правильно.
  • 22. Неверно.
  • 23. Неверно.
  • 24. Правильно.
  • 25. Правильно.

Задание 7.

Ограничение понятий.

  • 1. Правильно.
  • 2. Правильно.
  • 3. Правильно.
  • 4. Правильно.
  • 5. Правильно.
  • 6. Неверно.
  • 7. Правильно.
  • 8. Правильно.
  • 9. Правильно.
  • 10. Неверно.
  • 11. Правильно.
  • 12. Правильно.
  • 13. Правильно.
  • 14. Правильно.
  • 15. Правильно.
  • 16. Правильно.
  • 17. Правильно.
  • 18. Неверно.
  • 19. Правильно.
  • 20. Неверно.
  • 21. Неверно.
  • 22. Неверно.
  • 23. Неверно.
  • 24. Правильно.

Задание 8.

Выделение существенных и несущественных признаков понятий.

Существенные признаки

Несущественные признаки

1.

б, г.

а, в, д, е.

2.

б, в.

а, г, д, е.

3.

а, б.

в, г.

4.

а. б. в.

г.

5.

б.

а, г, д.

6.

а, в.

б, г.

7.

б.

а. в, г.

8.

а, в.

б, г, д.

9.

а, г.

б, в, д.

10.

б, г.

а. в.

11.

а, б.

в, г.

12.

а.

б, в, г.

13.

б, г.

а, в, д.

14.

а, б. в.

г, д.

15.

а. в.

б, г.

16.

а, б.

в. г.

Задание 9.

Самостоятельное определение понятий с указанием родового и видового признаков.

  • 1. Произведение изобразительного искусства; картина, изображающая бога.
  • 2. Оптический прибор для увеличения мелких частей.
  • 3. Создатель поэтических произведений.
  • 4. Большая часть суши, окруженная водой.
  • 5. Математическое изображение числа.
  • 6. Растение, не боящееся холода.
  • 7. Угнетенный человек; человек, лишенный личной свободы.
  • 8. Часть речи.
  • 9. Горы, разделяющие Европу и Азию.
  • 10. Органическое вещество.
  • 11. Рыцарские доспехи, воинское снаряжение.
  • 12. Устное народное творчество.
  • 13. Многоугольнике равными сторонами и равными углами; ромб, имеющий равные углы.
  • 14. Город на Волге.

Задание 10.

Нахождение общих признаков понятий.

  • 1. Крупные землевладельцы.
  • 2. Части растения.
  • 3. Агрегатное состояние воды.
  • 4. Естественные водоемы.
  • 5. Части речи.
  • 6. Русские поэты.
  • 7. Приборы, измеряющие давление.
  • 8. Виды земной поверхности.
  • 9. Дающие деньги под процент.
  • 10. Растительные сообщества.
  • 11. Координаты.
  • 12. Физики.
  • 13. Литературное произведение.
  • 14. Защитное воинское снаряжение.
  • 15. Мельчайшие частицы природы.
  • 16. Части слова.
  • 17. Африканские государства.
  • 18. Низшие растения.
  • 19. Христианство, христианская религия.
  • 20. Служебные части речи.
  • 21. Поэтические произведения русских поэтов.

Задание 11.

Отношения между понятиями.

1. Вид —род.

16.

Вид — вид.

2. Последовательность.

17.

Причина — следствие.

3. Целое — часть.

18.

Род — вид.

4. Функциональное отношение.

19.

Вид — вид.

5. Вид — вид.

20.

Причина — следствие.

6. Вид — вид.

21.

Род — вид.

7. Вид —род.

22.

Вид — вид.

8. Род — вид.

23.

Противоположность.

9. Вид — вид.

24.

Вид — род.

10. Противоположность.

25.

Противоположность.

11. Вид — вид.

26.

Целое — часть.

12. Род — вид.

27.

Причина — следствие.

13. Функциональное отношение.

28.

Вид — род.

14. Часть — целое.

29.

Противоположность.

15. Род — вид.

30.

Функциональное отношение.

Задание 12.

Нахождение разных отношений между понятиями.

  • 1. Произведение искусства (вид — род); пейзаж (род — вид); скульптура (вид — вид); художник (функциональное отношение).
  • 2. Цветок (вид — род); лесной (род — вид); василек (вид — вид); весна (функциональное отношение).
  • 3. Прибор (вид — род); ртутный термометр (род — вид); температура (функциональное отношение); шкала (целое — частное).
  • 4. Знак азбуки (вид — род); буква «н» (род — вид); цифра (вид — вид).
  • 5. Осадки (вид — род); летний дождь (род — вид); снег (вид — вид); капля (часть— целое); грибы (функциональное отношение); лужа (причина — следствие).
  • 6. Литературное произведение (вид — род); глава (целое — часть); писатель (функциональное отношение); поэма (вид — вид); «Повесть о настоящем человеке» (род — вид).
  • 7. Водоем (вид — род); Черное море (род — вид); океан (вид — вид); пароход (функциональное отношение).
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой