Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Индивидуально-стилевые особенности саморегуляции в учебной деятельности студентов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретический анализ, обращенный первоначально к общим закономерностям индивидуального стиля, а затем к анализу понятий индивидуального стиля регуляции деятельности и индивидуально-стилевых особенностей саморегуляции деятельности, в итоге обнаружил экспериментальные возможности исследования особенностей регуляции. Данные возможности исходят из представления об интегративной функции… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ И ИНДИВИДУАЛЬНО-СТИЛЕВЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ
    • 1. 1. Индивидуальный стиль
    • 1. 2. Принцип субъекта
    • 1. 3. Функции индивидуального стиля. Интегративная функция индивидуального стиля
    • 1. 4. Индивидуальный стиль регуляции деятельности и индивидуально-стилевые особенности саморегуляции деятельности
    • 1. 5. Индивидуально-стилевые особенности саморегуляции в учебной деятельности студентов
    • 1. 6. Постановка цели, гипотез и задач экспериментального исследования
  • Глава 2. ДИАГНОСТИКА ИНДИВИДУАЛЬНО-СТИЛЕВЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
    • 2. 1. Опросник диагностики индивидуально-стилевых особенностей саморегуляции в учебной деятельности студентов
    • 2. 2. Дискриминативная надежность утверждений опросника
    • 2. 3. Конструктная валидность опросника
    • 2. 4. Ретестовая надежность опросника
    • 2. 5. Внутренняя надежность шкал опросника
    • 2. 6. Критериальная валидность опросника
    • 2. 7. Стандартизация показателей опросника
  • Глава 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-СТИЛЕВЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
    • 3. 1. Индивидуально-типические комплексы стилевых особенностей регуляторных процессов у «самостоятельных «гибких» и «надежных» студентов
    • 3. 2. Индивидуально-типические комплексы стилевых особенностей регуляторных процессов у студентов с различной акцентуацией характера

Индивидуально-стилевые особенности саморегуляции в учебной деятельности студентов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Объектом настоящего исследования является целостная система саморегуляции деятельности и ее процессы. Предметом исследования — индивидуально-стилевые особенности саморегуляции в учебной деятельности студентов. В качестве индивидуально-стилевых особенностей саморегуляции были выбраны особенности регуляторных процессов планирования, моделирования, программирования, оценки результатов, а также общие особенности регуляции такие, как самостоятельность, гибкость, надежность.

Актуальность проблемы. Предлагаемая работа выполнена в контексте проблемы произвольной активности человека, которой придается огромное значение как в отечественной (Абульханова-Славская К. А., 1980; Ананьев Б. Г., 1966; Анохин П. К. 1980; Бернштейн Н. А., 1966; Запорожец А. В., 1964; Леонтьев А. Н., 1975; Конопкин 0.А., 1977; Смирнов А. А., 1966; Рубинштейн С. Л., 1973; Узнадзе Д. Н., 1966 и др.), так и в зарубежной (Heider А., 1959; James W.Н., 1957; Liverant S., Scodel А., 1960; Pftares Е.J.1957; Rotter J.В., 1954; Witkin H.A., 1954 и др.) психологии. Повышенный интерес к данной проблеме не случаен, ибо выявление закономерностей произвольной активности дает возможность прогнозировать поведение человека и позволяет оптимизировать его деятельность.

В 70−80 годы была сформулирована концепция осознанного регулирования деятельности человека (Конопкин О.А., 1980). В рамках этой концепции были подвергнуты изучению особенности регуляторных функций различных звеньев контура регуляции и системы саморегуляции в целом (Вербицкий А. А., 1973; ЖуйковЮ.С., Сипачев Н. 0., 1976; Кондратьева И. И., 1973, 1974; Конопкин 0. А., 1965, 1966, 1975; Конопкин О. А., Вербицкий А. А., 1973; Конопкин 0.А., Жуйков.

Ю.С., 1973; Конопкин О. А., 'Лучков В.В., 1973; Конопкин 0. А., Сте-панский В.И., 1972, 1973; Конопкин 0.А., Энгельс И. Л., Степанский В. И., 1983; Круглова Н. Ф., 1976, 1989; Миславский Ю. А. 1976; Мо-росанова В.И., 1980, 1984, 1988; Моросанова В. И., Степанский В. И. 1982; Сипачев Н. О., 1974, 1976; Степанский В. И., 1975. 1976; Степанский В. И., Моросанова В. И., Осницкий А. К., 1980 и др.), которые изучались как общие характеристики регуляторных процессов. В настоящее время накоплены данные об индивидуальных особенностях регуляции (Конопкин 0.А., Моросанова В. И., 1989; Круглова Н. Ф., 1991; Моросанова В. И., 1991; Моросанова В. И., Соколова Л. А., 1989; Соколова Л. А., 1991 и др.), но данный аспект остается недостаточно изученным. Еще менее изученным является аспект индивидуальных особенностей регуляции в учебной деятельности (Конопкин 0. А., ПрыгинГ.С., 1984; Осницкий А. К., 1986; Лрыгин Г. С., 1984 и др.), что и определяет актуальность и научную новизну предлагаемого исследования.

Концепция осознанной регуляции деятельности является тем теоретическим фундаментом, который позволяет вплотную подойти к изучению индивидуально-стилевых особенностей саморегуляции в учебной деятельности студентов. Согласно этой концепции система саморегуляции деятельности включает следующие основные звенья: 1) принятую субъектом цель, 2) субъективную модель значимых условий деятельности, 3) программу исполнительских действий, 4) критерии успешности деятельности, 5) информацию о реально достигнутых результатах, 6) решение о коррекции системы. Индивидуально-стилевые особенности саморегуляции определяются, с одной стороны, как характеристики стиля целенаправленной регуляции, с другой — как существенные характеристики регуляторных процессов — компонентов регуляторного стиля, «которые устойчиво присущи данному человеку и проявляются в разнообразных видах и формах его произвольной активности» (Конопкин 0. А, Моросанова В. И., 1989, с. 19), и предполагают возможность определенной типологизации индивидуального стиля произвольного регулирования.

В соответствии с представлениями о функционировании контура регуляции и его отдельных структурных звеньев индивидуально-стилевые особенности саморегуляции должны рассматриваться как характеристики регуляторных процессов, составляющих этот контур, и как особенности целостного контура регуляции (Конопкин 0.А., Мороса-новаВ. М., 1989; Моросанова В. И., 1991), выступающие как сквозные и системные характеристики регуляторного процесса в целом. К таким характеристикам были отнесены адекватность, осознанность, степень детализации, пластичность, надежность, оперативность и т. д. (Конопкин 0. А., Моросанова В. И., 1989), упорядоченность, оп-тимизированность и т. д. (Осницкий А.К., 1986), автономность (Пры-гин Г. С., 1984) и другие. Данная терминология должна быть принята в качестве языка описания индивидуально-стилевых особенностей саморегуляции, что и подчеркивает специфику исследования.

Поскольку индивидуально-стилевые особенности саморегуляции выступают в качестве прямых характеристик стиля регуляции деятельности, необходимо прежде всего обратиться к Анализу индивидуального стиля. В первой главе дается теоретический анализ индивидуального стиля и индивидуально-стилевых особенностей саморегуляции деятельности. В основу такого анализа был положен принцип субъекта, разработанный в исследованиях С. Л. Рубинштейна (1922, 1934, 1946, 1957, 1959, 1973) и выработанные им методологические положения об уровне человеческого бытия в зависимости от специфических способов существования человека (1973), принцип неизменности действия закономерностей на различных уровнях взаимодействия человека и окружающего мира (1957). Результатом такого анализа явились представления об интегративной функции индивидуального стиля как интеграции свойств носителя психики, его психических особенностей и требований действительности. В настоящем исследовании в качестве такого носителя выступает личность студента, которая изучается как субъект учебной деятельности. Самостоятельность, гибкость, надежность рассматриваются как субъектно-личностные свойства регуляции студентов. К психическим особенностям отнесены индивидуально-стилевые особенности регуляторных процессов планирования, моделирования, программирования, оценки результатов. В качестве требований действительности выступают требования учебной деятельности, которые в наиболее общем виде выражаются требованием успешности обучения.

Интегративная функция индивидуального стиля саморегуляции учебной деятельности реализуется посредством формирования особых комплексов индивидуально-стилевых особенностей регуляторных процессов. Стилевые особенности данного комплекса обусловливаются, с одной стороны, субъектно-личностными свойствами регуляции студентов и в этой связи особенности саморегуляции обнаруживают индивидуально-типические характеристики, с другой — особенности регуляторных процессов формируются под воздействием требований учебного процесса и в этой связи они предстают как индивидуально-стилевые.

Особенности обучения в вузе, в сравнении со школьным обучением, предъявляют повышенные требования к саморегуляции учебной деятельности студентов, к которым относятся: необходимость планирования учебной деятельностинеобходимость учета значимых условий обучениягибкость перестройки программ учебных действийнеобходимость выработки внутренних критериев успешности учебной деятельностиразвитость контрольно-коррекционных функцийустойчивость функционирования регуляторных процессов в психологически сложных условиях и т. д. Данные требования связаны с основным требованием — необходимости успешного обучения.

В отношении требований учебной деятельности можно выделить «сильную сторону» комплекса стилевых особенностей регуляторных процессов — особенности, благоприятствующие успеху обучения и связанные с развитыми звеньями регуляции, и «слабую сторону» -особенности, требующие компенсации, связанные с недостаточно развитыми для успешного обучения звеньями регуляции. Компенсация «слабой стороны» регуляторного стиля осуществляется за счет особенностей «сильной стороны» и реализуется на основе компенсаторных отношений, когда слабо развитое качество компенсируется другим, сильно развитым качеством, и, которые могут быть обнаружены при наличии отрицательной корреляции (Ильин Е.П., 1983).

На основе теоретического анализа были поставлены цель, гипотезы и задачи экспериментального исследования.

Целью настоящего исследования является изучить индивидуально-стилевых особенностей саморегуляции в связи с успешностью обучения и личностными характеристиками студентов.

К гипотезам исследования отнесены следующие положения.

1. Успешная учебная деятельность опосредуется различными индивидуально-типическими комплексами стилевых особенностей регуля-торных процессов, которые характеризуют индивидуальный стиль саморегуляции учебной деятельности студентов.

2. Индивидуальный стиль саморегуляции учебной деятельности студентов характеризуется различными индивидуально-типическими комплексами стилевых особенностей регуляторных процессов, которые обусловливаются их субъектно-личностными свойствами регуляции и требованиями учебной деятельности.

3. Акцентуация характера студентов влияет на формирование индивидуального стиля саморегуляции, но эта зависимость опосредуется их субъектно-личностными свойствами регуляции и требованиями учебной деятельности.

Задачи исследования состоят в том, чтобы:

— разработать опросник диагностики индивидуально-стилевых особенностей саморегуляции в учебной деятельности студентов;

— экспериментально изучить и описать индивидуально-типические комплексы стилевых особенностей регуляторных процессов в зависимости от субъектно-личностных свойств регуляции студентов и их успешности обучения;

— экспериментально изучить индивидуальный стиль саморегуляции учебной деятельности у студентов с различной акцентуацией характера.

К положениям, выносимых на защиту, относятся следующие утверждения:

— успешная учебная деятельность студентов опосредуется различными стилями саморегуляции учебной деятельности;

— автономный, оперативный, устойчивый стили саморегуляции учебной деятельности характеризуются различными комплексами индивидуально-стилевых особенностей регуляторных процессов;

— индивидуальный стиль саморегуляции учебной деятельности обусловливается акцентуацией характера студентов, но эта зависимость опосредуется субъектно-личностными свойствами регуляции и требованиями учебной деятельности.

Научная новизна работы состоит в том, что.

— разработана опросная методика, позволяющая диагностировать индивидуально-стилевые особенности саморегуляции в учебной деятельности студентов;

— выявлены различные стили саморегуляции учебной деятельности;

— показаны возможности компенсации неблагоприятных для успешности обучения характерологических черт у студентов с различной акцентуацией посредством индивидуального стиля саморегуляции учебной деятельности.

Практическая значимость выполненного исследования заключается в создании опросной методики, использование которой позволяет учесть индивидуально-стилевые особенности саморегуляции в учебно-педагогическом процессе. Кроме того, результаты исследования: характеристика регуляторных особенностей студентов с различной акцентуацией характера, а также характеристика автономного, оперативного, устойчивого стилей саморегуляции учебной деятельности, — могут найти широкое применение в целях разработки психолого-педагогических рекомендаций, необходимых для оптимизации процесса обучения студентов.

Апробация работы осуществлялась на заседаниях лаборатории саморегуляции Психологического института РАО. Практическое использование диагностическая методика получила в Набережночелнин-ском государственном педагогическом институте, Казанском государственном педагогическом институте, Казанском государственном университете. Данные, полученные на основе опросника, были использованы для осуществления индивидуального подхода.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающий 159 наименований отечественных авторов и 37 наименований зарубежных авторов, и 14 приложений. Диссертация содержит 129 машинописных страниц основного текста, 20 таблиц и 18 рисунков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Теоретический анализ, обращенный первоначально к общим закономерностям индивидуального стиля, а затем к анализу понятий индивидуального стиля регуляции деятельности и индивидуально-стилевых особенностей саморегуляции деятельности, в итоге обнаружил экспериментальные возможности исследования особенностей регуляции. Данные возможности исходят из представления об интегративной функции индивидуального стиля как интеграции свойств носителя психики, его психических особенностей и требований действительности. В настоящем исследовании в качестве такого носителя выступает личность студента, которая изучается как субъект учебной деятельности. Самостоятельность, гибкость, надежность рассматриваются как субъектно-личностные свойства регуляции студентов, которые рассматриваются как сквозные и системные признаки регулятор-ного процесса. К психическим особенностям отнесены регуляторные особенности процессов планирования, моделирования, программирования, оценки результатов. В качестве требований действительности выступают требования учебной деятельности, которые в наиболее общем виде выражаются требованием успешности обучения. Интегратив-ная функция индивидуального стиля саморегуляции учебной деятельности реализуется посредством формирования особых комплексов стилевых особенностей регуляторных" процессов, формирование которых обусловлено субъектно-личностными свойства регуляции студентов и требованиями учебной деятельности. Данный комплекс в отношении требований учебного процесса предполагает «сильную сторону» регу-ляторного стиля — особенности, благоприятствующие успеху обучения, и «слабую сторону» — особенности, требующие компенсации. Компенсация «слабой стороны» осуществляется за счет особенностей «сильной стороны» на основе компенсаторных отношений, которые,.

— 118 как показано в исследованиях Е. П. Ильина (1983), могут быть обнаружены при наличии отрицательной корреляции.

Данные представления легли в основу эмпирического исследования. Особое внимание уделялось изучению стилевых особенной саморегуляции у студентов с высокой академической успеваемостью, названных неуспешными, поскольку предполагалось, что именно эти студенты характеризуются развитым комплексом стилевых особенностей регуляции. Также ожидалось, что студенты с низкой успеваемостью, обозначенные как неуспешные, отличаются неразвитостью данного комплекса.

С помощью специально разработанного опросника, диагностирующего индивидуально-стилевые особенности саморегуляции в учебной деятельности студентов, общая выборка испытуемых с высокой академической успеваемостью была разделена на три группы — «самостоятельных» («автономных»), «гибких» («оперативных»), «надежных» («устойчивых») студентов. На основе психологического анализа показателей шкал планирования, моделирования, программирования, оценки результатов, составляющих профиль регуляции, и их корреляционных плеяд было выделено пять групп успешных испытуемых (две группы «самостоятельных», две группы «гибких» и одна группа «надежных» студентов), характеризующиеся различными индивидуально-типическими комплексами стилевых особенностей регуляторных процессов и являющиеся представителями автономного, оперативного и устойчивого стилей саморегуляции учебной деятельности.

Характеристика регуляторных особенностей данных студентов в обобщенном виде представлена в табл. 19.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. — 335 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. — 303 с.
  3. Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А. В. Филососфско-пси-хологическая концепция С. Л. Рубинштейна. М.:Наука, 1989. — 248 с.
  4. А. Индивидуальная психология // История зарубежной психологии: Тексты / Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. М.: Изд-во МГУ им. М. В. Ломоносова, 1986. С. 131−141.
  5. В. Н. Стиль действования: импульсивность управляемость // Вопросы психологии. — 1982. — N 3. — С. 121−126.
  6. В. Н. Структура импульсивного и рефлексивно-волевого стилей действования // Вопросы психологии. 1988. — N 3. — С. 132−137.
  7. .Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. — 337 с.
  8. . Г., Веккер Л. М., Ломов Б. Ф., Яромоленко А. В. Осязание в процессах труда и познания. Л.:Изд-во ЛГУ, 1959.- 256 с.
  9. П. К. Избранные труды: философские аспекты теории функциональной системы. М.: Наука, 1978. — 400 с.
  10. П. К. Узловые вопросы теории функциональной системы. -М.: Наука, 1980. 196 с.
  11. А. К. Некоторые типологически обусловленные особенности индивидуального стиля учебной деятельности у старшеклассников // Вопросы психологии. 1966. — N 6. — С. 129−140.- 131
  12. Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Медицина, 1966. — 349 с.
  13. Л.Н., Смирнов Н. В. Таблицы математической статистики. М.: Наука. 1983. — 416 с.
  14. М. И. Развитие саморегуляции поведения школьников: Дис. в форме науч. докл.. д-ра психол. наук. М., 1990. — 78 с.
  15. Л. Ф., Морозов С. М. Словарь справочник по психологической диагностике. Киев: Наукова думка, 1989. — 200 с.
  16. А. А. Влияние состояния ожидания на скорость приема и переработки информации человеком: Сообщ. I // Новые исследования в психологии. 1973. — N 1. — С. 69−71.
  17. А.А. Влияние состояния ожидания на скорость приема м переработки информации человеком: Сообщ. 31. Скорость реакции при значительном различии альтернатив // Новые исследования в психологии. 1973. — N 2. — С. 64−67.
  18. А. А. Произвольное регулирование человеком деятельности в ситуации выбора // Всесоюз. науч. сессия, посвященная Дню радио: Тез. докл. М., 1973. — С. 23−24.
  19. Л.М. Психические процессы. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1981.Т. Ш. 326 с.
  20. .М. Современная когнитивная психология. М.: Изд-во МГУ им. М. В. Ломоносова, 1982. — 336 с.
  21. Л. С. Избранные психологические исследования: Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. — 517 с.
  22. Л. С. Развитие высших психических функций: Из неопубликованных трудов. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. 498 с.
  23. Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. М.: Педагогика, 1982.- Т. I. 503 с.- 132
  24. Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. М.: Педагогика, 1983. Т. Ш. — 368 с.
  25. Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. М.: Педагогика, 1984. Т. Е. — 432 с.
  26. Р. В. Моделирование в познавательной деятельности студентов. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1983. — 111 с.
  27. В.А. Системные исследования в психологии. Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. — 175 с.
  28. П. Б. Клиника психопатий: Их статика, динамика, систематика. М.: Кооперативов изд-во «Север», 1933. — 143 с.
  29. В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального исследования. М.: Педагогика, 1986, — 239 с.
  30. Л.Я. Индивидуальный эмоциональная стиль // Вопросы психологии. 1989. — N 5. — С. 88−95.
  31. Д. И. Проблема идеального. М.:Мысль, 1983. 288 с.
  32. М.С. Проблема зависимости независимости от поля и возможность ее исследования в генетике поведения // Вопросы психологии. — 1981. — N 4. — С. 161−168.
  33. Ю.С., Сипачев И. О. Субъективная модель условий деятельности как звено в процессе ее регулирования // Теоретические^ и прикладные исследования психической саморегуляции. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1976. — С. 35−38.
  34. А. В. Развитие произвольных движений. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. — 429 с.
  35. А.В. Развитие контроля и оценки в процессе формирования учебной деятельности // Формирование учебной деятельности школьников. М.: Педагогика, 1982. — С. 107−113.
  36. . В. Теории личности в зарубежной психологии. М.: Изд-во МГУ им. М. В. Ломоносова, 1982. 128 с.- 133
  37. Е.П. Успешность деятельности, компенсации и компенсаторные отношения // Вопросы психологии. 1983. — N 5. — С. 95−98.
  38. Е. П. Связь волевых качеств с индивидуальным стилем деятельности // Экспериментальные исследования волевой активности. Рязань, 1986. — С. 39−43.
  39. Е.П. Стиль деятельности: Новые подходы и аспекты // Вопросы психологии. 1988. — N 6. — С. 85−93.
  40. Л.Б. Об особенностях формирования самоконтроля при производственном обучении // Вопросы психологии. 1961. — N 2. -С. 5−16.
  41. Л.Б. Лекции по современным проблемам психологии обучения. Владимир, 1972. — 264 с.
  42. М.М., Личко А. Е., Смирнов В. М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л.: Медицина, 1983.308 с.
  43. А. В. К проблеме психических процессов // Психологический журнал. 1986. — N 6. — С. 26−34.
  44. Е. А. Индивидуальные особенности трудовой деятельности ткачих-многостаночниц в связи с подвижностью нервных процессов // Вопросы психологии. 1959. — N 2. — С. 66−76.
  45. Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1969. — 230 с.
  46. А.П. Психология личности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1970. -391 с.
  47. Когнитивные стили: Тез. научно-практ. семинара. Таллинн, 1986. — 250 с.
  48. В. А. Возможные миры когнитивных стилей // Когнитивные стили: Тез. научно-практ. семинара. Таллинн, 1986. — С. 32−37.- 134
  49. И.И. О некоторых особенностях проявления «закона силы» в условиях специфически человеческой деятельности // Вопросы психологии. 1973. — N 2. — С. 26−36.
  50. И.И. О роли фактора значимости при реагировании на сигналы разных интенсивностей // Вопросы психологии. 1974. -N6. — С. 107−116.
  51. О.А. Скорость приема информации человеком и сознательно-произвольная регуляция человеческой деятельности // Система «человек автомат». — М.: Наука, 1965. — С. 119−137.
  52. О.А. Темп предъявления сигналов как фактор скорости приема информации человеком // Психология и техника. М.: Просвещение, 1965. — С. 18−35.
  53. Конопкин 0.А. Произвольное регулирование деятельности по приему информации в условиях альтернативного выбора // Проблемы инженерной психологии. Л.: Изд-во ЛГУ, 1966. — Вып. 4. — С. 18−34.
  54. О.А. 0 психологическом аспекте самопрограммирования трудовой деятельности // Соотношение биологического и социального в человеке. М.: Наука, 1975. — С. 221−237.
  55. О.А. Структурно-функциональный анализ процесса осознанного регулирования деятельности // Психологические проблемы эффективности и качества труда: Тез. докл. к V Всесоюз. съезду психологов СССР. М., 1977. — Ч. 2. — С. 34−42.
  56. О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М.: Наука, 1980. — 256 с.
  57. Конопкин О.А.-, Вербицкий А. А. Формирование функциональной системы деятельности в условиях стимульной неопределенности // Экспериментальные исследования продуктивных (творческих) процессов мышления. М.: Знание, 1973. — С. 243−248.
  58. Конопкин 0.А., Жуйков Ю. С. 0 способности человека оценивать вероятностные характеристики альтернативных стимулов //Психологические вопросы регуляции деятельности. М.: Педагогика, 1973. -С. 154−197.
  59. О.Л., Кондратьева И. И. О психологической детерминации проявления «закона силы» в сенсорном реагировании // Новые исследования в психологии. 1973. — N 1. — С. 3−5.
  60. Конопкин 0.А., Лучков В. В. Влияние субъективной оценки неопределенности относительно продолжительности работы на регулирование деятельности // Психологические вопросы регуляции деятельности. М.: Педагогика, 1973. — С. 129−153.
  61. Конопкин 0.А., Миславский Ю. И. Сенсорная чувствительность и познавательная регуляции деятельности по решению сенсорных задач // Вопросы психологии. 1976. — N 5. — С. 70−83.
  62. Конопкин 0.А., Моросанова В. И. Стилевые особенности саморегуляции деятельности // Вопросы психологии. 1989. — N 5. — С. 18−26.
  63. Конопкин 0.А., Нерсесян Л. С. Опыт экспериментального определения надежности работы оператора в системе «человек машина» // Контроль состояния человека-оператора: Материалы семинара. Москва- Вильнюс, 1971. — С. 27−33.
  64. Конопкин 0. А., Прыгин Г. С. Связь учебной успеваемости студентов с индивидуально-типологическими особенностями их саморегу- 136 ляции // Вопросы психологии. 1984. — N 3. -С. 42−52.
  65. Конопкин 0.А., Степанский В. И. Саморегуляции деятельности в условиях временной неопределенности исполнительских сигналов // Вопросы психологии. 1972. — N 4. — С. 15−29.
  66. Конопкин 0. А., Степанский В. И. Обратная связь и критерии успеха как фактор саморегуляции скорости реагирования // Всесоюз. науч. сессия, посвященная Дню радио: тез. докл. М., 1973. — С. 12−13.
  67. Конопкин 0.А., Стрюков Г. А. Вероятностное прогнозирование как детерминанта скорости реакций на альтернативные сигналы // Вопросы психологии. 1971. — N 3. — С. 46−56.
  68. Конопкин 0. А., Энгельс И. Л., Степанский В. И. 0 формирование субъективных эталонов как функционального звена системы саморегуляции деятельности // Вопросы психологии. 1983. — N 6. — С. 109−113.
  69. А.А., Тамбовцева Т. С. Исследование индивидуального стиля педагогического общения // Вопросы психологии. 1990, — N 2. — С. 62−69.
  70. . Б. Типологические особенности стиля деятельности руководителей разной эффективности // Вопросы психологии. 1983. -N5. — С. 126−130.
  71. Краткий психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. — 431 с.
  72. Н. Ф. 0 некоторых механизмах сохранности деятельности при монотонии // Теоретические и прикладные исследования психической саморегуляции. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1976. — С. 55−60.
  73. Н. Ф. Произвольная регуляция деятельности и физическое утомление // Вопросы психологии. 1976. — N 2. — С. 138−141.
  74. Н.Ф. Индивидуально-типические особенности произвольной регуляции деятельности у школьников среднего возраста //- 137
  75. Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. 1991.- N 2.
  76. Кюн Ю. Описательная и индуктивная статистика. М.: Финансы и статистика, 1981. — 126 с.
  77. Г. Ф. Биометрия. М.: Высшая школа, 1990. — 352 с. Леонгард К. Акцентуированные личности. — Киев: Выща школа, 1981. — 376 с.
  78. А.Н. Проблема деятельности в психологии // Вопросы философии. 1972. — N 9. — С. 95−108.
  79. А.Н. Деятельность и сознание // Вопросы философии.- 1972. N 12. — С. 129−140.
  80. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
  81. А.Е. Подростковая психиатрия. Руководство для врачей.- Л.: Медицина, 1979. 335 с.
  82. А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков.- М.: Медицина, 1983. 256 с.
  83. А.Е., Озерецковский С. Д. 0 циклоидной психопатии и циклоидной акцентуации личности у подростков // Неврозы и пограничные состояния. Л.: Медицина, 1972. — С. 69−75.,
  84. А.Е., Иванов Н. Я., Озерецковский С. Д. Об использовании ПДО для дифференциальной диагностики между психопатиями и акцентуациями характера // Патохарактерологические исследования у подростков. Л.: Медицина, 1981. 1 С. 28−31.
  85. . Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. — 446 с.
  86. А. С. Самостоятельная работа и самоконтроль в учебной деятельности старших школьников. М.: Педагогика, 1971. — 160 с.
  87. А. К., Никонова А. Я. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя // Вопросы психологии. -1987. N 5. — С. 40−47.- 138
  88. В. С. Об интегральном исследовании индивидуальности // Проблемы интегрального исследования индивидуальности. Пермь, 1977. — С. 7−23.
  89. В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. — 254 с.
  90. Дж., Галантер Е., Прибрам К. Планы и структура поведения. М.: Прогресс, 1965. — 238 с.
  91. Ю.И. Изучение роли субъективного вероятностного моделирования в процессе обнаружения зрительных сигналов малой интенсивности // Новые исследования в психологии. 1976. — N 2.- С. 72−76.
  92. Ю.А. Саморегуляция и творческая активность личности // Вопросы психологии. 1988. — N 3. — С. 71−78.
  93. Ю. А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. М.: Педагогика, 1991. — 152 с.
  94. В.И. К вопросу об осознаваемости субъективных критериев действий точности слежения // Новые исследования в психологии. 1980. — N 2. — С. 3−8.
  95. В.И. 0 методах диагностики надежности психического саморегулирования деятельности // Психический контроль в системе подготовки спортсменов высокой квалификации. М., 1984.
  96. В. И. 0 регуляторных факторах успешности трудовой деятельности учащихся средней школы // Новые исследования в психологии. 1988. — N 1. — С. 20-'24.
  97. В.И. Стилевые особенности саморегуляции личности // Вопросы психологии. 1991. — N 1. — С. 121−127.
  98. В.И., Степанский В. И. Метод выявления субъективного критерия // Вопросы психологии. 1982. — N 3. — С. 129−133.
  99. В.А. Межполушарная ассиметрия и индивидуальные стили эмоционального реагирования // Вопросы психологии. 1988. — N 6. — С. 116−119.
  100. Г. С. Самоконтроль как механизм надежности человека-оператора. Л.: Изд-во ЛГУ, 1977. — 112 с.
  101. Г. С. Самоконтроль человека. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. — 192 с.
  102. А.К. Саморегуляция деятельности школьника и формирование активности личности. М.: Знание, 1986. — 78 с.
  103. А. И. Модальная структура эмоциональности и когнитивный стиль // Вопросы психологии. 1982. — N 1. — С. 118−126.
  104. С. Э. Когнитивный стиль «простота сложность» как характеристика индивидуальности: Автореф. дис.. канд. психол. наук. — М., 1988. — 18 с.
  105. Н.М. Саморегуляция и типологические свойства нервной системы. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1974. — 253 с.
  106. А.В. Развитие личности и проблема ведущей деятельности // Вопросы психологии. 1987. — N 1. — С. 15−26.
  107. А.В. Возможности и пути построения общепсихологической теории личности // Вопросы психологии. 1987. — N 4. — С. 30−44.
  108. К.К. Система психологии и система отражения. М.: Наука, 1982. — 309 с.
  109. М.В. Об исполнительном стиле как разновидности индивидуального стиля (на материале художественной гимнастик^ // Психологический журнал. 1988. — N 4. — С. 105−115.
  110. Г. С. Проявление «автономности» и «зависимости» в осознанной регуляции деятельности: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1983. — 23 с.
  111. Психологические вопросы регуляции деятельности / Под ред. Д. А. Ошанина, 0.А.Конопкина. М.: Педагогика, 1973. — 208 с.
  112. Психологические механизмы регуляции социального поведения / Под ред. Е. В. Шороховой, М. И. Бобневой. М.: Наука, 1979, — 336 с.
  113. Психологические основы трудового обучения и воспитания школьников / Под ред. Э. А. Фарапоновой. М.: Педагогика, 1988. -166 с.
  114. Психологические и психофизиологические особенности студентов / Под ред. Н. М. Пейсахова. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1977. -296 с.
  115. Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова и др. М.: Педагогика, 1983. — 448 с.
  116. Прикладная психология в высшей школе / Под ред. Н. М. Пейсахова. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1979. — 270 с.
  117. Проблемы психологии индивидуальных различий / Под ред. Н. М. Пейсахова. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1974. — 241 с.
  118. С.Л. Принцип творческой самодеятельности // Ученные записки высшей школы Одессы. 1922. — Т. I. — С. 148−154.
  119. С.Л. Проблемы психологии в трудах Карла Маркса // Советская психотехника. 1934. — N 1. — С. 3−20.
  120. С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд. — М.: Учпедгиз, 1946. — 704 с.
  121. С. Л. Бытие и сознание: 0 месте психического во взаимосвязи явлений материального мира. М.: Изд-во АН СССР, 1957. — 328 с.
  122. С. Л. Принципы и пути развития психологии. М.: Изд-во АН СССР, 1959. — 354 с.
  123. С. Л. Проблемы обшей психологии. М.: Педагогика, 1973. 424 с.
  124. С.Л. Человек и мир // Проблемы общей психологии.- М.: Педагогика, 1973. С. 255−420.
  125. К. В. Индивидуальный стиль и проблема личностного подхода к способностям // Вопросы психологии. 1988. — N 2. — С. 160−166.
  126. Н. 0. Характер информации об условиях деятельности как детерминанта успешности ее реализации // Проблемы инженерной психологии и эргономики: Тез. к к Всесоюз. конф. по инженерной психологии и эргономике. Ярославль, 1974. — Вып. 1. — С. 233−235.
  127. Н. 0. 0 тактике сенсомоторного реагирования в условиях различной вероятностной организации последовательности стимулов // Новые исследования в психологии. 1976. — N 2. — С. 29−32.
  128. М. Б. Методы системного анализа в медицинских исследованиях. М.: Медицина, 1989. — 304 с.
  129. А. А. Проблемы психологии памяти. М.: Просвещение, 1966. — 422 с.
  130. Совершенствование учебной деятельности школьников // Под ред. В. В. Давыдова, К. Ломпшера, А. К. Марковой. НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР. — НИИ педагогической психологии АПН ГДР. — М., 1982. — 216 с.
  131. Л.А. Индивидуальные особенности осознанной саморегуляции и успешность спортивной деятельности (на примере спортивной стрельбы): Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1990.- 19 с.
  132. А.В. Исследование познавательных стилей в американской психологии познания // Зарубежные исследования по психологии познания. М., 1977. — С. 235−255.
  133. В. И. Время простой сенсомоторной реакции в условиях временной неопределенности сигналов-стимулов // Вопросы пси- 142 хологии. 1972. — N 2. — С. 145−157.
  134. В. И. Роль второсигнальной обратной связи в саморегуляции произвольной деятельности // Новые исследования в психологии. 1975. — N 1. — С. 5−7.
  135. В. И. Функциональная роль обратной связи и критерии успеха в процессе психологической саморегуляции деятельности // Теоретические и прикладные исследования психической саморегуляции. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1976. — С. 6−10.
  136. В.И., Моросанова В. И., Осницкий А. К. и др. Индивидуальные особенности программирования деятельности // Новые исследования в психологии. 1980. — N 1. — С. 82−91.
  137. В.И., Прыгин Г. С., Фарютин В. П. Влияние особенностей саморегуляции деятельности на профессиональное самоопределение старшеклассников // Вопросы психологии. 1987. — N 4. — С. 40−50.
  138. Я., Краевски А. Индивидуальный стиль деятельности и сила нервной системы // Психофизиологические вопросы становления профессионала. М., 1974. — С. 176−186.
  139. А. И. Об использовании индивидуальных особенностей в процессе формирования индивидуального стиля работы учащихся-токарей // Типологические особенности высшей нервной деятельности человека. М., 1967. — Т. I. — С. 197−213.
  140. Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. -М.: Медгиз, 1959. Т. Я. — 406 с.
  141. Н. Ф. Управление процессов усвоения знаний М.: Педагогика, 1974. 344 с.
  142. И. В. Стилевые и продуктивные характеристики способностей: типологический подход // Вопросы психологии. 1988. -N 3. — С. 106−114.
  143. В. А. Структура и форма индивидуального стиля деятельности в спорте // Вопросы психологии. 1984. — N 5. — С.145.149.
  144. В. А. Индивидуальный стиль деятельности устойчивость и изменчивость // Вопросы психологии. — 1987. — N 4. — С. 100−108.
  145. Усовершенствованный метод патохарактерологического исследования подростков: Методические рекомендации / Под ред. А. Е. Личко.- Л. :Ленингр. научно-исследоват. психоневрологич. ин-т им. В. М. Бехтерева, 1983. 40 с.
  146. Д. Н. Психологические исследования. Тбилиси, 1966.- 451 с.
  147. Формирование учебной деятельности студентов / Под ред. В. Я. Ляудис. М.: Педагогика, 1989. — 240 с.
  148. Г. А. Зачем детям учиться вместе? М.: Знание, 1985. — 76 с.
  149. В.В. Самоконтроль в процессе труда и обучения // Вопросы психологии обучения труду. М.: Педагогика, 1962. — С. 77−141.
  150. В. Э. Проблема субъективности в свете современных задач психологии воспитания // Вопросы психологии. 1988. — N 4.- С. 15−25.
  151. А.Г., Похилько В. И. Анализ пунктов при конструировании и применении тест-опросников: ручные и компьютерные алгоритмы // Вопросы психологии. 1985. — N 4. — С. 126−134.
  152. М.Р. Преодоление негативных проявлений свойств нервной системы при формировании индивидуального стиля деятельности // Теоретические основы, прикладные применения и методики дифференциальной психофизиологии. Пермь, 1977. — С. 19−36.
  153. М.Р. Учет особенностей самооценок при формировании типологически обусловленного стиля трудовой деятельности // Проблемы интегрального исследования индивидуальности. Пермь, 1981. -Вып. 3. — С. 97−109.- 144
  154. М.Р. О структуре индивидуального стиля трудовой деятельности // Вопросы психологии. 1984. — N 6. — С. 26−32.
  155. Юнг К. Г. Психологические типы // Психология индивидуальных различий: Тексты. М.: Изд-во МГУ им. М. В. Ломоносова, 1982. — С. 199−218.
  156. Adler A. Understanding Human Nater. N.Y., 1927. — 286 p.
  157. Adler A. The science of living. N. Y., 1929. — 264 p.
  158. Adler A. Superiority and social interest: A collection of later writings. Evanston, 1970. — 434 p.
  159. Adler A. The underground striam: New life styles and the antinomian personality. N.Y., 1972. — 135 p.
  160. Allport G.W. Personality: A Psychological Interpretation. -N.Y., 1937. 588 p.
  161. Asch S.E. Studies of independence and comformity. 1. A minority of one against a unanimous majority // Psychol, monogr. gen. and appl. 1956. — V. 70. — N 9.
  162. Davis A.J. Cognitiv style: Methodological and developmental considerations // Child Devel 1971. — V. 42. — N 5. — P. 1447−1459.
  163. Desi E.L. Intrinsic motivation. N.Y., Plenum Press, 1975. — 385 p.
  164. Eysenk H.J. Demensions of Personality.- London, 1948.- 308 p.
  165. Gardner R.W., Jackson D.N., Messick S.J. Personality organization in cognitive controls and intellectual abilities // Psychol. Iss. N.Y., 1960. — V. I. — Mon Я. — 148 p.
  166. Harter Susan. A new self-report scale of intrinsic versus extrinsic orientation in the classroom: Motivational and Informational Compontnts // Devolop. Phychl. 1981. — V. 17. — N 3. — P. 300−312.
  167. Heider F. The psychology of interpersonal relations. N.Y., Willy., 1959. — 322 p.
  168. Messer S.B. Reflection impulsevity: A review // Psychal. Bull., 1976. — V. 83. — N 6. — P. 1026−1052.
  169. Michaux L. Psychiatrie infantile. Paris, 1953.
  170. PharesE.J. Expectancy changes in skill and chance situations // J. of Abnormal and Social Phychol. 1957. — V. 54. — N 2. — P. 339−342.
  171. Rotter J.B. Social learning and clinical psychology. -Englewood Cliffs: Prentics-Hall, 1954. 198 p.
  172. Rotter J.B. Some implications of a social learning theory for the prediction of goal directed behavior from testing procedures // Psychol. Review. 1960. — V. 67. — N 2. — P. 301−316.
  173. Rotter J.B. Generalized «expectancies for internal versus external of reinforcement // Psychol. Monographs. 1966. — V. 80. — N 1. — P. 1−28.
  174. Rotter J.B., Leverant S., Crowne D.P. The grownth and extinction of expectancies in chance controlled and skilled tests // J. of Psychol. 1961. — V. 52. — N 1. — P. 161−177.
  175. Rotter J.B., Mulre R.C. Internal versus external control of reinforcement and decision time // J. of Personality and Social- 146
  176. Psychol. 1965, — V. Н. — N 3. — P. 598−604.
  177. Sheehy G. Passages Predictable crises of adult life. N.Y., 1976. — 393 p.
  178. Stagner R. Individual Style. N.Y., 1962. Stanes D. Gordon A. Relationships between Conceptual Style Test and Chidren"s Embedded Figures Tesr // J. of Pers. — 1973. -V. 41. — N 2. — P. 185−191.
  179. Vernon Ph.E. Intelligence, cognitive styles, and brain lateralization // International Iounal of Psychology. 1984. — N 19. — P. 433−455.
  180. WeinerB., Frieze I., Kukla A., ReedS., Rosenbauv R.M. Perceiving the causess and failure: Morristown. N.Y.: Gener. Learn. Prese., 1971. — 326 p.
  181. Weiner B., Heckhausen H., Meyer W., Gook R. E. Causal acriptions and achievement behavior: Conceptual analysis of effort and reanalysis of locus of control // J. of Personal, and Social Psychol. 1972. — V. 21. — N 1. — P. 239−248.
  182. White R. Motivation reconsidered: The consept of competence // Psychol. Rev. 1959. — V. 66. — N 2. — P. 297−323.
  183. Witkin H.A. Perception of body position and of the position of the visual field. Washington, 1950. — 46 p.
  184. Witkin H.A. et. al. Personality through perseption. N.Y.: Harper and Brothers, 1954. — 572 p.
  185. Witkin H.A. et. al. A manual for the Embedded Figures Tests. Palo Alto, 1971. — 32 p.
  186. Witkin H. A., Dyk R. B., Faterson H.E., Goodenough D.R., Karp S. A. Psyxhological differentiation. N. Y.: Wileey, 1962. — 418 p.
  187. Witkin H.A. et. al. Psychological Differentiation. -N.Y.: Wileey, 1974. 350 p.
  188. Witkin H.A., Goodenough D.R. Fild-dependence and interpersonal behavior // Psychol. Bull. 1977. — V. 84(4). — P.661.689.
  189. Witkln H.A., Goodenough D.R. Cognitive styles: Essence and origins: Fild dependence and fild independence // Psychol. Iss. -1982. Mon 5. — 141 p. f
Заполнить форму текущей работой