Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Карьера как подтверждение социальной и профессиональной идентичности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Отправной точкой в психологическом анализе карьеры и профидентичности является самосознание, которое порождает «Я-концепцию» личности — систему представлений человека о себе как субъекте своей жизни и труда. В рамках «Я-концепции» формируется представление о профессиональном будущем в виде образа профессии или в виде конкретной профессиональной цели. Образ профессии реализуется через… Читать ещё >

Карьера как подтверждение социальной и профессиональной идентичности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Многие авторы, от К. Маркса до А. Маслоу, считают, что хорошая работа, т. е. позволяющая приобретать и использовать новые умения, принимать ответственные решения и т. п., способствует формированию положительной самооценки и ощущения личного контроля над своей судьбой. Если на работе человеку приходится раболепствовать, скучать, унижаться или испытывать стресс, то он будет отчужден или отделен от своего истинного «Я», и у него сформируется дисфункционально низкая самооценка.

Вместе с тем, глобальные процессы информатизации и компьютеризации коснутся (и уже касаются) профессиональной среды, имеющей свои механизмы развития и функционирования. В цифровую эпоху радикально изменяется роль и характер профессиональной деятельности любого специалиста. Глобальные изменения мироустройства затрагивают в полном объеме и самого человека, и его работу. Вместе с тем, их взаимосвязь остается весьма сильной. Все, на что человек способен, во что он верит, к чему он относится с любовью, а к чему с явной нетерпимостью, как он разрешает возникающие конфликты и пр., встречается, проявляется и продолжается на работе.

А что такое работа? Словарное толкование (словарь Ожегова, толковый словарь Ушакова, Энциклопедический словарь, словарь Ефремовой и др.) данного понятия не является однозначным. Однако, опираясь на общепризнанное словоупотребление термина «работа», проведем структурную реконструкцию самого феномена. Его составляют следующие элементы (отвечающие на ключевые относительно работы вопросы), представленные в табл. 1.1.

Таблица 1.1

Структурная композиция работы

Укрупненная структурная единица

Основной вопрос

Структурный компонент

Организационная формализация.

Где и когда?

Место и время.

На каком основании?

Трудовое соглашение.

Функционал.

По каким нормативам?

Права и обязанности.

Чем именно заниматься?

Дело (профессия, служба, занятие).

Человеческий фактор

С кем?

Другие люди (профессиональное сообщество).

Кто будет работать?

Я (специалист, сотрудник).

Итог.

Зачем?

Продукция (результат).

За какое вознаграждение?

Заработок.

Что определяет?

Статус.

Психологически ключевыми компонентами в структуре работы являются Дело, Другие и Я, в рамках которых обнаруживается контур профессионализации, проявляющийся в осознании себя специалистом (тружеником, сотрудником, «профи»), представителем определенного профессионального сообщества (коллектива, команды), определенная степень отождествления — дифференциации себя с профессией, делом.

Работа становится источником внутренней удовлетворенности для людей, убежденных в следующем: трудовая деятельность — это самое главное в жизни; с точки зрения морали необходимо много работать; человек должен вести такой образ жизни, при котором важна самодисциплина; ценность человека определяется его трудом.

Г. Форд утверждал, что «работа и только работа в состоянии созидать ценности. В глубине души это знает каждый» (Форд Г., 1989, с. 15).

Все теории самоактуализации содержат тезис, согласно которому доминирующим мотивом любого трудового поведения и поведения вообще является наиболее полное выражение индивидуальных умений и способностей.

Наиболее широкой известностью пользуется, конечно, теория А. Маслоу (Маслоу А., 1997). В ней утверждается, что трудящийся человек может достичь самоактуализации, если он использует на работе свои способности для достижения позитивных целей, сама работа полностью удовлетворяет его потребности и служит реализации таких базовых ценностей, как уникальность, целостность, совершенство и независимость.

Проблема профессиональной карьеры вплотную соотносится с вопросом социальной и профессиональной идентичности: достаточно еще раз вспомнить концепцию американского психолога Д. Сьюпера о «конгруэнтности „Я-концепции“ и профессии». Согласно этой теории важнейшим детерминантом профессионального самоопределения являются представления человека о себе. Человек, считает Сьюпер, неосознанно ищет профессию, в которой он будет сохранять соответствие своим представлениям о себе, а «входя в профессию», будет искать осуществления этого соответствия. Преимущество профессионала, по-видимому, в том и состоит, что во всем, что он производит, будь то объекты, идеи или поступки, он соответствует себе и в то же время узнает самого себя.

Однако социальное бытие человека есть бытие-ддя-других, его субъективным выражением является значение, смысл и их соотношение. Для того чтобы испытывать социальное благополучие, человек должен быть признан другими людьми, ему важно понимать, как другие его воспринимают и оценивают. Социальная идентичность отражает восприятие, оценивание, самокатегоризацию индивидом самого себя в качестве человека, занимающего определенную позицию в социальном пространстве, в более узком смысле — на трудовом поприще. Социальная идентичность является результатом адаптации к обществу, с ее помощью человек научается узнавать свою позицию и вести себя по правилам социальной игры, поэтому, реализуясь в «жизненном мире» человека, она в то же время тесно связана с символическим порядком, пластична и принципиально открыта (Качанов Ю. Л., 1996). Карьера, и более широко — трудовая деятельность, в этом смысле является подтверждением социальной идентичности.

Профессиональная деятельность обеспечивает человеку приспособление к реальности. Это происходит следующим образом.

  • • Труд структурирует время и упорядочивает жизнь. Профессиональная занятость определяет распорядок каждого дня, недели и всей жизни в целом.
  • • Рабочая обстановка позволяет регулярно общаться с другими людьми. В процессе делового общения возникают и развиваются разнообразные социальные контакты.
  • • Профессиональная активность является для человека самостоятельной ценностью, при достижении определенных результатов он испытывает самоуважение и чувство удовлетворенности.
  • • Занимаемая человеком должность является важным показателем его статуса в обществе и определяет статус членов его семьи. В трудовой деятельности человек определяется относительно своего окружения и своей профессиональной принадлежности, устанавливает свою тождественность с другими.
  • • Профессиональное служение позволяет человеку проявлять свою физическую активность и умственную состоятельность. Затрачивая физические или умственные усилия, человек регулярно упражняется, поддерживает себя в нужном тонусе.
  • • Труд стабилизирует и структурирует личностное и социальное пространство индивида. Работа, служащая источником дохода, обеспечивает стабильное положение человека и его семьи, тем самым организуя его личностное и социальное пространство бытия.

Предполагается, что работа помогает человеку понять самого себя, карьера дает чувство защищенности, карьерный рост наполняет ощущением собственной компетентности, силы и самоуважения, которые нужны при взаимодействиях с внешним миром, а также карьера позволяет ощутить власть над временем и чувство движения вперед.

Таким образом, профессиональная деятельность выступает как резервуар типичных идентичностей и карьерных возможностей, которые конструируют социально приемлемым образом реальность и предлагают индивидам адекватные способы поведения в зависимости от конкретных условий и статусных позиций, в которых те находятся. Социальная идентичность выступает, таким образом, в пространстве профессионализации объективной и стабильной реальностью, с которой индивиды могут соотноситься в той мере, в которой она выступает предметом консенсуса. Еще 3. Фрейд отмечал положительную сторону трудовой деятельности, поскольку труд структурирует жизнь человека и делает ее осмысленной (Фрейд 3., 1991). Профессиональная деятельность позволяет человеку учиться и приспосабливаться к реальному миру, разумно изменять его и, таким образом, способствует достижению зрелости. Человек достигает полной зрелости тогда, когда, по мысли Фрейда, его «Эго «становится достаточно сильным и может направлять его активность таким образом, чтобы его инстинкты и желания могли быть удовлетворены в социально приемлемой форме.

М. Заваллони определяет идентичность как «внутреннюю операционную среду личности», состоящую из образов, концептов и суждений, отражающих отношение между «Я» и социальным миром, что соответствует горизонтальной карьере. Социальная идентичность проявляется как когнитивная структура представлений о себе, других людях и социальных группах (Zavalloni М., 1984).

Одним из социально-психологических следствий профессиональной дифференциации выступает тот факт, что индивиды максимизируют воспринимаемое различие между людьми, занимающими разные позиции социального пространства, и минимизируют различия между людьми, расположенными на одной позиции. Образ каждой социальной позиции связан в сознании людей со своей системой правил социального действия, социальных представлений, схем восприятия, оценивания и выражения, и немаловажную роль в этом играет карьерный фактор.

А. Гидденс вычленил четыре пары оснований, задающих оси «системы координат», или направления идентичности в «позднесовременном» обществе: унификация/фрагментация, беспомощность/многообразие возможностей, устойчивые ориентиры/неопределенность, индивидуальный опыт/социальный опыт (Giddens А., 1991b).

Общей для социальных наук является точка зрения, что идентичность есть активный процесс, отражающий представления субъекта о себе и сопровождающийся ощущением собственной непрерывности, что дает возможность субъекту воспринимать свою жизнь как опыт продолжительности и единства сознания, который позволяет действовать последовательно (Э. Эриксон, Ж. Пиаже, А. Валлон, Б. Вильямс, К. Леви-Стросс). Социальная идентичность в такой трактовке является результатом атрибуции, включенности в социальную позицию; она проявляется посредством участия индивида в жизни социума и достигается через обретение смысла труда.

Непреднамеренное следствие интенциональности человеческой жизни никто не смог выразить более лаконично, чем К. Ясперс, сказавший, что человек становится тем, что он есть, благодаря делу, которое он делает своим (Ясперс К., 1994).

Социальная идентичность обозначает, что есть и где есть человек в социальном плане, что соответствует представлениям о вертикальной карьере. Если некто имеет социальную идентичность, он помещен как человек в социальное пространство, т. е. его участие в социальных отношениях признано. Когда социальная идентичность как кодификация и локализация в качестве социального лица и объявленная социальная идентичность совпадают, она становится смыслом и значением «Я» (Качанов Ю. Л., 1996).

Социальная идентичность выступает одним из механизмов субъективно-личностного освоения социальной действительности, лежащего в основе формирования системы личностных и трудовых смыслов. Личностный смысл представляет собой индивидуализированное отражение действительного отношения личности к тем объектам, ради которых развертывается его деятельность; отражение, осознаваемое как «значение — для — меня».

Б. С. Братусь выделяет специфические функции смысловых образований. Во-первых, это создание образа, эскиза будущего, перспективы развития личности. Во-вторых, любая деятельность может оцениваться и регулироваться со стороны ее успешности в достижении тех или иных целей и со стороны ее нравственной оценки. Воплощением этого являются личностные ценности (Братусъ Б. С., 1993).

Если воспользоваться определением смысла, данным А. А. Брудным, согласно которому смысл — это такое отражение действительности в сознании, которое может изменить действительность, то возникают очевидные и бесспорные параллели со способами личностного и жизненного самоопределения и появляется возможность для переживания своей профессиональной значимости, неповторимости и уникальности (Брудный А. А., 1998).

Одним из важных аспектов обсуждения является соотношение профессиональной идентичности и карьеры (карьерного роста) специалиста.

В определенном смысле понятия карьеры и профессиональной идентичности аналогичны по своей композиции. Их сходство заметно не сразу и нуждается в обосновании. Основой и построения карьеры, и достижения профессиональной идентичности является «Я-концепция» личности как относительно целостное образование, постепенно изменяющееся по мере взросления человека (Шнейдер Л. Б., 2005).

Близость понятий карьеры и профессиональной идентичности затемнено рядом различий, которые для наглядности представлены в табл. 1.2.

Таблица 1.2

Карьера и профессиональная идентичность: сравнительный анализ

Параметр сравнения

Карьера

Профессиональная идентичность

Сила.

в мобильности.

в подлинности.

Ориентация.

на власть.

на мастерство.

Основа становления/ построения.

контроль.

ответственность.

Результат.

состоятельность.

самовыражение.

Основное содержание.

продвижение.

самоуважение.

Границы.

четкие.

размытые.

Значимый Другой.

внешнее воздействие.

глубинное воздействие.

Карьера осуществляется, профессиональная идентичность существует. Сила карьеры в ее мобильности, связанной с занятостью, сила профидентичности в подлинности, связанной с определенностью. Профидентичность ориентирована на мастерство, с которым следует считаться, карьера ориентирована на власть, которую приходится добиваться. Понятие власти не гомогенно. Оно предполагает не только обладание силой, но и наличие программы, на исполнение которой она направлена. Карьера объединяет сценарий жизни и активную силу (волю), обеспечивающую его осуществление. Это составляет основу сознательной и целенаправленной деятельности человека.

Отправной точкой в психологическом анализе карьеры и профидентичности является самосознание, которое порождает «Я-концепцию» личности — систему представлений человека о себе как субъекте своей жизни и труда. В рамках «Я-концепции» формируется представление о профессиональном будущем в виде образа профессии или в виде конкретной профессиональной цели. Образ профессии реализуется через процессуальную активность человека, базирующуюся на чувстве ответственности, конкретная цель — через целевую активность, базирующуюся на контроле над ситуациями и отношениями. Исходом первой ситуации является достижение профидентичности, свидетельством чего служит профессиональное мастерство человека, исходом второй — построение карьеры, свидетельством чего служит профессиональный успех.

Реализация карьеры обеспечивает человеку самоуважение в деле (состоятельность), реализация профидентичности обеспечивает человеку самовыражение (Я = Я). Карьера является категорией мобильности человека, ее основное содержание — продвижение, профессиональная идентичность является категорией самовыражения человека, ее основное содержание — достижение. Карьера имеет четко обозначенные временные границы, т. е. доподлинно известны ее начало и конец, карьера неминуемо заканчивается, в лучшем случае ее завершение связано с появлением преемника. Профидентичность принципиально неуничтожима внешними силами и обстоятельствами, ее кризисы и утрата связаны с проявлениями внутреннего «Я».

Относительно карьеры и профидентичности существенно различается роль значимого Другого. В первом случае он, как правило, оказывает внешнее воздействие, организует помощь и рассчитывает на эффективную отдачу, во втором случае его воздействие глубинное, психотерапевтическое, он способствует возникновению веры в себя и свои силы, свидетельствует о признании мастерства.

Совмещение этих двух направлений профессионального развития возможно, но является редким. Это совпадение обнаруживается при обсуждении горизонтальной карьеры.

Таким образом, карьера — это совокупность всех ситуаций реализованного выбора векторов дальнейшего профессионального и должностного продвижения, тогда как профессиональная идентичность — это совокупность всех ситуаций свободного (куда душа позвала) самовыражения и ответственного выбора по овладению смыслами профессионального мастерства. Важно отметить, что критерий успешности достижения профидентичности в большей степени интернален, чем критерий успешности карьерных перспектив, т. е. для осуществляющего их человека решающее значение имеет субъективное осознание своей успешности, а не внешние знаки и отметки.

Внутренние побудители карьерной политики и политики профидентичности разные: для карьеры это в большей степени стремление к успеху, для профессиональной идентичности — потребность самовыражения.

Е. А. Климов считает бесспорным фактом то, что каждый человек живет в своем мире, и предлагает понимать это так, что этот «свой мир» должен частично совпадать, иметь черты сходства, общности с мирами других людей (Климов Е. А., 2001; Конфликтология, 2003).

Э. Фромм пишет, что идентификации, посредством которых индивид вступает в отношения с миром, определяют суть его характера. Характер выражается непосредственно в поступке и позволяет человеку действовать вполне последовательно. Человек может устроить свою жизнь сообразно своему характеру и достичь определенного уровня соответствия между внутренней и внешней ситуациями (Фромм Э., 1992, с. 63—65).

Каждый человек — уникальный и неповторимый мир в себе, который не может быть выражен ни в какой системе понятий. Но этот уникальный внутренний мир воплощает в себе общечеловеческие ценности и обретает реальность только в творческой деятельности индивида, обращенной к другим. «Открытие Я» — не что иное, как осознание этого факта (Климов Е. А., 1996).

Положительные эмоциональные отношения с коллегами играют важную роль в профессиональной деятельности. Конгруэнтное взаимодействие в профессиональном сообществе предполагает наличие умений помогать, сотрудничать, представлять результаты своей деятельности коллегам, давать адекватную оценку деятельности других специалистов. Оно включает сформированность особого чувства сопричастности ко всему, что происходит в профессиональном сообществе, сопереживания другим людям, коллегам по работе, осознание себя и других в качестве единой общности — «мы».

Люди и процесс общения, внимание к отношениям в ценностной шкале любого специалиста, несомненно, должны занимать одно из центральных мест.

Хотя в профессиональной общности есть избыточность стандартов, издержки «поточной и поверхностной подготовки» специалистов, в этих непростых профессиональных отношениях между представителями различных профессиональных школ, направлений и технологий существует потенциал для развития разностороннего и эффективного специалиста, «способного к коллегиальности, толерантности, позитивизму и юмору». Трудно не согласиться с этим в свете построения карьерного пути специалиста в профессиональном сообществе.

Люди, как отмечает П. Жане, испытывают потребность работать вместе, сотрудничать, звать на помощь. Они хотят, чтобы действие, заданное обстоятельствами, совершалось совместно, и по мере возможности призывают других к взаимодействию. Это происходит потому, что социальное поведение адресовано соучастникам, как присутствующим, так и отсутствующим. По мнению Жане, социальное поведение, адресованное присутствующим, выступает в актах восприятия, тогда как адресованное отсутствующим — в актах памяти, для построения которых требуется развитое сознание (Хрестоматия по общей… 1979).

Э. Фромм утверждает, что профессиональный успех в жизни зависит как от реальных способностей и мастерства человека, так и от признания его личности теми, кто платит за услуги или нанимает на работу за жалование (Фромм Э., 1992). Особое значение это имеет при решении вопросов карьерного продвижения.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой