Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Психологическое обеспечение профессиональной деятельности: актуальные и перспективные задачи

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Например, для многих молодых людей к 30 годам вопросы профессионального самоопределения вновь становятся актуальными. В зрелости, наряду с позитивными процессами формирования профессионально важных качеств, успешной интеграции работника в профессиональную среду, нередко происходят и деструктивные изменения. Неудовлетворенные профессиональным и должностным статусом люди проводят ревизию своей… Читать ещё >

Психологическое обеспечение профессиональной деятельности: актуальные и перспективные задачи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Профессиональное самоопределение субъекта

В отечественной литературе вопросы профессионального самоопределения субъекта наиболее последовательно и разносторонне рассматриваются в работах Э. Ф. Зеера, Е. А. Климова, А. К. Марковой, Л. М. Митиной, Н. С. Пряжникова.

Профессиональное самоопределение как одно из важнейших проявлений психического развития человека Е. А. Климов понимает как процесс становления человека в качестве полноценного участника сообщества профессионалов и человеческого сообщества в целом. Выполнение социально значимой деятельности, направленной на производство социально ценного продукта, является критерием смысловых и мотивационных поисков и решений человека. В этих решениях кристаллизованы сознательные и подсознательные аспекты, а в самом решении интегрируется предшествующий опыт и цели в будущем: у человека складывается определенное отношение к различным областям труда, формируется представление о профессиях, о своих возможностях, выделяются предпочтения условий труда и пр. Нередко такие решения осуществляются по формуле «мгновение плюс вся предшествующая жизнь» (Климов, 1996, с. 40).

Важнейшая составляющая самоопределения — профессиональное самосознание, общая структура которого такова:

  • 1) осознание своей принадлежности к определенной профессиональной общности («мы — токари», «мы — металлисты», «мы — рабочие»);
  • 2) знание и оценка своего соответствия профессиональным эталонам и своего места в сообществе согласно системе социальных ролей («новичок», «один из лучших специалистов»);
  • 3) знание человека о степени его признания в социальной группе («меня считают хорошим специалистом»);
  • 4) знание о своих сильных и слабых сторонах, путях самосовершенствования, вероятных зонах успеха и неудач («здесь требуется терпею ние»), о своих индивидуальных способах успешного действия, о своем индивидуальном стиле деятельности;
  • 5) представление о себе и своей работе в будущем.

Другая важнейшая составляющая профессионального самоопределения — профессиональная пригодность, условия и пути ее формирования (Климов, 1996, 2004).

Э. Ф. Зеер (2003) расширяет область условий становления человека как профессионала и важнейшим из них называет вопрос личностного смысла в профессиональном труде. В течение жизни личность меняется. На разных стадиях развития (детство, подростковый возраст, ранняя юность и т. д.) одни и те же задачи профессионального самоопределения могут решаться по-разному. В целом же самоопределение есть не просто выбор профессии из альтернатив, а творческий процесс развития личности.

Основные моменты процесса профессионального самоопределения по Э. Ф. Зееру таковы (Зеер, 2003, с. 105):

  • 1) избирательность отношения человека к миру профессий;
  • 2) осуществление выбора с учетом индивидуальных особенностей человека, требований профессии и социально-экономических условий;
  • 3) самоопределение в течение всей жизни, постоянное рефлексирование своего профессионального бытия и самоутверждения в профессии;
  • 4) инициирование и актуализация процесса событиями жизни (окончание обучения, изменение места жительства и др.);
  • 5) восприятие самоопределения как актов самореализации и самоактуализации, актов проявления социальной зрелости личности.

Например, для многих молодых людей к 30 годам вопросы профессионального самоопределения вновь становятся актуальными. В зрелости, наряду с позитивными процессами формирования профессионально важных качеств, успешной интеграции работника в профессиональную среду, нередко происходят и деструктивные изменения. Неудовлетворенные профессиональным и должностным статусом люди проводят ревизию своей трудовой жизни. В пожилом возрасте у человека нередко появляются сомнения в целесообразности выхода на пенсию, так как он чувствует, что не исчерпал свой профессиональный потенциал, несмотря на профессиональную усталость. На этом этапе вновь возникает проблема самоопределения, но более актуальная уже не в узкопрофессиональной, а в широкой социальной, общественно-полезной деятельности.

Согласно Э. Ф. Зееру, профессиональное самоопределение есть утверждение человеком собственной позиции в проблемной ситуации, нередко сопровождающееся конфликтами внутриличностного характера. Факторами, обусловливающими эти конфликты, выступают (Зеер, 2003, с. 118):

1) рассогласования составляющих направленности личности (мотивы, самооценки, ценностные ориентации);

и.

  • 2) несовпадение характера профессиональной деятельности и уровня профессиональной компетентности;
  • 3) противоречия между направленностью личности на достижение успеха, материальных благ, карьеру и уровнем развития профессионально важных качеств;
  • 4) несоответствие представлений о своих профессионально важных качествах и реальных профессиональных возможностей;
  • 5) противоречия между профессиональными возможностями, потенциалом и социальными ограничениями, обусловленными полом, возрастом, этнической принадлежностью, внешностью.

Проявляясь как процесс эмоционально окрашенного отношения личности к своему месту в мире профессий, профессиональное самоопределение детерминируется социально-экономическими условиями, межличностными отношениями в коллективе, сопряжено с возрастными и профессиональными кризисами. Но ведущая роль в этих процессах принадлежит активности личности, ответственности человека за свое становление.

Н. С. Пряжников рассматривает обсуждаемую проблему в ряду других смежных проблем. Так, если профориентация предполагает «широкий, выходящий за рамки педагогики и психологии комплекс мер по оказанию помощи в выборе профессии», то профессиональное самоопределение соотносится с «самоориентированием» человека, выступающего в роли субъекта самоопределения (Пряжников, 1999, с. 328). Профессиональное самоопределение как более конкретное, фиксируемое и отражаемое формально (дипломы, квалификация и т. п.) отличается от личностного самоопределения как более сложного явления. Профессиональное самоопределение большее зависит от внешних условий, а личностное — от самого человека.

Самоопределение соотносится с такими понятиями, как самоактуализация, самореализация, самоосуществление. Его сущность состоит в поиске и нахождении личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и выполняемой трудовой деятельности, а также в нахождении смысла в самом процессе самоопределения (Пряжников, 1999, с. 330).

Специалисты различают уровни самоопределения — от отношений конфликтности до органичной и спонтанной согласованности, интеграции внешних и внутренних условий человека:

  • 1) агрессивное неприятие деятельности;
  • 2) молчаливое избегание деятельности;
  • 3) реализация стереотипов (деятельности и поведения);
  • 4) стремление усовершенствовать отдельные элементы деятельности;
  • 5) стремление существенно усовершенствовать свою деятельность в целом;
  • 6) стремление решать масштабные социальные задачи.

Итак, профессиональное самоопределение человека как субъекта труда есть процесс его активной ориентации в мире профессий, сопряженный с поиском смысла трудовой деятельности, с внутренними и внешними конфликтами, профессиональными и жизненными кризисами; профессиональное самоопределение есть процесс периодически повторяющихся выборов на протяжении всей профессиональной карьеры человека. Один из его результатов — выбор профессии — есть определяющий акт, ключевой момент самоопределения субъекта, конкретизирующий его цели, смыслы бытия, ценности, предпочтения форм социальной активности человека. Выбор профессии, с одной стороны, есть акт распредмечивания социально-культурной и исторической практики человечества, с другой — акт опредмечивания целей и смыслов отдельного человека как потенциального субъекта труда, выражающийся в выборе содержания будущей трудовой деятельности.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой