Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Влияние личностных особенностей родителя и ребенка на стиль семейного воспитания

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Стиль семейного воспитания связан со степенью сбалансированности показателей по сплоченности, гибкости семьи. Несбалансированность семей с детьми младшего школьного возраста с точки зрения структурно-функциональных характеристик (высокая гибкость и низкая сплоченность) и несбалансированность семей дошкольников по такой характеристике как гибкость, ее низкие значения, взаимосвязаны… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Стиль семейного воспитания. Факторы, влияющие на формирование стиля семейного воспитания
    • 1. Специфика, основные характеристики детско- .родительских отношений
    • 2. Стили и типы семейного воспитания
      • 2. 1. Типологии стилей воспитания по формам, средствам воспитательного воздействия (параметры принятия-непринятия, требований, контроля.)
      • 2. 2. Родительско — детские отношения и формирование личностных особенностей ребенка
    • 3. Факторы, влияющие на формирование стиля воспитания
      • 3. 1. Личностные особенности родителей как фактор формирования стиля воспитания
      • 3. 2. Личностные особенности ребенка как фактор формирования стиля воспитания
      • 3. 3. Родительское отношение как этологический фактор формирования стиля воспитания
      • 3. 4. Социо — культурные, семейные традиции как фактор формирования стиля воспитания.50 3.5.Качество супружеских отношений как фактор формирования стиля воспитания
    • 4. Семья как целостная система
  • Глава 2. Экспериментальное исследование взаимосвязи между индивидуально — типологическими особенностями родителя, темпераментальными особенностями ребенка и стиля семейного воспитания
    • 1. Постановка цели, задач. Планирование эксперимента
      • 1. 1. Ход эксперимента
    • 2. Индивидуально-типологические особенности родителя и стиль семейного воспитания
      • 2. 1. Выбор методик для диагностики стиля семейного воспитания. Взаимная валидизация опросников АСВ и ВРР
      • 2. 2. Связь нарушений процесса воспитания в семье с психологическими личностными проблемами родителей, решаемых за счет ребенка — по тесту АСВ
      • 2. 3. Стиль семейного воспитания и индивидуально-типологические особенности родителя
    • 3. Темпераментальные особенности ребенка и стиль семейного воспитания
      • 3. 1. Адаптация и валидизация тестов Кэри. Стандартизация
      • 3. 2. Темпераментальные особенности ребенка и стиль семейного воспитания
      • 3. 3. Общие рекомендации родителям по индивидуальному подходу к ребенку с теми или иными темпераментальными проявлениями
  • Ф
    • 3. 4. Темпераментальные особенности ребенка и индивидуально-типологические особенности родителя
  • 4. .Характеристики семьи с точки зрения ее функционирования и стиль семейного воспитания
    • 4. 1. Удовлетворенность браком и стиль семейного воспитания
    • 4. 2. Удовлетворенность браком и структурно — функциональные характеристики семьи
    • 4. 3. Удовлетворенность браком и социально — демографические характеристики семьи
    • 4. 4. Структурно — функциональные характеристики семьи и стиль семейного воспитания
    • 5. Общее обсуждение полученных результатов

Влияние личностных особенностей родителя и ребенка на стиль семейного воспитания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Роль семьи в формировании уникальной для каждого ребенка социальной ситуации развития — одной из существенных детерминант развития личности — общепризнанна. Отношение родителей к ребенку является одним из существенных факторов в формировании и развитии индивидуально-личностных особенностей и поведения ребенка. Нарушенные взаимоотношения между родителем и ребенком имеют серьезные последствия для психического развития ребенка, формирования его характера, личности.

Наиболее важными для развития личности ребенка представляются три группы детерминант родительского отношения: объективное влияние родителей, развитие личности самого ребенка, а также способы общения и взаимоотношения в семье.

В современной отечественной психологии детско-родительских рассматривают семейную ситуацию с помощью таких категорий как родительская позиция (А.С. Спиваковская), родительское отношение (А.Я. Варга), характер взаимодействия (О.А. Карабанова, Е.И. Захарова), стиль воспитания (Э.Г. Эйдемиллер).

В основе того или иного стиля семейного воспитания находится определенное родительское отношение к ребенку. Родительское отношение — это целостная система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ребенком, особенностей восприятия и понимания индивидуально-психологических особенностей ребенка его поступков. Влияние воспитания, родительского отношения, стоящего за родительским поведением, стилем воспитания, огромно и затрагивает самые разнообразные аспекты психической жизни и поведения ребенка. Само родительское отношение разнообразно. Это сложное образование, складывающееся под влиянием многих детерминант.

Как показывает специальная литература, интерес исследователей к проблемам семьи не ослабевает. В практической работе психологи также часто сталкиваются с теми или иными проблемами семьи, в том числе с проблемами нарушенных взаимоотношений между родителем и ребенком.

Данное исследование посвящено проблеме изучения взаимосвязи индивидуально-типологических особенностей родителя, темпераментальных особенностей ребенка, а также характеристик семьи с точки зрения ее функционирования со стилем семейного воспитания.

Актуальность исследования определяется часто возникающими проблемами в воспитании ребенка у родителей, педагогов и теми сложностями, с которыми сталкиваются психологи при диагностике и коррекции личностного развития ребенка, коррекции детско-родительских взаимоотношений. Опыт работы показывает, что часто воспитательные ошибки связаны с тем, что родители и педагоги не всегда учитывают индивидуальность ребенка, ориентируются больше на свои потребности, отталкиваясь от своих личностных особенностей. Несмотря на то, что в последнее время в обществе широко постулируется принцип индивидуального подхода к ребенку в процессе обучения и воспитания, осуществление его на практике затруднено.

Индивидуальный подход к ребенку предполагает учет в обучении и воспитании его индивидуально — психологических особенностей. В структуре индивидуальности в детстве обнаруживается доминирование темперамента над еще только формирующимся характером. С другой стороны, являясь врожденной, индивидуальной, плохо поддающейся изменениям особенностью, темперамент составляет важное условие, с которым надо считаться при индивидуальном подходе в учебно-воспитательном процессе, а также в понимании формирования характера и личности, во всестороннем развитии умственных и физических способностей детей.

Современная психология представляет воспитание двусторонним процессом. С оной стороны ребенок усваивает готовый социальный опыт, с другой стороны он сам активно включается в социальную среду. Такое отношение JT.C. Выготский назвал «социальной ситуацией развития, которая во многом определяет те формы и тот путь, по которому ребенок приобретает новые свойства личности» (Выготский JT.C., 1984).

Семья в разные возрастные периоды жизни ребенка является разным по значимости (ближним или более дальним) контекстом (О. А. Карабанова). Семья входит в социальную ситуацию развития ребенка, конкурируя или «оппонируя» другим контекстам социального развития.

Отношение родителей к ребенку является существенным фактором в формировании и развитии индивидуальноличностных особенностей и поведения ребенка. В ряде работ показана связь между определенным типом родительского отношения и конкретными характеристиками личности ребенка. В работах последних лет по данной тематике больше уделяется внимание типологии и моделям родительского отношения.

Родительские установки, или позиции — один из наиболее изученных аспектов детско-родительских отношений. Среди отечественных психологов наиболее систематическое экспериментальное исследование в этой области осуществляли, А .Я. Варга, О. А. Карабанова, Э. Г. Эйдемиллер. Под родительским отношением понимается система, или совокупность эмоционального отношения к ребенку, восприятия ребенка родителем и способов поведения с ним. С другой стороны, под родительскими установками подразумеваются установки и соответствующее поведение, которые не связаны именно с данным ребенком, а характеризуют отношение к детям вообще. В качестве наиболее значимых черт родительского отношения авторы выделяют эмоциональные, когнитивные и деятельностные его аспекты.

В литературе можно увидеть достаточно обширную феноменологию родительских отношений (позиций), стилей воспитания, а также их следствий — формирования индивидуальных характерологических особенностей ребенка в рамках нормального или отклоняющегося поведения (Захаров А. И, Эйдемиллер Э. Г., Личко А. Е., Варга А. Я. и т. д.) — Можно встретить также описание и неблагоприятных, патологически заостренных характерологических черт личности родителей, приводящих к тому или иному нарушению в воспитании (Захаров А.И., Варга А. Я., Адлер А. и т. д.).

Например, Варга А. Я, обобщая факторы, влияющие на родительское отношение, называет особенности личности родителя, ребенка, особенности супружеского общения, социо — культурные влияния, этологический фактор, но специально их не исследует.

Как показал анализ литературы, в психологии широкую поддержку получила так называемая модель взаимодействия (Варга А.Я., Хараш А. У., Хоментаускас Г. Т. и др.). Она предполагает равенство влияния как родителей на ребенка, так и ребенка на родителей. Хотя до 1970 — х годов наиболее традиционное рассмотрение развития ребенка сводилось к однонаправленной модели, согласно которой признавалось влияние матери на развитие ребенка и не учитывался вклад самого ребенка в процесс социализации и установление социальных отношений. Современные данные позволяют перейти к рассмотрению психологического взаимодействия матери и ребенка как изначально двустороннего, двунаправленного процесса, где каждый является активным партнером психологического взаимодействия и установления социальных отношений и где предполагается равенство влияния как родителей на ребенка, так и ребенка на родителей. Семейная среда, личностные особенности родителя (в литературе, как правило, указываются все те же, патологически заостренные черты личности родителя), особым образом влияют на формирование стиля семейного воспитания. В стилевых особенностях родительского воспитания не могут не учитываться и индивидуальные особенности самого ребенка. Но исследований, касающихся влияния индивидуальных, возрастно-психологических особенностей ребенка на стиль воспитания недостаточно (Равич — Щербо И. В., 2000, Кухтерина Г. В., 2002).

Таким образом, с одной стороны существует определенный запрос у педагогов, родителей на организацию эффективного взаимодействия с ребенком с учетом индивидуальности ребенка, а также по осознанию родителями, педагогами взаимосвязи между своими индивидуальными особенностями, стилем воспитания и нарушениями в поведении ребенка. С другой стороны анализ психолого-педагогической литературы по данной проблематике выявил недостаточную разработанность данного вопроса. Существует также дефицит информации о разнице стилевых особенностей воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста, а также о возможных условиях, с учетом которых, в большей степени, обуславливаются те или иные стилевые особенности в воспитании детей дошкольного или младшего школьного возраста.

Для создания системы эффективной практической психологической помощи родителям и педагогам необходимо выделить и исследовать возможные неблагоприятные воспитательные тактики, реализуемые по отношению к ребенку с теми или иными темпераментальными особенностями, вследствие чего возможен негативный прогноз развития личности в целом.

Представляется важным, выработать рекомендации по индивидуализации воспитания ребенка с учетом значимых черт темперамента, а также для профилактической работы и коррекции последствий возможного патогенного стиля воспитания.

Объект исследования — стиль семейного воспитания.

Предмет исследования — взаимосвязь индивидуально-психологических особенностей ребенка, родителя, характеристик семейного функционирования (удовлетворенности браком, сплоченности, гибкости) и стиля семейного воспитания.

Цель исследования заключается в выявлении и изучении взаимосвязи стиля семейного воспитания с индивидуально — типологическими личностными особенностями родителей, темпераментальными особенностями ребенка и характеристиками семьи с точки зрения ее функционирования (сплоченностью, гибкостью, удовлетворенностью браком).

Общая гипотеза: стиль семейного воспитания опосредован темпераментальными особенностями ребенка, индивидуально — типологическими личностными особенностями родителя и особым образом связан со структурно — функциональными характеристиками семьи (сплоченностью, гибкостью), удовлетворенностью браком. Гипотезы исследования:

1.Стиль семейного воспитания связан с индивидуально — типологическими личностными особенностями родителя. Родители с выраженностью таких индивидуально-типологических особенностей как агрессивность, ригидность, интровертированность, тревожность чаще демонстрируют дисгармоничный стиль воспитания. Выраженная экстравертированность, спонтанность, сензитивность, лабильность родителей предполагает большую успешность воспитательных воздействий.

2.Стиль семейного воспитания связан с темпераментальными особенностями ребенка. Родитель будет выбирать стилевые особенности воспитания с учетом таких черт темперамента как активность, ритмичность, реакция на новые стимулы (приближение-удаление), адаптивность, интенсивность эмоциональных реакций, доминирующее настроение, настойчивость, отвлекаемость, порог чувствительности.

3.Стиль семейного воспитания взаимосвязан с такими структурно-функциональными характеристиками семьи как сплоченность, гибкость и удовлетворенность браком.

Высокая удовлетворенность браком связана с успешностью воспитательных воздействий (меньше отклонений от гармоничного стиля семейного воспитания в сторону психогенного). Родители, в меньшей степени удовлетворенные браком, чаще демонстрируют дисгармоничный стиль воспитания.

Стиль семейного воспитания связан со степенью сбалансированности показателей по сплоченности, гибкости семьи. Сбалансированность показателей по сплоченности, гибкости семьи связана с успешностью воспитательных воздействий в семье. Несбалансированность структурно-функциональных характеристик связана с дисгармоничным стилем воспитания В ходе исследования были поставлены следующие задачи;

1. Исследовать связь индивидуально-типологических особенностей родителя и стиля воспитания.

2.Проследить наличие связи между темпераментальными особенностями ребенка и стиля семейного воспитания.

3.Выявить связь стиля воспитания с такими характеристиками функционирования семьи как сплоченность, гибкость, удовлетворенность браком.

4.Проанализировать полученные взаимосвязи стиля воспитания с индивидуально-типологическими особенностями родителя, темпераментальными особенностями ребенка, а также с характеристиками семейного функционирования (сплоченностью, гибкостью, удовлетворенностью браком).

5. Разработать общие рекомендации по индивидуальному подходу к ребенку в семье и школе с конкретными поведенческими проявлениями темперамента.

Научная новизна работы — заключается в том, что впервые была выявлена взаимосвязь стиля семейного воспитания и темпераментальных особенностей ребенка, а также и индивидуальнотипологических особенностей родителя (экстраверсия, спонтанность, агрессивность, интровертированность, сензитивность). Были выявлены стилевые особенности воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Выявлена взаимосвязь стиля семейного воспитания и характеристик семейного функционирования, причем как субъективных (удовлетворенность браком), так и интегральных — структурнофункциональных характеристик семьи, а именно сплоченности и гибкости семьи, а также социально-демографических особенностей семьи: количество детей в семье, на каком году родился ребенок, запланированность беременности и т. д.

Проведена адаптация и предварительная стандартизация тестов Кэри по исследованию поведенческих проявлений темперамента у детей 4−12 лет.

Теоретическая значимость работы заключается в расширении и уточнении представлений об условиях, с учетом которых обуславливается стиль семейного воспитания. Стиль семейного воспитания связан с индивидуально-психологическими особенностями родителя, ребенка, а также с характеристиками семьи с точки зрения ее функционирования (сплоченности, гибкости, удовлетворенности браком). Стиль семейного воспитания опосредуется имеющимися.

• темпераментальными проявлениями ребенка, индивидуально-типологическими особенностями родителя и характеристиками семейного функционирования.

Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты исследования позволили сформулировать и расширить представление о причинах воспитательных нарушений в семье, что важно в профилактической и консультативной работе по предупреждению негармоничного личностного развития ребенка. Полученные эмпирические данные, позволяют сформулировать рекомендации для родителей и педагогов по эффективному взаимодействию с ребенком с учетом значимых черт темперамента. Адаптированные и стандартизованные тесты Кэри для детей дошкольного и младшего школьного возраста могут быть рекомендованы для практического использования педагогами-психологами.

Теоретико-методологической основой явились положения и подходы, позволяющие решать поставленные задачи, прежде всего работы по возрастной, педагогической психологии, а также общей психологии отечественных психологов (JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Л. Ф. Обухова, В. А. Петровский, В. Н. Мясищев, Смирнова Е.О.). Использовались в исследовании работы по семейной психологии — работы Бодалева А. А., Спиваковской А. С., Варга А. Я, Эйдемиллера Э. Г., Личко А. Е., Захарова А. И., Карабановой О. А., Шнейдер Л. Б., Черникова А. В. Для определения поведенческих проявлений темперамента использовалась концепция А. Томаса и Ф С. Чесс в работах отечественных и зарубежных психологов (William В. Carey, Равич — Щербо И. В., Егоровой М. С., Лидерса А. Г., Колесникова В. Г., Кухтериной Г. В.).

Методы исследования. В работе использовались следующие методы: опрос, диагностические методики: тесты Кэри (для диагностики поведенческих проявлений темперамента у детей 4−12 лет), опросник ИТО (индивидуально-типологический личностный опросник Собчик Л.Н.), опросник АСВ, разработанный Э. Г. Эйдемиллером для анализа семейного воспитания, опросник ВРР (взаимодействие родителя с ребенком), разработанный Марковской И. М., тест FACES — III для диагностики структурно-функциональных характеристик семьи, тест на удовлетворенность браком Столина В. В, Бутенко Г. П. Для выявления социально-демографических характеристик семьи была составлена специальная анкета.

Результаты исследования были подвергнуты обработке методами математической статистики.

В эксперименте участвовали мамы в возрасте от 22 до 38 лет, имеющие детей в возрасте от 4 до 11 лет, посещающих детский сад, студии, школу ЮЗАО г. Москвы. Семьи полные, этнически однородные, имеющих одного и более детей (дети не близнецы). Общее количество семей, принявших участие в исследовании — 90 (50 семей с детьми младшими школьниками и 40 семей с детьми дошкольниками). Количество мальчиков и девочек в обеих выборках практически одинаково.

Положения, выносимые на защиту;

1. Стиль семейного воспитания опосредуется темпераментальными особенностями ребенка. Родители детей дошкольного и младшего школьного возраста выбирают стилевые особенности воспитания с учетом поведенческих проявлений темперамента ребенка.

2. Стиль семейного воспитания связан с индивидуально — типологическими личностными особенностями родителей. Агрессивные, интровертированные родители чаще демонстрируют дисгармоничный стиль воспитания. Сензитивные, спонтанные, экстравертированные родители демонстрируют более успешный стиль воспитания.

3. Стиль семейного воспитания взаимосвязан с характеристиками семейного функционирования (сплоченностью, гибкостью и удовлетворенностью браком).

Высокая удовлетворенность браком связана с более успешным стилем воспитания. Низкая удовлетворенность браком связана с дисгармоничным стилем воспитания.

Сбалансированность показателей по сплоченности, гибкости семьи связана с успешностью воспитательных воздействий в семье. Несбалансированность структурно-функциональных характеристик связана с дисгармоничным стилем воспитания.

Обоснованность и достоверность полученных выводов в работе подтверждается их соответствием методологическим положениям психологии, использованием методов и методик, соответствующих предмету, цели, задачам и выдвинутым гипотезам, достаточным объемом выборки, корректным применением методов математической статистики с использованием компьютерных программ.

Апробация полученных данных диссертационной работы осуществлялась на заседании кафедры возрастной психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, на практических семинарах УЦ «Перспектива" — конференциях, через публикацииа также в коррекционной работе с детьми и родителями детского сада 1825, школ 865,1071 ЮЗАО г. Москвы.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав (теоретической и экспериментальной), выводов, заключения, списка литературы и приложений. В работе представлено 15 таблиц, иллюстрирующих полученные в ходе исследования экспериментальные данные. Библиография насчитывает 156 наименований.

Выводы по диссертационной работе:

1. Стиль семейного воспитания опосредуется темпераментальными, возрастно-психологическими особенностями ребенка, индивидуально — типологическими личностными особенностями родителя, а также особым образом связан с характеристиками семьи с точки зрения ее функционирования (удовлетворенностью браком, структурно-функциональными особенностями).

2. Родитель выбирает стилевые особенности воспитания с учетом темпераментальных проявлений ребенка. Родители дошкольников учитывают в своих воспитательных воздействиях такие черты темперамента ребенка (крайняя, полярная выраженность каждой черты) как активность, адаптивность, фон настроения, отвлекаемость, настойчивость и чувствительность. Родители ребенка младшего школьного возраста в стиле воспитания учитывают такие темпераментальные проявления как активность, регулярность (ритмичность) физиологических функций, реакция на новые стимулы (приближение — удаление), порог чувствительности, интенсивность эмоциональных реакций, фон настроения, отвлекаемость и настойчивость, адаптивность ребенка.

3. Стиль семейного воспитания связан с индивидуально-типологическими личностными особенностями родителя, такими как: экстраверсия — интроверсиясензитивность — спонтанность, а также агрессивность.

Чем больше выражена экстравертированность у родителей дошкольников, тем ниже уровень гиперпротекции, меньше игнорируются потребности ребенка. Экстравертированность родителей младших школьников связана с чрезмерной требовательностью к ребенку.

С увеличением спонтанности родителя дошкольника уменьшается недостаточность требований к ребенку, а выраженная спонтанность родителей младших школьников связана с потаканием в воспитании ребенка.

Выраженная агрессивность родителей дошкольников связана с потворствованием в воспитании, которое значимо коррелирует в этом возрасте с эмоциональной дистанцией к ребенку. Агрессивность родителей дошкольников связана также с чрезмерностью требований-обязанностей к ребенку. Агрессивность родителей младших школьников взаимосвязана с гипопротекцией, потаканием, недостаточностью запретов и неустойчивостью стиля воспитания.

Выраженная интровертированность родителей дошкольников связана с недостаточностью требований к ребенку. Интровертированность родителей младших школьников связана с гипопротекцией в воспитании.

С увеличением сензитивности родителей младших школьников снижается уровень потворствования, а также как чрезмерность, так и недостаточность запретов в воспитании.

4. Стиль семейного воспитания связан с характеристиками семейного функционирования (гибкостью, сплоченностью, удовлетворенностью браком).

Высокая удовлетворенность браком связана с успешностью воспитательных воздействий (меньше отклонений от гармоничного стиля семейного воспитания в сторону психогенного). Родители, в меньшей степени удовлетворенные браком, чаще демонстрируют дисгармоничный стиль воспитания.

Высокая удовлетворенность браком связана в свою очередь со сбалансированностью семьи с точки зрения ее функционирования (показателей по сплоченности, гибкости).

Сбалансированные семьи младших школьников (или в момент, когда семья сбалансирована) удовлетворены браком больше, чем несбалансированные семьи с детьми этого же возраста. Средне сбалансированные, несбалансированные семьи с детьми младшего школьного возраста могут быть также высоко удовлетворены браком, но только в случае высоких показателей по сплоченности и/или гибкости.

В целом удовлетворенность браком возрастает с увеличением сбалансированности, уровня сплоченности и гибкости семьи.

Стиль семейного воспитания связан со степенью сбалансированности показателей по сплоченности, гибкости семьи. Несбалансированность семей с детьми младшего школьного возраста с точки зрения структурно-функциональных характеристик (высокая гибкость и низкая сплоченность) и несбалансированность семей дошкольников по такой характеристике как гибкость, ее низкие значения, взаимосвязаны с дисгармоничным стилем воспитания. С точки зрения структурно — функциональных характеристик семьи, родители из сбалансированной семьи удовлетворены браком больше, чем родители из несбалансированной, и реализуют менее психогенный, более благоприятный стиль семейного воспитания. 5. Адаптированный и стандартизованный в нашем исследовании тест Кэри может быть рекомендован для эффективного использования в профессиональной деятельности психологов в качестве инструмента по изучению темпераментных особенностей детей дошкольного и младшего школьного возраста, а также в профилактической и коррекционной работе с их родителями. ш.

Заключение

.

Проведенное исследование показало, что индивидуально-типологические личностные особенности родителя, темпераментальные особенности ребенка, а также характеристики семьи с точки зрения ее функционирования связаны со стилем семейного воспитания.

Стиль семейного воспитания опосредуется темпераментальными особенностями ребенка. Родитель выбирает стилевые особенности воспитания с учетом темпераментальных особенностей. Так родители дошкольников будут учитывать в воспитании такие крайние проявления черт темперамента как активность, адаптивность, доминирующее настроение, отвлекаемость, настойчивость и чувствительность. Родители младших школьников в стиле воспитания учитывают все темпераментальные особенности по тесту Кэри.

Индивидуальнотипологические личностные особенности родителя являются условием формирования стиля семейного воспитания. Стиль семейного воспитания определяется в основном такими контрастными чертами родителей как экстраверсия — интроверсиясензитивностьспонтанность, агрессивность.

Стиль семейного воспитания связан не только с индивидуально-психологическими особенностями родителя и ребенка, но и с характеристиками (субъективными и объективными) семьи с точки зрения ее функционирования. В частности, чем меньше у родителя уровень удовлетворенности браком, тем больше у родителей отклонений от гармоничного стиля семейного воспитания в сторону психогенного. И наоборот, чем выше удовлетворенность браком, тем успешнее родитель в своих воспитательных воздействиях.

Кроме того, родители из сбалансированной, с точки зрения структурно — функциональных характеристик семьи, удовлетворены браком больше, чем родители из несбалансированной семьи, и реализуют, как правило, менее психогенный, более благоприятный, стиль семейного воспитания.

В этом исследовании мы получили результаты все же «точечные», которые говорят скорее не о стиле семейного воспитания, а конкретных воспитательных чертах и особенностях взаимодействия родителя с ребенком. Но это исследование имеет перспективы дальнейшего продолжения. Интересно было бы проследить связь стиля семейного воспитания с личностными особенностями и отца. Возможно, что стиль семейного воспитания взаимосвязан и с другими возрастно-психологическими особенностями ребенка, а также с личностными особенностями родителей более высокого порядка (к примеру, как ценностномотивационная сфера) и с другими параметрами семейных отношений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. Беспризорные дети // Лишенные родительского попечительства. М., 1991.
  2. М. Обратим ли эффект депривации // Лишенные родительского попечительства. М., 1991.
  3. Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы // Вестник МГУ. Сер.14, Психология. 1987. № 2.
  4. Г. М. Социальная психология. М., 1999.
  5. Е.В. Становление ролевой структуры молодой семьи и ее восприятие супругами // Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология. 1993. № 4.
  6. Ф. Возрасты жизни // Философия и методология истории. М., 1977
  7. Р. Развитие Я концепции и воспитание. М. 1986.
  8. А.А. Семья и личность. М., 1981.
  9. А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982 Ю. Бодалев А. А. Личность и общение. М., 1983
  10. А.А. Психология межличностных отношений // Вопросы психологии. 1993. № 2
  11. А.А., Столин В. В. Семья в психологической консультации. М.: Педагогика, 1989
  12. А.А., Столин В. В. Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы. # МГУ, 1988
  13. Дж. Детям любовь и заботу // Лишенные родительского попечительства. М., 1991.
  14. В.И. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности //Вопросы психологии. 1997. № 6
  15. В.И., Варга А. Я., Сидорова В. Ю., Хамитова Н. Ю. Семейные факторы девиантного материнства // Семейная психология и семейная терапия. 1999. № 3
  16. М.Я. Я и ты. М., 1993
  17. Л.Ф., С.М.Морозов. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев. Наукова Думка, 1989
  18. Г. В. Понятие инвариантности и проблема психического развития ребенка // Вопросы психологии. 1976. № 4
  19. Г. В., Карабанова О. А., Лидере А. Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. М.:Изд-во МГУ, 1990
  20. А.Я. Структуры и типы родительских отношений. Дис. канд. психол. наук. М., 1987.
  21. А.Я. Роль родительского отношений в стабилизации детской невротической реакции (на примере детей, страдающих энурезом) // Вестник московского университета. Психология. 1985. № 4.
  22. А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. Спб.: Речь, 2001
  23. А.Я., Смехов В. А. Психологическая коррекция взаимоотношений детей и родителей // Вестник московского университета. Сер. 14. Психология. 1986. № 4.
  24. JI.C. История развития высших психических функций// т. 3. М., 1983.
  25. JI.C. Вопросы детской психологии. Собр. соч. в 6 т. М., 1984. т.4.
  26. В.И., Захаров А. И., Исаев Д. Н. Неврозы и их лечение. JL, 1977.
  27. Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М., 1993
  28. Ю.Б., Романова В. Я. Психология индивидуальных различий. Тексты, МГУ, 1982.
  29. Л.Я. Психология эмоциональных отношений. МГУ 1987
  30. Л.Я., Алешина Ю. Е. Социально-психологические исследования семьи: проблемы и перспективы // Вестник московского университета. Психология. 1985. № 4.
  31. И.А. Влияние семьи на формирование делинквентности у подростка // Психологический журнал. Том 15 № 2 1994
  32. Е.В., Лидере А. Г. Комплиментарность супругов и удовлетворенность браком Ф //Семейная психология и семейная терапия. 1997, № 2
  33. В. Н. Психология семьи. М.1996
  34. В.Н. Психология о современной семье: результаты исследований // Семейная психология и семейная терапия. 2001. № 3
  35. Э.Л. Стилевые особенности воспитания в бурятских и русских семьях // Журнал практического психолога, 1996, № 3
  36. А.И. К изучению семейных отношений при неврозах детского возраста // Социальная психология и социальное планирование. Л.: Изд-во ЛГУ, 1973
  37. А.И. Влияние семейных факторов на снижение темпа психического развития детей // Труды Ленинградского педиатрического медицинского института. Т. 70.- Проблемы общего психического недоразвития. Л., 1976.
  38. А.И. Преемственность отклонений в воспитании в прародительской и родительской семье // Преемственность поколений: диалог культур: Материалы международной научно-практической конференции. Вып. 2. Спб.: Изд-во СпбГУ, 1996
  39. А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М.:Просвещение, 1996.
  40. А.И. Неврозы у детей и психотерапия. Санкт-Петербург, 1998.
  41. Е.И. Консультирование родителей детей раннего возраста // Психолог в детском саду. 2001. № 1
  42. Е.И. Особенности эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия // Психолог в детском саду. 2002. № 1
  43. .В. Теории личности в зарубежной психологии. МГУ 1982
  44. М. Семья и личность. М.: Прогресс, 1986
  45. М.С. Психология индивидуальных различий. М., 1997
  46. О.А. Психология семейных отношений. Уч. пособие. М, — Самара, 2001
  47. А. Психопатология неврозов. Варшава, 1975
  48. П.К. Семейный контекст: удовлетворенность супружеством, родительский стиль и речевое поведение с детьми // Вопросы психологии 1990, № 1,
  49. Ким JI.B., Станкевич Ю. А., Тен В. П. Нарушенные взаимоотношения в семье и риск развития депрессии у подростка (по результатам теста Faces III) // Журнал практического психолога. 2000, № 7
  50. Ким JI.B. Кросскультурные исследования депрессивных расстройств среди подростков этнических корейцев, проживающих в Узбекистане и республике Корея. Дис. канд. наук, 1997. Медицина (психиатрия).
  51. Г. А. Психологическое воздействие: теория, методология, практика. Автореф. докт. дис. М., 1991.
  52. Ф 54. Кован Ф. А., Кован К. П. Взаимоотношения в супружеской паре, стиль родительского поведения и развитие трехлетнего ребенка // Вопросы психологии. 1989. № 4.
  53. Кон И. С. Ребенок и общество. М., Наука, 1988
  54. Г. Психология развития. Спб. 2000.
  55. Г. В. Роль индивидуально-личностных особенностей младших школьников в детерминации их поведенческих трудностей. Автореф. канд. дис. М., 2002.
  56. Г. В. Типы семейного воспитания и темпераментные особенности поведения детей по опроснику Томаса-Чесса // Психология и школа. 2002. № 1
  57. Р. Как на самом деле любить детей. М., 1992.
  58. Ландгмеер И, Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984
  59. А.Н. К теории развития психики ребенка // Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1981.
  60. А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских т американских традиций. М., Смысл. 1999
  61. А.Г., Бурменская Г. В., Карабанова О. А. Возрастно-психологическое консультирование. М.: МГУ, 1990.
  62. А.Г., Колесников В. Г. Опыт использования опросника темперамента А.Томаса в психологическом консультировании //Психолог в детском саду.1999,№ 1.
  63. А.Г. О детском темпераменте. // Семейная психология и семейная терапия. 1997. № 1
  64. А.Е. Психопатии и акцентуации личности у подростков. Л., 1983
  65. И. А. О специфике детско-родительских отношений // Семейная психология и семейная терапия. 1998. № 4
  66. И.М. Практика групповой работы с родителями (методическое пособие). Санкт-Петербург, 1997
  67. Матейчек Зденек. Родители и дети. М., Просвещение, 1992
  68. Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука, 1989
  69. Р.Ж. Формы взаимодействия матери и младенца. // Вопросы психологии. 1994, № 6
  70. Р.Ж. Психологическое взаимодействие матери и младенца. Автореферат дис. .д-ра психол. наук. Питер, 2000
  71. B.C. Детская психология. М. 1999.
  72. В.Н. Психология отношений. М., Воронеж, 1995
  73. В.Н. Личность и неврозы. Л., 1960.
  74. Г. Семья в психологической консультации. М. — Воронеж. 1999
  75. В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М., 1976. Ф 78. Обозов Н. Н. Психология межличностных отношений. Киев «Лыбидь». 1990
  76. Н.Н., Обозова А. И. Диагностика супружеских затруднений // Психологический журнал. 1982. т.З. № 2
  77. Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М., 1995
  78. Л.Ф., Шаграева О. А. Семья и ребенок: психологический аспект детского развития. М. 1999.
  79. Общая психодиагностика // под ред. Бодалева А. А., Столина В. В. М., 1987
  80. В. Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии. М., 2000
  81. А.Б. Эволюция межличностных отношений в семье: основные подходы, ориентации и тенденции // Журнал практического психолога. 2000, № 9
  82. Основы возрастно-психологического консультирования. Учеб. — метод, пособие для студентов фак. психол. гос. ун-тов // коллектив авторов (под ред. Лидерса А.Г.). М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1991.
  83. Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как психотерапевт. М. Смысл, 1993
  84. В.А. Психология неадаптивной активности. М., 1992
  85. В.А. Личность в психологии. Ростов на — Дону, 1996
  86. Психология формирования и развития личности. Под ред. Анциферовой Л. И. М., 1981
  87. Психологические исследования общения // под ред. Ломова Б. Ф., Беляева А. В., Носуленко В. Н., М. Наука 1985
  88. Психопатология детского возраста. Хрестоматия // под ред. Егорова. А. Ю. Иванова Е.С., Исаева Д. Н., Санкт — Петербург Москва 2002
  89. Равич-Щербо И.В., Марютина Т. М., Григоренко E.JI. Психогенетика.- М.2000.
  90. М.С. Динамика переживания женщиной кризиса отказа от ребенка. Дисс. канд. психол. наук.-М., 1997.
  91. М. Помощь трудным детям. М. Прогресс. 1987
  92. С. Гештальт это младенец. Изд. Моск. Гештальт — института. М., 1982
  93. Е.А. Родительские представления и установки: понятие, виды и структура// Журнал практического психолога. 2001, № 3.
  94. В. Как строить себя и свою семью. М.: Педагогика — пресс, 1992.
  95. Е.О., Быкова М. В. Структура и динамика родительского отношения // Вопросы психологии. 2000, № 3
  96. Е.О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе // Вопросы психологии 1994, № 6
  97. JI.H. Введение в психологию индивидуальности. Теория и практика ф психодиагностики М., 1991.
  98. А.С. Профилактика детских неврозов. М.: МГУ, 1988.
  99. А.С. Обоснование психокоррекции неадекватных родительских позиций. // Семья и формирование личности. М., 1981.
  100. Е.Н., Лидере А. Г. Опыт использования теста Кэри (CAREY TEMPERAMENT SCALES TEST CTS) // Психолог в детском саду. 2001. № 1−2.
  101. Е.Н., Лидере А. Г. Удовлетворенность браком в зависимости от структурно-функциональных характеристик семьи// Журнал практического психолога. 2001. № 5−6.
  102. Е.Н., Лидере А. Г. Стиль семейного воспитания и личностные особенности родителя // Семейная психология и семейная терапия. 2001, № 4
  103. Е.Н., Лидере А. Г. Связь стиля семейного воспитания с темпераментом ребенка //Семейная психология и семейная терапия. 2002, № 2
  104. Е.Н., Лидере А. Г. Валидизация опросника ВРР (взаимодействия родителя с ребенком) с опросником АСВ// Семейная психология и семейная терапия. 2002, № 1
  105. Е.Н., Лидере А. Г. Удовлетворенность браком в зависимости от социально-демографических характеристик семьи // Семейная психология и терапия. 2003. № 1
  106. Е.Н. Воспитание с учетом индивидуально-психологических особенностей детей дошкольного и младшего школьного возраста //Возможности практической психологии в образовании. М. УЦ «Перспектива», 2003, вып. 4.
  107. Е.Н. Психогенность стиля семейного воспитания как показатель неудовлетворенности браком (матери)//. Семейная психология и терапия. 2003. № 2
  108. В.В., Бутенко Г. П., Романова Т. Л. Опросник удовлетворенности браком // Вестник МГУ. Психология. 1984. № 2.
  109. Я. Местоположение регулятивной теории темперамента (РТТ) среди других теорий темперамента. // Иностранная психология, том 1, 1993, № 2.
  110. Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 1982
  111. Е. В. Влияние семейных отношений на формирование субъектных позиций у детей (на материале исследования семей с разновозрастными и моновозрастными родителями). Автореф. дис. канд. психол. наук. М. 2001.
  112. Г. Г. Образ мира и мотивационные основы материнства // Проблемы изучения и развития личности дошкольника. — Пермь, 1995
  113. Г. Г. Психология материнства и ранний онтогенез. М., 1999
  114. Г. Г. Материнство и психическое развитие ребенка // Психолог в детском саду, 2001, № 1−2
  115. Флэйк-Хобсон Кэрол, Брайн Е. Робинсон, Пэтси Скин «Развитие ребенка и его отношений с окружающими». М.1993.
  116. Э. Душа человека. М. 1992
  117. А.У. Принцип деятельности в исследовании межличностного вопроса // Вопросы психологии. 1980. № 3.
  118. Г. Т. Семья глазами ребенка. 1989.
  119. Хрестоматия по возрастной психологии. М., 1994.
  120. Хрестоматия по педагогической психологии // под ред. Красило А. И., Новгородцева А. П. М., 1995.
  121. Хрестоматия по социальной психологии // под ред. Кутасова Т. В. М., 1994
  122. Хрестоматия. Психология влияния // сост. Морозов А. В. — Спб.: Питер, 2001
  123. А.В. Интегративная модель системной семейной психотерапевтической диагностики. М., 1997.
  124. А.В. Введение в семейную психотерапию. М., 1998
  125. Л.Б. Психология семейных отношений. М.: Апрель Пресс, Эксмо — Пресс, 2000.
  126. Э.Г., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия. Л., 1990.
  127. Э.Г., Юстицкий В. В. Психология и психотерапия семьи. П., 2000
  128. Э.Г., Юстицкий В. В. Анализ семейных отношений у подростков при психопатиях, акцентуациях характера, неврозах и неврозоподобных состояниях. Обнинск, 1992
  129. Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. М., Санкт-Петербург: Фолиум, 1996
  130. Э. Детство и общество. М., 1995
  131. Adler A. Uber den nervosen Charakter. Grundzuge einer vergleichenden Individual. Psychologie und Psychotherapie. Frankfurt a. M: Fisher Taschenbuch -Verl., 1975
  132. Aries Ph. Centuries of childhood. Pinguin books, Harmondsworth, 1973
  133. Baumrind D. The influence of parenting style on adolescent competence and substance use. Journal of Early Adolescence, 1991, № 11
  134. Benjamin L. S. Sructural analisis of social behavior// Psychological review. 1974, V. 81
  135. Bowlby Y. Attachment and loss: Vol. 2. Separation. N.Y.: Basic Boors, 1973
  136. Brody S. Patterns of mothering. N.Y., 1972
  137. Buss A.H., Plomin R.A. A temperament theory of personality development. N.Y.: Willey. 1975
  138. Buss A.H., Plomin R.A. Temperament: Early developing personality traits. Hillsdale, N. Y: Erlbaum. 1984
  139. Chess S., Thomas A. Origins and evolution of behavior disorders. From infancy to early adult life. Cambridge: Harvard University Press, 1987.
  140. Garner A., Wenar E. The mother-child interaction in psychosomatic disorders. Urbana: Univ. of Illinois Press, 1959
  141. Gewirtz J.L. Mechanisms of social learning: Some roles of stimulation and behavior in early human development // D.A.Goslin (ed.) Handbook of Socialization theory and dependency. N.Y. 1972
  142. Hegvik R.L., McDevitt S.C. & Carey W.B. The Middle Childhood Temperament Questionnaire. Journal of Developmental and Behavioral Pediatrics, 1982, № 3
  143. McDevitt S.C. & Carey W.B. The measurement of temperament in 3 to — 7 year old children. Journal of Child Psychology and Psychiatry, 1978, № 19
  144. Olson D.H., Portner J., Lavee J. Faces Ш. Family Social Science. Univ. of Minnesota, 1985
  145. Rot A., Sigelman M. A parent child relation questionnare. — Child Development, 1963, vol. 34, N 2
  146. Stella Chess & Alex Thomas. Know your child. N.Y.: Basic Books, 1987
  147. Stern D.N. The first relationship: Infant and mother. Cambridge: Harvard University Press, 1977
  148. Stern D.N. The interpersonal world of the infant. A view from psychoanalysis and developmental psychology. N. Y. Basic books, 1985
  149. Stevenson Hinde J., Simpson M. Mothers Characteristics, interactions and infants characteristics. -Child Development, 1981, vol.52
  150. Suran B.G., Rizzo J.V. Special children, an integrative approach. Glenview: Scott, Foresman and Co., 1979
  151. A., Chess S., Birch H.G., Hertzig M.E. & Korn S. Behavioral individuality in early childhood. N.Y.:New York Universiti Press, 1963
  152. A., Chess S., Birch H.G. «Temperament and Behavioral Disorders in Children. N.Y., 1968
  153. Thomas A., Chess S. The origin of personality scientific American. N.Y., 1970
  154. The Carey Temperament Scales. Test Manual, 1997 by Behavioral Developmental Initiatives, N. Scottsdale
Заполнить форму текущей работой