Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Проблемы взаимоотношений государства, торговых сетей и производителей

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Система антимонопольного регулирования — главная составляющая закона. Это принципиальная государственная позиция превентивного характера. В законе определен порог доминирования сетей на рынке услуг розничной торговли установлением размера доли на соответствующем рынке в пятнадцать процентов. Торговым сетям запрещено приобретать дополнительные площади в границах субъекта Федерации, если их доля… Читать ещё >

Проблемы взаимоотношений государства, торговых сетей и производителей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

К проблемам взаимоотношений государства, торговых сетей и производителей, негативно сказывающихся на развитии торговли можно отнести следующие.

Во-первых, некоторые аспекты торговой деятельности являются чрезмерно зарегулированными.

Во-вторых, отдельные положения нормативно-правовых актов допускают неоднозначное толкование в силу недостаточного раскрытия понятийного аппарата. Дополнительной проблемой является отсутствие в некоторых случаях четкого разграничения полномочий по регулированию торговой деятельности между федеральными и региональными властями.

В-третьих, отдельные нормативно-правовые акты, регулирующие различные аспекты торговой деятельности, содержат пункты, противоречащие друг другу.

До последнего времени регулирование отрасли торговли в России характеризовалось низкой степенью вмешательства со стороны государства:

  • — невмешательство в процесс взаимодействия производителей и торговых организаций;
  • — отсутствие механизмов защиты внутреннего рынка от иностранных розничных компаний;
  • — отсутствие ценового контроля по большинству товарных позиций;
  • — отсутствие требований экологического контроля для торговых организаций;
  • — слабое вмешательство со стороны ФАС;
  • — отсутствие внимания к вопросам подготовки кадров;
  • — отсутствие регулирования оптовых и дистрибуционных компаний;
  • — существенное делегирование полномочий по работе с отраслью регионам.

Такая регуляторная политика привела к ряду как положительных, так и отрицательных эффектов для самой отрасли, потребителей и государства. Так, например, отсутствие жёсткого регулирования, с одной стороны, способствовало высокой инвестиционной привлекательности и быстрым темпам развития отрасли, а с другой, привело к возникновению высоких входных барьеров на региональные рынки, выраженных в протекционистских мерах со стороны администраций регионов, и отсутствию развитой инфраструктуры.

Для потребителей основным положительным фактором стало существенное увеличение количества форматов современной торговли, которые позволили снизить цены (по сравнению с традиционными форматами) и повысить качество обслуживания. Однако, с другой стороны, высокая неравномерность развития сектора привела к сильной диспропорции в обеспеченности торговыми площадями, современными форматами, уровне цен между различными регионами. А хаотичная застройка муниципальных образований привела к таким проблемам, как ухудшение исторического облика городов и снижение транспортно-пропускной способности.

Злоупотребление местными властями своими полномочиями — одно из главных препятствий для развития торговли в стране. Местные власти часто имеют личную заинтересованность в бизнесе региональных розничных компаний и препятствуют конкуренции, затягивая выдачу разрешений на строительство, лицензий и других документов новым игрокам. Кроме того, высокий уровень коррупции при получении разрешений, лицензий, сертификатов и проведение различных проверок существенно увеличивает необходимые для развития торговли инвестиции и расходы, что снижает инвестиционную привлекательность отрасли.

В секторе оптовой торговли отмечаются злоупотребления со стороны сотрудников таможенных органов. В частности, отмечаются неоправданно длительные сроки оформления грузов, халатное обращение с грузами и их неправильное хранение, приводящие в отдельных случаях к порче или полной потере груза.

Налоговое законодательство приводит к избыточному объему бухгалтерской отчетности для хозяйственных обществ и низкому уровню применения патентов самозанятыми и малыми семейными компаниями.

В условиях отсутствия средств и платежеспособного спроса субъекты малого предпринимательства вынуждены высвобождать дополнительные средства, многие предприятия минимизируют налоговые поступления, принимают большие усилия по экономии издержек, в том числе в укрытии собственных доходов. (35).

Одной из наиболее острых проблем, препятствующих развитию сектора внутренней торговли в России, является недостаточно развитая инфраструктура. Под инфраструктурой в данном случае понимаются не только базовые инфраструктурные объекты, такие как дороги, порты, склады, торговые объекты, сети электроснабжения, но и инфраструктура услуг для сектора торговли, включающая наличие необходимого количества высокоразвитых логистических компаний, дистрибуторов и оптовых поставщиков, сертифицирующих и лицензирующих организаций, компаний, работающих на рекламном рынке, образовательных учреждений. К проблемам в области инфраструктуры услуг относятся и слабые хозяйственные связи между производителями и организациями торговли; недостаточный уровень развития кооперации; наличие большого числа посредников между небольшими производителями и небольшими торговыми организациями.

Основное беспокойство у торговых организаций всех товарных сегментов вызывает низкая обеспеченность дорогами многих населенных пунктов и даже отсутствие дорожной связи между отдельными территориями. Такое положение дел не позволяет в срок и в достаточном количестве осуществлять поставки товаров во многие регионы, нарушает процесс товарообмена между регионами, тесно связанными торговыми отношениями, создает угрозу дефицита и приводит к росту цен на отдельные группы товаров.

Аналогично складывается ситуация и со складскими площадями. Для таких товаров, как продукты питания, требующих особых условий хранения, проблема отсутствия складов приводит к тем же последствиям, что и низкая обеспеченность дорогами.

Проблему представляет собой также сложность и недостаточная прозрачность процедуры получения земли и разрешений на строительство торговых и логистических объектов.

Зачастую подведение коммуникаций приходится самостоятельно осуществлять компаниям, строящим объект, что приводит к удорожанию стоимости строительства до 3х раз. Такая ситуация снижает инвестиционную привлекательность отрасли и тормозит строительство новых торговых и логистических объектов.

Кроме того, в настоящее время технологические потребности производителей сельскохозяйственной и рыбной продукции, а также оптовых продавцов в материально-технической базе хранения оказались в значительной мере неудовлетворенными. Вследствие нехватки складских площадей произведенная продукция частично хранится в малоприспособленных или неприспособленных помещениях, в которых невозможно обеспечить оптимальные условия хранения. В результате такого хранения значительно увеличиваются товарные потери, снижается рентабельность производственных и торговых предприятий.

Исторически сложилось, что преобладающей тенденцией стало размещение хранилищ в местах потребления. В результате этого ощущается острая нехватка складов и холодильников в местах производства сельскохозяйственного сырья или вылова рыбы.

Так, емкость рыбных морозильников всей страны составляет всего 235 тыс., из них только 7%, что составляет 16,5 тыс. т, сосредоточено в Дальневосточном округе. При этом вылов рыбы в этом округе превышает 250 тыс.т.

В результате этого происходит снижение объемов производства необходимых продуктов питания, что приводит к снижению душевого потребления и отклонению от рациональных норм питания.

Таким образом, в настоящее время потребление основных продуктов питания в среднем на душу населения в России составляет от рекомендуемых норм питания:

  • — мясу и мясопродуктам — 68%;
  • — молоку и молокопродуктам — 61%;
  • — яйцам — 88%;
  • — рыбе и рыбопродуктам — 56%.

Увеличение объемов сельскохозяйственного производства, имеющее место в последние годы государственной поддержке в форме национальных проектов, остро поставило проблему интенсификации развития инфраструктуры, включающей и хранилища.

В России отдаленные и труднодоступные территории зачастую характеризуются острым дефицитом и даже полным отсутствием торговых площадей. Около 5% населения России не имеют доступа к торговым объектам, вследствие того, что для розничных компаний нецелесообразно с экономической точки зрения открывать магазины в населенных пунктах с невысоким платежеспособным спросом и с недостаточно развитой инфраструктурой. Особенно характерна подобная ситуация для городов Крайнего Севера, Дальнего Востока и Северного Кавказа, удаленных от городов сельских районов.

Среди основных проблем можно выделить:

  • — отсутствие платежеспособного спроса;
  • — отсутствие развитой инфраструктуры;
  • — отсутствие предложения логистических услуг;
  • — отсутствие квалифицированных кадров среднего и высшего звена.

Россия существенно отстает в развитии малого и среднего предпринимательства от развитых стран.

Общая тенденция ухудшения финансового положения предприятий в период кризиса ликвидности проявляется вне зависимости от отраслевой ориентации субъектов малого бизнеса — число предприятий, финансовое положение которых можно оценить положительно, существенно снизилось во всех отраслях. Наиболее сильно негативные тенденции изменения финансового положения проявляются в торговле.

Недостаток финансирования означает:

  • — резкое сокращение доступа к дополнительным финансам и возможностям для инвестирования. Субъекты малого предпринимательства используют кредиты в основном для пополнения оборотных средств, закупки товаров у крупных производителей, оптовиков. Таким образом, у малого предпринимательства велика доля (и потребность) в краткосрочных и среднесрочных кредитах. Однако банки не могут в полном объеме удовлетворить спрос со стороны малых предприятий на получение таких кредитов.
  • — ограниченность доступа к банковским кредитным услугам, как для решения проблемы с оборотными средствами, так и для реализации начатых или намеченных инвестиционных проектов;
  • — ограничения в кредитовании начинающих предпринимателей. Большая часть российских предпринимателей отмечает значительные сложности с привлечением финансирования и на старте, и в период развития бизнеса.

Основные факторы роста издержек — затраты на лицензирование, разработку нормативной документации, рост стоимости электроэнергии, которая увеличилась по данным предпринимателей на 40−60 процентов. Непрозрачная и громоздкая процедура заключения договоров присоединения; негарантированные сроки присоединения; предъявление необоснованных требований к потребителям; присоединение без заключения договора. Еще одним фактором роста издержек являются высокие арендные ставки.

Одним из наиболее эффективных инновационных методов повышения конкурентоспособности торговых предприятий является франчайзинг.

К факторам, которые препятствуют более активному развитию франчайзинга на российском рынке, следует отнести:

  • — отсутствие единых схем регулирования франчайзинговых отношений на российском рынке, вызванное отсутствием законодательно утвержденных терминов «франчайзинг» и «франчайзинговый договор»;
  • — франчайзинг по-прежнему развивается весьма неоднородно.

Можно выделить 11 субъектов Российской Федерации в которых сложились наиболее благоприятные условия, как для сетевой торговли, так и для франчайзинговых отношений, среди которых: Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Свердловская область, Краснодарский край, Самарская область, Республики Татарстан и Башкортостан, Тюменская область, Челябинская и Ростовская области;

  • — сложным вопросом остается вопрос кредитования начинающих франчайзи. Если в зарубежных странах банки представляют льготы для данной категории предпринимателей, то в России франчайзи попадает под категорию малого предпринимателя, которому весьма трудно, а порой и невозможно получить доступ к кредитным ресурсам. В условиях кризиса все меньше франчайзеров соглашаются стать гарантами своих новых партнеров — франчайзи при получении кредитов;
  • — закрытость франчайзинговых предложений. Большинство предприятий, которые могут и готовы вступить во франчайзинговую систему, не могут сделать выбор из-за отсутствия информации о существующих франшизах и опыте их функционирования, что связано с ограниченностью информации, которые представляют франчайзеры.

Торговая отрасль обеспечивает рабочими местами пятую часть экономически активного населения страны с уровнем оплаты труда, соответствующим среднему по стране. Однако в отрасли наблюдается значительный дефицит и недостаточная квалификация кадров, которые вызваны главным образом быстрым ростом сферы торговли, низким социальным престижем низкоквалифицированных работ в сфере торговли, недостаточным качеством обучения торговым специальностям в российских вузах.

Персонал в сфере розничной торговли условно можно разделить на три категории:

  • — низко квалифицированный персонал, например, кассиры, продавцы, операторы торгового зала, грузчики;
  • — сотрудники средней квалификации, например, менеджеры магазинов, руководители отделов;
  • — топ-менеджмент, высшее руководство розничных компаний.

Наибольший дефицит трудовых ресурсов наблюдается на уровне низко квалифицированного персонала и сотрудников средней квалификации. Проблемы с набором персонала низкой квалификации связаны, в первую очередь, с низким уровнем оплаты труда, высокой текучестью кадров, низкой мотивацией к работе и низкой степенью престижности профессии. Также существует дефицит кадров средней и высшей квалификации, который связан, с одной стороны, с быстрым ростом розничной торговли, с другой стороны, с недостаточным качеством подготовки выпускников вузов, обучающихся торговым специальностям.

а) Государственное регулирование в сфере торговли В РФ используются различные способы публично-правового воздействия государства на торговую деятельность. Сюда относятся не только меры ограничительного характера, но и государственная поддержка тех видов деятельности, которые особенно важны для государства и общества. Применяются такие меры государственного регулирования, как прогнозирование и программирование социально-экономического развития, государственная поддержка малого предпринимательства, государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности, лицензирование отдельных видов деятельности, техническое регулирование и другие.

На уровне регионов разрабатываются концепции развития торговли, целевые программы развития потребительского рынка.

Важные вопросы правового регулирования внутренней торговли отражены в Федеральном законе «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28.12.09 г. № 381-ФЗ. (36).

Основной идеей закона является упорядочение на федеральном уровне отношений, связанных с организацией торговой деятельности на территории РФ, в целях создания прозрачного и предсказуемого порядка осуществления торговой деятельности, необусловленного какими-либо произвольными требованиями местных властей, а также устранения излишних административных барьеров в торговле. Его стратегическими задачами является создание условий, позволяющих:

  • — обеспечить единство экономического пространства на всей территории страны путем проведения единой государственной политики и нормативного правового регулирования в сфере торговой деятельности;
  • — исключить неоправданное вмешательство органов государственной власти и органов местного самоуправления в торговую деятельность хозяйствующих субъектов;
  • — ограничить возможность государственного воздействия на развитие торговой деятельности только посредством использования законодательно установленных методов регулирования;
  • — определить роль федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области регулирования отношений, возникающих в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности;
  • — обеспечить баланс экономических интересов хозяйствующих субъектов при заключении и исполнении договоров поставки;
  • — обеспечить гласность в разработке и принятии мер государственного регулирования торговой деятельности и доступность информации в данной области;
  • — сформировать условия для развития торговой деятельности, обеспечить равномерное и цивилизованное развитие различных видов, форм и форматов торговой деятельности.

Для реализации указанных задач закон предусматривает:

  • — создание и закрепление понятийного аппарата, используемого для регулирования отношений в области торговли;
  • — закрепление исчерпывающего перечня методов государственного регулирования в области торговой деятельности;
  • — определение и разграничение полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в отношении регулирования торговой деятельности;
  • — определение порядка организации торговой деятельности;
  • — определение порядка создания саморегулируемых организаций в сфере торговли и их прав;
  • — установление правил заключения и исполнения договоров поставки продовольственных товаров, обеспечивающих баланс интересов хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров;
  • — установление перечня недопустимых действий хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере торговли, а также недопустимых действий органов государственной власти и органов местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности;
  • — создание условий для формирования актуальных, достоверных и открытых информационных ресурсов в области торговой деятельности, мониторинга и анализа ситуации, складывающейся в сфере торговли.

В законе дана классификация объектов торговли на виды по их физическим характеристикам (стационарные, нестационарные), совокупному размеру их торговых площадей (крупные, средние, малые), а также в зависимости от ассортимента предлагаемых к продаже товаров (универсальные и специализированные). Здесь указаны формы торговой деятельности по способам ее осуществления: с использованием торговых объектов или без таковых; розничная и оптовая торговая деятельность (ст. 8).(37).

Закон делает акцент на развитии стационарной торговли, предоставляя стационарным объектам упрощенный (уведомительный) порядок государственной регистрации.

Закон не запрещает торговлю вне стационарных торговых объектов, в том числе на ярмарках, выставках, развозную и разносную торговлю, дистанционные способы продажи товаров, продажу товаров с хозяйствующий субъект должен быть зарегистрирован в законном порядке, ели иное не предусмотрено федеральным законом (п. 1 ст. 8). (38).

Нестационарная торговля не запрещается, но ограничивается разрешительным порядком ее регистрации.

Закон предписывает органам местного самоуправления разрабатывать и утверждать схемы размещения нестационарных торговых объектов на их территории с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. При этом, по схеме размещения, за субъектами малого и среднего предпринимательства должно резервироваться не менее шестидесяти процентов нестационарных торговых объектов (п. 4 ст. 10).(39).

Не менее важно ведение реестра торговых объектов на территории субъекта Федерации, что позволит не только обеспечить минимальные нормативы торговых площадей, но и усилить государственный контроль за соблюдением участниками торговой деятельности требований законодательства (ст. 20).(40).

Форма торгового реестра и порядок его ведения утверждается Министерством промышленности и торговли РФ.

В торговом реестре должны содержаться сведения о хозяйствующих субъектах, осуществляющих торговую деятельность, о хозяйствующих субъектах, осуществляющих поставку товаров (за исключением производителей товаров), и о состоянии торговли на территории субъекта РФ. Сведения торгового реестра предоставляются физическим и юридическим лицам бесплатно.

Орган государственной власти, формирующий торговый реестр субъекта Федерации, для целей государственной статистики ежеквартально предоставляет обобщенные сведения из торгового реестра в Министерство промышленности и торговли РФ. Субъектам РФ разрешено устанавливать в законодательном порядке требования к организации продажи товаров на ярмарках, действующих на их территориях, с учетом требований законодательства о защите прав потребителей, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, о пожарной безопасности, охраны окружающей среды и других федеральных законов (ст. 11).(41).

Впервые сделана попытка законодательно урегулировать деятельность «торговых сетей», которые подавляют конкуренцию и малый бизнес в сфере розничной торговли.

Система антимонопольного регулирования — главная составляющая закона. Это принципиальная государственная позиция превентивного характера. В законе определен порог доминирования сетей на рынке услуг розничной торговли установлением размера доли на соответствующем рынке в пятнадцать процентов. Торговым сетям запрещено приобретать дополнительные площади в границах субъекта Федерации, если их доля в объеме реализации продукции на территории субъекта Федерации за предшествующий финансовый год превышает 25 процентов. Сделки, свершенные с нарушением этих правил считаются ничтожными, а контроль за такими сделками осуществляет Федеральная антимонопольная служба РФ (ст. 14).(42).

На мой взгляд, для торговых сетей должны быть установлены более жесткие ограничения по объему реализованной продукции в регионе — 15 процентов. Кроме того, необходим специальный закон о торговых сетях.

Стихийные процессы развития внутренней торговли теперь, отчасти, ограничены законодательными рамками. Законодатель определил правовые основы отношений между главными участниками оптово-розничного рынка продовольственных товаров — розничными торговыми сетями, поставщиками и производителями товаров, где оградил последних от негативных практик, часто применяемых торговыми сетями к поставщикам и производителям.

К таким «практикам» относятся «бонусы» за доступ к сети, навязывание услуг по маркетингу и рекламе, требования о предоставлении информации о договорах с другими торговыми предприятиями, плата за изменение ассортимента товаров, заниженные цены и другие.

Закон о внутренней торговле запретил включать в цену договора поставки продовольственных товаров любые виды вознаграждения за исполнение договора. Законом предусмотрен единственный случай, когда торговая сеть имеет право на вознаграждение, включаемое в цену товара — за количество приобретаемых товаров, которое не может превышать десяти процентов от цены приобретенных продовольственных товаров.

Запрещается выплата вознаграждения за приобретение отдельных видов социально значимых продовольственных товаров (п. 4, 5 ст. 9).(43).

Определены и сроки оплаты продовольственных товаров торговыми сетями, которым товар предоставляется с условием оплаты через определенный срок, в зависимости от установленного срока годности таких товаров.

Закон о внутренней торговле во многом является документом прямого действия и пытается защитить поставщиков продовольственных товаров.

Закон также направлен на защиту интересов потребителей, так как предусматривает возможность государственного регулирования цен на социально значимые продовольственные товары первой необходимости, хотя и не предполагает прямого регулирования цен и наценок.

Право устанавливать предельно допустимые розничные цены на продовольственные товары первой необходимости предоставлено Правительству РФ, но при определенных условиях и на срок не более 90 календарных дней. Такая мера может действовать только в том случае, если в течение 30 календарных дней подряд на территории какого-либо региона рост розничных цен на эти товары составил тридцать и более процентов, что, в общем, оставляет торговым сетям возможность достаточно часто повышать цены, не выходя за установленные законом рамки. Все эти меры свидетельствуют о косвенном регулировании цен.

По общему правилу, хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, самостоятельно определяют ассортимент и цены на продовольственные товары (ст. 8). (44).

Государственное регулирование цен (прямое регулирование) на отдельные виды товаров и торговых надбавок к ценам на них может быть установлено федеральными законами, а также принятыми на их основе нормативными правовыми актами субъектов федерации и органов местного самоуправления.

Прямое регулирование цен на отдельные виды товаров применяется государством, как метод государственного регулирования внутренней торговли и в ныне действующем законодательстве. Постановлением Правительства РФ от 7.03.95г. № 239 (в ред. от 29.10.10 г. № 865) «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» утвержден перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти.(45).

В этом перечне товары, реализуемые на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средне-специальных и высших учебных заведениях, продукты детского питания (включая пищевые концентраты).

Закон неоднократно упоминает перечень социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, который утвержден Правительством РФ.

Сейчас часто используется термин retailing — «ритейл», «розничная торговля» — происходит от старинного французского слова retailer, означающего «часть чего-либо», «разрезать что-либо на кусочки». Это означает, что розничный торговец выполняет функции разделения большого количества товара, которым он торгует, на малые порции с целью продажи индивидуальным потребителям.

Компаниям, занимающимся ритейлом, предоставлен широкий выбор торговых площадей. Грамотная и экономически эффективная концепция развития ритейла позволяет достигать высоких качественных показателей. При создании проекта по ритейлу важно иметь представление о профиле деятельности компании. Ритейл направлен на развитие розничных торговых точек и деятельность в этой сфере требует индивидуального подхода.

С 2004 г. ритейл стал самой быстрорастущей отраслью экономики. Наиболее перспективными оказались два формата — гипермаркет и супермаркет. Считается, что гипермаркет в силу своих особенностей, низких цен, большого ассортимента и крупных объемов продаж, будет определять развитие сетевой торговли в регионах и лидировать по оборотам в следующие несколько лет.

В Нижнем Новгороде на долю сетевой торговли уже в 2004 г. приходилось примерно треть товарооборота. По уровню развития сетевой торговли город занимал на тот момент четвертое место в стране после Москвы, Петербурга и Екатеринбурга. Успех сетевой торговли обусловлен усилиями местных оптовиков, которые озаботились конкуренцией со стороны мелкооптовых рынков и начали обзаводиться розничными магазинами эконом-класса с умеренными ценами, но высоким оборотом. Крупнейшими ритейлерами рынка Нижнего Новгорода являются такие сети, как: «Пятерочка», «О'Кей», «Ашан», «Лента», «Дикси», «Максидом», «Домовой».

Другие компании Нижнего Новгорода: «Сладкая жизнь», «Саюс», «Фрукты& продукты», ВКТ, «Медведь», торговый дом «Народный» продолжают поддерживать розничные направления для диверсификации своего бизнеса.(46).

Ритейлер является одной из форм торговли и распределения предметов потребления в стране. Состояние товарного обращения, справедливость в распределении товаров народного потребления, уровень удовлетворения материальных запросов людей во многом зависят от функционирования всей системы торговли. Общественные отношения, складывающиеся в этой области, охраняются нормами уголовного, гражданского, финансового и административного права.

Правонарушения, совершаемые в этой сфере, в данный момент являются такими, что некоторые могут их назвать незначительными.

Непосредственными объектами посягательства указанных правонарушений являются: отношения распределения товаров и товарное обращение, нормальная работа предприятий торговли, финансовые отношения, общественные формы ведения хозяйства. Дополнительным непосредственным объектом их посягательства могут быть материальные интересы граждан (покупателей, заказчиков) и государства.

Ответственность за совершение правонарушений в сфере торговли установлена в основном главой 14 «Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности» КоАП РФ. Приведем перечень правонарушений:

Статья 14.1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии) Статья 14.2. Незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена Статья 14.3. Нарушение законодательства о рекламе Статья 14.4. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил Статья 14.5. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо без применения контрольно-кассовых машин Статья 14.6. Нарушение порядка ценообразования Статья 14.7. Обман потребителей Статья 14.8. Нарушение иных прав потребителей Статья 14.9. Ограничение свободы торговли Статья 14.10. Незаконное использование товарного знака Статья 14.11. Незаконное получение кредита Статья 14.12. Фиктивное или преднамеренное банкротство Статья 14.13. Неправомерные действия при банкротстве Статья 14.14. Воспрепятствование должностными лицами кредитной организации осуществлению функций временной администрации Статья 14.15. Нарушение правил продажи отдельных видов товаров Статья 14.16. Нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе Статья 14.17. Незаконные производство, поставка или закупка этилового спирта Статья 14.18. Использование этилового спирта, произведенного из непищевого сырья, и спиртосодержащей непищевой продукции для приготовления алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции Статья 14.19. Нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Статья 14.20. Нарушение законодательства об экспортном контроле Статья 14.23. Осуществление дисквалифицированным лицом деятельности по управлению юридическим лицом Статья 14.24. Нарушение законодательства о товарных биржах и биржевой торговле Статья 14.25. Нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Статья 14.26. Нарушение правил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов и их отчуждения Статья 14.27. Нарушение законодательства о лотереях Статья 14.28. Нарушение требований законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости Статья 14.29. Незаконное получение или предоставление кредитного отчета Статья 14.30. Нарушение установленного порядка сбора, хранения, защиты и обработки сведений, составляющих кредитную историю Статья 14.31. Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке Статья 14.32.

Заключение

ограничивающего конкуренцию соглашения или осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий Статья 14.33. Недобросовестная конкуренция Статья 14.34. Нарушение правил организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках Статья 14.35. Нарушение законодательства о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и кадастровой деятельности В соответствии со статьями 2.1−2.10 КоАП к административной ответственности привлекаются не только граждане и должностные лица организаций, но и юридические лица.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если установлено, что у него была возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАПом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (п. 2 ст.2.1 КоАП).(47).

Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Следовательно, если юридическое лицо было привлечено к ответственности за обман потребителей в соответствии со ст. 14.7 КоАП, к ответственности за это же правонарушение может быть привлечено и должностное лицо этой организации, виновное в его совершении.(48).

Кроме того, важно знать наиболее распространенные ошибки и нарушения, встречающихся при товарных операциях ретелерской деятельности. Приведем наиболее характерные ошибки, которые могут быть выявлены в результате контрольных действий, и проанализируем их.

1. Отсутствие договоров с материально-ответственными лицами.

Это снижает степень сохранности товаров на складе предприятия, увеличивает риск разворовывания.

  • 2. Несоответствие данных бухгалтерского учета остатков товаров их фактическому наличию на складах предприятия. Такое несоответствие может возникнуть в результате неполного оприходования поступающего на склад товара, неправильного списания со склада, в результате пересортицы. 3. Нарушение налогового законодательства — сокрытие розничного товарооборота, не использование регистраторов расчетных операций. Это наиболее типичное нарушение. В результате таких нарушений занижается валовой оборот, а, следовательно, объект налогообложения. (49)
  • 4. Неправильное оформление хозяйственных взаимоотношений между субъектами предпринимательской деятельности. В этом случае между субъектами хозяйствования не заключены договора на покупку-продажу товаров, или нарушаются их условия, главным образом, нарушение сроков оплаты. (50)
  • 5. Неправильная оценка в бухгалтерском учете предприятия. Типичной ошибкой является несоответствие данных учета первичным документам по приобретению, покупке товаров. При этом в учете могут неправильно распределяются или вообще не распределяются товарно-заготовительные расходы. (51)

Также очень часто встречающимся нарушением является неправильная оценка выбытия товаров. В этих случаях финансовая отчетность предприятия будет содержать существенные искажения.(52).

  • 6. Нарушение ведения товарных операций на предприятиях розничной торговли. Несвоевременность и полнота оприходования выручки от реализации товаров и сдача её в отделения банка является очень существенным нарушением и карается законодательно. 7. Неправильное отражение операций на счетах бухгалтерского учета. Это приводит к использованию бухгалтерских счетов не по назначению, к нетиповой корреспонденции счетов. (53)
  • 8. Неправильный учет торговой наценки.

В целях предотвращения и пресечения данных правонарушений государство осуществляет непосредственный контроль и надзор за торговой деятельностью всех субъектов, не зависимо от форм собственности.

Государственный контроль (надзор) — это проведение проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам (работам, услугам), установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.

Порядок осуществления государственного контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля регулируется Федеральным законом № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» от 08.08.2001 г. (ред. от 30.12.2006 г.).(54).

Мероприятие по контролю — совокупность действий должностных лиц органов государственного контроля (надзора), связанных с проведением проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований, осуществлением необходимых исследований (испытаний), экспертиз, оформлением результатов проверки и принятием мер по результатам проведения мероприятия по контролю.

В соответствии с ФЗ «О торговле» контроль и надзор осуществляют:

  • 1. МВД РФ — контроль за оборотом гражданского и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у юридических лиц с особыми уставными задачами.
  • 2. Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий — надзор за выполнением установленных требований по гражданской обороне и пожарной безопасности.
  • 3. Федеральная служба по техническому и экспортному контролю — контроль за экспортом, импортом товаров (работ, услуг), информации, результатов интеллектуальной деятельности, в отношении которых применяются меры нетарифного регулирования, а также ведение федеральной базы данных о выданных экспортных и импортных разрешительных документах в отношении продукции, подпадающей под экспортный контроль.
  • 4. Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков — контроль деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в пределах своей компетенции — в области оборота сильнодействующих веществ.
  • 5. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека — надзор и контроль за исполнением обязательных требований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей в области потребительского рынка, а также контроль за соблюдением правил продажи отдельных видов товаров, выполнения работ, оказания услуг.
  • 6. Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам — контроль и надзор в сфере правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности, патентов и товарных знаков и результатов интеллектуальной деятельности, вовлекаемых в экономический и гражданско-правовой оборот.
  • 7. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии — контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и технических регламентов до принятия Правительством РФ решения о передаче этих функций другим федеральным органам исполнительной власти.
  • 8. Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития — надзор за фармацевтической деятельностью, соблюдением государственных стандартов, технических условий на продукцию медицинского назначения, производством, изготовлением, качеством, эффективностью, безопасностью, оборотом и порядком использования лекарственных средств, производством, оборотом и порядком использования изделий медицинского назначения, а также организация экспертизы качества, эффективности и безопасности лекарственных средств.
  • 9. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования — контроль и надзор в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания (кроме объектов охоты и рыболовства), за исключением полномочий, осуществление которых передано органам государственной власти субъектов РФ, за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов, использованием и охраной водных объектов.
  • 10. Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору — контроль за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами, контроль за безопасностью лекарственных средств для животных, кормов и кормовых добавок, изготовленных из генно-инженерно-модифицированных организмов на всех стадиях производства и обращения.
  • 11. Федеральная антимонопольная служба — контроль за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями законодательства о рекламе, соответствием антимонопольному законодательству соглашений между хозяйствующими субъектами, деятельностью юридических лиц, обеспечивающих организацию торговли на рынках определенных товаров в условиях прекращения государственного регулирования цен (тарифов) на такие товары и др.
  • 12. Федеральная таможенная служба — контроль таможенной стоимости товаров (совместно с Министерством финансов РФ). Кроме того, разработка обязательных требований к обустройству, оборудованию и месту расположения складов временного хранения в целях обеспечения таможенного контроля, а также контроль порядка взятия проб или образцов товаров, порядка их исследования при проведении таможенного контроля, контроль правил приобретения акцизных марок для ввоза (импорта) алкогольной продукции и контроля за их использованием, таможенный контроль.
  • 13. Федеральная служба по тарифам — контроль по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) на товары, цены (тарифы) по которым подлежат государственному регулированию.

Мероприятия по контролю указываются в приказе и проводятся только тем должностным лицом (лицами), которое указано в распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю.

Продолжительность мероприятия по контролю не должна превышать один месяц.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения специальных исследований (испытаний), экспертиз со значительным объемом мероприятий по контролю, на основании мотивированного предложения должностного лица, осуществляющего мероприятие по контролю, руководителем органа государственного контроля (надзора) или его заместителем срок проведения мероприятия по контролю может быть продлен, но не более, чем на один месяц.

В целях проверки выполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований органом государственного контроля (надзора) в пределах своей компетенции проводятся плановые мероприятия по контролю.

В отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя каждым органом государственного контроля (надзора) плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более чем один раз в два года.

В отношении субъекта малого предпринимательства плановое мероприятие по контролю может быть проведено не ранее, чем через 3 года с момента его государственной регистрации.

Внеплановой проверке, предметом которой является контроль исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, подлежит деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя при выявлении в результате планового мероприятия по контролю нарушений обязательных требований.

Внеплановые мероприятия по контролю проводятся органами государственного контроля (надзора) в случаях:

  • 1. Получения информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
  • 2. Возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества, в том числе в отношении однородных товаров (работ, услуг) других юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей;
  • 3. Обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанные с невыполнением ими обязательных требований, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений.

Обращения, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), не могут служить основанием для проведения внепланового мероприятия по контролю.

При проведении мероприятий по контролю должностные лица органов государственного контроля (надзора) не вправе:

  • 1. Проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции органа государственного контроля (надзора), от имени которого действуют должностные лица;
  • 2. Осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведении мероприятий по контролю должностных лиц, или работников проверяемых юридических лиц, или индивидуальных предпринимателей либо их представителей;
  • 3. Требовать представление документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки;
  • 4. Требовать образцы (пробы) продукции для проведения их исследований (испытаний), экспертизы без оформления акта об отборе образцов (проб) продукции в установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные государственными стандартами или иными нормативными документами;
  • 5. Распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения мероприятий по контролю, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ;
  • 6. Превышать установленные сроки проведения мероприятий по контролю.

Должностные лица органов государственного контроля (надзора) при проведении мероприятий по контролю обязаны:

  • а). Своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством РФ полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований;
  • б). Соблюдать законодательство РФ, права и законные интересы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
  • в). Проводить мероприятия по контролю на основании и в строгом соответствии с распоряжениями органов государственного контроля (надзора) о проведении мероприятия;
  • г). Посещать объекты (территории и помещения) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в целях проведения мероприятия по контролю только во время исполнения служебных обязанностей при предъявлении служебного удостоверения и распоряжения органов государственного контроля (надзора) о проведении мероприятия по контролю;
  • д). Не препятствовать представителям юридического лица или индивидуального предпринимателя присутствовать при проведении мероприятия по контролю, давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
  • е). Предоставлять должностным лицам юридического лица или индивидуальным предпринимателям либо их представителям, присутствующим при проведении мероприятия по контролю, относящуюся к предмету проверки необходимую информацию;
  • ж). Знакомить должностных лиц юридического лица или индивидуального предпринимателя либо их представителей с результатами мероприятий по контролю;
  • з). При определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, учитывать соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, окружающей среды и имущества, а также не допускать необоснованные ограничения прав и законных интересов граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
  • и). Доказывать законность своих действий при их обжаловании юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в порядке, установленном законодательством РФ.

Органы государственного контроля (надзора) и их должностные лица в случае ненадлежащего исполнения своих функций и служебных обязанностей при проведении мероприятий по контролю, совершения противоправных действий (бездействия) несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Несмотря на осуществляемый разноплановый контроль и надзор со стороны государства за торговой деятельностью, в том числе и ритейлеров, хотелось бы выделить основной недостаток. Это отсутствие взаимодействия контролирующих ведомств и органов между собой и, по моему глубокому убеждению, для предотвращения правонарушений в ретейлерской деятельности необходимо принять следующие дополнительные меры:

  • 1. Создание реестра субъектов торговой деятельности (ритейлеров) и применение автоматизированных систем поиска и информационных технологий. (Лабутин)(55)
  • 2. Привлечение к работе более квалифицированных кадров, способных проводить полный аудит и аналитическую работу. (Королев)(56)
  • 3. Усиление контроля за крупными финансовыми и иными крупными сделками.
  • 4. Упрощение процедуры получения информации, составляющую банковскую и коммерческую тайну.
  • 5. Ужесточение наказания за неоднократные правонарушения.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой